Вторник, 23.05.2017, 10:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 4. Коммерческое обозначение

§ 4. Коммерческое обозначение

 

Понятие коммерческого обозначения

 

Коммерческое обозначение - средство индивидуализации одного или нескольких предприятий, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не включенное в ЕГРЮЛ и не подлежащее регистрации в патентном ведомстве (ст. 1538 ГК РФ).

Коммерческое обозначение, как и фирменное наименование, являются частями юридического гудвилла бизнеса, под которым понимается нематериальная его составляющая, включающая доброе имя, деловую репутацию, совокупность ноу-хау, список заказчиков, удачное расположение и пр. <1>. Коммерческое обозначение используют в начале занятия предпринимательской деятельностью в определенной сфере, до принятия решения о регистрации товарного знака. Как мы уже отмечали, использование коммерческих обозначений приводит к риску быть подвергнутыми нападкам бренд-сквоттеров, поэтому, принимая решение об использовании коммерческого обозначения, следует тщательно взвесить все "за" и "против", помня о слабой степени защиты такого средства индивидуализации.

--------------------------------

<1> См. об этом: Ершова Е.А. Гудвилл бизнеса. М., 2013.

 

Сфера использования коммерческих обозначений не велика. Они допускаются только для индивидуализации предприятий - единых имущественных комплексов, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности и зарегистрированных в установленном порядке в качестве объекта недвижимости. Иными словами, коммерческое обозначение не обозначает субъекта права (организацию) или определенный товар, работу, услугу.

У общества с ограниченной ответственностью "СП-Компания-СПБ" имеется в собственности предприятие - имущественный комплекс с коммерческим обозначением "Редакция журнала Секс Видео Гид", при этом, несмотря на возможность размещения этого коммерческого обозначения на вывесках, в рекламе, использованная другим способом, собственником журнала как имущественного комплекса является именно ООО "СП-Компания-СПБ" <1>, это значит, что все договоры с авторами, рекламодателями, иными лицами в этом случае будет подписывать субъект права - ООО "СП-Компания-СПБ", коммерческое обозначение используется лишь для индивидуализации журнала и его редакции.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Московского округа от 6 августа 2012 г. по делу N А40-59974/10-154-318.

 

Коммерческое обозначение имеет словесную форму.

 

Право на коммерческое обозначение

 

Право на коммерческое обозначение не подлежит государственной регистрации и возникает с момента начала его использования путем размещения на вывесках, этикетках, бланках, упаковках, в рекламе и пр. Отметим, что защита права на коммерческое обозначение крайне затруднительна, поскольку для ее обеспечения необходимо будет установить, что право на коммерческое обозначение действительно существует и возникло ранее, чем у нарушителя. В качестве доказательств будут использоваться рекламные объявления, письма, фотографии, а также свидетельские показания. Нужно помнить, что если обнаружится субъект, имеющий исключительное право на товарный знак, сходный до степени смешения с коммерческим обозначением компании, несмотря на то, что в силу закона это различные, независимые друг от друга объекты (ст. 1541 ГК РФ), фактически приоритетной защите подлежит право на товарный знак (как зарегистрированное в установленном порядке), а поэтому защита права на коммерческое обозначение фактически сводится только к защите против лиц, пользующихся коммерческим обозначением без регистрации.

Право на коммерческое обозначение не может передаваться отдельно от права на предприятие, оно включено в его состав и передается вместе с ним по договорам купли-продажи и аренды предприятия, а также по иным сделкам <1>. Однако даже в таком виде возможности распоряжения коммерческим обозначением существенно шире, чем права распоряжения фирменным наименованием. Последнее, как мы уже отмечали, вообще не может передаваться.

--------------------------------

<1> См.: Никонорова О.Н. Понятие и формы распоряжения правом на коммерческое обозначение // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 6.

 

Поскольку коммерческое обозначение не фиксируется в специальных реестрах (в отличие от фирменных наименований и товарных знаков), в практике часто встречаются нарушения прав лиц, обладающих другими средствами индивидуализации, такими как фирменное наименование, товарный знак, путем создания и использования коммерческих обозначений, сходных с зарегистрированными средствами индивидуализации, принадлежащих другим субъектам.

ООО "Садко-Л" в своей предпринимательской деятельности использовало коммерческое обозначение "ДИКСИКА" для обозначения магазина розничной торговли. ЗАО "ДИКСИ ЮГ" использовало в своей деятельности коммерческое обозначение "ДИКСИ" также для индивидуализации магазинов розничной торговли. ЗАО "ДИКСИ ЮГ" полагало, что ООО "Садко-Л" использует коммерческое обозначение, сходное до степени смешения с их коммерческим обозначением, тогда как именно ЗАО "Дикси ЮГ" имеет право на его использование в связи с созвучием с фирменным наименованием. К тому же способ изображения коммерческого обозначения на вывеске розничного магазина был подобен вывеске ЗАО "Дикси Юг" - в форме желтого овала. Суд иск ЗАО "Дикси Юг" удовлетворил, поскольку коммерческие обозначения были признаны сходными до степени смешения, что привело к недобросовестной конкуренции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2011 г. по делу N А40-29335/10-143-251.

 

В связи с этим рекомендуется воздерживаться от использования коммерческих обозначений, совпадающих либо сходных до степени смешения с фирменными наименованиями, товарными знаками или коммерческими обозначениями других субъектов.

Обладатель права на коммерческое обозначение может защищаться от незаконного использования коммерческого обозначения другими субъектами путем обращения с иском в суд, способами защиты может послужить запрет на использование коммерческого обозначения, сходного до степени смешения, возмещение причиненных убытков.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (15.07.2015)
Просмотров: 500 | Теги: гудвилл, коммерческое, Обозначение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь