Среда, 07.12.2016, 11:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Местное самоуправление в Великобритании

§ 4. Местное самоуправление в Великобритании

 

Органы местной власти и реформа местного управления. На всех уровнях административно-территориального деления Соединенного Королевства местная власть представлена органами местного самоуправления. Самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется советами, избираемыми населением. Исключение составляют графства Северной Ирландии и столичные графства Англии, а также Большой Лондон.

В июне 1997 года Великобритания подписала Европейскую хартию о местном самоуправлении, которая предусматривает определенные стандарты прав органов местного самоуправления в европейских странах. И хотя крупная реформа местного управления была проведена в 1974 - 1975 гг., присоединение Великобритании к Европейской хартии предполагало новые изменения. Так, в рамках конституционной реформы, проведенной лейбористами, 2 мая 1998 г. состоялся референдум по вопросу о воссоздании Городского собрания и избрании мэра Лондона. Большинство жителей столицы высказалось в пользу таких изменений. После принятия Парламентом соответствующего закона выборы были назначены на май 2000 года.

Порядок формирования и состав органов местной власти. Члены местных советов (советники) избираются гражданами на определенный срок. Они осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и в сочетании с основной профессиональной деятельностью. При этом по действующему законодательству советники имеют право на освобождение от работы на определенный срок при выполнении своих депутатских обязанностей. Работодатель обязан не только предоставлять советнику такую возможность, но и оплачивать это время по средней ставке заработной платы. Совет избирает из числа советников председателя (в столичных районах и в округах столичных графств он именуется мэром) и формирует комитеты, в состав которых могут входить наряду с советниками и другие лица. Основная форма работы совета - сессия, на которой рассматриваются наиболее важные вопросы местного самоуправления.

Компетенция. Законодательство определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления. Советы графств занимаются вопросами: а) транспортного развития; б) дорожного движения; в) охраны порядка (полиции); г) образования; д) социального обслуживания; е) пожарной безопасности. К компетенции советов округов относятся: а) здравоохранение; б) местное планирование; в) жилищное строительство. Советы приходов или общие собрания избирателей (в тех приходах, где население насчитывает менее 150 избирателей, советы не могут создаваться по закону) решают все те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих советов.

Акты. Решения нормативного характера, принимаемые органами местного самоуправления, являются, как правило, актами делегированного законодательства. Это логически следует из доктрины inter vires, в соответствии с которой местные органы власти осуществляют свои полномочия в пределах, определенных им центральной властью. Нормативные постановления органов местного самоуправления устанавливают общеобязательные правила для определенной территории и до вступления в силу должны быть утверждены соответствующим (в зависимости от предмета регулирования) центральным правительственным ведомством. Законность актов органов местной власти, т.е. их соответствие закону, на основе которого им были делегированы полномочия, контролируется судебными органами. Если суд установит, что имело место превышение полномочий (ultra vires), то действия, осуществленные на его основе, признаются не имеющими юридической силы <157>.

--------------------------------

<157> Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма, 2004. С. 434 - 435.

 

Организация местного самоуправления в четырех регионах различается. В отношении каждого региона принят особый частный закон, регулирующий местное самоуправление. Различается территориально-административное деление регионов, различается устройство органов местного самоуправления, весьма различается их компетенция - круг вопросов, которые решают органы местного самоуправления. Поэтому затруднительно давать общую характеристику местного самоуправления в Великобритании в целом.

Схема организации и взаимодействия органов местного самоуправления на уровне общины или города (муниципалитета) примерно соответствует тому, что понимается под "комиссионной моделью" местного самоуправления в Европе и США. Особенностью является то, что на местном уровне строгое разделение властей на представительные и исполнительные органы отсутствует (что, в общем, не нарушает основных принципов, установленных Европейской хартией местного самоуправления).

Члены Совета принимают все важнейшие решения в пределах полномочий органов местного самоуправления (местный бюджет, программы развития, формирование муниципальных департаментов) и сами же обеспечивают и контролируют их исполнение, возглавляя муниципальные департаменты и представляя отчеты на заседаниях Совета. Советники работают на общественных началах. Срок полномочий Совета - 4 года.

До 1990-х годов основной территориально-административной единицей Англии было графство (county), которое включало как сельскую территорию, так и крупные города (г. Лондон фактически приравнивался к одному из Графств). Смысл начатой в 1996 г. и проведенной к 2000-м годам реформы местного самоуправления сводится к тому, чтобы:

а) выделить из территории графств города с прилегающими территориями;

б) на основе выделенных городских территорий формируются новые единицы - унитарные образования со своими органами местного самоуправления, унитарными Советами, полномочиями, ресурсами, при этом новые единицы занимают только часть территории страны;

в) в оставшихся 34 графствах реальные административные функции и полномочия передаются округам (территориальная основа - избирательные округа);

г) таким образом, традиционные графства остаются в основном на карте, в целом задумана двухуровневая система местного самоуправления вместо существовавшей трехуровневой;

д) город Лондон образует самостоятельную единицу со своими органами местного самоуправления (всенародно избираемые Ассамблея Большого Лондона, состоящая из 25 человек и Мэр) и полномочиями: социально-экономическое планирование, транспорт, полиция и др. Лондон, в свою очередь, делится на округа;

е) низовая территориально-административная единица в Англии - приход (заимствовано от церковной организации населения) или городской совет (town council). Приход соответствует поселку или маленькому городу с прилегающей территорией.

Население приходов с численностью от 150 до 200 человек может самостоятельно решать вопрос о создании Совета или замене его на общее собрание граждан, при численности населения менее 150 человек формирование общего собрания обязательно.

Всего в Англии 10 тыс. приходов, из которых 8 тыс. имеют свои советы.

Собрание избирает на определенный срок своего председателя, который осуществляет текущее управление в периоды между собраниями. Он отчитывается о своей деятельности перед собранием и может быть переизбран досрочно.

Вопросы компетенции Совета прихода: отвечает за сбор местных налогов и сборов, жизнеобеспечение общины, места отдыха, экологию, участвует в планировании застройки.

Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию реформа местного самоуправления затронула незначительно. С 1996 года Уэльс состоит из 22 единиц местного самоуправления: 12 графств и 10 округов (до этого - 13 графств).

Таким образом, в Уэльсе действуют два уровня местного самоуправления, на обоих создаются советы. Низовая территориально-административная единица в городах, на селе - община. Общинные советы полномочны в вопросах: сбора местных налогов и сборов, жизнеобеспечения населения общины, мест отдыха, экологического состояния территории, участия в социально-экономическом планировании развития (дают рекомендации Совету графства/округа).

Шотландия разделена на 32 территории (council areas), каждая управляется Местным советом (local council). Крупные города, например Глазго, также имеют статус территорий. Территории значительно различаются как по своей общей площади, так и по численности населения. Например, Хайленд является крупнейшей территорией Шотландии по площади (26 тысяч кв. км), крупнейшая по численности населения - Глазго (600 тысяч человек). Территории состоят из общин. Общину может составлять небольшой город, поселок. Население избирает Совет общины. Советники работают на общественных началах, Совет исполняет в основном консультативные функции (т.е. закон не предписывает ему обязательных полномочий) - компетенция: экологическое состояние территории и социально-экономическое планирование.

Территориальное деление Северной Ирландии - 26 округов с выборными Советами. В двух городах - Белфасте, Дерри население избирает городские советы. Особенностью является то, что в Северной Ирландии, в отличие от других регионов, действует только один уровень местного самоуправления.

В компетенцию окружных и городских советов входят: выдача лицензий на торговую деятельность, управление парками и местами отдыха, контроль за экологическим состоянием территории, уборка мусора и отходов, регулирование туризма, искусство и культура, экономическое развитие округа или города. Также местные советы имеют право давать рекомендации региональным органам по вопросам социально-экономического планирования, образования, жилищного строительства, здравоохранения.

Органы местного самоуправления Великобритании имеют право издавать подзаконные акты во исполнение законов, принятых Британским Парламентом, Парламентом Шотландии, Национальной ассамблеей Северной Ирландии. Органы местного самоуправления в Великобритании имеют полномочия взимать налоги на собственность (property taxes) в пределах, установленных центральным правительством. Также источником финансирования является плата за социальное обслуживание и трансферты из государственного бюджета. В компетенцию местного самоуправления в Великобритании входят, в частности, следующие вопросы: коммунальное обслуживание, вопросы окружающей среды, образование и школы, транспорт, дороги (скоростные магистрали), регулирование дорожного движения, социальное обслуживание, пожарная охрана, санитария, социально-экономическое планирование, жилищное строительство, парки и места отдыха, организация выборов в государственные органы (в т.ч. регистрация избирателей) <158>.

--------------------------------

<158> См.: Лангинен А.В. Основные результаты реформы местного государственного управления и самоуправления в Великобритании // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2009. Выпуск N 4(9); URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/2009/04/06.

 

Охрана общественного порядка является функцией полиции. В отличие от государств континентальной Европы, в Великобритании полиция не подчиняется министерству внутренних дел в административном плане. Фактически управление полицией осуществляется органами местного самоуправления. Несколько Советов на уровне округа либо унитарного образования путем делегирования представителей из своего числа формируют Управление полиции. Управление имеет полномочия назначать и смещать с должности главного констебля, который руководит полицейскими силами на территории данных округов или унитарных образований. В Лондоне полиция подчинена мэру. Численность сил государственной полиции сравнительно невелика. Организация медицинского обслуживания населения, снабжение газом и водой, электричеством и канализация в настоящее время не входят в полномочия британских органов местного самоуправления. Эти функции осуществляются правительством Великобритании посредством формируемых им национальных и региональных советов, являющихся органами государственного управления на местах.

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (08.07.2015)
Просмотров: 3486 | Теги: Великобритания, Местное самоуправление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016