Среда, 20.09.2017, 23:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

§ 3. Специальные экологические преступления. Часть 2.

§ 3. Специальные экологические преступления

Предыдущая страница

Именно поэтому в ч. 2 ст. 252 УК РФ указано на причинение существенного вреда окружающей среде. Его конкретные проявления в ряде случаев характеризуются как экологическая катастрофа.

Существенный вред другим охраняемым законом интересам, указанный в качестве последствия в ч. 2 ст. 252 УК РФ, в первую очередь выражается в нарушении права человека на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст. 42 Конституции РФ. Кроме того, этот вред может состоять в ущербе отраслям народного хозяйства, политическим и экономическим интересам государства, ее престижу и т.д.

Деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 252 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются по ч. 3 данной статьи.

Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ). Общественная опасность преступления заключается в том, что им причиняется вред нескольким группам общественных отношений: континентальному шельфу как одному из элементов окружающей среды, суверенитету России, безопасности судоходства. В связи с этим в юридической литературе высказано мнение о том, что нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной зоне не является экологическим преступлением <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М., 1997.

Объект преступления - общественные отношения по охране природных ресурсов континентального шельфа и вод исключительной экономической зоны Российской Федерации. Дополнительными объектами могут выступать суверенитет России, безопасность судоходства.

Объективную сторону преступления образуют:

а) незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации;

б) незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности;

в) нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его минеральных и живых ресурсов, обладает правом разрешать и регулировать буровые работы, сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование островов, установок и сооружений. Данные права являются исключительными. Если Россия не производит указанных действий, никто не может это делать без ее согласия.

Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"). Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Последняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается более чем на 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на большее расстояние от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Исключительная экономическая зона - это прилегающие к побережью Российской Федерации морские районы, находящиеся за пределами ее территориальных вод. Ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между Россией и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм.

Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются для изучения, поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов и простираются не более чем на 500 м от каждой точки их внешнего края.

Возведение искусственных островов, установок или сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, создание вокруг них или в экономической зоне России зон безопасности производится по разрешению специально на то уполномоченного федерального органа (например, по геологии и использованию недр, по рыболовству, по науке и технической политике). Совершение указанных действий без такого разрешения будет признаваться незаконным и влечь ответственность по ст. 253 УК РФ.

Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств может выражаться в:

а) возведении указанных объектов с нарушением норм, закрепленных в выданном разрешении, с отступлением от СНИПов, ГОСТов;

б) эксплуатации имеющихся сооружений, не обеспечивающей либо охрану морской среды (например, без очистных сооружений), либо безопасность судоходства (например, без обеспечения исправного состояния постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок и сооружений);

в) ненадлежащей охране указанных объектов;

г) ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства (например, покинутые или более не используемые искусственные острова, установки и сооружения должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание).

Для наличия состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из указанных действий.

Преступление имеет формальный состав, является оконченным независимо от наступления последствий.

С субъективной стороны предполагается умышленная форма вины.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Часть 2 ст. 253 УК РФ предусматривает ответственность за исследование, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа России или ее исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)" разъясняется, что "уголовная ответственность по ч. 2 ст. 253 УК РФ за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты" (п. 2) <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2010. 1 декабря.

 

К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к "сидячим" видам, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.

Незаконный вылов водных биологических ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации "полностью охватывается ч. 2 ст. 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в ч. ч. 1 и 3 ст. 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях... наступает по соответствующим частям ст. 256 УК РФ" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26).

Признаки субъективной стороны и субъекта те же, что и преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 253 УК РФ.

Порча земли (ст. 254 УК РФ). Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что причиняется урон земле - национальному достоянию России, основному средству производства, месту проживания народов, населяющих страну, основе функционирования всех отраслей российской экономики.

Целями охраны земель являются:

а) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Объект преступления - экологическая безопасность, а также отношения по обеспечению охраны и рационального использования земли.

Предметом преступления выступает земля как составная часть естественной природной среды (земли, находящиеся в промышленной зоне, сельскохозяйственные угодья, земли отдельных пользователей земельных участков: населенных пунктов, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; лесного и водного фондов, а также земли запаса). Для решения вопросов применения рассматриваемой статьи не имеет значения, является ли земля освоенной, осваиваемой либо не освоенной человеком, выведенной из оборота, не имеют значения форма собственности на землю и характер владения.

В смысле ст. 254 УК РФ земля понимается как поверхностный почвенный слой, минерально-органическое образование, характеризующееся плодородием и выполняющее экологические, экономические, культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.

Объективная сторона преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" использует обобщающее понятие - "загрязняющее вещество", т.е. вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные в ст. 254 УК РФ правила содержатся в различных нормативных правовых актах, регламентирующих хозяйственную, научную, медицинскую, военную и иную деятельность, связанную с обращением названных в законе опасных веществ и продуктов.

Отравление земли отражает крайнюю степень загрязнения земли и характеризуется насыщением почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, доведением ее до такого состояния, когда она в результате антропогенной деятельности становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых и иных организмов.

Загрязнение - это физическое, химическое или биологическое изменение состава почвы, превышающее установленные предельные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию флоры и фауны.

Иная порча земли - это частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, повлекшее утрату ее плодородности, ухудшение состава, снижение в целом природно-хозяйственной ценности в результате нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 при характеристике последствий указывается на уровень деградации земель как вид экологического вреда (п. 5). Согласно ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) под деградацией земель понимается ухудшение свойств указанных земель в результате природного и антропогенного воздействий.

Выделяются следующие основные типы деградации почв и земель:

- технологическая (эксплуатационная), в том числе нарушение земель, физическая деградация, агроистощение;

- эрозия, в том числе водная, ветровая;

- засоление, в том числе собственно засоление, осолонцевание;

- заболачивание.

Под технологической деградацией понимается ухудшение свойств почв, их физического состояния и агрономических характеристик, которые происходят в результате эксплуатационных нагрузок при всех видах землепользования. Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми или закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.

Физическая деградация почв характеризуется нарушением (деформацией) сложения почв, ухудшением комплекса их физических свойств.

Агроистощение почв - это потеря почвенного плодородия в результате сельскохозяйственной деятельности. Оно, как правило, сопровождается физической деградацией почв вплоть до полного разрушения почвенного покрова.

Эрозия выражается в разрушении почвенного покрова от стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала.

Под засолением почв и земель понимается процесс накопления водорастворимых солей, включая и накопление в почвенном поглощающем комплексе ионов натрия и магния. Собственно засоление - избыточное накопление указанных солей и возможное изменение реакции среды вследствие изменения их катионно-анионного состава; осолонцевание - приобретение почвой специфических свойств, обусловленное вхождением ионов натрия и магния в почвенный поглощающий комплекс.

Заболачивание означает изменение водного режима, выражающееся в длительном переувлажнении, подтоплении и затоплении почв и земель.

По степени деградации выделяются: недеградированные; слабодеградированные; среднедеградированные; сильнодеградированные; очень сильно деградированные (разрушенные) земли.

Им соответствуют пять степеней загрязнения - допустимый, слабый, средний, сильный и очень сильный. Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель.

Допустимый уровень загрязнения характеризуется содержанием в почве химических веществ, не превышающем их предельно допустимых концентраций (ПДК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК). Такая порча земли не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ.

Рассматриваемая норма не предусматривает ответственности за порчу земли, произошедшую в результате не нарушения указанных правил, а совершения иных действий: устройство свалок и полигонов, засорение земли отходами и отбросами и т.д. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы согласно ст. 8.6 КоАП РФ образует административно-правовой деликт.

В качестве последствий порчи земли в законе названо причинение вреда: а) здоровью человека или б) окружающей среде. Их содержание, по сути, аналогично таким же последствиям, предусмотренным иными нормами об экологических преступлениях.

Между нарушением правил обращения с указанными в ст. 254 УК РФ опасными веществами и продуктами и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из названных в законе последствий.

С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Ограничивать субъективную сторону рассматриваемого преступления виной в виде косвенного умысла, как делают некоторые авторы, нет никаких оснований <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.Т. Разгильдиева, А.Н. Красикова. Саратов, 1999. С. 440.

 

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое по роду своей профессиональной деятельности или в частном порядке хранит, использует или транспортирует удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

Согласно ч. 2 ст. 254 УК РФ ответственность наступает за порчу земли в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Их понятие раскрыто при анализе содержания ст. 247 УК РФ.

Совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, повлекших по неосторожности смерть человека, образует особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 254 УК РФ).

Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ). Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что оно посягает на отношения в сфере геологического изучения, использования и охраны недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в сфере использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливов морей.

Объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие охрану недр и их рациональное использование, экологический правопорядок и экологическую безопасность.

Предметом преступления являются недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Некоторые специалисты необоснованно сужают понятие предмета рассматриваемого преступления, сводя его к содержимому недр - полезным ископаемым, добыча и использование которых требуют специального разрешения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.Т. Разгильдиева, А.Н. Красикова. С. 440; Уголовный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2001. С. 368.

 

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Нарушения правил охраны и использования недр могут выражаться в: использовании выделенного участка в иных целях, чем указано в лицензии; несоблюдении условий застройки площадей залегания полезных ископаемых (без соответствующего разрешения федерального органа, при отсутствии условий обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых и т.д.); внепроектной отработке месторождений, самовольном пользовании недрами; необеспечении сохранности особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды; уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, и т.д.

Требования к подземным водам направлены на предотвращение такого воздействия хозяйственной или иной деятельности на них, которое может привести к ограничению их использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также оказывать влияние на здоровье населения.

Подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; латерального (бокового) подтока вод иного (относительно фона) минерального состава, изменением условий питания и разгрузки, уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов. Степень опасности загрязнения оценивается исходя из имеющейся гигиенической классификации.

Предыдущая страница     Следующая страница

К содержанию

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 1109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь