Четверг, 27.07.2017, 09:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

§ 3. Преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы РФ

§ 3. Преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы РФ

Незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ). Часть 1 ст. 322 устанавливает ответственность за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

Непосредственный объект - неприкосновенность Государственной границы РФ как составляющая порядка управления. В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе" Государственная граница РФ - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

 

Объективная сторона преступления характеризуется действием - пересечением Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок пересечения Государственной границы РФ регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" <1>, а также Правилами пограничного режима, утвержденными Приказом ФСБ России от 10 сентября 2007 г. N 458 <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

<2> Российская газета. 2007. 24 ноября.

 

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В случае если гражданин РФ утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка) вне пределов Российской Федерации, соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ ему выдается временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории Российской Федерации либо органом внутренних дел или МИД России (российская виза), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Надлежащее разрешение означает, что у лица, выезжающего из Российской Федерации или въезжающего в нее, имеется действительный документ на право выезда или въезда.

Пересечение Государственной границы РФ без установленных документов или надлежащего разрешения не образует состава преступления в случаях: а) вынужденного пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды, вынужденного влета в воздушное пространство воздушных судов, осуществляемых в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажиров, а также по другим вынужденным причинам; б) прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в их действиях не содержится состав иного преступления (последнее основание сформулировано в примечании к ст. 322 УК РФ).

Преступление считается оконченным в момент пересечения линии Государственной границы РФ без установленных документов или надлежащего разрешения (пешеходным способом, на любом виде транспорта, тайно или открыто, в местах пропуска через границу или вне мест такого пропуска).

Субъектом преступления может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет пересечение Государственной границы РФ без установленных документов и надлежащего разрешения, и желает этого.

Часть 2 ст. 322 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за незаконное пересечение Государственной границы РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.

Понятие преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, понимается в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

Под применением насилия следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль (см. ст. 116 УК РФ), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 112 УК РФ). Более опасные виды насилия требуют дополнительной квалификации (например, по ч. 2 ст. 112, ст. 111 УК РФ).

Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Объект преступления - порядок законного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их законного пребывания в Российской Федерации или законного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Данный порядок определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ), а также Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

<2> Там же. Ст. 3285.

 

Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями: 1) организацией незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организацией их незаконного пребывания в Российской Федерации; 3) организацией их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин (а также лицо без гражданства) - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина (либо без гражданства) на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, получившее вид на жительство. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство регулируются Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной лицу визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта РФ с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание определяются Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ (например, если лицо в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергалось административному выдворению за пределы Российской Федерации; представило поддельные или подложные документы либо сообщило о себе заведомо ложные сведения; осуждено вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, рецидив которого признан опасным).

Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ регламентирует порядок оформления приглашений иностранных граждан (лиц без гражданства) на въезд в Российскую Федерацию (в том числе в целях их обучения в образовательном учреждении и в целях осуществления трудовой деятельности), порядок регистрации и учета иностранных граждан (лиц без гражданства), временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации.

Субъект преступления - лицо, достигшее (исходя из ст. 20 УК РФ) 16-летнего возраста, хотя, разумеется, фактически действия, образующие объективную сторону рассматриваемого преступления, может совершать лицо более старшего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия по организации незаконной миграции, и желает их совершения.

Часть 2 ст. 322.1 предусматривает повышенную ответственность за организацию незаконной миграции, совершенную организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации.

Под преступлением, предусмотренным п. "б" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, понимается преступление, в том числе и незаконное или совершенное в соучастии с другими лицами, предусмотренное УК РФ.

Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ). Часть 1 ст. 323 предусматривает ответственность за изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков в целях противоправного изменения Государственной границы РФ.

Непосредственный объект - неприкосновенность Государственной границы РФ.

Предмет преступления - пограничные знаки. В соответствии с Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" прохождение Государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами РФ и федеральными законами путем делимитации и демаркации. Делимитация есть определение в договоре общего направления прохождения Государственной границы и ее изображение на прилагаемой географической карте. Демаркация - это обозначение (на основе делимитации) линии Государственной границы на местности. Результаты демаркации фиксируются в протоколах, описаниях и картах. Эти документы и служат обоснованием прохождения линии Государственной границы и правильности установления пограничных знаков на местности, обозначаются ясно видимыми пограничными знаками (пограничные столбы, пограничные пирамиды, буи и т.п.). Описание и порядок установки пограничных знаков определяется международными договорами и решениями Правительства РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями: а) изъятием или б) перемещением либо в) уничтожением пограничных знаков.

Изъятие пограничных знаков - это устранение (например, вытаскивание) пограничного знака из места его нахождения. Перемещение предполагает изменение места нахождения пограничного знака, т.е. установку его в другом месте. Уничтожение - это приведение пограничного знака в полную негодность.

Преступление является оконченным с момента фактического изъятия, перемещения или уничтожения пограничного знака.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо осознает, что совершает незаконное изъятие, перемещение или уничтожение пограничного знака, и желает этого) и специальной целью (противоправно изменить Государственную границу РФ).

Часть 2 ст. 323 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 этой статьи, повлекшие тяжкие последствия.

Наличие тяжких последствий, как и другие оценочные понятия, конкретизируются в зависимости от фактических обстоятельств уголовного дела. К таковым можно относить, например, серьезное осложнение межгосударственных отношений с пограничным государством, причинение крупного материального ущерба в результате противоправного изменения Государственной границы РФ.

К содержанию

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 1398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь