Среда, 22.02.2017, 20:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 3. Административная ответственность директора

§ 3. Административная ответственность директора

 

Понятие и основание административной ответственности

 

Под юридической ответственностью чаще всего понимается реализация санкций правовых норм. Санкции правовых норм в зависимости от цели их применения принято делить на: правовосстановительные (цель - восстановить нарушенные права и обязанности субъектов права) и штрафные (основная цель - наказать виновного, восстановить социальную справедливость). Соответственно, можно и выделить виды юридической ответственности по названному критерию: право-восстановительную (гражданско-правовая, материальная) и штрафную (дисциплинарная, административная и уголовная). Уголовная и административная ответственность взаимно исключают друг друга, хотя другие виды юридической ответственности благополучно сочетаются между собой. Иногда предварительное привлечение к административной ответственности является необходимым и обязательным условием наступления уголовной ответственности (административная преюдиция). Примером может служить ст. 178 УК РФ "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции", в примечании к которой разъясняется, что "под неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности".

Административная ответственность является одним из видов штрафной юридической ответственности, основанием которой является административное правонарушение.

Понятие административного правонарушения <1> сформулировано в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

--------------------------------

<1> Следует подчеркнуть, что во многих западных правопорядках такой вид правонарушения, а следовательно, и административная ответственность отдельно не выделяются. Например, во Франции вместо административных правонарушений известны "уголовные проступки".

 

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Из приведенного определения следуют два важных вывода:

1) субъектами административной ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо;

2) в соответствии с положением п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введенного в действие с 1 июля 2002 г.) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП).

Следует отметить, что административная ответственность может наступать не только за административные правонарушения, предусмотренные федеральным законом, но также и за такие административные правонарушения, которые предусмотрены региональным законодательством.

Так, Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (утвержден Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45, в редакции 2014 года) предусмотрена глава 11 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности". Кроме того, руководители организаций могут нести административную ответственность не только за действия, непосредственно связанные с их профессиональной деятельностью. Например, ст. 8.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях "Непринятие мер по очистке крыш от снега и льда гласит" гласит: "Непринятие собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей".

Приведенный пример ясно показывает, что административная ответственность должностных лиц является более строгой. В этой связи возникает вопрос, к какой категории относится директор, будет ли он нести административную ответственность в повышенном размере как должностное лицо? Отвечая на этот вопрос, необходимо обратиться к ст. 2.4 КоАП РФ. Названная норма устанавливает административную ответственность должностных лиц (специальных субъектов административной ответственности). Закон четко дифференцирует должностных лиц и лиц, которые несут административную ответственность как должностные лица.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных <1> функций руководители организаций будут нести ответственность как должностные лица за любое административное правонарушение, субъектом которого они являются. Между тем члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций) будут нести административную ответственность как должностные лица лишь при совершении строго определенных законом правонарушений (предусмотренных статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП РФ), в остальных случаях они будут отвечать как граждане.

--------------------------------

<1> Подробнее о дискуссионности понятия "должностное лицо" можно прочитать в работе: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М.: НОРМА, 2002. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. С. 77. (См.: http://www.pravo.vuzlib.su/book_z1121page14.html.)

Применительно к должностным лицам судебная практика дает разъяснения содержания организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" сказано: "Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии)" (п. 4 Постановления).

"Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием" (п. 5 Постановления).

 

Проиллюстрируем сказанное на примерах.

Статья 15.21. Неправомерное использование инсайдерской информации.

Неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.

Поскольку эта норма входит в перечень составов, за которые члены совета директоров отвечают как должностные лица, и директор, и член совета директоров будут нести равную ответственность. В данном случае они могут быть оштрафованы на сумму от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет.

А вот другой пример.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)(Извлечение).

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В этом случае как должностное лицо будет нести ответственность только руководитель, а член совета директоров - как гражданин.

Руководитель организации, совершивший административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, всегда (в отличие от членов совета директоров) отвечает как должностное лицо, т.е. несет более строгую административную ответственность.

 

Меры административного наказания

 

Закон определяет меры административной ответственности (административные наказания), условия и порядок их применения.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В настоящее время существуют всего 10 видов административные: наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности;

9) обязательные работы;

10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Этот перечень является исчерпывающим. Никакие новые, не предусмотренные законом административные наказания применять недопустимо. Отметим, что законы субъектов РФ об административных правонарушениях могут устанавливать лишь два вида наказания: предупреждение и административный штраф.

В зависимости от сочетаемости между собой при назначении наказания за совершение одного административного правонарушения они (наказания) делятся на две категории:

- основные;

- наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных (иногда их называют смешанными).

Последняя из приведенных классификаций имеет очень важное значение для суда и других правоприменительных органов, так как за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административные наказания из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Два основных наказания не могут быть назначены.

Следующая таблица поможет наглядно представить, как распределяются наказания по названным группам.

Наказания

 

 

 

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из интересов читательской аудитории, применительно к теме книги, остановимся подробнее на порядке применения такого административного наказания, как дисквалификация.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (ст. 3.11 КоАП РФ).

В равной степени этот вид административного наказания может применяться как к директору, так и к членам совета директоров (наблюдательного совета). В соответствии с п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Этот вид административного наказания назначается только судьей (в зависимости от подведомственности и подсудности такие решения принимают мировые судьи, судьи районных судов и судьи арбитражных судов субъектов РФ).

Административное наказание в виде дисквалификации применяется за совершение следующих административных правонарушений:

- за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

- за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);

- за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

- за неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

- за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25);

- за незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (ст. 14.29);

- за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5) и др.

Анализ судебной статистики <1> позволяет утверждать, что наиболее часто дисквалификация применяется по ст. ст. 5.27 и 14.25 КоАП. Например, в 2013 году из 1585 судебных постановлений (по 44 составам) о применении дисквалификации 741 постановление было вынесено по ст. 5.27 КоАП РФ и 531 постановление - по ст. 14.25. Прослеживается тенденция расширения круга составов, по которым применяется дисквалификация.

--------------------------------

<1> http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2361. Речь идет лишь о постановлениях судов общей юрисдикции, вступивших в законную силу.

 

К административной ответственности привлекался гр-н Лазарев, руководитель юридического лица, представивший в регистрирующий орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. К указанному заявлению прилагался приказ о вступлении гр-на Лазарева в должность руководителя. Однако в регистрирующий орган от третьих лиц поступили документы об утрате на момент представления гр-ном Лазаревым вышеуказанного заявления статуса руководителя. Анализ указанных документов позволил сделать вывод о том, что гр-ном Лазаревым в регистрирующий орган представлены для государственной регистрации заведомо ложные сведения, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

В августе 2005 года мировым судьей был рассмотрен материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр-на Лазарева на один год <1>.

--------------------------------

<1> ГАС "Правосудие". URL: http://suzdalsky.wld.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=11.

 

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ). Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган, который должен сформировать реестр дисквалифицированных лиц (далее - реестр). До 1 января 2012 года ведение реестра осуществляло МВД РФ. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 349 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц" <1> - это Федеральная налоговая служба. Порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц установлен Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ "Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц" (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2012 N 24209).

--------------------------------

<1> Сейчас документ уже утратил юридическую силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 "Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

 

Информация из реестра дисквалифицированных лиц предоставляется всем заинтересованным лицам. Содержащаяся в реестре информация о конкретном лице предоставляется по запросу <1> заинтересованного лица в виде выписки <2> из реестра о конкретном дисквалифицированном лице.

--------------------------------

<1> Форма запроса содержится в письме ФНС РФ от 28.12.2011 N ПА-4-6/22455@ "Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц".

<2> Форма выписки содержится в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ "Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц".

 

Информацию из такого реестра о конкретных дисквалифицированных лицах заинтересованные лица вправе получить за плату. Размер платы за предоставление информации из реестра определяется Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 "Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" определило размер платы - 100 рублей. Информация предоставляется в течение 5 дней.

Административная ответственность предусмотрена за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.23 КоАП). В том случае, если руководитель не направит запрос и заключит с дисквалифицированным лицом договор (контракт) на управление юридическим лицом, пострадает юридическое лицо - может быть наложен штраф в несравнимо большем размере, до 100000 рублей.

 

Процессуальные аспекты административной ответственности

 

Производство по делам об административных правонарушениях регулируется разделом IV КоАП РФ. Кратко остановимся на наиболее существенных аспектах реализации мер административного наказания.

Прежде всего, надо отметить, что административную ответственность могут применять не только судьи, но и большое количество (их несколько десятков) должностных лиц и органов. Например, органы внутренних дел (полиция), налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, Банк России и многие другие.

Возбуждение производства об административном правонарушении невозможно без наличия установленных законом поводов. В соответствии с КоАП РФ (ч. 4 ст. 28.1) дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Производство по делам об административных правонарушениях вариативно. Всего можно выделить три вида: общий порядок, упрощенный и усложненный порядки производства по делу об административном правонарушении. Остановимся на каждом из них немного подробнее.

Общий порядок производства по делу об административном правонарушении осуществляется по схеме: составление уполномоченными органами протокола об административном правонарушении <1> -> вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

--------------------------------

<1> Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а не составляет протокол.

 

Протокол (постановление прокурора) составляется уполномоченными лицами. Содержание документа должно соответствовать закону.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Срок составления протокола. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Затем в сроки и в порядке, установленные главой 29 КоАП РФ, рассматривается дело об административном правонарушении и выносится соответствующее постановление по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Упрощенный порядок, когда протокол не составляется, а выносится сразу постановление по делу об административном правонарушении.

В случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении, о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Правда, если лицо, совершившее административное правонарушение, не согласно с применением административного наказания, то в этих случаях должен составляться протокол, т.е. дело будет рассматриваться в общем порядке.

Усложненный порядок, - в тех случаях, когда до составления протокола необходимо провести административное расследование.

Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (а именно в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, и др.).

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. от 2013 г.).

 

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.

Обжалование решений по делам об административных правонарушениях. Порядок обжалования постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.

Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими - в гарнизонный военный суд (п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с ч. ч 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и ст. ст. 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Бремя доказывания. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья (и другие органы и должностные лица) должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Участие защитника. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ.

При применении ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. ч. 2 и 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности.

В заключение хочется отметить, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (27.07.2015)
Просмотров: 1704 | Теги: ответственность директора, административная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017