Понедельник, 25.09.2017, 20:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 3. Изменение состава территории государства

§ 3. Изменение состава территории государства

 

Изменения в составе территории государства могут быть связаны с изменением, во-первых, государственной (внешней) границы, во-вторых, внутренних границ, т.е. перераспределением территории государства между входящими в его состав территориальными единицами, в-третьих, статуса территориальных единиц государства.

Изменение линии государственной границы почти всегда влечет увеличение или уменьшение территории государства. Общим правилом здесь является принцип нерушимости существующих границ между государствами, закрепленный в нормах как международного, так и внутреннего права, включая, прежде всего, конституции. Так, в соответствии со ст. 5 Конституции Италии 1947 г. Италия является единой и неделимой республикой. Статья 1 Конституции Республики Венесуэла 1999 г. среди прочих основных принципов провозглашает неприкосновенность и территориальную целостность. Согласно ст. 13 этой Конституции национальная территория не может быть отчуждена, сдана в аренду или передана каким-либо иным способом, ни временно, ни частично, иностранным государствам или другим субъектам международного права. На обеспечение неприкосновенности и стабильности территории государства направлены также упоминавшиеся выше нормы конституций, провозглашающие государственный суверенитет и закрепляющие состав территории соответствующего государства.

Тем не менее в ряде конституций допускается возможность изменения государственных границ. В соответствии со ст. 13 Конституции Аргентинской Республики 1994 г. "в Нацию могут быть приняты другие провинции". Однако в большинстве конституций используются менее определенные формулировки, например "распоряжение территорией", "статус и защита государственной границы". При этом, устанавливая возможность изменения количественных параметров территории государства в принципе, конституции предусматривают гарантии целостности и стабильности территории государства. Во-первых, обычно в конституциях содержится указание о том, что решение вопросов, касающихся статуса и защиты государственной границы, относится к ведению государства в целом. Во-вторых, их регулирование и решение является прерогативой законодательной власти. В-третьих, изменение государственной границы должно осуществляться на основании международного договора. В-четвертых, подчас допускается возможность увеличения территории государства ("в Нацию могут быть приняты другие провинции"), но не упоминается о возможности ее сокращения, т.е. подразумевается, что такое сокращение противоречит принципам целостности и неприкосновенности государственной территории.

Так, в соответствии с разд. 3 ст. IV Конституции США "Конгресс имеет право распоряжаться принадлежащей Соединенным Штатам территорией или иной собственностью и принимать все необходимые правила и установления в отношении их; и ни одно положение настоящей Конституции не должно толковаться в ущерб каким-либо притязаниям Соединенных Штатов или какого-либо отдельного штата".

Изменение границ между территориальными частями государства и изменение их статуса осуществляются в рамках территориальных реформ, проводимых государством. Запрещая установление таможенных и иных границ или иных препятствий для свободного передвижения, а также перемещения товаров, услуг и финансовых средств, конституции все же не исключают существование границ между отдельными частями территории соответствующего государства. Их изменение между территориями высшего уровня осуществляется, как правило, с учетом мнения или в результате волеизъявления населения затронутых территорий, а также на основании общенационального закона. Иными словами, такое изменение должно быть результатом двустороннего волеизъявления. Так, согласно ст. 132 Конституции Италии (состоящей из областей, провинций и коммун) слияние областей или создание новых областей возможно путем принятия конституционного закона, который может быть издан только по предложению советов коммун, входящих в область и представляющих не менее 1/3 заинтересованного населения, и после одобрения данного предложения на референдуме большинством этого же населения. Отделение провинций и коммун от областей и присоединение их к другим областям осуществляются путем издания закона Республики, принятого после одобрения данного вопроса на референдуме среди населения соответствующих провинций или коммун и заслушивания областных советов.

Изменение границ между территориальными единицами среднего или низшего уровней при сохранении существующих границ между территориями высшего уровня осуществляется в менее сложном порядке и при значительном участии в данном процессе территориальных единиц высшего уровня. Например, в соответствии со ст. 133 Конституции Италии изменение границ провинций и образование новых провинций в пределах одной области устанавливаются законом Республики по инициативе коммун и после консультаций с соответствующей областью. Изменение границ между коммунами и образование новых коммун в пределах территории одной области осуществляется законом данной области, принимаемым с учетом мнения заинтересованного населения.

Наконец, изменение состава территории государства может быть связано с изменениями статуса входящих в него территориальных единиц. Спектр таких изменений весьма широк.

Наиболее значительная трансформация статуса территориальных единиц государства - преобразование муниципальных образований в субъекты федерации. Если оно охватывает всю территорию государства, то изменяется форма его территориального устройства: из унитарного государство превращается в федеративное. Пример подобных реформ - федерализация Бельгии, завершившаяся в 1993 г. <1>. С принятием действующей по настоящее время Конституции 1831 г. Бельгия стала унитарным децентрализованным государством с тремя уровнями управления: государственным, провинциальным и коммунальным. Такое территориальное устройство сохранялось вплоть до начала 1970-х гг. Однако установление в начале XX в. всеобщего избирательного права и введение пропорционального представительства провинций, а также интенсивное экономическое развитие Фландрии после Второй мировой войны усилили противоречия между двумя крупнейшими языковыми общинами Бельгии (франкоговорящей и голландскоговорящей), что потребовало принятия соответствующих мер в целях сохранения государственного единства страны. Юридической основой решения данной проблемы были конституционные реформы 1970, 1980, 1988, 1993 гг., ознаменовавшие преобразование территориального устройства Бельгии из унитарного государства в федеративное. В результате реформы 1993 г. в Конституции Бельгии было зафиксировано новое территориальное устройство страны: Бельгия является федеративным государством, состоящим из трех сообществ и трех регионов, являющихся субъектами федерации (ст. 1).

--------------------------------

<1> См.: Савицкий П.И. Развитие Конституции Бельгии 1831 г. // Государство и право. 1996. N 10.

 

Однако статус субъектов федерации могут приобрести не все, а лишь отдельные территориальные единицы, до этого обладавшие более низким статусом. Именно таким образом возникли последние на сегодняшний день по времени образования американские штаты Гавайи и Аляска.

В 1898 г. в результате аннексии Соединенными Штатами Гавайских островов на основании заключения соответствующего договора между США и формально независимой Республикой Гавайи острова стали территорией США. Актом Конгресса США в 1900 г. Гавайям было предоставлено право законодательного самоуправления. В начале 1959 г. Конгресс США принял Акт о Гавайях, в котором был прописан механизм изменения статуса островов. После этого на Гавайях был проведен референдум по данному вопросу, давший положительный результат. На основании результатов референдума в Конституцию Гавайев была внесена поправка. В августе 1959 г. актом Конгресса Гавайи были признаны 50-м штатом США.

Несколько раз после включения в состав США меняла статус Аляска. Непосредственно после передачи США она стала департаментом, не наделенным правами самоуправления. В 1884 г. на основании акта Конгресса Аляска приобрела статус округа, получив права самоуправления в вопросах местного значения. В 1912 г. Конгресс принял акт, в соответствии с которым Аляска стала территорией США с законодательной автономией. Наконец, в 1959 г. после принятия Конституции Аляски и акта Конгресса о государственности Аляски она стала 49-м штатом США.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в федеративных государствах изменение статуса территориальных единиц верхнего уровня территориального деления осуществляется, как правило, на основании совпадающего волеизъявления как федерации, так и затронутых внутригосударственных территориальных образований.

Значительное повышение юридического статуса всех или отдельных территориальных единиц происходит иногда и при формальном сохранении унитарного характера государства. Данные процессы, именуемые в разных странах по-разному (регионализацией, административной федерализацией, деволюцией <1> и т.п.), имели место, например, в разные годы Новейшей истории в Италии, Испании, Соединенном Королевстве, о чем речь шла выше.

--------------------------------

<1> См.: Federalismo y regionalismo. Mexico, 2005. P. 544.

 

Изменение состава территории государства может также выражаться в увеличении или уменьшении числа звеньев его территориального деления в целях оптимизации управления. Так, в 1972 г. во Франции количество "этажей" территориальной организации публичной власти было увеличено посредством образования "публичных учреждений" - регионов, каждый из которых стал включать несколько существовавших ранее и сохраненных департаментов. В 1998 г. Актом об агентствах регионального развития регионы как дополнительные верхние уровни территориального деления, включающие по несколько графств, были учреждены в Великобритании. Ее территория была поделена на девять регионов: Большой Лондон, Северо-Запад, Северо-Восток, Йоркшир и Хамбер, Восточный центр (East Midland), Восток, Западный центр, Юго-Восток, Юго-Запад. В 1999 г. реформа политико-территориального устройства Польши вернула трехзвенную систему территориального деления вместо существовавшей более четверти века двухзвенной: было восстановлено среднее звено территориального деления - уезды - в дополнение к воеводствам (областям) и гминам (общинам).

Что касается сокращения числа звеньев территориального устройства, то, например, в 1990 - 2000-е гг. таким реформам были подвергнуты Шотландия и Англия (параллельно с созданием в последней регионов, как это ни парадоксально). В Шотландии данная реформа была осуществлена в 1994 г. в соответствии с Актом о местном управлении для Шотландии. Вместо прежних областей и округов было образовано 32 территории местного управления (Local Government Areas). Тем самым был осуществлен переход от двухзвенной к однозвенной системе территориального деления. Формирование однозвенной системы местного самоуправления осуществляется в настоящее время и в Англии - путем упразднения органов управления графств и округов (посредством ликвидации органов одного из этих звеньев или создания вместо них новых органов, действующих в иных границах, чем графства и округа - в разных регионах по-разному в соответствии с их особенностями). При этом сами округа и графства пока сохраняются, но без собственных органов управления. В настоящее время этот процесс еще не завершен.

Наконец, изменение состава территории государства, связанное с трансформацией статуса входящих в него территориальных единиц, может выражаться в преобразовании административно-территориальных, т.е. управляемых "сверху", территориальных единиц в политико-территориальные, т.е. самоуправляемые. Например, во Франции уже упоминавшиеся регионы, образованные в 1972 г. как управляемые единицы, в результате реформы 1982 г. стали территориальными коллективами (самоуправляемыми). Каждый из 26 существующих в настоящее время регионов имеет собственные бюджет, налоги и полномочия, в реализации которых регион обладает независимостью от центральной власти. В Польше в результате реформы 1999 г. воеводства из административно-территориальных единиц, управляемых "сверху" назначаемыми Советом министров воеводами, были преобразованы в самоуправляемые политико-территориальные единицы с созданием в них выборных сеймиков как представительных органов местного самоуправления.

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (11.11.2014)
Просмотров: 1575 | Теги: государство, управление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь