Вторник, 30.05.2017, 16:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 3. Конкуренция

§ 3. Конкуренция

 

Понятие конкуренции

 

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Иными словами, конкуренция - это такая деятельность предпринимателей на рынке товаров (работ, услуг), когда его конъюнктура не может быть радикально изменена одним или несколькими группами предпринимателей, представленных на соответствующем рынке.

Разумеется, конкуренция как двигатель прогресса - полезное и необходимое в экономике явление, залог ее качественного развития. Однако нельзя забывать, что конкуренция, как и все остальные факторы бизнеса, имеет свои пределы дозволенного и только тогда может быть признана законной, когда является добросовестной.

В свою очередь, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Участникам предпринимательской деятельности важно понимать, какие именно действия в процессе ведения бизнеса могут приводить к недобросовестной конкуренции или, во всяком случае, рассматриваться в качестве таковой, а также четко представлять границы дозволенного в рамках конкурентной борьбы.

К недобросовестной конкуренции, в частности, но не исключительно, относится:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Конкретные действия, приводящие к недобросовестной конкуренции, могут быть разными.

Так, например, как введение в заблуждение государственного заказчика (Фонда социального страхования РФ) при проведении процедуры размещения заказа на поставку кресел-колясок для обеспечения инвалидов ФАС расценил действия компании, принявшей участие в процедуре и заявившей к поставке товары российского производства, но фактически поставившей товары китайского производства. Суды всех инстанций, включая ВАС РФ, согласились с выводами антимонопольного органа (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. N 16941/12 по делу N А07-17628/2011).

В другом случае ФАС пришел к выводу о наличии в действиях лица признаков недобросовестной конкуренции, рассматривая поступившую жалобу на действия компании, выразившиеся в некорректном сравнении продукции (квадроциклов, мотовездеходов) одной торговой марки с аналогичной продукцией иных производителей. Некорректное сравнение, по мнению ФАС, выполнено в виде сводной таблицы производителей и марок выпускаемых квадроциклов и мотовездеходов с указанием цен реализации. Сравнение каждой конкретной модели техники одной торговой марки осуществлялось с конкретными моделями техники иных производителей по единственному параметру - цене. При этом не учитывались технические характеристики сравниваемых моделей техники, влияющие на их стоимость. В результате сравнения продукция лица, обратившегося в ФАС с жалобой, оказывалась на последнем месте сравнительной таблицы с указанием превышения над стоимостью аналогичной модели другой торговой марки. Такие сводные таблицы размещались компанией, привлеченной к ответственности за недобросовестную конкуренцию, на собственном сайте, а также в периодических печатных изданиях. Суды трех инстанций согласились с тем, что установленные антимонопольным органом фактические обстоятельства свидетельствуют о совершении обществом действий, классифицируемых как недобросовестная конкуренция. При этом суды не согласились с привлечением виновного лица к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию по ст. 14.33 КоАП РФ, указав на необходимость привлечения к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ за недобросовестную рекламу.

 

Доминирование на рынке

 

В целях определения состояния конкуренции на определенном рынке антимонопольный орган может провести соответствующий анализ и признать доминирующим положение какого-либо участника рынка на рынке определенного товара.

Доминирующим является положение организации (группы лиц) или нескольких групп лиц на рынке определенного товара, дающее такой организации (группе лиц) или таким организациям (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка другие организации, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим организациям.

По умолчанию, если иное не будет установлено антимонопольным органом, доминирующим признается положение организации, доля которой на рынке определенного товара превышает 50%, а также субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Если рыночная доля компании менее 50%, то ее доминирующее положение может быть установлено антимонопольным органом исходя из ее доли на товарном рынке относительно размера долей конкурентов, возможности доступа на рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В любом случае не является доминирующим положение организации, доля которой на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев, установленных законом (ч. 2 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующее положение как таковое, равно как и согласованные действия участников рынка, само по себе не является незаконными и не приводит к недобросовестности конкуренции.

Лишь в том случае, когда организация злоупотребляет доминирующим положением - не допускает, ограничивает, устраняет конкуренцию и (или) ущемляет интересы других лиц, это приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

В силу ст. 10 Закона о защите конкуренции к таким злоупотреблениям в любом случае относятся: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения в целях повышения цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а также иные действия.

 

Группа лиц

 

Для целей антимонопольного регулирования в качестве особого субъекта регулирования выделяются консолидированные группы участников товарных рынков - группы лиц.

Понятие группы лиц установлено в ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, установленным ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Для целей защиты конкуренции и контроля за экономической концентрацией группа лиц рассматривается как одно лицо - единый субъект рынка.

Не перечисляя всех признаков группы лиц, отметим, что в основе принадлежности нескольких самостоятельных лиц к одной группе лежит прямой или косвенный контроль одного лица над остальными лицами в группе, а также наличие родственных отношений между физическими лицами.

Прямой контроль выражается, например, во владении одним лицом (физическим или юридическим) более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого юридического лица, или осуществлении одним лицом функций единоличного исполнительного органа другого юридического лица.

Косвенный контроль может выражаться, например, в праве одного лица (физического или юридического) давать другому юридическому лицу обязательные для него указания на основании учредительных документов этого лица или заключенного с ним договора, а также в формировании одним лицом органов управления (единоличного исполнительного органа и более 50% коллегиального исполнительного органа, совета директоров) другого юридического лица.

В зависимости от осуществления лицом деятельности на товарном рынке в составе группы лиц могут наступать различные правовые последствия, в частности:

- на действия (бездействие) группы лиц распространяются запреты, наложенные ФАС на действия (бездействие) лица, входящего в группу;

- определение доли рынка, занимаемой группой лиц, с учетом доли рынка каждого участника группы;

- возможность осуществления группой лиц согласованных действий без привлечения к ответственности;

- особый контроль антимонопольных органов за экономической концентрацией;

- признание лиц, входящих в одну группу, аффилированными друг другу.

 

Аффилированные лица

 

Институт аффилированности известен российскому антимонопольному законодательству с 1991 года, когда был принят Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции 1991 г.). Единственной нормой данного Закона, действующей в настоящее время, является ст. 4, содержащая понятие "аффилированные лица".

Согласно данной норме аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Институт аффилированности применяется преимущественно в корпоративных правоотношениях.

Наличие института аффилированности в законодательстве обусловлено необходимостью защиты интересов экономически зависимых субъектов, например защиты интересов компаний от недобросовестных действий их менеджмента, предотвращения конфликта интересов.

Наибольшую значимость и распространенность категория "аффилированные лица" имеет при совершении корпорациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность членов ее органов управления (совета директоров, исполнительных органов), акционеров и лиц, имеющих право давать компании обязательные указания.

Так, например, если аффилированное лицо единоличного исполнительного органа (генерального директора) корпорации является стороной сделки, которую совершает данная корпорация, в отношениях между корпорацией и ее генеральным директором возможно наличие конфликта интересов.

Для предотвращения такого конфликта сделки с аффилированными лицами по общему правилу признаются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, и для их совершения требуется соблюдение специального порядка, предусматривающего процедуру одобрения таких сделок вышестоящими органами управления (советом директоров или общим собранием акционеров).

В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции 1991 г. аффилированными лицами юридического лица являются:

- член его совета директоров или иного коллегиального органа управления, коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

В свою очередь, аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Как уже отмечалось, лица, образующие для целей применения антимонопольного законодательства группу лиц, во всех случаях будут являться аффилированными, так как указание на данный критерий содержится непосредственно в законе. Однако аффилированные лица не во всех случаях могут образовывать группу лиц для антимонопольных целей. Например, для признания лица аффилированным с юридическим лицом по владельческому критерию требуется наличие у лица права распоряжаться более 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. Для признания лица, входящего в группу лиц с юридическим, лицом требуется наличие права распоряжаться более 50% голосующих акций (долей) в уставном капитале.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (22.07.2015)
Просмотров: 994 | Теги: конкуренция, Аффилированные лица | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь