Пятница, 09.12.2016, 06:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Экология

Глава 2. ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ (часть 3-1)

Глава 2. ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Предыдущая страница

2.3. Вещные права на лес и нелесную растительность

Первые законы о лесах появились в Западной Европе в VIII в. <1>. Они были направлены в основном на защиту феодальных прав на леса, вытекающих из сословных привилегий. Лесное хозяйство в современном его понимании в то время еще не существовало, ценность леса определялась его способностью служить охотничьими угодьями и базой для заготовки меда. В дальнейшем, когда с развитием товарно-денежных отношений древесина приобрела рыночную стоимость, главное содержание лесного законодательства стали определять нормы, устанавливающие собственность на лесные земли, а также детальная регламентация управления лесным хозяйством, в том числе вопросов учета и устройства лесов, их финансирования, отпуска древесины из лесов, порядка осуществления в них сельскохозяйственных пользований, ответственности за нарушение правил пользования лесами и т.п. При этом основное место в лесном законодательстве занимало регулирование управления лесами, составляющими государственную собственность <2>.

--------------------------------

<1> Лесное законодательство зарубежных стран / Под общ. ред. П.В. Васильева и Г.Н. Полянской. М.: Юрид. литература, 1973. С. 4.

<2> Там же.


Почти одновременно с развитием лесного законодательства стали развиваться административные органы управления лесами. Так, первая государственная лесная администрация была учреждена во Франции ордонансами Филиппа Красивого в 1291 г. и Филиппа Длинного в 1318 г. <1>. Их функции в основном заключались в охране государственных лесов. В Чехии первый лесной закон был издан в 1379 г. Он, в частности, регулировал порядок проведения рубок <2>.

--------------------------------

<1> Лесное законодательство зарубежных стран / Под общ. ред. П.В. Васильева и Г.Н. Полянской. М.: Юрид. литература, 1973. С. 4, 5.

<2> Лесное хозяйство в системе планируемой экономики. Варшава: Государственное научное издательство, 1972. С. 625.


В XV - XVII вв. с развитием горного дела в Западной Европе возникла постоянная необходимость в древесном угле, что поставило леса под угрозу истребления. В связи с этим в ряде стран были изданы законодательные акты, целью которых было согласование интересов горного и лесного дела: ордонансы Франциска I (1518 г.) и Генриха II (1554 г.) для Франции; законы императора Максимилиана 1568 г. (для Чешского королевства) и 1673 г. (для Венгрии). Лишь в XIX в. сфера действия лесного законодательства стала распространяться на лесные земли, находившиеся в негосударственной (общинной, церковной) собственности. В качестве примеров этого процесса специалисты в области лесного права приводят Лесной кодекс Франции 1827 г. и закон о специальном управлении негосударственными лесами, принятый в Австро-Венгрии в 1898 г. <1>. И наконец, к концу XIX - началу XX в. активизировался процесс развития законодательства, регулирующего пользование лесными землями, находившимися в частной собственности. К этому времени стала очевидной необходимость охраны лесов не только как источника природного сырья, но и как важного природоохранного и защитного фактора, в связи с чем и усилились природоохранительные тенденции в развитии лесного права. Так, в 1888 г. в России было принято Положение о сбережении лесов, действие которого распространялось на все леса, независимо от того, в чьей собственности находились соответствующие лесные земли.

--------------------------------

<1> См.: Лесное законодательство зарубежных стран. С. 5.


В различных странах существуют разные формы собственности на лесные земли. Так, в США лишь менее 30% лесных земель находится в собственности федерации, штатов и органов местного самоуправления, еще около 13% контролируется крупными лесопромышленными предприятиями, остальные лесные земли (около 60%) принадлежат мелким собственникам. Примерно такое же соотношение форм собственности на лесные земли наблюдается в Финляндии <1>. Во Франции частновладельческие лесные земли составляют 65%, земли муниципальных лесов - 21%, государственные лесные земли - 14% <2>. Самая значительная доля государственных лесных земель (почти 90%) принадлежит Канаде. В связи с наличием различных форм собственности на лесные земли задачи сохранения и улучшения лесов, стоящие перед лесным законодательством этих стран, преломляются в целый спектр норм, адресованных различным субъектам, во владении которых находятся лесные земли. При этом оно значительно различается по степени кодификации и централизации. Так, лесное законодательство США не кодифицировано, большая часть норм, регулирующих использование лесных земель, относится к компетенции штатов, которые самостоятельно устанавливают правовой режим находящихся в их собственности лесных земель и регулируют частное лесное землевладение на своих территориях. Федеральное законодательство регулирует лишь пользование лесами, находящимися в собственности федерации. В Канаде, при том что основная доля лесных земель находится в государственной собственности, правоотношения по использованию этих земель для ведения лесного хозяйства регулируются в основном на уровне провинций.

--------------------------------

<1> См.: Лесное законодательство зарубежных стран. С. 386.

<2> Там же. С. 401.


С середины XX века в странах Западной Европы наметилась тенденция к кодификации лесного законодательства. Так, в 50-е - 60-е гг. было полностью обновлено лесное законодательство Финляндии; во многом изменено законодательство Швеции; в Финляндии были приняты Закон об управлении лесами от 9 сентября 1966 г., регулирующий порядок ведения лесного хозяйства на государственных лесных землях, и Закон о частновладельческих лесах от 15 сентября 1967 г. Во Франции был принят Лесной кодекс от 29 октября 1852 г., который не только установил лесной режим для государственных и общественных лесов, но и ввел ряд ограничений по ведению лесного хозяйства на частнособственнических лесных землях, как и на распоряжение этими землями. После принятия Лесного кодекса в его развитие во Франции был принят целый ряд нормативных актов, регулирующих деятельность государственных служб по управлению лесами.

Вещные права на лес и нелесную растительность традиционно имеют для России большую важность. Это связано прежде всего с большими площадями территории Российской Федерации, занятыми этими видами природных ресурсов. По данным, приведенным П. Павловым, на долю нашей страны приходится свыше 22% мировой лесопокрытой площади и 21% расчетного мирового запаса древесины. При этом Россия занимает третье место в мире по производству деловой древесины. Местоположение и размеры лесного фонда, который составляет 69% суши Российской Федерации, предопределяют социально-экономическое значение наших лесов <1>.

--------------------------------

<1> Павлов П. Новый Лесной кодекс России и рыночная экономика // Российская юстиция. 1999. N 2. С. 38.


Очень интересно вопрос о собственности на нелесную растительность регулировался в дореволюционном праве. И. Тютрюмов, комментируя постановления Правительствующего Сената, указывал на возможность применения в российском праве норм, закрепленных в законодательстве других государств (в частности, в отдельных штатах США и Швейцарии). В соответствии с данными правилами деревья, стволы коих стоят всецело на земле одного собственника, принадлежат исключительно ему, хотя бы корни их вросли в землю другого хозяина.

Деревья, стволы коих стоят отчасти на земле двух или нескольких соседних собственников, принадлежат им на общем праве. Каждый собственник имеет право срубать и оставлять у себя ветви и корни растений, заходящие на его землю и причиняющие ему вред, если сосед не удалит их в течение надлежащего срока. Собственник, который допускает, чтобы ветви соседних деревьев простирались на его постройки или застроенную землю, имеет право на плоды с этих ветвей. К сопредельным лесам эти правила не имеют применения <1>.

--------------------------------

<1> Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов // КонсультантПлюс. При поддержке издательства "Статут". Классика российской цивилистики. М., 2006.


Как видно из приведенного примера, вопросы разграничения собственности на природные ресурсы между федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами являлись и продолжают являться важной проблемой, требующей немедленного разрешения. Если для других видов природных ресурсов эта проблема в достаточной степени разрешена принятием соответствующих федеральных законов, например Лесного <1> и Водного <2> кодексов и Закона РФ "О животном мире" <3>, то собственность на нелесную растительность по-прежнему ничем не регламентируется.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

<2> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

<3> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.


Важным аспектом указанной проблемы является вопрос о том, к какой категории имущества относятся леса и нелесная растительность. Ведь с решением именно этого вопроса закон связывает особенности возникновения, изменения и прекращения права собственности на них.

Леса и нелесная растительность являются объектом гражданских правоотношений, т.е. тем, по поводу чего возникают гражданские правоотношения. К числу наиболее распространенных объектов относятся вещи (в том числе деньги, валютные ценности, ценные бумаги, земельные участки) и права на вещи.

С точки зрения гражданского законодательства леса и нелесная растительность не являются недвижимым имуществом, т.е. такой вещью, которая тесно связана с землей и не может быть перемещена без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ). Однако, поскольку Лесной кодекс называет лесные участки земельными участками, следует полагать, что лесные участки являются объектами недвижимого имущества.

Остается неясным вопрос о том, как соотносятся понятия "лесные участки" и "растения", о которых идет речь в ст. 261 ГК РФ. Ни гражданское, ни лесное, ни земельное законодательство окончательно не решают вопрос о том, какие же "растения" могут произрастать на лесных или земельных участках и какова их правовая судьба.

Также нерешенным остается вопрос о так называемых многолетних насаждениях. В соответствии с землеустроительными документами многолетними являются искусственно созданные древесные, кустарниковые или травянистые насаждения, способные давать урожай плодово-ягодной или технической продукции. В состав таких насаждений входят прежде всего сады, виноградники, плодовые питомники <1>.

--------------------------------

<1> Нагаев Р.Т. Недвижимость: энциклопедический словарь. Казань, 2003. С. 166.


Исходя из лесоустроительных и градостроительных норм, можно сделать вывод о том, что многолетними являются те насаждения, которые не требуют ежегодного возобновления на том же самом месте и не могут быть перемещены без их гибели или значительного повреждения. Таким образом, многолетними насаждениями являются прежде всего древесно-кустарниковые породы во взрослом состоянии. Взрослыми, как правило, признаются деревья старше 15 лет или же деревья, не подлежащие пересадке. Что касается кустарников и травянистой растительности, то независимо от возраста они могут быть признаны не подлежащими пересадке.

Вероятно, леса и большинство нелесной растительности можно признать многолетними, следовательно, отнести их к недвижимому имуществу. Отнесение их к недвижимости оправдано также тем, что объекты недвижимости и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Все леса и нелесная растительность на территории населенных пунктов находятся на специальном учете в органах природопользования и охраны окружающей среды соответствующего уровня, а также в земельных органах как принадлежность земельных участков.

Деление вещей на движимые и недвижимые имеет также важное практическое значение. Например, залог недвижимости (ипотека) регулируется специальными нормами <1>. В частности, они связаны с обращением взыскания на заложенное имущество.

--------------------------------

<1> См., например, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.


Существуют также различия в порядке возникновения права собственности на движимые и недвижимые вещи (нормы, регулирующие порядок возникновения права собственности на вновь созданную недвижимую вещь). На вновь создаваемое недвижимое имущество право собственности возникает с момента государственной регистрации (ст. 219 ГК РФ), а не с момента создания, как на движимое имущество (ст. 218 ГК РФ).

Еще одним важным различием является то, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут продавать принадлежащее им недвижимое имущество, сдавать его в аренду, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, а также иным способом распоряжаться им без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). Остальным имуществом данные предприятия распоряжаются свободно, если иное не установлено законом или специальными нормативными актами.

Государственная регистрация недвижимости заключается во внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр, который в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> должны вести учреждения юстиции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.


В реестре должен быть указан правовой режим недвижимого имущества, в частности, принадлежит ли оно какому-либо лицу на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, все виды обременения имущества, в том числе залог недвижимости - ипотека, сервитуты, а также иные предусмотренные законодательством права на данное имущество.

Кроме записи о принадлежности определенному лицу соответствующих прав в реестре отмечается прекращение этих прав либо переход их к другим лицам.

Государственный орган, который осуществляет регистрацию, обязан предоставлять любому лицу информацию о регистрации и зарегистрированных правах, т.к. регистрация носит публичный характер.

В случае необходимости по заявлению лица, зарегистрированного в качестве носителя права, органы, проводящие регистрацию, выдают специальные документы, удостоверяющие принадлежность имущества, а также переход права.

Уклонение от регистрации либо отказ соответствующего органа в ее проведении могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд регулируется процессуальным законодательством.

Права на природные ресурсы регистрируются специально уполномоченными органами в особом порядке. Так, например, права на земельные участки и сделки с ними регистрируются в государственном земельном кадастре. Основания такой регистрации и порядок ее проведения регулируются Земельным кодексом РФ (ст. ст. 110, 111), а также Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.


Наряду с государственной может производиться и специальная регистрация либо специальный учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ). Для лесов и нелесной растительности особый, по сравнению с другими природными объектами, порядок государственной регистрации права собственности и учета не устанавливается.

Как говорилось выше, государственную регистрацию лесов нелесной растительности должны проводить специально уполномоченные экологические и земельные органы в соответствии с их компетенцией. В качестве таковых могут выступать как органы Федерального агентства лесного хозяйства, так и органы Министерства природных ресурсов РФ.

Все вещи гражданское законодательство делит на три группы, в зависимости от их оборотоспособности. Под оборотоспособностью понимается возможность перехода объекта от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (например, при наследовании или реорганизации юридического лица), а также возможность отчуждения этих вещей по договору купли-продажи, мены или дарения.

Таким образом, вещи делятся на:

- свободно обращающиеся;

- ограниченные в обращении;

- полностью изъятые из оборота.

Большинство вещей в гражданском обороте обращаются свободно. Таким образом, свободный оборот вещей является общим правилом гражданского законодательства.

Некоторые виды объектов могут принадлежать только специальным субъектам, например только государственным организациям или только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в обороте только по специальным разрешениям. К числу таких объектов относятся оружие, право пользования природными ресурсами территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ.

В соответствии с гражданским законодательством порядок ограничения оборотоспособности должен быть предусмотрен законом. На уровне закона должны быть названы те критерии, по которым будут определяться виды объектов, ограниченные в своей оборотоспособности.

Виды объектов, ограниченных в обороте, могут регламентироваться и подзаконными нормативными актами, если издающие их органы управомочены на то законом.

Чаще всего подобные ограничения содержатся в постановлениях Правительства РФ. Примером может служить Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. "О поставках продукции и товаров, реализация которых запрещена" <1>, которым ограничена реализация редкоземельных и цветных металлов.

--------------------------------

<1> САПП. 1992. N 25. Ст. 2217.


Среди объектов, ограниченных в обороте, гражданское законодательство выделяет природные ресурсы. Как и другие объекты, они могут отчуждаться или иным способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах.

Несколько иной подход предусматривается земельным законодательством. В соответствии с нормами ст. 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Что касается нелесной растительности, то поскольку в отношении нее не установлено особое правило, она может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством. Гражданский кодекс РФ не предусматривает ограничения в обороте нелесной растительности, если это не предусмотрено законом о земле и других природных ресурсах. Следовательно, если иное не предусмотрено земельным законодательством, нелесная растительность находится в свободном обороте.

Земельный кодекс РФ не устанавливает ограничений на порядок оборота нелесной растительности. Таким образом, нелесная растительность может быть отнесена к категории объектов, находящихся в обороте, в зависимости от оборотоспособности земельного участка, на котором она находится.

Статья 27 Земельного кодекса устанавливает, что изъяты из оборота в том числе земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками; объектами организаций Федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями.

Часть земельных участков, занятых лесами и нелесной растительностью, также являются ограниченными в обороте. Например, это участки, расположенные в пределах не указанных выше особо охраняемых природных территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Возможность изъятия из оборота участков отдельных категорий земель предусматривается и другим, в частности природоресурсным, законодательством.

Таким образом, можно сделать вывод об исключительном характере норм гражданского законодательства, регулирующих оборот природных объектов. Как и другие исключительные нормы гражданского законодательства, правила, предусматривающие случаи ограничения и изъятия, не являются распространительными, т.е. исключить из оборота отдельного рода вещи, например природные объекты, можно только в порядке, предусмотренном законом, с составлением соответствующего списка объектов.

Все изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе (например, земельные участки, изъятые из оборота в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса).

В настоящее время запретов в отношении оборота нелесной растительности не установлено.

Все вещи в гражданском законодательстве также делятся на делимые и неделимые. Неделимыми в соответствии со ст. 133 ГК РФ признаются те вещи, раздел которых без изменения их назначения невозможен. Остальные вещи считаются делимыми.

Классификация вещей на делимые и неделимые имеет важное правовое значение, особенно при решении вопроса о собственности двух и более лиц (общей собственности), что довольно часто встречается при рассмотрении дел о правовой принадлежности нелесной растительности.

Если общая собственность является долевой и каждый сособственник имеет свою установленную долю, например, половину или треть, то любой из сособственников может заявить о необходимости выдела своей доли в натуре. Делимые вещи в этом случае легко могут быть разделены, а неделимая вещь целиком передается одному из сособственников, а другим в соответствии с нормами ст. 252 Гражданского кодекса РФ выплачивается денежная компенсация за их часть.

Исходя из вышесказанного, земельный участок с находящимися на нем лесами или нелесной растительностью следует признать делимой вещью. Однако необходимо помнить, что возможен раздел только земельного участка. Делить данное имущество на участок и насаждения не представляется возможным, т.к. насаждения без земли потеряют не только свое назначение, но и могут погибнуть как природный объект и как имущество. Разумеется, в отдельных случаях речь может идти о пересадке на другое место отдельных плодовых насаждений или ценных культур, однако это нельзя признать общим правилом. В случае подобного раздела невозможно адекватно оценить размер долей, т.к. определить, какова ценность самих насаждений, изъятых из земли, явно не представляется возможным.

Представляется, однако, что по желанию одного из сособственников раздел общего имущества по таким критериям может быть осуществлен, но в этом случае риск порчи и гибели насаждений будет нести именно это лицо.

Несмотря на некоторую абсурдность ситуации, подобные случаи встречаются на практике. Примером могут служить реорганизованные сельскохозяйственные предприятия, земли которых разделены на земельные доли между бывшими работниками, а многолетние насаждения (прежде всего плодовые) относятся к собственности самого сельхозпредприятия и числятся у него на балансе как отдельное имущество. Большая проблема возникает в данном случае при выделе земельных долей в натуре. Этот вопрос еще не урегулирован действующим законодательством. А ведь, например, по данным, приводимым Г.А. Волковым, в составе земель сельскохозяйственного назначения земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, занимают 66,6 млн. га (16,4%) <1>.

--------------------------------

<1> Волков Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 3.


При этом также следует иметь в виду, что на землях сельскохозяйственного назначения могут находиться не только древесно-кустарниковая растительность, но и леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций. Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передавались им в безвозмездное пользование в соответствии со ст. 36 Лесного кодекса РФ 1997 года. Другие особенности пользования указанными лесами определялись ст. 130 Лесного кодекса и Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1601 "Об утверждении Положения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 121.


При этом безвозмездное пользование участками лесного фонда осуществляется сельскохозяйственными организациями в целях обеспечения их собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах. Объемы лесопользования для удовлетворения потребностей сельскохозяйственных организаций в древесине и других лесных ресурсах устанавливаются в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Безвозмездное пользование лесными ресурсами на указанных участках лесного фонда сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций не допускается. Предоставление указанных участков лесного фонда в пользование для заготовки древесины и других лесных ресурсов сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Инструктивные указания Рослесхоза и Минсельхозпрода России от 22 января 1998 г. NN ВШ-З-15/42, 2-34/85 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1601".


Примером еще одной категории гражданского права - сложной вещи - может стать предприятие как имущественный комплекс, включающий в себя земельный участок, здания, сооружения, движимое имущество и т.д. Такая вещь представляет собой единое целое, используемое по общему назначению (ст. 134 Гражданского кодекса РФ).

В таком случае действие сделки распространяется на все составляющие сложной вещи.

При приобретении предприятия как сложной вещи к новому владельцу переходят права на земельный участок, насаждения на нем, здания, сооружения и другое имущество, входящие в состав сложной вещи. Однако, как уже говорилось, из перечня передаваемого имущества как составляющего сложной вещи по тем или иным основаниям могут быть исключены некоторые объекты.

Земельный участок и находящуюся на нем нелесную растительность, по нашему мнению, должны признать сложной вещью, т.к. части, ее составляющие, разнородны - земля и растения, а используются они только в комплексе.

Указанное правило распространяется также на традиционное для гражданского права деление вещей на главные и принадлежности. Принадлежность служит главной вещи и имеет общее с ней целевое назначение (ст. 135 ГК РФ).

Принадлежность во всех случаях следует судьбе главной вещи. Эту норму подтверждает ст. 261 Гражданского кодекса РФ. В ней указано, что древесно-кустарниковая растительность, находящаяся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности гражданину или юридическому лицу, также принадлежит этому лицу на праве собственности. Однако стороны могут договориться о том, что право собственности переходит только на главную вещь либо только на принадлежность. Кроме того, в отношении древесно-кустарниковой растительности такие ограничения могут быть установлены и федеральным законодательством.

Нелесная растительность как имущество особого рода может приносить плоды или, как указано в ст. 136 ГК РФ, поступления, полученные в результате использования имущества - основной вещи. В отношении насаждений законодательство имеет в виду естественный прирост, например плоды фруктовых деревьев, грибы, ягоды, орехи и т.п.

Плоды могут быть как отделенные, так и неотделенные. Права на неотделенные плоды (например, ягоды на кусте смородины) имеет тот, кто имеет право на само растение.

А права на отделенные плоды (например, уже собранные в ведро ягоды смородины) имеет тот, кто использует это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иным актом или договором. Так, например, на основании общего разрешения собственника любое лицо может обращать в собственность общедоступные для сбора вещи - грибы, ягоды, орехи и т.п. (ст. 221 Гражданского кодекса РФ).

 

К содержанию

 

 

Категория: Экология | Добавил: x5443x (12.06.2013)
Просмотров: 872 | Теги: растительность, ресурсы, интересов, природные, права, лес, ВЕЩНЫЕ, ПУБЛИЧНЫХ, частных, нелесную | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016