Суббота, 03.12.2016, 01:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Экология

Глава 2. ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ (часть 3-2)

Глава 2. ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

2.3. Вещные права на лес и нелесную растительность

Предыдущая страница

В соответствии со ст. 340 ГК РФ право залога не распространяется на полученные в результате использования заложенного имущества плоды (если иное не вытекает из договора). Однако на собственника заложенного имущества может быть возложена обязанность извлекать из него доходы (например, собирать урожай) и направлять их на погашение задолженности по залогу. Выделение плодов как отдельной категории имущества в большей степени относится не к городской растительности, а к сельскохозяйственным посадкам.

Таким образом, лесные участки и нелесная растительность являются имуществом особого рода и имеют признаки:

- недвижимого имущества - как имущества, отделение которого невозможно без нанесения несоразмерного ущерба его назначению;

- делимой вещи, т.к. возможен их раздел в натуре без изменения целевого назначения (вместе с земельным участком, на котором они расположены);

- сложной вещи, т.к. образуют совместно с землей единое целое, используемое как одна вещь;

- принадлежности к земле, т.к. связаны с ней общим целевым назначением;

- вещи, приносящей плоды, правами на которые обладают лица, использующие насаждения на законном основании.

Как особый вид имущества, нелесная растительность находится в свободном обороте. В настоящее время ни гражданское, ни земельное, ни лесное законодательство не устанавливают для нее ограничения или запрещения оборота.

Лесной кодекс РФ отмечает также, что владение, пользование и распоряжение лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств (ч. 3 ст. 18). Эта норма является своего рода воплощением принципа ненанесения ущерба окружающей среде при осуществлении правомочий собственника.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы охраны и использования растительного мира. Отдельного законодательства о растительном мире в настоящее время в России нет, хотя ссылки на него в действующем законодательстве имеются.

В связи с отсутствием такого законодательства возникают разночтения в терминологии, используемой для обозначения различных элементов растительного мира. Так, Конституция РФ и Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1> называют эти элементы лесами и иной растительностью, Лесной кодекс РФ - объектами растительного мира (ст. 41), Гражданский кодекс - растениями (ст. 261), Закон РФ "О погребении и похоронном деле" <2> - зелеными насаждениями.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146; 1997. N 26. Ст. 2952.


Вот почему довольно сложно определить, как осуществляется оборот различных элементов растительного мира и какие ограничения существуют для собственников этого имущества.

Основным видом растительности на территории России являются леса. На регулирование именно лесных отношений направлено большинство усилий законодателей.

Как уже отмечалось, принятый 22 января 1997 г. Лесной кодекс в некоторой степени разрешил вопросы разграничения собственности: лесной фонд и расположенные на землях обороны леса отнесены к федеральной собственности, а формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Кроме лесов существуют многие другие элементы растительного мира, например нелесная растительность в городах.

Нелесная растительность является важным элементом окружающей природной среды городов. На землях городов и других поселений могут произрастать городские леса и другая растительность. В соответствии с Лесным кодексом РФ лесное законодательство регулирует отношения по поводу лесов, расположенных на землях иных (кроме лесного фонда) категорий (ст. 6).

Отношения по поводу иной растительности регулируются гражданским, земельным, водным законодательством, а также законодательством о растительном мире.

Таким образом, вопросы регулирования порядка использования городской растительности, не относящейся к лесам, лесным законодательством не регламентируются.

В соответствии с гражданским законодательством леса и многолетние насаждения являются недвижимым имуществом, т.е. таким, перемещение которого без существенного ущерба для их назначения невозможно.

Исходя из целей использования понятия "многолетние насаждения", можно сделать вывод о том, что главный признак многолетних насаждений - устойчивость, т.е. принадлежность их к объектам недвижимости в гражданско-правовом смысле. Как уже отмечалось, в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. 130 ГК РФ) недвижимым признается то имущество, которое связано с землей и не может быть отделено от нее без существенного ущерба для его назначения. Эту же норму повторил и более поздний нормативный акт - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 1 указанного Закона) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.


Автор комментария к названному Закону М.И. Брагинский отмечает, что данное имущество (леса и многолетние насаждения) "представляет собой недвижимость по своей природе" <1>.

--------------------------------

<1> Брагинский М.И. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним". М.: Юридический дом "Юстицинформ", 1998. С. 6.


Гражданское законодательство также отмечает, что собственником растительности становится собственник земельного участка, на котором она произрастает, если иное не установлено законом. Поэтому можно сделать вывод о том, что право собственности на насаждения зависит от того, кому может принадлежать на праве собственности земельный участок.

Определение собственника насаждений в лесном законодательстве также зависит от собственника земельного участка и от происхождения этой растительности.

Однако эти положения Лесного кодекса касаются только одной формы собственности - собственности граждан и юридических лиц, т.е. частной. Как определяется собственность на насаждения, расположенные на землях городских поселений, принадлежащих субъекту Федерации или муниципалитету, лесное законодательство ответа не дает.

Земельное законодательство РФ (ст. 84 Земельного кодекса РФ <1>) указывает только на то, что включение земель в городскую черту не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.


Следует также отметить, что именно эти принципы были положены в основу проводимого в настоящее время разграничения государственной собственности на землю (см. подробнее § 2.2 настоящей работы).

Кроме того, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ к государственной собственности будет относиться вся та нелесная растительность (как природный ресурс), которая не передана в собственность граждан и юридических лиц либо не является собственностью муниципальных образований.

Однако в отношении нелесной растительности такая ситуация вряд ли возможна, прежде всего потому, что земли поселений относятся в основном к муниципальной собственности, а значит, и расположенные на них насаждения будут относиться к муниципальной собственности.

Согласно гражданскому законодательству все, что не передано в собственность граждан и юридических лиц, будет относиться к муниципальной собственности.

Муниципальная собственность, надо полагать, станет основной формой собственности на нелесную растительность в поселениях. Однако данный вывод можно сделать только на основании принципа аналогии закона, который и применяется в данном случае. Необходимого прямого указания закона на это нет.

В действующем в настоящее время Законе РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" <1> не содержится упоминания о лесах и нелесной растительности, которые могут находиться в муниципальной собственности. А в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля 2006 г.), вступающем в силу с 1 января 2009 г., речь идет только о городских лесах, которые могут быть собственностью муниципальных поселений <2>.

--------------------------------

<1> ВВС РФ. 1991. N 29.

<2> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.


Таким образом, нелесная растительность на территории поселений, в отличие от лесов, может находиться как в государственной, так и в муниципальной и в частной собственности. Основной формой собственности будет, скорее всего, муниципальная.

В комментарии к Лесному кодексу 1997 года О.И. Крассов предлагает для решения вопроса о разграничении собственности на леса руководствоваться тем, что существуют только две формы собственности - частная и публичная. И все, что не является частной собственностью, является публичной <1>. Им также предлагается отдавать приоритет в вопросах определения права собственности на леса лесному законодательству. Эта точка зрения согласуется с принципами осуществления правомочий собственника природных объектов, о которых уже говорилось выше.

--------------------------------

<1> Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Норма, 1998. С. 57, 58.


По мнению отдельных авторов, ситуация, сложившаяся в законодательстве по поводу собственности на леса, закрепляет многообразие форм лесной собственности, хотя и с явным преобладанием государственной собственности. Подобный подход не противоречит мировой практике. Так, в Канаде в государственной собственности находится 94,2%, а в Турции - до 99,9% лесов. Что касается видов государственной собственности, то выбор сделан в пользу федеральной собственности <1>.

--------------------------------

<1> Павлов П. Новый Лесной кодекс России и рыночная экономика // Российская юстиция. 1999. N 2. С. 38.


Попытка разрешить вопросы разграничения собственности на нелесную растительность была сделана несколько лет назад авторами проекта федерального закона "О регулировании охраны зеленого фонда городских поселений". Они предлагали ввиду значимости городской растительности отнести всю городскую нелесную растительность и территории, на которых они расположены, к государственной или муниципальной собственности. Предполагался также отказ в их приватизации и сдаче в аренду.

По нашему мнению, подобным образом этот вопрос разрешен быть не может. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса федеральным законом устанавливаются формы собственности только на один вид насаждений - леса. А нелесная растительность, еще один элемент городской растительности, как уже отмечалось выше, может без ограничений находиться в любой форме собственности, в том числе в собственности граждан и юридических лиц, т.е. в частной, в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок.

В случае принятия проекта указанного закона положение об отнесении нелесной растительности и занятых ими территорий к государственной и муниципальной собственности стало бы существенным ограничением прав граждан по сравнению с существующим лесным, земельным и гражданским законодательством.

В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ гражданское законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации, а вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (в том числе лесами и другими зелеными насаждениями) относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Вот почему законодательство субъектов Российской Федерации о праве собственности на леса и нелесную растительность развивается большей частью в рамках лесного законодательства и законодательства о других природных ресурсах.

Процесс формирования законодательства, регулирующего вопросы владения, пользования и распоряжения лесами и нелесной растительностью начался в 1990-х годах. Именно в этот период были приняты основные акты субъектов Российской Федерации.

С принятием Основ лесного законодательства РФ <1> часть актов субъектов Российской Федерации была приведена в соответствие с федеральным законодательством, но многие акты так и остались неизменными. Как отмечает Л.А. Заславская <2>, для решения проблемы несоответствия в 1994 году на III Всероссийском съезде лесничих было принято обращение к Правительству РФ, в котором высказана просьба решить на федеральном уровне вопрос о приведении в соответствие лесного законодательства субъектов Российской Федерации с Основами лесного законодательства. Однако довести данный процесс до конца тогда не удалось.

--------------------------------

<1> ВВС РФ. 1993. N 15. Ст. 523.

<2> Заславская Л.А. Соотношение лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Экологическое право России. М.: Зерцало, 1999. С. 88.


В настоящее время лесное законодательство субъектов Российской Федерации представлено различными законодательными актами - лесными кодексами, законами о лесе, о лесах, о лесопользовании и др. Указанные законы приняты в различные годы и во многом не соответствуют действующему законодательству (в частности, Лесному кодексу РФ).

Такие не приведенные в соответствие законы до сих пор продолжают существовать в республиках Адыгея (Закон "О лесе" от 28.04.94), Бурятия (Закон "О лесе" от 26.04.91 в ред. от 22.11.93), Кабардино-Балкария (Закон "О лесе" от 14.11.94 (в ред. от 08.05.96)), Мордовия (Лесной кодекс от 18.02.94), Татарстан (Лесной кодекс от 20.07.94), Удмуртия (Лесной кодекс от 05.03.92), Якутия - Саха (Закон "О лесе республики Саха") от 28.05.92), Ханты-Мансийском автономном округе (Лесной кодекс от 27.05.94), Иркутской области (Лесной кодекс от 13.11.96) <1>. В законах этих субъектов леса и иная растительность на их территории провозглашаются собственностью (достоянием) народов республик, проживающих в них, или самих республик. А вопросы владения, пользования и распоряжения ими отнесены либо к ведению органов управления субъектов (как в большинстве актов), либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Разумеется, все эти акты в части, противоречащей законодательству Российской Федерации, с принятием Лесного кодекса не действуют, однако, по нашему мнению, их все-таки следует привести в соответствие с действующим законодательством. Это следовало сделать хотя бы так, как это было сделано в Республике Карелия. Ее Закон "О лесах" от 27.03.92 (в ред. от 23.06.95) был признан действующим в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ (Закон "О Законе "О лесах Республики Карелия" от 27.01.98).

--------------------------------

<1> Все данные о законодательстве субъектов Российской Федерации приведены по состоянию на сентябрь 2006 г. Правовая система "КонсультантПлюс".


Часть субъектов Российской Федерации привели свои законы в соответствие с Лесным кодексом. Были приняты новые редакции существовавших ранее законов или новые законы. В качестве примеров можно назвать республики Калмыкия (Закон "О лесе" от 06.07.95 (в ред. от 03.01.99)), Коми (Закон "О лесах и лесопользовании в Республике Коми" от 03.02.99), Хакасия (Закон "О лесе" от 21.12.93 (в ред. от 18.02.98)), Чувашия (Закон "О лесе" от 05.12.94 (в ред. от 07.07.98)), Алтайский (Лесной кодекс от 10.11.97 (в ред. от 31.12.97)) и Хабаровский край (Лесной кодекс от 25.12.98), Ивановскую (Лесной кодекс от 14.07.98), Ростовскую (Закон "О лесах Ростовской области" (в ред. от 26.02.99)), Самарскую (Закон "О лесах Самарской области" от 27.04.99), Саратовскую (Лесной кодекс от 21.10.98), Тверскую (Закон "О лесах Тверской области" от 30.01.97), Ульяновскую (Закон "О лесах Ульяновской области" от 25.12.97) области <1>.

--------------------------------

<1> Все данные о законодательстве субъектов Российской Федерации приведены по состоянию на сентябрь 2006 г. Правовая система "КонсультантПлюс".


В большинстве субъектов Российской Федерации законы о лесах отсутствуют совсем, даже в таких традиционно многолесных регионах, как Архангельская, Вологодская, Новосибирская, Пермская области и др. Имеющееся законодательство разрешает лишь вопросы установления размеров лесных податей и региональных правил проведения рубок. Вопросы разграничения собственности на леса и нелесную растительность в этом законодательстве не решены.

В указанных субъектах делаются попытки урегулировать вопросы охраны и использования отдельных видов нелесной растительности, например, как это сделано в Вологодской области, где приняты Законы "О зеленых зонах городов и населенных пунктов Вологодской области" и "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области". Однако и в этих Законах вопросы разграничения собственности не рассматриваются.

В некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской области (Закон "О порядке пользования участками лесного фонда и лесами, не входящими в лесной фонд" от 22.10.98) была сделана попытка разрешить вопросы лесопользования и пользования нелесной растительностью. Однако они, как правило, не затрагивают вопросов разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов, особенно в отношении вещных прав. В них, в основном, речь идет о пребывании граждан в лесах региона и порядке проведения побочных лесопользований.

Интересная ситуация в свое время сложилась в республиках Башкортостан и Марий Эл. В Башкортостане в настоящее время действует Лесной кодекс от 18.06.91 в редакции, которая была принята 26.02.97 (т.е. после вступления в силу Лесного кодекса РФ). В соответствии со ст. 3 данного Кодекса леса являются "достоянием (собственностью) ее многонационального народа". До настоящего времени эта норма так и не приведена в соответствие с действующим федеральным законодательством.

В Республике Марий Эл Лесной кодекс от 26.07.91 утратил силу в соответствии со ст. 1 Закона республики от 01.12.97 "О регулировании лесных отношений в Республике Марий Эл". Другого акта до сих пор принято не было.

Не решены вопросы собственности также и в других субъектах Российской Федерации. Это, на наш взгляд, связано с тем, что Лесной кодекс РФ отнес лесной фонд и леса, находящиеся на землях обороны, к федеральной собственности, а решение вопросов о праве собственности на городские леса - к федеральному законодательству. Вопросы отнесения древесно-кустарниковой растительности к собственности граждан и юридических лиц также решены на уровне федерального закона - ст. 20 Лесного кодекса РФ.

Даже в таких субъектах Российской Федерации, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, традиционно являющихся инициаторами развития регионального экологического законодательства, вопросы разграничения собственности на леса и нелесную растительность не регламентируются.

С принятием Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" <1> проблема не потеряла свою остроту. Закон устанавливает основные принципы защиты зеленых насаждений, правовые основы защиты зеленых насаждений, права и обязанности граждан и организаций при осуществлении требований по защите зеленых насаждений, принципы и порядок возмещения вреда от повреждения и уничтожения зеленых насаждений, ответственность за нарушение требований о защите зеленых насаждений.

--------------------------------

<1> Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 7.


Основным принципом защиты зеленых насаждений на территории г. Москвы является их сохранение независимо от категории и вида, а также формы собственности на занимаемые ими земельные участки. Этот принцип, как уже отмечалось, является основополагающим для всего природоохранительного законодательства РФ, но он не решает вопросы разграничения компетенции.

Этот подход также нашел отражение в Постановлении Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2002. N 51.


Такая ситуация становится тенденцией развития законодательства г. Москвы. В Законе от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" <1> вопросы собственности также не нашли своего отражения. В Законе говорится только о порядке пользования земельными участками в границах особо охраняемых природных территорий.

--------------------------------

<1> Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 1.


В Москве существует еще один интересный Закон, который в некоторой степени регулирует отношения в области охраны нелесной растительности. Это Закон от 30 июня 1999 г. N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих видов диких животных и растений на территории г. Москвы" <1>. Он относит к сфере своего регулирования растения, не относящиеся к видам, искусственно выведенным человеком, обитающие в состоянии естественной свободы, а также изъятые из природной среды или выращенные или разведенные в неволе. Данный Закон направлен прежде всего на установление мер ответственности за незаконное использование диких животных и растений. Вопросы собственности или иных вещных прав на такие объекты Законом не регулируются.

--------------------------------

<1> Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 8.


Такая ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации связана, на наш взгляд, с тем, что, как отмечалось выше, гражданское законодательство относится к сфере исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), а законодательство о земле и других природных ресурсах - к совместному ведению (ст. 72). Поскольку разграничить сферу установления вещных прав на природные ресурсы довольно сложно (особенно в отношении таких объектов, как лес (федеральная собственность) и нелесная растительность), субъекты Российской Федерации предпочитают не решать данный вопрос.

Как уже неоднократно говорилось, любой собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. В отношении нелесной растительности такое правило также действует, при условии что это не наносит ущерба окружающей среде и правам других лиц.

Кроме прав собственника правами пользования в отношении нелесной растительности может быть наделен неограниченный круг лиц. По общему правилу граждане имеют право свободно пребывать на территориях, занятых лесами и нелесной растительностью, если иное не установлено законодательством. На этом же основании они имеют право обращать в свою собственность общедоступные для сбора вещи, например ягоды и грибы, находящиеся на указанных территориях.

Для этой цели устанавливается лесной сервитут (ст. 9 Лесного кодекса РФ).

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Положения гражданского, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям лесного законодательства.

При этом, как отмечает О.И. Крассов, когда речь идет о публичном лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов, прежде всего Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а с другой - неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками и осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого правоотношения могут быть только лесопользователи-несобственники <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Инфра-М-Норма, 1997.


Для разделения режима пользования территориями, занятыми тем или иным видом нелесной растительности, обычно выделяют несколько зон <1>: территории общего пользования, территории ограниченного пользования и территории специального пользования.

--------------------------------

<1> См., например: Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Норма, 2005; Петров В.В. Экологическое право. М.: БЕК, 1995; Методика оценки ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением нелесной растительности и естественной растительности на территории г. Москвы. М.: Издательство РЭФИА, 1998.


К первой группе относятся все территории, занятые лесами и нелесной растительностью, предназначенные для отдыха и поддержания здоровья населения. Прежде всего это городские сады, скверы, парки, бульвары и т.п. На данные территории по общему правилу разрешен свободный доступ всем желающим.

Ко второй группе относят территории, переданные специальным организациям по обслуживанию населения, а также научным, лечебным и другим подобным учреждениям. Доступ на такие территории и пользование зелеными насаждениями разрешены только ограниченному кругу лиц. Насаждения в этих случаях также выполняют оздоровительную и рекреационную функции.

Территории специального назначения заняты прежде всего санитарно-защитными насаждениями. К таким территориям относятся защитные полосы автомобильных и железных дорог, водных объектов, санитарно-защитные зоны предприятий, а также кладбища. Пользование лесами и нелесной растительностью на данных территориях чаще всего осуществляется по специальному разрешению лиц, ответственных за данные территории. Но возможен также свободный режим пользования, например, на территории кладбищ, а также в неогороженных зонах полос отвода железных и автомобильных дорог.

Режим пользования обычно не зависит от формы собственности на нелесную растительность. Однако если насаждения расположены на территории, принадлежащей на праве собственности гражданам или юридическим лицам, режим пользования такой растительностью, как правило, более строгий, чем при принадлежности к муниципальной собственности. Публичные сервитуты, т.е. право свободного пребывания на данной территории и пользования нелесной растительностью, на такие участки обычно не устанавливаются. Это основное отличие правового режима пользования данными территориями от правового режима пользования территориями, находящимися в муниципальной собственности. Муниципалитет чаще всего дает общее разрешение собственника всем заинтересованным лицам на свободное пользование нелесной растительностью на принадлежащих ему территориях.

Необходимо также обратить внимание на то, что при установлении режима пользования нелесной растительностью учитываются и права лиц, использующих данные территории на законном основании, например, арендаторов. Как правило, если иное не установлено законом, режим пользования нелесной растительностью устанавливают сами пользователи территорий. Но при передаче в пользование земельных участков собственник вправе также оговорить и режим пользования нелесной растительностью на передаваемых территориях. Впрочем, режим пользования нелесной растительностью и в этих случаях зависит от режима пользования земельными участками.

Вопросы собственности на нелесную растительность в нашем законодательстве надлежащим образом не урегулированы. Не решены такие важные проблемы, как, например, кому принадлежит право собственности на нелесную растительность, расположенную на земельном участке муниципалитета, занятым объектом государственной собственности. Такое же неопределенное положение сложилось, например, и с землями водного фонда.

Принятие какого-либо федерального закона о растительном мире, как предлагают многие ученые, по нашему мнению, проблему не решит. Вопросы разграничения права собственности необходимо решать прежде всего в гражданском законодательстве. Возможно, данный вопрос может быть урегулирован и нормами земельного законодательства, чего до настоящего времени Земельным кодексом не сделано.

Возможно, ситуацию можно урегулировать и на уровне подзаконного акта, например постановления Правительства или указа Президента. К сожалению, вопросы разграничения собственности не могут быть решены на уровне законодательства субъектов Российской Федерации или на муниципальном уровне. Однако установить правовой режим пользования нелесной растительностью на этом уровне представляется вполне возможным.

Таким образом, можно говорить о следующих особенностях формирования законодательства Российской Федерации и ее субъектов о праве собственности на леса и нелесную растительность:

1. Законодательство Российской Федерации формируется в основном следующим образом:

- в рамках лесного законодательства регулируются вопросы собственности на лесной фонд, леса на землях обороны, городские леса и древесно-кустарниковую растительность;

- в рамках земельного законодательства регулируются вопросы собственности на земельные участки, на которых расположены леса и нелесная растительность, так называемые озелененные территории;

- в рамках гражданского законодательства регулируются общие вопросы владения, пользования и распоряжения природными объектами, основания приобретения и прекращения права собственности на них и их государственной регистрации.

2. Большинство нормативных актов указанных отраслей законодательства содержат отсылочные нормы к нормативным актам других отраслей, что в целом формирует существенный пробел в законодательном регулировании.

3. Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам разграничения собственности на леса и нелесную растительность повторяет нормы федерального законодательства, в частности Лесного кодекса РФ, либо вообще отсутствует.

4. Принципы разграничения собственности на леса и нелесную растительность должны быть сформулированы на федеральном уровне для формирования единообразного законодательства во всех субъектах Российской Федерации. Среди таких принципов могут быть выделены:

- решение вопроса о собственности в зависимости от значимости природного объекта - земельного участка или насаждений, расположенных на нем;

- все, что законодательством не отнесено к федеральной собственности и не передано в частную собственность, должно быть отнесено к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в зависимости от значимости природных объектов;

- владение, пользование и распоряжение лесами и нелесной растительностью должны осуществляться с учетом их значимости как природных объектов;

- при решении вопроса о разграничении собственности, а также об осуществлении правомочий собственника должны соблюдаться общие принципы охраны окружающей среды.

Следующая страница

К содержанию

 

Категория: Экология | Добавил: x5443x (12.06.2013)
Просмотров: 584 | Теги: ресурсы, растительность, интересов, природные, лес, права, ВЕЩНЫЕ, ПУБЛИЧНЫХ, частных, нелесную | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016