Понедельник, 25.09.2017, 02:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 4. Контроль за экономической концентрацией

§ 4. Контроль за экономической концентрацией

 

Понятие, объекты и условия контроля

 

Экономическая концентрация представляет собой сделки и иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Как правило, в результате экономической концентрации происходит укрупнение хозяйствующих субъектов, увеличение размеров их активов, экономических возможностей, что может приводить к усилению их доминирования на определенном товарном рынке и ограничению конкуренции.

По этим причинам государство в лице антимонопольных органов осуществляет особый вид контроля - контроль за экономической концентрацией.

Контроль за экономической концентрацией осуществляется антимонопольными органами в отношении следующих действий и сделок (объекты контроля):

- слияние, присоединение коммерческих организаций;

- создание дочерней коммерческой организации;

- сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.

Условиями контроля за экономической концентрацией являются:

при реорганизации (слияниях и присоединениях):

- суммарная стоимость активов участников действий, превышающая семь миллиардов рублей, или

- суммарная выручка участников действий, превышающая десять миллиардов рублей, или

- включение одной из организаций, участвующих в слиянии или присоединении, в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (далее - Реестр хозяйствующих субъектов) (ст. 27 Закона о защите конкуренции);

при создании коммерческих организаций:

- оплата уставного капитала создаваемой организации осуществляется акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, предусмотренные ст. 28 Закона о защите конкуренции, и при этом:

- суммарная стоимость активов учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает семь миллиардов рублей, либо

- суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает десять миллиардов рублей, или

- включение организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации в Реестр хозяйствующих субъектов (ст. 27 Закона о защите конкуренции);

при совершении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций:

- суммарная стоимость активов лица (группы лиц), приобретающего акции (доли), права и (или) имущество и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает семь миллиардов рублей, или

- суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей, при этом:

- стоимость активов лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо

- одно из указанных лиц включено в Реестр хозяйствующих субъектов (ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции).

При совершении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций контроль за экономической концентрацией осуществляется в случаях, если:

- в результате таких сделок лицо (группа лиц) приобретает право распоряжения:

- в акционерном обществе более 25%, 50%, 75% голосующих акций, при условии, что до приобретения такое лицо (группа лиц) соответственно:

- не распоряжалось или распоряжалось не более 25% голосующих акций;

- распоряжалось не менее чем 25% и не более чем 50% голосующих акций;

- распоряжалось не менее чем 50% и не более чем 75% голосующих акций;

- в обществе с ограниченной ответственностью более 1/3, 1/2, 2/3 долей уставного капитала, при условии, что до приобретения такое лицо (группа лиц) соответственно:

- не распоряжалось или распоряжалось не более 1/3 долей;

- распоряжалось не менее чем 1/3 и не более чем 50% долей;

- распоряжалось не менее чем 50% и не более чем 2/3 долей.

В результате таких сделок лицо (группа лиц):

- получает в собственность, пользование или во владение находящиеся на территории РФ основные производственные средства (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества;

- приобретает в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) права, позволяющие определять условия осуществления зарегистрированным на территории РФ хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа;

- приобретает более чем 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иные права, позволяющие определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

 

Виды контроля

 

Антимонопольным органом осуществляется предварительный и последующий контроль за экономической концентрацией.

Предварительный контроль осуществляется до совершения субъектами экономической концентрации контролируемых действий и сделок посредством рассмотрения антимонопольным органом поступивших от субъектов экономической концентрации ходатайств о даче согласия на их совершение. Согласие антимонопольного органа является обязательным условием совершения таких действий и сделок.

Для получения согласия ФАС на действия и сделки необходимо обратиться в антимонопольный орган с соответствующим ходатайством и представить документы, указанные в ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган после получения ходатайства и приложенных к нему документов проверяет их полноту и в случае их представления не в полном объеме в течение десяти дней уведомляет об этом заявителя ходатайства.

Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства осуществляется в течение тридцати дней с даты получения ходатайства (ч. 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Данный срок может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 60 дней по следующим причинам:

- при необходимости дополнительного рассмотрения ходатайства;

- при необходимости получения дополнительной информации для принятия решения;

- если установлено, что заявленные в ходатайстве действия могут привести к ограничению конкуренции.

По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган может принять следующие решения:

- об удовлетворении ходатайства;

- об удовлетворении ходатайства и одновременной выдаче заявителю (группе лиц) предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

- о продлении срока рассмотрения ходатайства;

- об отказе в удовлетворении ходатайства.

О принятом решении заявителю ходатайства сообщается в письменной форме с указанием мотивов принятия решения.

Последующий контроль применяется в отношении группы лиц после совершения субъектами экономической концентрации контролируемых действий и сделок посредством рассмотрения антимонопольным органом поступивших от субъектов экономической концентрации уведомлений о совершенных ими действиях и сделках.

В силу ст. 31 Закона о защите конкуренции последующий контроль в отношении группы лиц может применяться при наличии двух условий:

- перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее, чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

- перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Последующее уведомление ФАС России о совершенных действиях и сделках должно быть сделано не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

Одновременно с уведомлением в антимонопольный орган представляются документы, указанные в ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения уведомления в рамках последующего контроля антимонопольный орган может выдать предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 23, ч. 10 ст. 33 Закона о защите конкуренции). Такое предписание выдается только в случае, если сделки, иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Вместо последующего уведомления антимонопольного органа субъектом экономической концентрации возможно обращение в антимонопольный орган с ходатайством о даче предварительного согласия на осуществление действий и совершение сделок, которое должно быть рассмотрено антимонопольным органом.

Нарушение порядка получения предварительного согласия на осуществление сделок и действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об их осуществлении, если их совершение привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения, влечет следующие последствия (ст. 34 Закона о защите конкуренции):

- ликвидация либо реорганизация в форме выделения или разделения коммерческой организации, созданной без предварительного согласия антимонопольного органа, а также в случае неустранения нарушений, указанных в предписании антимонопольного органа;

- признание недействительной сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, совершенной без предварительного согласия антимонопольного органа или с нарушением процедуры уведомления, а также в случае неустранения нарушений, указанных в предписании антимонопольного органа.

Применение данных последствий осуществляется исключительно судом по иску антимонопольного органа.

При этом антимонопольный орган должен доказать не только собственно факт нарушения порядка получения предварительного согласия, но и факт ограничения конкуренции на соответствующем рынке в результате такого нарушения. По этой причине применение судами вышеуказанных последствий не является широко распространенной практикой.

Кроме того, нарушение порядка контроля за экономической концентрацией влечет административную ответственность. Подробнее об административной ответственности см. § 6 настоящей главы.

Помимо возможности последующего контроля, существуют также другие особенности экономической концентрации применительно к участникам экономической концентрации, действующим в составе группы лиц, в частности:

- стоимость активов и размер выручки определяются с учетом совокупных активов и совокупной выручки участников группы лиц;

- при приобретении акций (долей) определяются совокупная доля владения всех лиц, входящих в группу;

- экономическая концентрация не подлежит государственному контролю, если действия и сделки, являющиеся объектами контроля, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц, при условии, что одно лицо - участник концентрации имеет более 50% голосов при определении решений другого юридического лица - участника концентрации.

 

Реестр хозяйствующих субъектов

 

ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, который размещен на официальном сайте ФАС России в сети Интернет.

Данный реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о компаниях, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Доля компании на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения компании и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Основаниями для принятия решения о включении в реестр являются:

1) аналитический отчет, подготовленный:

- в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок и иных действий или уведомления о сделках и иных действиях, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией;

- по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта;

- по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе;

2) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.

Нередко компании включаются в реестр в результате анализа товарного рынка, выполняемого ФАС России в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, или при рассмотрении ходатайств или уведомлений о совершении каких-либо действий, контролируемых ФАС России.

Однако включение компании в реестр само по себе не означает, что компания является доминирующей на определенном товарном рынке, а лишь является констатацией рыночной доли такой компании с целью установления за ней государственного контроля.

Включение компании в реестр хозяйствующих субъектов влечет за собой определенные правовые последствия, связанные с экономической концентрацией с участием лиц, включенных в реестр.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (22.07.2015)
Просмотров: 5023 | Теги: контроль, Экономическая концентрация | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь