Понедельник, 25.09.2017, 20:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

3.2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА

1   2   ...  17   18   19   20   21

3.2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА

В январе - декабре 2014 года промышленными предприятиями произведено продукции на сумму 10 528,6 млн сомони, по сравнению с январем - декабрем 2013 года объем производства промышленной продукции увеличился на 5,1%.

Из 90 важнейших видов выпускаемой промышленной продукции в январе - декабре 2014 года увеличен выпуск 40 наименований (44,4%), снижен - 37 (41,2%), не производилось 13 наименований (14,4%). Из 1 183 отчитывающихся ежемесячно промышленных предприятий в январе - декабре 2014 года 149 простаивало. Предприятиями Министерства промышленности и новых технологий произведено продукции на сумму 3 293,3 млн сомони. Предприятиями Министерства энергетики и водных ресурсов произведено продукции на сумму 1 672,4 млн сомони. Предприятиями, не входящими в ведение министерств и ведомств Республики Таджикистан, выработано промышленной продукции на сумму 694,9 млн сомони.

Рост объема промышленной продукции в январе - декабре 2014 года по сравнению с январем - декабрем 2013 года обусловлен его значительным приростом в добыче неэнергетических материалов, обработке древесины и производстве изделий из дерева, целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности, химическом производстве, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, производстве машин и оборудования и т.д.

Добывающая промышленность

В добывающей промышленности в январе - декабре 2014 года произведено продукции на сумму 1 398,6 млн сомони, объем промышленного производства к январю - декабрю 2013 года увеличился на 24,8%.

В январе - декабре 2014 года объем добычи неэнергетических материалов увеличился на 46,2% за счет роста добычи соли на 8,4%, нерудных материалов - на 17,5%. В то же время сократился объем добычи энергетических материалов на 31,7% за счет снижения добычи нефти на 5,6%, газа - на 18,1%.

Обрабатывающая промышленность

Объем производства в обрабатывающей промышленности в январе - декабре 2014 года составил 6 956,3 млн сомони, из него: пищевых продуктов, включая напитки и табак, - 3 350,4 млн сомони, текстильного и швейного производства - 1 280,8 млн сомони, производство нефтепродуктов - 97,8 млн сомони, прочих неметаллических минеральных продуктов - 925,5 млн сомони, металлургии и готовых металлических изделий - 903,1 млн сомони. Объем промышленного производства в целом по обрабатывающей отрасли увеличился на 1%.

В январе - декабре 2014 года объем производства пищевых продуктов уменьшился на 5,7% за счет снижения производства консервов на 58%, масла растительного - на 5,3%, водки - на 1%.

В текстильном и швейном производстве объем промышленного производства уменьшился на 9,5% за счет снижения выпуска хлопкового волокна на 5,7%, хлопковых семян - на 7,4%.

На 10,9% увеличилось производство кожи, изделий из кожи и производство обуви за счет роста выпуска кожи на 0,2%, обуви - на 4,9%, хромовых кожтоваров - на 0,1%.

Объем промышленного производства нефтепродуктов снизился на 12% за счет снижения производства бензина на 17,6%, мазута - на 7,1%, битума - на 28,3%, асфальта - на 35,1%.

В 2,2 раза увеличилось производство прочих неметаллических минеральных продуктов за счет роста выпуска цемента в 3 раза, кирпича строительного - на 10%, сборного железобетона - на 5,6%, гипса - на 8,9%.

На 80,9% сократился объем производства электротехнической продукции за счет снижения выпуска энергосберегающих лампочек на 76,3%, ресторанных плит - на 48,3%, аккумуляторов - на 94,7%.

Объем отгруженной продукции промышленными предприятиями в январе - декабре 2014 года, включая остатки промышленной продукции, составил 10 095,1 млн сомони, доля неотгруженной промышленной продукции к товарным ресурсам - 10 8%.

Объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды

Объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды в январе - декабре 2014 года составил 2 173,7 млн сомони, темп роста производства по данному виду деятельности составил 107,1%. В том числе объем по распределению электроэнергии, газа и воды составил 619,1 млн сомони, или 111,2% к соответствующему периоду прошлого года. В Республике Таджикистан на 1 января 2015 года количество малых ГЭС составило 318, ими выработано 33,4 млн кВт.ч электроэнергии.

Производство основных видов промышленной продукции

N п/п

Сырье и продукция

2013 год

2014 год

2014 год в % к 2013 году

1.

Уголь каменный, тонн

469 957,5

821 931

174,9

2.

Уголь бурый, тонн

51 481

56 200

109,2

3.

Нефть (включая газовый конденсат), тонн

25 952

24 507,6

94,4

4.

Нефть, тонн

25 952

24 507,6

94,4

5.

Газ естественный, тыс. куб. м

3 928

3 216

81,9

6.

Газ природный

2 992

2 892

96,7

7.

Газ нефтяной попутный, тыс. куб. м

936

324

34,6

8.

Песчано-гравийная смесь, куб. м

470 318,6

550 315,5

117

9.

Песок, куб. м

263 540,4

311 708,2

118,3

10.

Добыча соли, тонн

31 865

34 553,2

108,4

11.

Производство мяса, тонн

27 214,5

36 784

135,2

12.

Колбасные изделия, тонн

1 943,3

30 95,4

159,3

13.

Животное масло, тонн

25,6

40,4

157,8

14.

Сыры жирные, тонн

95,4

115,6

121,2

15.

Цельномолочная продукция, тонн

5 787,1

8 146,5

140,8

16.

Мороженное, тонн

870,5

1 213,1

139,4

17.

Консервы, тыс. усл. банок

65 407,2

27 469,1

42

18.

Кетчуп, тонн

368

242,2

65,8

19.

Сухофрукты, тонн

716,8

385,4

53,8

20.

Чипсы, кг

1 446,8

1597

110,4

21.

Мука, тонн

1 158 291

1 125 947

97,2

22.

Отруби, тонн

6 834,8

57 200,6

836,9

23.

Рис, тонн

5 681,6

10 899,2

191,8

24.

Хлеб и хлебобулочные изделия, тонн

1 898 538,6

1 027 534,3

54,1

25.

Кондитерские изделия, тонн

6 265,1

10 349,4

165,2

26.

Макаронные изделия, тонн

4 072,5

6 905,1

169,6

27.

Растительное масло, тонн

1 2737

12 066,5

94,7

28.

Спирт этиловый, дкл

55 099,1

49 928,1

90,6

29.

Водка, дкл

61 912,8

61 303,8

99

30.

Коньяк, дкл

2 582

1 753,6

67,9

31.

Вино, дкл

10 414

11 566,2

111,1

32.

Шампанское, дкл

100

100

100

33.

Пиво, дкл

103 993,8

104 705,8

100,7

34.

Безалкогольные напитки, дкл

5 882 224,3

6 518 515,5

110,8

35.

Минеральная вода, дкл

1 310 373,7

1 483 334

113,2

36.

Табак ферментированный, тонн

-

210,2

-

37.

Папиросы и сигареты, млн штук

304,5

301,4

99

38.

Хлопок волокно, тонн

111 411,3

105 026,7

94,3

39.

Хлопок тонковолокнистых сортов, тонн

-

-

-

40.

Семена хлопковые, тонн

181 822,7

168 302,6

92,6

41.

Нити шелка-сырца, тонн

14,1

14,8

105

42.

Пряжа хлопчатобумажная, тонн

8 319,8

8 719,9

104,8

43.

Ткани хлопчатобумажные, тыс. кв. м

19 608,4

19 705,5

100,5

44.

Шелковые ткани, тыс. кв. м

71,9

1,6

2,2

45.

Нетканые материалы, тыс. кв. м

1 576,2

1 618,2

102,7

46.

Текстильная галантерея, тыс. сом

192,9

129,5

67,1

47.

Ковры и ковровые изделия, тыс. кв. м

1 355,5

1 763,3

130,1

48.

Чулочно-носочные изделия, тыс. пар

1 035,4

1 693,1

163,5

49.

Чулочно-носочные изделия детские, тыс. пар

31,4

65

207

50.

Швейные изделия, тыс. сом

124 040,9

124 226,7

100,1

51.

Трикотажные изделия, тыс. сом

76,5

28,4

37,1

52.

Хромовые кожтовары, тыс. кв. дм

1 114,1

1 115,3

100,1

53.

Производство кожи, штук

728 603

730 310

100,2

54.

Производство обуви, тыс. пар

68

71,3

104,9

55.

Оконные и дверные блоки, кв. м

5 581,7

4 390,2

78,7

56.

Журналы, тыс. штук

19 138,5

18 087,5

94,5

57.

Бензин, тонн

762,1

628,3

82,4

58.

Дизельное топливо, тонн

3 645,5

3 676,3

100,8

59.

Мазут, тонн

8 443,4

7 846,8

92,9

60.

Битум, тонн

3 780

2 710

71,7

61.

Асфальт, тонн

135 898,8

88 193,1

64,9

62.

Туалетная бумага, штук

1 465 093

1 503 009

102,6

63.

Шприцы, штук

1 930,8

2 169,6

112,4

64.

Минеральные удобрения

-

-

-

65.

Карбамид, тонн

-

-

-

66.

Мыло хозяйственное, тонн

9,8

8,1

82,7

67.

Подгузники, тыс. штук

-

928,5

-

68.

Мыло туалетное, тонн

-

53,9

-

69.

Клинкер, тыс. тонн

69,1

232,6

336,6

70.

Цемент, тонн

384 207,2

1 147 452,4

298,7

71.

Листы асбестоцементные, тыс. усл. листов

152

-

-

72.

Известь строительная, тонн

10 676,6

8 623,7

80,8

73.

Гипс, тонн

11 433,3

12 455,1

108,9

74.

Кирпич строительный, тыс. штук

78 104,8

85 945,8

110

75.

Кирпич сырец, тыс. штук

68 922,1

78 650

114,1

76.

Цементные блоки, тыс. штук

10 848,9

26 980,7

248,7

77.

Плитки тротуарные тыс. кв. м

485

200,9

41,4

78.

Сборный железобетон, куб. м

37 923,3

40 042,1

105,6

79.

Плиты мраморные, тыс. кв. м

9 090,2

9 325,1

102,6

80.

Стеклотара в переводе на 0,5 литра, тыс. штук

36 418

13 246,4

36,4

81.

Литье чугунное, тонн

5 076,8

3 613,5

71,2

82.

Литье стальное, тонн

10 629,4

921,8

8,7

83.

Литье цветное, тонн

8,6

7

81,4

84.

Вторичная переработка алюминия, тонн

-

41

-

85.

Запасные части к сельско-хозяйственным машинам для ремонтно-эксплуатационных нужд, тыс. сом

661,2

83,3

12,6

86.

Изделия из металлопластика, тыс. кв. м

39 046,3

44 570,3

114,1

87.

Сельскохозяйственные машины, тыс. сом

3 078,3

2941

95,5

88.

Оборудование и запасные части для предприятий торговли и общественного питания, тыс. сом

506,3

323,8

64

89.

Плиты ресторанные, штук

87

45

51,7

90.

Трансформаторы силовые, штук

120

122

101,7

91.

Аккумуляторы, штук

1 057

56

5,3

92.

Кабельные изделия (провода неизолированные), тонн

4 487,3

81,9

1,8

93.

Кабель силовой на напряжение до 1 кВт, км

432,6

124,4

28,8

94.

Кабельные изделия (провода изолированные), тонн

17,2

6

34,9

95.

Мебель, тыс. сом

11 669,8

21 106,5

180,9

96.

Ювелирные изделия, тыс. сом

2 156,1

2 710,6

125,7

97.

Окна и двери алюминиевые, тыс. кв. м

3267

2 560,2

78,4

98.

Арматура строительная, тонн

10 997

2 627,3

23,9

99.

Гвозди, тонн

221,4

168,1

75,9

100

Энергосберегающие лампочки, штук

118 357

28 069

23,7

101

Осветительные лампы светодиодные, штук

-

1 268

-

102

Электроэнергия, выработанная электростанциями, млн кВт.ч

17 092,2

16 428,5

96,1

103

Электроэнергия, выработанная тепловыми станциями, млн кВт.ч

44,2

160,5

363,1

104.

Электроэнергия, выработанная гидроэлектростанциями, млн кВт.ч

17 048

16 268

95,4

105.

Теплоэнергия, тыс. Гкал

127,9

117,3

91,7

4. Меры товарно-денежной политики и межбанковских кредитных взаимоотношений, практика их применения

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется в соответствии с гражданским, таможенным и налоговым законодательством Республики Таджикистан.

Законом Республики Таджикистан "О Национальном банке Таджикистана" определены: правовой статус Национального банка Таджикистана, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимодействие с органами государственной власти, цель и основные инструменты денежно-кредитной политики, принципы и способы банковского регулирования и контроля, порядок реорганизации и ликвидации кредитных организаций, организация денежного обращения и расчетов, другие функции и полномочия.

Национальный банк Таджикистана осуществляет разработку и реализацию монетарной политики Республики Таджикистан.

С целью содействия межведомственному сотрудничеству, включая обмен информацией и оценку экономического состояния Республики Таджикистан, Национальный банк Таджикистана создал Комитет монетарной политики.

Комитет монетарной политики является межведомственным консультативным органом и представляет рекомендации в правление Национального банка Таджикистана. Состав, задачи и порядок деятельности Комитета монетарной политики определяются его положением, утверждаемым правлением Национального банка Таджикистана.

В целях обеспечения эффективного использования инструментов денежно-кредитной политики и стабильного роста денежно-кредитных показателей Национальный банк Таджикистана составляет прогноз денежно-кредитной политики Республики Таджикистан на следующий год и ежегодно представляет его не позднее 1 ноября на рассмотрение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Национальный банк Таджикистана ежеквартально публикует информацию о макроэкономическом положении и вопросах, касающихся реализации монетарной политики, в средствах массовой информации.

Национальный банк Таджикистана для осуществления своих задач в области денежно-кредитной политики использует следующие инструменты и методы:

процентные ставки по операциям Национального банка Таджикистана;

норматив обязательных резервов;

операции на открытом рынке;

кредитование кредитных организаций;

валютное регулирование и валютные операции;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

В целях создания соответствующих условий для ведения банковской деятельности в Республике Таджикистан Законом Республики Таджикистан
"О банковской деятельности" определены следующие правовые и организационные основы банковской деятельности: понятие банка и небанковских финансовых организаций, а также банковской системы Республики Таджикистан, перечень банковских операций, принципы взаимоотношений банков с клиентами и государством, порядок создания банка, регистрации и лицензирования его деятельности (в том числе банков с участием иностранного капитала), основания для отзыва лицензий на осуществление банковских операций, понятие "банковская тайна", принципы учета и отчетности, порядок аудиторской проверки.

Закон Республики Таджикистан "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет принципы осуществления валютных операций в Республике Таджикистан, полномочия и функции государственных органов в валютном регулировании и валютном контроле, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, направления валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.

Органами валютного контроля в Республике Таджикистан являются Национальный банк Таджикистана, Министерство финансов Республики Таджикистан, государственные налоговое и таможенное ведомства в пределах своих полномочий.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки Республики Таджикистан, которые подотчетны Национальному банку Таджикистана.

Расчеты в валюте Республики Таджикистан между резидентами осуществляются без ограничений.

Порядок приобретения и использования в Республике Таджикистан валюты Республики Таджикистан нерезидентами устанавливается Национальным банком Таджикистана в соответствии с законами Республики Таджикистан.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного, таможенного и налогового законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Республике Таджикистан осуществляется органами валютного контроля и их агентами в порядке, определяемом Законом Республики Таджикистан "О валютном регулировании и валютном контроле" и другими законами Республики Таджикистан.

Более детально с законодательными и нормативными актами Республики Таджикистан, регулирующими банковскую деятельность на территории государства, можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Национального банка Таджикистана www.nbt.tj.

 

Конвертируемость и курс национальных валют

Валютная политика Национального банка Таджикистана в последние годы была направлена на обеспечение стабильности цен посредством реализации курсовой политики и устойчивости валютного рынка.

В Республике Таджикистан применяется режим "регулируемо-плавающего курса без определения границ колебания", согласно которому курс определяется соотношением спроса и предложения иностранной валюты на рынке. Вмешательство Национального банка Таджикистана на валютном рынке осуществляется исключительно в случаях чрезмерного колебания курса.

В 2012 году состояние внутреннего валютного рынка характеризовалось относительной устойчивостью курса национальной валюты к иностранным валютам на всех его сегментах.

Кредитные учреждения через систему электронных торгов на межбанковском валютном рынке своевременно могли приобрести недостающую ликвидность в иностранной валюте. Активно применяя механизм конверсии сомони с участием трех основных валют (доллар США, российский рубль и евро) на межбанковском валютном рынке, Национальный банк Таджикистана, удовлетворяя излишний спрос, предложил недостающий рынку объем ликвидности в иностранной валюте и тем самым обеспечил его стабильность.

За I квартал 2012 года официальный курс национальной валюты относительно доллара США имел незначительную тенденцию к снижению и изменился в начале периода с 4,7585 до 4,7595 сомони за 1 доллар США в конце периода, или на 0,02%.

Во II квартале его курс изменился с 4,7595 до 4,7655 сомони за 1 доллар США в конце июня, или на 0,1%.

В III квартале 2012 года официальный курс национальной валюты имел тенденцию к укреплению и изменился в начале периода с 4,7655 до 4,7645 сомони за 1 доллар США в конце периода, или на 0,02%.

В IV квартале официальный курс национальной валюты оставался сравнительно стабильным и изменился с 4,7645 в начале периода до 4,7644 сомони за 1 доллар США в конце периода.

В целом за 2012 год официальный курс сомони по отношению к доллару США изменился с 4,7585 сомони в начале периода до 4,7644 сомони за 1 доллар США в конце периода, или на 0,1%. В 2011 году это изменение составляло 8,1%.

Вместе с тем нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и резкие изменения спроса и предложения на внутреннем рынке стали основными причинами изменения курса национальной валюты по отношению к евро и российскому рублю. На конец периода официальный курс сомони снизился по отношению к евро на 2,3% и к российскому рублю на 6,6%.

Национальным банком Таджикистана в целях стабильного поддержания курса национальной валюты и для устранения краткосрочных колебаний курса наличной валюты в 2012 году были осуществлены валютные интервенции на наличном рынке в размере 43,1 доллара США, 0,5 млн евро и 80,5 млн российских рублей.

Следует отметить, что стабильности курса в первом полугодии 2012 года во многом способствовало благоприятное состояние внешнего рынка товаров и сырья, увеличение притока иностранной валюты по текущим трансфертам платежного баланса, увеличение объемов денежных переводов физических лиц из-за рубежа на 24,6% по сравнению с 2011 годом, а также увеличение объема привлеченных краткосрочных кредитов и грантов.

За текущий год общий объем сделок на внутреннем валютном рынке составил 19 570,3 млн долларов США и увеличился по сравнению с 2011 годом на 8 675,7 млн долларов США, или на 79,6%. Из них на межбанковский валютный рынок приходится 11 857,3 млн долларов США (60,6%), на внутрибанковский рынок - 6 377,1 млн долларов США (32,6%), наличный рынок - 1 335,8 млн долларов США (6,8%).

В 2013 году состояние внутреннего валютного рынка характеризовалось относительной устойчивостью курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам на всех его сегментах. Этому во многом способствовало благоприятное состояние мирового рынка товаров и сырья, снижение цен основных импортируемых в Республику Таджикистан товаров (горюче-смазочных материалов, пшеницы и т.д.).

За I квартал 2013 года официальный курс национальной валюты относительно доллара США имел незначительную тенденцию к повышению и изменился в начале периода с 4,7639 до 4,7543 сомони за 1 доллар США в конце периода, или на 0,2%.

Во II квартале его курс изменился с 4,7543 до 4,7655 сомони за 1 доллар США в конце июня, или на 0,2%.

В III квартале 2013 года официальный курс национальной валюты оставался сравнительно стабильным и изменился в начале периода с 4,7655 до 4,7685 сомони за 1 доллар США в конце периода, или на 0,06%.

В IV квартале официальный курс национальной валюты имел незначительную тенденцию к снижению и изменился с 4,7685 сомони в начале периода до 4,7741 сомони за 1 доллар США в конце периода, или на 0,12%.

В целом за 2013 год официальный курс сомони по отношению к доллару США изменился с 4,7639 сомони в начале периода до 4,7741 сомони за 1 доллар США в конце периода, или на 0,2%. В 2012 году это изменение составляло 0,1%.

Вместе с тем нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и резкие изменения спроса и предложения на внутреннем рынке стали основными причинами изменения курса национальной валюты по отношению к евро и российскому рублю. На конец периода официальный курс сомони снизился по отношению к евро на 4,4%, к российскому рублю на - 8%.

Национальным банком Таджикистана в целях стабильного поддержания курса национальной валюты и для устранения краткосрочных колебаний курса наличной валюты в 2013 году были осуществлены валютные интервенции на наличном рынке в размере 5,4 млн долларов США.

Следует отметить, что стабильности курса в 2013 году во многом способствовало благоприятное состояние внешнего рынка товаров и сырья, увеличение притока иностранной валюты по текущим трансфертам платежного баланса, увеличение объемов денежных переводов физических лиц из-за рубежа на 37% по сравнению с 2012 годом, а также увеличение объема привлеченных краткосрочных кредитов и грантов.

За текущий год общий объем сделок на внутреннем валютном рынке составил 71 343,3 млн долларов США и увеличился по сравнению с 2012 годом на 20 934,9 млн долларов США (41,5%). Из них на межбанковский валютный рынок приходится 53 252,9 млн долларов США (74,6%), на внутрибанковский рынок - 14 384,3 млн долларов США (20,2%), наличный рынок - 3 706,1 млн долларов США (5,2%).

Кредитные учреждения через систему электронных торгов на межбанковском валютном рынке своевременно могли приобрести недостающую ликвидность в иностранной валюте. Активно применяя механизм конверсии сомони с участием трех основных валют (доллар США, российский рубль и евро) на межбанковском валютном рынке, Национальный банк Таджикистана смог предложить недостающий рынку объем ликвидности в иностранной валюте, удовлетворяя излишний спрос, тем самым обеспечивая его стабильность.

В 2014 году, как и в предыдущие годы, Национальный банк Таджикистана проводил курсовую политику, основанную на регулируемом плавающем режиме, при котором курс иностранных валют к сомони определяется соотношением их спроса и предложения на рынке.

Тенденция к росту курса доллара США по отношению к сомони в 2014 году была обусловлена ситуацией на мировых валютных рынках, экономическим и финансовым состоянием республики, состоянием торгового баланса, а также влиянием факторов, связанных с мировой финансовой и политической ситуацией. Другой причиной, повлиявшей на понижение курса национальной валюты к доллару США, является значительное превышение спроса иностранной валюты над ее предложением на внутреннем валютном рынке. Одной из причин значительного спроса иностранной валюты является уменьшение ее притока в форме денежных переводов из-за рубежа на 11,6% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, а также уменьшение объемов ввозимой наличной иностранной валюты кредитными организациями республики.

Состояние внутреннего валютного рынка в этот период охарактеризовалось тенденцией снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Этому во многом способствовало неблагоприятное состояние мирового рынка товаров и сырья, резкое повышение цен основных импортируемых в Республику Таджикистан товаров.

Данная тенденция привела к повышению спроса на иностранную валюту более чем в два раза на внутреннем рынке и непосредственно способствовала укреплению курса иностранных валют.

В этой связи официальный курс сомони по отношению к доллару США как наиболее используемой валюты во внешнеторговых операциях страны имел тенденцию к снижению и изменился с 4,7741 сомони на начало периода до 5,3079 сомони на конец периода, или на 11,2%.

Следует отметить, что экономика страны, интегрированная в глобальную экономику, как и экономика любой другой страны, подвержена воздействию процессов, происходящих на международных рынках. При этом изменение курса национальных валют крупнейших стран региона - внешнеэкономических партнеров также в определенной степени имело влияние на курс национальной валюты.

Вместе с тем для сглаживания чрезмерных колебаний курса наличной иностранной валюты Национальным банком Таджикистана в течение 2014 года осуществлены наличные интервенции в объеме 137,1 млн долларов США, которые непосредственно способствовали стабилизации курса национальной валюты.

Основные показатели динамики курса доллара США к сомони за 2012 - 2014 годы приведены в таблицах 1 - 2

 

Порядок открытия корреспондентских счетов и практика межбанковских взаиморасчетов

Порядок открытия корреспондентских счетов в национальной и иностранной валюте определяется Инструкцией Национального банка Таджикистана N 171 "Порядок открытия, переоформления и закрытия банковских счетов кредитными организациями в Республике Таджикистан".

В главе V данной Инструкции "Оформление открытия корреспондентских счетов кредитных организаций" указан порядок открытия корреспондентских счетов:

в кредитной организации-резиденте;

кредитной организации-нерезиденте;

банков-нерезидентов.

Корреспондентские счета кредитным организациям открываются в подразделении Национального банка Таджикистана, в функции которого входят открытие и обслуживание корреспондентских счетов кредитных организаций, на основании письменного заявления кредитной организации и получения разрешения со стороны подразделения банковского надзора Национального банка Таджикистана. При открытии корреспондентского счета заключается договор об оказании услуг по межбанковским расчетам между Национальным банком Таджикистана и кредитной организацией.

Для открытия корреспондентского счета необходимо представить:

заявление установленного образца на открытие корреспондентского счета;

копии документов, выданных налоговым органом государства:

свидетельства о государственной регистрации;

выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;

уведомления о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

информационную справку;

карточку с образцами подписей и оттиска печати в двух экземплярах вместе с документами, удостоверяющими личность лиц, имеющих право первой и второй подписей.

Номер корреспондентского счета и банковский идентификационный код (БИК) кредитной организации присваивается Национальным банком Таджикистана. После присвоения номера корреспондентского счета и БИК Национальный банк Таджикистана вносит соответствующие изменения в Справочник банковских идентификационных кодов кредитных организаций Республики Таджикистан.

Установление прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями-резидентами производится на основании договора по прямым корреспондентским отношениям.

Для открытия корреспондентского субсчета кредитные организации предоставляют друг другу:

заявление на открытие корреспондентского субсчета;

копию Устава;

копию учредительного договора;

копию лицензии на совершение банковских операций;

копию баланса за последний отчетный год;

извещение о регистрации в налоговых органах в качестве налогоплательщика;

карточку с образцами подписей и оттиска печати.

Кредитные организации-резиденты могут открывать прямые корреспондентские счета в банках иностранных государств. Корреспондентские счета кредитной организации-резидента, открытые в банках-нерезидентах, регистрируются в обязательном порядке в уполномоченном подразделении Национального банка Таджикистана.

Для открытия корреспондентского счета в банках-нерезидентах требуются разрешения:

Национального банка Таджикистана;

национального/центрального банка государства, с которым устанавливаются корреспондентские отношения.

После установления корреспондентских отношений кредитные организации-резиденты в 5-дневный срок направляют в Национальный банк Таджикистана информацию, где и когда открыт корреспондентский счет, об условиях проведения по нему операций (предоставление технического кредита, комиссионного вознаграждения и комиссионный процент, установление лимита остатка средств на корреспондентском счете и др.).

Условия открытия корреспондентских счетов в иностранной и национальной валютах с банками-резидентами и нерезидентами основываются на международной практике, предусматривающей заключение двусторонних договоров.

Порядок межбанковских взаиморасчетов на территории Республики Таджикистан регулируется Инструкцией N 178 "Об организации расчетов между кредитными организациями на территории Республики Таджикистан".

Межбанковские расчеты осуществляются кредитными организациями в пределах средств на корреспондентском счете (субсчете).

Расчеты между кредитными организациями могут осуществляться тремя способами:

по корреспондентским счетам, открытым в Национальном банке Таджикистана;

прямым корреспондентским отношениям;

расчеты между филиалами, подведомственными одной кредитной организации (внутрисистемные расчеты).

Межбанковские расчеты на территории Республики Таджикистан осуществляются по системе электронных платежей. Участниками данной системы в 2012 году были: Национальный банк Таджикистана и его 5 региональных отделений, 45 кредитных организаций (из них: 16 головных офисов коммерческих банков, 1 небанковская кредитная организация (НКО), 28 микродепозитных организаций (МДО)), Межгосударственный банк г. Москвы, Главное управление Центрального казначейства Министерства финансов Республики Таджикистан (МФРТ) и Центральная фондовая биржа.

В 2014 году участниками системы электронных платежей стали: Национальный банк Таджикистана, 58 кредитных организаций (из них: 17 головных офисов коммерческих банков, 1 НКО, 40 МДО), Межгосударственный банк г. Москвы и Главное управление Центрального казначейства МФРТ.

Количество и объем межбанковских платежей в 2012 - 2014 годах приведены в таблице 3.

Порядок проведения межбанковских взаиморасчетов в иностранной валюте осуществляется по системе электронных платежей Национального банка Таджикистана и по системе СВИФТ в соответствии с международными нормами.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (19.05.2016)
Просмотров: 251 | Теги: торговая политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь