Пятница, 09.12.2016, 14:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 3. Порядок и условия принудительной реорганизации

§ 3. Порядок и условия принудительной реорганизации

Общие положения ГК в части условий и порядка принудительной реорганизации (ст. 57 ГК) весьма лаконичны. Гражданский кодекс предполагает три схемы принудительной реорганизации:

- по решению суда;

- по решению уполномоченного государственного органа;

- по решению внешнего управляющего, назначенного судом по иску уполномоченного государственного органа, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, не приняли решения о реорганизации.

Нормы ГК при этом не указывают на то, в каких случаях принудительная реорганизация осуществляется по решению суда, а в каких - по решению уполномоченного государственного органа. Не определяют они и того, какой орган вправе обращаться в суд с иском о принудительной реорганизации.

Определение таких случаев "по умолчанию" отнесено на уровень специальных федеральных законов. К примеру:

- в случае нарушения антимонопольных норм принудительная реорганизация осуществляется по решению суда;

- судебный порядок предусмотрен для принудительной реорганизации жилищного накопительного кооператива: такой кооператив реорганизуется в судебном порядке по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков;

- судебный порядок (по иску соответствующего территориального органа юстиции) был предусмотрен для принудительной реорганизации коллегий адвокатов (ст. 43 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");

- при регулировании принудительной реорганизации кредитных организаций, напротив, первенство отдается требованию уполномоченного органа - Банка России.

Как можно предположить, и решение суда, и решение уполномоченного органа о проведении реорганизации могут содержать требование к действующим основным бенефициарам юридического лица провести реорганизацию. Соответственно, если не брать вопрос о сроке (который в некоторых случаях обязательно устанавливается либо определен законом, либо может быть установлен), порядок реорганизации должен быть таким же, как и в случае с добровольной реорганизацией <1>. Таким образом, в указанном случае порядок реорганизации может считаться урегулированным. Хотя нельзя не отметить, что здесь имеет место толкование соответствующих норм, между тем было бы правильно, если бы закон прямо указывал на применение в этом случае, за некоторыми изъятиями (срок, санкции в случае "затягивания" процесса реорганизации и др.), добровольного порядка реорганизации.

--------------------------------

<1> Такую точку зрения можно встретить и у других авторов. К примеру, Н.А. Баринов и М.Ю. Козлова: "если предписание о разделении выполняется хозяйствующим субъектом добровольно, то порядок реорганизации не отличается от обычного" (Баринов Н.А., Козлова М.Ю. Принудительная реорганизация юридических лиц по антимонопольному законодательству // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. С. 19).

 

Теперь посмотрим на порядок реорганизации, в котором возникает фигура внешнего управляющего. Последнего назначает суд с поручением осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению юридическим лицом.

Согласно положениям ГК внешний управляющий составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Как видно, в ГК у такого управляющего выделены только две задачи: составить баланс и передать его вместе с документами в суд. Каковы еще его обязанности и какие элементы добровольного порядка реорганизации он обязан использовать при осуществлении своих действий, закон не говорит, видимо, оставляя соответствующие вопросы для суда, который должен будет в конечном итоге "освятить" законность всей процедуры. Между тем очевидно, что пренебрежение <1> ГК РФ детальным описанием процедуры принудительной реорганизации способно привести к нарушению прав и законных интересов участников организации и кредиторов (ибо, к примеру, про принятие и удовлетворение их требований ГК формально ничего не говорит). В литературе высказана точка зрения о том, что назначенный судом внешний управляющий "осуществляет все действия, необходимые при реорганизации" <2>. Однако при всей ее правильности, по существу, нельзя не отметить, что закон ничего подобного не говорит. Да и не может он такого указывать, поскольку совокупность "всех действий" при добровольной реорганизации будет другой уже хотя бы потому, что нет самого главного - добровольного решения о реорганизации и присущего и предшествующего этому решению большого по времени и значению предварительного этапа. А это означает, что порядок принудительной реорганизации внешним управляющим должен быть урегулирован детально и отдельно.

--------------------------------

<1> Хотя, когда соответствующий порядок вводили, комментировавшие его разработчики полагали, что именно он содержит необходимую детализацию всех вопросов порядка принудительной реорганизации. К примеру, В.В. Витрянский: "что касается принудительной реорганизации, то есть определенные государственные органы, которые вправе принимать решения о реорганизации юридических лиц. Прежде всего, это Антимонопольный комитет... Но механизм выполнения решения Антимонопольного комитета (в виде предписания) о разделении юридического лица прежнее законодательство в себя не включало. Кодекс предусматривает такой механизм. Он выражен буквально в одной фразе: если не будет исполнено предписание органа, уполномоченного принимать такие решения (речь идет только о разделении и выделении, только два этих вида реорганизации могут осуществляться в принудительном порядке), то этот орган обращается с иском в арбитражный суд. Что будет делать арбитражный суд по такому спору, если признает, что есть основания для принудительной реорганизации? Суд назначит внешнего управляющего, на которого возложит обязанность осуществить реорганизацию юридического лица. Задача арбитражного суда будет состоять в том, чтобы утвердить отчет такого управляющего и, соответственно, - разделительный баланс. Только после этого будут зарегистрированы субъекты, вновь образованные в результате реорганизации юридического лица" (Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник ВАС РФ. 1995. N 5(30). С. 109).

<2> Баринов Н.А., Козлова М.Ю. Указ. соч. С. 19, 20.

 

Специальные законы, которые регулируют принудительную реорганизацию, не содержат каких-то развернутых положений о порядке ее проведения. А в некоторых случаях просто повторяют положения ГК РФ. К примеру, ст. 43 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" указывает, что со дня назначения внешнего управляющего к нему переходят все полномочия по управлению коллегией адвокатов, подлежащей реорганизации. Внешний управляющий выступал от имени реорганизуемой коллегии адвокатов в суде, составлял разделительный баланс или передаточный акт и передавал его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение арбитражным судом указанных документов являлось основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Имеются лишь редкие исключения, когда отдельные аспекты такими специальными законами регулируются (подчеркнем: "исключение" состоит не в наличии развернутого описания, а именно в выделении каких-то отдельных аспектов):

- так, ст. 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" указывает, что в случае принудительной реорганизации акционерных обществ распределение акций создаваемых при такой реорганизации акционерных обществ среди акционеров реорганизуемых обществ осуществляется пропорционально их доле в уставных капиталах реорганизуемых обществ;

- ст. 13 Федерального закона "О жилищных накопительных кооперативах" указывает, что на период проведения принудительной реорганизации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, обязан приостановить деятельность кооператива по привлечению денежных средств новых членов кооператива и использованию этих средств.

Как видно, действующее законодательство в части порядка и условий принудительной реорганизации представляет довольно печальную картину. В настоящее время нельзя сказать, что мы имеем единый и хорошо разработанный институт принудительной реорганизации. Печально, что эти вопросы не нашли своего освещения ни в проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах, рекомендованной к опубликованию в целях обсуждения Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол N 68 от 16 марта 2009 г.) <1>, ни в окончательной редакции Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации <2>, ни в проекте изменений в ГК РФ, подготовленном в соответствии с указанной Концепцией.

--------------------------------

<1> http://www.privlaw.ru/vs_info2.html

<2> http://www.privlaw.ru/concepciya.rtf

 

Указанным законопроектом в части принудительной реорганизации предлагается только изложить в новой редакции абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК: "если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его уставом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с уставами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц".

По-хорошему все изменения состоят только в том, что слова "внешний управляющий" заменены на слова "арбитражный управляющий". По-прежнему указано, что к такому управляющему "переходят полномочия по управлению делами юридического лица", т.е., видимо, предполагается, что назначается не "комиссар" для осуществления конкретной задачи - реорганизации, а лицо, которое получает полномочия всех органов управления организации вообще: и высшего органа управления, и исполнительных органов, и всех иных. Но у них у всех своя компетенция и установленный порядок принятия решения. А что здесь? Остается ли такой порядок или никакого порядка, кроме волеизъявления без каких-либо правил этого управляющего, нет? Если верно последнее, а это, видимо, ближе к истине, то получается, что задача принудительной реорганизации заменяется ограничением основных бенефициаров организации в их праве на управление организацией в целом. Нам такой подход и действующего законодательства, и проекта кажется абсурдом.

Процедура принудительной реорганизации требует своего "переформатирования". Общие требования, в соответствии с которыми принудительная реорганизация может быть осуществлена по предписанию уполномоченного государственного органа или суда, верны. Однако порядок такой реорганизации, ее условия и гарантии соблюдения прав кредиторов и участников (учредителей) юридического лица должны быть урегулированы подробно.

В частности, первой стадией должно стать решение уполномоченного государственного органа с выдачей предписания о проведении принудительной реорганизации. И только в том случае, если предписание не будет исполнено (в том числе, в случае его обжалования, если суд оставит его в силе), принудительная реорганизация должна быть осуществлена на основании решения суда, вынесенного по иску органа, выдавшего предписание.

Причем закон должен ясно формулировать предмет этого иска, чего нет в настоящее время. Иск этот должен быть именно о принудительной реорганизации, а не о назначении внешнего (арбитражного) управляющего и т.п., поскольку суд должен, по существу, рассмотреть обоснованность требований уполномоченного государственного органа.

В целях унификации судебной практики закон должен установить содержание судебного решения при удовлетворении иска о принудительной реорганизации, а именно:

- основание для принудительной реорганизации - конкретное указание на правонарушение;

- конкретную форму (формы) реорганизации;

- срок реорганизации, который должен включать в себя период времени до момента представления в суд документов;

- указание на внешнего (арбитражного) управляющего. Очевидно, что закон должен указывать, откуда такой внешний управляющий появляется. Скорее всего, здесь необходимо действовать по аналогии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

- четкое описание прав, обязанностей и ответственности внешнего управляющего;

- описание основных условий принудительной реорганизации. Как видно из действующего законодательства, оно четко не устанавливает, что принудительная реорганизация проводится при обязательном соблюдении всех тех условий, которые установлены законом для реорганизации добровольной. Этот пробел требует уточнения.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (24.05.2014)
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016