Пятница, 09.12.2016, 16:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

§ 2. Вызов директора в налоговую инспекцию

§ 2. Вызов директора в налоговую инспекцию

 

Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Одним из механизмов осуществления контроля является вызов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в налоговые органы на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Такие полномочия реализуются налоговыми органами, в частности, путем создания и функционирования комиссий, на которые для дачи пояснений вызывают налогоплательщиков. Инспекции предпочитают видеть на ковре директора организации, а не только главного бухгалтера.

Вышеназванные комиссии приобрели название комиссий по легализации налоговой базы. Они создаются в инспекциях ФНС России, при управлениях ФНС России по субъектам РФ. Уже несколько лет существуют также межведомственные комиссии при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Целью работы комиссии является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления НДФЛ, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, ЕНВД, единого сельскохозяйственного налога.

Надо отметить, что сам по себе вызов налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений правомерен. Те, кто пытается это оспорить, систематически терпят фиаско в судах (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2007 N Ф03-А51/07-2/4597 (Определением ВАС РФ от 18.02.2008 N 1218/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), от 23.11.2012 N Ф03-4485/2012 (Определением ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), от 27.03.2013 N Ф03-917/2013).

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Письмом ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы" впервые открыто были определены последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

- неполного отражения в учете хозяйственных операций;

- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

- применения схем необоснованного возмещения НДС;

- отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);

- выплаты теневой заработной платы;

- несвоевременного перечисления НДФЛ;

- работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.

Налогоплательщики, которые будут вызваны на ковер, отбираются по результатам анализа налоговой отчетности, а также с учетом особенностей ведения деятельности.

Как заявлено в письме, в первую очередь налоговые органы уделяют внимание тем, кто:

- заявляет налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

- имеет низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями. Как поясняет ФНС России, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3%. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1%;

- имеет низкую налоговую нагрузку по НДС. В поле зрения попадают налогоплательщики, у которых систематически сумма к вычету составляла 89% и более от суммы исчисленного налога. Также типичный объект контрольных мероприятий - те, кто заявляет возмещение НДС;

- имеет задолженность по перечислению НДФЛ, снизил поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10% или выплачивает заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Отметим, что для ориентира налоговым агентам следует взять региональный минимальный размер оплаты труда, так как он устанавливается с учетом прожиточного минимума в регионе. Что касается среднего уровня зарплат по виду деятельности, то сведения для самоконтроля можно почерпнуть, например, на сайте Росстата (http://www.gks.ru) в разделе "Официальная статистика", подраздел "Рынок труда, занятость и заработная плата". Налоговый орган обязан брать сведения из открытых источников. Как пояснила в свое время ФНС России в Приказе от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок", информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников:

официальных интернет-сайтов территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата находится на официальном интернет-сайте Росстата;

сборников экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);

официальных интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru).

Эти рекомендации актуальны и сейчас. В случае разногласий по поводу размеров средних зарплат налогоплательщику нужно быть уверенным в достоверности своих источников. Он также может запросить информацию, откуда свои сведения почерпнула комиссия. Особое внимание уделяют комиссии выплате зарплаты в конвертах и теневым схемам выплат физическим лицам. При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений и других подобных фактах анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта проводится не только по НДФЛ, но и по соответствующим налогам (комплексно);

- будучи индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, заявил в декларации о доходах профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода или в налоговых декларациях по НДС отразил выручку от реализации, а в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявил доход, равный нулю, либо не представил налоговые декларации по НДФЛ;

- относится к категории налогоплательщиков - физических лиц, обязанных декларировать свои доходы за соответствующий период, но не представил декларацию. В группу риска попадают граждане, реализовавшие имущество, находившееся в их собственности менее трех лет, причем приоритет у тех, кто получил доход выше.

Анализ налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, проводится на основании:

- информационных ресурсов (единые государственные реестры налогоплательщиков, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, АИС "Налог-2", ПИК "НДС", Справочник кодов обозначения налоговых органов для целей учета налогоплательщиков (СОУН), Программный комплекс визуального анализа информации (ПК "ВАИ"), ИР "Риски" и т.д.);

- информации, полученной в рамках встречных проверок;

- информации, содержащейся в СМИ и сети Интернет;

- сведений, полученных от кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Банка России и др.;

- жалоб, заявлений юридических и физических лиц;

- информации, полученной от сотрудников, акционеров (участников) организаций;

- информации, полученной из иных источников.

Специалисты налоговой инспекции сводят сведения о налогоплательщике и его деятельности в таблицы, по которым каждый налогоплательщик набирает определенный рейтинг в зависимости от того, сколько именно критериев налогового риска выявлено инспекцией.

Сами критерии давно знакомы налогоплательщикам (по Приказу ФНС России "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок", письму ФНС России от 28.12.2012 N АС-4-2/22619@ "О способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском" и другим более ранним документам). К числу признаков неблагонадежности можно отнести следующие:

- налоговая нагрузка ниже более чем на 10% ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

- отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов;

- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

- резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости основных средств, по данным бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на имущество, либо наличие оплаты за основные средства при анализе выписки по операциям на счетах налогоплательщиков, что свидетельствует о выводе активов организации без отражения данных операций для целей налогообложения;

- резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение размера кредиторской задолженности над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности;

- расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах;

- систематическое заявление сумм НДС к возмещению;

- движение в значительных объемах наличных денежных средств при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса;

- "миграция" между налоговыми органами;

- учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам;

- уровень рентабельности ниже, чем в среднем по отрасли, и др.

С многочисленными другими признаками неблагонадежности (по мнению ФНС России) можно ознакомиться в приложении N 7 к письму ФНС России "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы".

Если организация заинтересовала инспекцию и ее директора вызывают на комиссию по легализации налоговой базы, то не менее чем за месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии налогоплательщику должно быть направлено информационное письмо с целью побуждения налогоплательщика (руководителя, собственника, индивидуального предпринимателя) к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин убытка, низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса вычетов по НДС, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ, а также в целях исправления ошибок (искажений) налоговой отчетности.

В таком информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика, и содержится предложение уточнить свои налоговые обязательства.

Федеральная налоговая служба отводит 10 рабочих дней со дня получения информационного письма на то, чтобы налогоплательщик принял решение о предоставлении уточненных налоговых деклараций, погасил задолженность, представил пояснения, причины и обстоятельства, объясняющие наличие основания приглашения на комиссию.

По истечении установленного срока и при отсутствии реакции со стороны проверяемого лица налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Порядок направления уведомления такой же, как и информационного письма.

Дело налогоплательщика рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. Ему предлагается дать пояснения по интересующим налоговый орган вопросам.

По итогам рассмотрения комиссией формулируются рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы (баз), а также принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и привлечение налогоплательщика к уплате налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, ЕНВД, единого сельскохозяйственного налога.

Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы. Рекомендуемый срок - 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии комиссия может направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС России, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

Информацию о выявленных работодателях, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, налоговым органам следует ежеквартально направлять: на территориальном уровне - органам местного самоуправления, на региональном уровне - органам по труду и занятости субъектов РФ и Государственной инспекции труда по субъектам РФ для принятия соответствующих мер.

На заседании комиссии составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы.

Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под роспись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Впоследствии сотрудники налогового органа проводят мониторинг изменений величины налоговой базы, последующий контроль и оценку отчетности налогоплательщика.

В отсутствие представителя налогоплательщика комиссия не рассматривает претензии к нему по существу.

Если налогоплательщик не может явиться на заседание комиссии по уважительной причине, заседание может быть отложено. В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление.

В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию без уважительной причины к ним применяются меры ответственности, предусмотренные ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Руководитель налогоплательщика (индивидуальный предприниматель, уполномоченный представитель налогоплательщика) за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть предупрежден или оштрафован в сумме от 2 до 4 тыс. руб.

В отношении не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и не прислушавшихся к рекомендациям изменить данные отчетности решается вопрос о целесообразности проведения следующих мероприятий:

- повторного вызова на комиссию в инспекцию ФНС России;

- вызова налогоплательщика на аналогичную комиссию в управление ФНС России по субъекту РФ;

- вызова налогоплательщика на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);

- проведения предпроверочного анализа в установленном порядке;

- подготовки материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Содержание

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443 (29.01.2015)
Просмотров: 3500 | Теги: налогоплательщик, директор, налоговый, инспекция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016