Воскресенье, 04.12.2016, 19:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Экология

Глава 2. ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ (часть 6)

Глава 2. ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Предыдущая страница

2.6. Вещные права на объекты животного мира

В настоящее время вопросы вещных прав на природные ресурсы регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <1>. В соответствии со ст. 4 данного Закона в Российской Федерации устанавливается государственная собственность на объекты животного мира.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.


Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Необходимо отметить, что объекты животного мира имеют некоторые специфические признаки, отличающие их от всех остальных объектов вещных прав.

Во-первых, необходимо разделять объекты животного мира, отнесенные законодательством к диким и являющиеся объектами охраны природоресурсного законодательства, и животных домашних, сельскохозяйственных, а также находящихся в зоопарках, зоосадах, коллекциях и т.п., являющихся полноценными объектами гражданских прав.

Во-вторых, дикие животные обитают на конкретной территории или акватории, следовательно, являются неотделимыми от нее, например, при предоставлении в пользование.

Иначе говоря, объекты животного мира - дикие животные в состоянии естественной свободы - предоставляются в пользование на конкретной территории или акватории, и до тех пор, пока дикие животные находятся в состоянии естественной свободы, т.е. являются по определению объектами животного мира, пользование ими может осуществляться лишь в пределах указанного государственными органами участка (территории или акватории). Таким образом, объекты животного мира приобретают признаки недвижимых вещей, а пользование ими осуществляется во многом аналогично пользованию лесами - на строго определенном участке <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щеколодкин А.Н. Правовые проблемы охраны и использования объектов животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях: Дис. на соискание уч. степени канд. юр. наук. М., 2006.


Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

- обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

- подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

- отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

- естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается федеральными законами.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в Федеральном законе "О животном мире", в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правительство РФ по согласованию с субъектами Российской Федерации, исходя из принципов, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном законе "О животном мире", иных федеральных законах, а также в нормах международного права, может относить определенные объекты животного мира к федеральной собственности.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Федеральным законом "О животном мире".

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из этого может быть сделан вывод о том, что объекты животного мира, правомерно изъятые из природной среды, перестают быть объектами животного мира с момента изъятия и превращаются в имущество, которое может оказаться собственностью как государственной, так и частной и муниципальной <1>, т.е. может отчуждаться или свободно переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом.

--------------------------------

<1> Колбасов О.С. Комментарий к Закону о животном мире (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. М. С. 22.


Впервые норма о собственности на объекты животного мира была закреплена в Законе РСФСР от 14 июля 1982 г. "Об охране и использовании животного мира" <1>, который утратил силу в связи с принятием указанного выше Закона.

--------------------------------

<1> ВВС РСФСР. 1982. N 29. Ст. 1029.


Так, в соответствии с названным Законом РСФСР животный мир признавался одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины, источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства.

Конституция СССР и Конституция РСФСР того времени предусматривали, что в интересах настоящего и будущего поколений должны приниматься необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования животного мира. Эти меры осуществлялись в соответствии с государственными планами экономического и социального развития при участии государственных и общественных организаций, а также граждан.

В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании животного мира", который также утратил силу в настоящее время, животный мир в СССР являлся государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на животный мир в СССР, запрещались. Эта же норма повторялась и в ст. 3 указанного Закона РСФСР.

Еще одним нормативным правовым актом, устанавливавшим право собственности на объекты животного мира, стал Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" <1>, также утративший силу в настоящее время.

--------------------------------

<1> ВВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.


В статье 6 данного Закона устанавливалось, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и в соответствии с законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, находятся в ведении Советов народных депутатов.

В настоящее время в соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Однако такое правило является общим и не может рассматриваться как утверждение о том, что любые природные ресурсы могут находиться во всех формах собственности.

Конкретную форму собственности на отдельные виды природных ресурсов устанавливают специальные законы.

Кроме того, как отмечается в комментарии к Конституции РФ под общей редакцией Ю.В. Кудрявцева, правовой режим этих природных объектов неоднороден и не все они могут быть в принципе объектом чьего бы то ни было права собственности. Право собственности, в соответствии с правилами гражданского законодательства, может быть установлено только на объекты, определенные индивидуальными или родовыми признаками, т.е. на такие объекты, которые могут быть выделены из числа других подобных. Если же объект не таков и само его существование неизвестно, а только возможно, он не может быть объектом данного права. Это в полной мере относится к дикому животному миру, особенно к мигрирующим животным.

В настоящее время точного разграничения собственности на объекты животного мира не проведено. Разграничение, декларированное Федеральным законом "О животном мире" (ч. 3 ст. 4), должно быть проведено в порядке, установленном федеральным законом. Однако до настоящего времени такой закон не принят.

Соответственно, можно сделать вывод о необходимости заключения соглашений о разграничении собственности на объекты животного мира по видам между Российской Федерацией и ее субъектами. При этом, по мнению О.С. Колбасова, "таких соглашений должно быть 89. В каждом из них целесообразно решить вопрос о собственности не только на животный мир, но и на все виды природных ресурсов, включая землю. А лучше всего было бы вообще не делить природные ресурсы на собственность федеральную и субъектов Федерации, а придерживаться принципа единой государственной собственности" <1>.

--------------------------------

<1> Колбасов О.С. Указ. соч. С. 23, 24.


Этой же точки зрения придерживается Т.Н. Малая, отмечая, что государство следует рассматривать как единственного полноправного собственника животного мира, поскольку только оно как организация может быть выразителем интересов народа в целом <1>.

--------------------------------

<1> Малая Т.Н. Право собственности на животный мир. С. 39 - 41.


Однако субъекты Российской Федерации на практике осуществляют правотворчество в данной области. По данным, приведенным В.В. Никишиным <1>, за последние несколько лет каждым субъектом Российской Федерации было принято несколько законодательных актов, регулирующих охрану и использование объектов животного мира.

--------------------------------

<1> Никишин В.В. Экологическое законодательство: правотворчество субъектов Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. С. 259 - 268.


Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что система вещных прав на объекты животного мира в настоящее время представлена только правом собственности, причем это право федеральной собственности в отношении диких животных и право частной, государственной или муниципальной собственности в отношении всех иных животных.

Следующая страница

К содержанию

 

Категория: Экология | Добавил: x5443x (12.06.2013)
Просмотров: 668 | Теги: ресурсы, объекты, интересов, животного, природные, права, Мира, ВЕЩНЫЕ, ПУБЛИЧНЫХ, частных | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016