Среда, 07.12.2016, 11:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 2. Соотношение законодательства Российской Федерации и городов федерального значения в сфере предоставления земельных участков для строите

§ 2. Соотношение законодательства Российской Федерации и городов федерального значения в сфере предоставления земельных участков для строительства

 

Определимся с толкованием понятий, вынесенных в заголовок параграфа. Как известно из общей теории права, термин "законодательство" может пониматься как в широком, так и в узком смысле. В связи с этим для целей настоящего исследования термин "законодательство" автор предлагает трактовать в широком смысле, в силу чего оно включает в себя "весь комплекс издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативных актов, начиная с законов и заканчивая ведомственными нормативными правовыми актами" <1>. Под законодательством в сфере предоставления земельных участков для строительства будет подразумеваться земельное и градостроительное законодательство, поскольку именно эти отрасли составляют каркас правового регулирования общественных отношений по предоставлению земельных участков для строительства.

--------------------------------

<1> Пиголкин А.С., Студеникина М.С. Законодательство: понятие, основные черты, динамика развития // Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 1 - 3, 5.

 

Земельное законодательство относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в силу прямого указания Конституции РФ (п. "к" ч. 1 ст. 72). Что касается градостроительного законодательства, то здесь все не так очевидно, поскольку оно в ст. 71 - 73 Конституции РФ не упоминается.

Как верно отмечается в научной литературе, на момент принятия Конституции РФ в ней и не могло быть указания на законодательство о градостроительной деятельности как на самостоятельную отрасль российской правовой системы <1>. Причины для этого видятся следующие. Правовое регулирование указанной сферы общественных отношений являлось крайне непоследовательным и фрагментарным, отсутствовал кодифицированный акт. В то время действовал Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации" <2>, который не основывался на принципах разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.

--------------------------------

<1> См.: Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. С. 30.

<2> Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации" // Российская газета. N 189. 1992. Документ утратил силу.

 

Полноценная система градостроительного законодательства стала складываться несколько позднее, после принятия первого кодифицированного акта в области градостроительства - Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г. (далее - ГрК РФ 1998 г.) <1>. До принятия этого Федерального закона правовые нормы, регулирующие указанную сферу общественных отношений, тяготели к административному законодательству, поскольку "по методу регулирования отношений законодательству о градостроительной деятельности свойствен императивно-административный характер, а сами отношения возникают между различными органами публичной власти, а также между органами публичной власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой" <2>. Административное законодательство, в свою очередь, со дня принятия Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

--------------------------------

<1> Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069. Документ утратил силу.

<2> Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. С. 30.

 

Такая правовая неопределенность с градостроительным законодательством до какого-то момента порождала в некоторых субъектах РФ (в частности, в городе федерального значения Москве) любопытную позицию регионального законодателя. Согласно ей градостроительное законодательство априори считалось отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, так как оно Конституцией РФ прямо не отнесено ни к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71), ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Такая ошибочная позиция была реализована, в частности, в п. 22 ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", который прямо закреплял, что "градостроительное законодательство города Москвы находится в ведении города Москвы".

В 2005 г. Московской городской Думой был направлен запрос в КС РФ о признании неконституционными положений ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) <1> и отнесении законодательства о градостроительной деятельности к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ответ на этот запрос КС РФ в своем Определении от 1 декабря 2005 г. N 468-О <2> указал, что "отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации, - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (пункт "д" части 1), а потому законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится, как и административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды (пункт "к"), в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, несмотря на отсутствие специального указания на него как обособленную отрасль в статье 72 Конституции Российской Федерации".

--------------------------------

<1> Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

<2> Определение КС РФ от 1 декабря 2005 г. N 468-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 2.

 

Таким образом, КС РФ внес ясность в рассматриваемый вопрос и положил конец спорам относительно того, в чьем ведении находится градостроительное законодательство.

На основании указанного Определения КС РФ были внесены изменения в ст. 13 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы". В действующей редакции формулировка звучит следующим образом: "...к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в числе прочего, законодательство о градостроительной деятельности" (п. 9 ч. 1 ст. 13).

Итак, земельное и градостроительное законодательство составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Что это означает в практической плоскости?

А означает это следующее. Как верно указывает Ю.А. Умеренко, правовое регулирование отношений по предоставлению земельных участков для строительства можно условно разделить на два уровня - федеральный уровень и уровень субъектов РФ. При этом Российская Федерация предоставляет субъектам РФ определенную свободу в регулировании указанных отношений <1>, позволяя тем самым учесть региональную специфику (например, социально-экономические особенности развития регионов, исторически сложившуюся застройку населенных пунктов и т.д.).

--------------------------------

<1> См.: Умеренко Ю.А. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне // Современное право. 2012. N 4. С. 63.

 

Слово "определенную" Ю.А. Умеренко использует, видимо, неслучайно, поскольку такая свобода в действительности жестко ограничена рамками закона. В подтверждение сказанного обратимся к нормам ЗК РФ и ГрК РФ. В силу п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Согласно п. 3 ст. 2 ЗК РФ на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. В соответствии с ч. 3 ст. 3 ГрК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрК РФ. Таким образом, любые нормативные акты субъектов РФ, составляющие земельное или градостроительное законодательство, не могут противоречить федеральным нормативным актам.

С учетом сказанного можно сделать вывод о том, что правовое регулирование всех ключевых вопросов в двух указанных сферах остается за федеральным законодателем, субъекты же РФ в региональном законодательстве могут фактически только лишь прямо дублировать федеральное регулирование соответствующих отношений, конкретизировать реализацию норм федерального законодательства или регулировать те правоотношения, которые напрямую не затронуты на федеральном уровне. Этот вывод применим и к нормам, регулирующим сферу предоставления земельных участков для строительства.

На основе сказанного можно резюмировать, что полномочия субъектов РФ в сфере предоставления земельных участков для строительства носят производный или остаточный характер по отношению к соответствующим полномочиям Федерации. Такие полномочия самостоятельно могут быть реализованы субъектами РФ только в двух случаях:

1) когда право или обязанность принятия регионального нормативного акта прямо предусмотрены федеральным законодательством;

2) когда региональный нормативный акт принимается в целях детализации законодательства по вопросам, которые прямо не урегулированы федеральным законодательством.

Далее, на примере законодательства городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, показано, как субъекты РФ практически могут проводить самостоятельное правовое регулирование в сфере предоставления земельных участков для строительства в тех рамках, которые им установлены федеральным законодателем. В настоящем параграфе нет смысла подробно останавливаться на тех региональных нормах права, которые прямо дублируют федеральные, поскольку федеральное законодательство в этой сфере подробно проанализировано в других параграфах. Автор также не ставит своей целью представить полный перечень нормативных актов городов федерального значения в сфере предоставления земельных участков, поскольку региональное (особенно московское) законодательство очень подвижно. Да этого и не требуется в рамках настоящего исследования. Достаточной иллюстрацией реализации самостоятельных полномочий в сфере предоставления земельных участков для строительства, по нашему мнению, будут служить по пять примеров для каждого из указанных случаев.

Первый случай. Вопросы, которые в силу прямого указания федерального законодателя требуют реализации в законодательстве субъектов РФ.

1. Закрепление состава, а также порядка подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ и внесения изменений в такие схемы (ч. 10 ст. 15 ГрК РФ).

Каждый субъект РФ подготавливает схему или схемы территориального планирования. Для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ГрК РФ делает исключение в этом вопросе. В силу ч. 3 ст. 63 ГрК РФ документами территориального планирования в этих субъектах РФ являются генеральные планы, при этом содержание схем территориального планирования поглощается содержанием генеральных планов <1>. Исходя из этого, ч. 10 ст. 15 ГрК РФ в региональном законодательстве городов федерального значения должна быть реализована в нормативных актах, которые регулируют состав, порядок подготовки и внесения изменений непосредственно в генеральные планы. В г. Москве таким нормативным актом является Градостроительный кодекс г. Москвы <2> (далее - ГрК г. Москвы), в Санкт-Петербурге - Закон Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".

--------------------------------

<1> См.: Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. С. 144.

<2> Закон г. Москвы от 25 мая 2008 г. N 28 (в ред. от 3 апреля 2013 г.) "Градостроительный кодекс города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 42.

 

2. Разработка состава, а также порядка подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования (ч. 5 ст. 24 ГрК РФ).

Содержание нормативов градостроительного проектирования определено в законодательстве нечетко. Согласно ч. 4 ст. 24 ГрК РФ они содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории).

Как верно отмечает А.В. Жигачев <1>, в нормативах градостроительного проектирования должны содержаться следующие важные показатели: а) плотность застройки территорий; б) плотность сети автомобильных дорог; в) плотность сети общественного пассажирского транспорта; г) расчетные показатели потребности в территориях: для хранения индивидуального автомобильного транспорта, размещения административно-управленческих объектов, размещения объектов физкультурно-оздоровительного назначения, размещения объектов торговли и общественного питания, размещения объектов почтовой и иной связи, размещения объектов коммунального и бытового обслуживания, размещения объектов здравоохранения и социального обслуживания, образования и культуры, размещения объектов для отдыха и досуга населения, расчетные показатели потребности в озелененных территориях, расчетные показатели пешеходной и транспортной доступности объектов системы образования, объектов медицинского, социального, культурного обслуживания населения, объектов физической культуры и спорта; д) расчетные показатели обеспеченности жителей энерго-, тепло-, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Жигачев А.В. О значении нормативов градостроительного проектирования в градостроительных правоотношениях // СПС "КонсультантПлюс". 2012.

 

Как видно из тех вопросов, по которым принимаются нормы градостроительного проектирования, эти нормы играют важнейшую роль в процессе застройки населенных пунктов, а конкретизация ч. 5 ст. 24 ГрК РФ в региональном законодательстве представляется необходимой. В г. Москве указанная норма реализована в ст. 22 ГрК г. Москвы, а в г. Санкт-Петербурге этому вопросу посвящено отдельное Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2011 г. N 209 "Об утверждении Положения о составе и порядке подготовки Региональных нормативов градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2011 г. N 209 "Об утверждении Положения о составе и порядке подготовки Региональных нормативов градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2011. N 3.

 

3. Установление предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на части территории населенного пункта, в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях и выражения своего мнения (ч. 4 ст. 28 ГрК РФ).

Согласно ГрК РФ указанный пункт применим в двух случаях: при проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов (п. 11 ст. 24 ГрК РФ) и по проектам правил землепользования и застройки (п. 12 ст. 31 ГрК РФ).

С учетом того, что к настоящему моменту в г. Москве Генеральный план принят, правила землепользования и застройки прошли публичные слушания <1>, а в г. Санкт-Петербурге приняты оба указанных важнейших градостроительных документа, казалось бы, острой необходимости в принятии регионального нормативного акта в развитие ч. 4 ст. 28 ГрК РФ нет.

--------------------------------

<1> См.: Заключение по результатам публичных слушаний по проекту "Правила землепользования и застройки в городе Москве" (утв. первым зам. Мэра в Правительстве Москвы 23 октября 2009 г.) // Тверская, 13. 2009. N 128.

 

Однако правовое регулирование общественных отношений не должно отставать от их развития, наоборот, оно должно опережать его, быть готовым к вновь возникающим потребностям. Нет никаких гарантий того, что в ближайшем будущем в любом из двух городов федерального значения не потребуется вновь принимать какой-либо из указанных важнейших градостроительных документов (особенно в г. Москве с учетом присоединения территории Московской области потребуется вносить изменения как в Генеральный план, так и в проект правил землепользования и застройки). Поэтому закрепление предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на части территории населенного пункта, в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях и выражения своего мнения в законодательстве городов федерального значения видится необходимым.

К настоящему моменту в обоих городах федерального значения приняты отдельные нормативные акты, регулирующие порядок проведения публичных слушаний при проведении градостроительной деятельности: в г. Москве таким актом является Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" <1>, в Санкт-Петербурге - Закон Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" <2>. С учетом этого логичным будет выглядеть внесение положений, конкретизирующих ч. 4 ст. 28 ГрК РФ, именно в эти нормативные акты.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 3.

<2> Закон Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61 (в ред. от 21 сентября 2011 г.) "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2006. N 8.

 

Имеет смысл отметить, что подобный опыт в субъектах РФ имеется. Например, ст. 14 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан" <1> закрепляет, что численность граждан, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, в целях обеспечения всем заинтересованным лицам возможностей для выражения своего мнения не должна превышать 300 тыс. человек.

--------------------------------

<1> Закон Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан" // Республика Башкортостан. 2006. 19 июля.

 

4. Установление иных случаев, помимо указанных в ГрК РФ, когда выдача разрешения на строительство не требуется (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Московский законодатель воспользовался своим правом закрепить иные случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, указав в ч. 7 ст. 49 ГрК г. Москвы следующие случаи: 1) для размещения объектов благоустройства территории <1>; 2) для выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту инженерных коммуникаций и объектов улично-дорожной сети, не требующих подготовки проектной документации; 3) для выполнения работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков.

--------------------------------

<1> Во исполнение указанного пункта принято Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП (в ред. от 13 ноября 2012 г.) "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 49.

 

В законодательстве г. Санкт-Петербурга иных случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется, за исключением установленных федеральным законодательством, не установлено.

5. Право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов РФ земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п. 1 ст. 30 ЗК РФ).

Специального нормативного акта в развитие указанного положения ни в г. Москве, ни в г. Санкт-Петербурге к настоящему моменту не принято.

При этом интерес вызывает одно из судебных решений. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2012 г. N 09АП-5236/2012-АК по делу N А40-102808/11-154-870 <1> сделан вывод о том, что в качестве нормы права, конкретизирующей п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ в московском законодательстве, выступает п. 4 ст. 8 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве". Согласно этому пункту в случаях, не предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов.

--------------------------------

<1> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2012 г. N 09АП-5236/2012-АК по делу N А40-102808/11-154-870 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

 

Однако, на наш взгляд, такой вывод суда нельзя признать правильным, поскольку указанный пункт не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, о котором прямо упоминает п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ.

Основанием для подобного вывода может служить Определение Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) <1> по делу об оспаривании прокурором Кемеровской области Постановления администрации Кемеровской области от 24 сентября 2010 г. N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах", в котором сделан верный вывод о том, что "оспариваемое постановление не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, который органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с пунктом 1.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ, в связи с чем его содержание является неопределенным".

--------------------------------

<1> Определение ВС РФ от 27 апреля 2011 г. N 81-Г11-7 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

 

Более того, ч. 4 ст. 8 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" вообще должна быть исключена из указанного нормативного акта, поскольку ею фактически ликвидируется процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов (без проведения торгов) и нарушается право заинтересованных лиц на предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Второй случай. Вопросы, которые напрямую в федеральном законодательстве не урегулированы, однако принятие региональных актов по этим вопросам не только не запрещается, но и вызывается необходимостью реализации полномочий субъектов Федерации в области градостроительства и землепользования.

1. Разграничение полномочий между законодательным и высшим исполнительным органами государственной власти в сфере градостроительства.

В законодательстве городов федерального значения этому вопросу уделено значительное внимание. В Москве разграничение полномочий между Московской городской Думой и Правительством Москвы закрепляется в ГрК г. Москвы (ст. 6 и 7).

В Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", в ст. 1 которого прямо сказано, что настоящий Закон устанавливает разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности.

2. Создание совещательных органов в сфере градостроительства.

Такие совещательные органы в области градостроительства функционируют в обоих городах федерального значения. В Москве в силу ч. 1 ст. 9 ГрК г. Москвы в г. Москве создаются постоянно действующие межведомственные совещательные органы при Правительстве Москвы - городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки <1> и окружные (в административных округах г. Москвы <2>) комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Москвы от 7 апреля 2009 г. N 270-ПП (в ред. от 20 августа 2013 г.) "О создании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы и об утверждении Положений о Городской и окружной комиссиях по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 23.

<2> См., например: распоряжение Правительства Москвы от 30 января 2009 г. N 126-РП (в ред. от 8 августа 2009 г.) "О составе Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Центральном административном округе города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 10.

 

В г. Санкт-Петербурге действует Совет по вопросам градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 марта 2013 г. N 150 "О Совете по вопросам градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга". Документ опубликован не был.

 

3. Утверждение региональных градостроительных программ.

В г. Москве Постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2011 г. N 460-ПП утверждена Государственная программа г. Москвы "Градостроительная политика" на 2012 - 2016 годы. Указанная Программа затрагивает целый комплекс вопросов и содержит в себе 17 подпрограмм (среди них "Развитие транспортной системы", "Развитие здравоохранения города Москвы", "Градостроительная политика", "Имущественно-земельная политика города Москвы" и др.).

В г. Санкт-Петербурге единая комплексная градостроительная программа в настоящее время отсутствует, но существует несколько программ в отдельных сферах градостроительной деятельности, например, "О Региональной программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011 - 2015 годы" <1>, "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 г. N 624 "О Региональной программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011 - 2015 годы" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2011. N 6.

<2> Закон Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 г. N 238-39 (в ред. от 10 февраля 2014 г.) "Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. N 18.

 

4. Утверждение административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в области градостроительной деятельности.

В г. Москве действуют Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" <1>, Административный регламент предоставления государственной услуги г. Москвы "Согласование межевого плана границ земельного участка" <2> и др.

--------------------------------

<1> Утвержден Постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 229-ПП (в ред. от 2 октября 2012 г.) "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 32.

<2> Утвержден Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП (в ред. от 6 сентября 2013 г.) "Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 29.

 

В г. Санкт-Петербурге - Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства <1>, Административный регламент Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги "Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Санкт-Петербурга" <2> и др.

--------------------------------

<1> Утвержден распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 8 февраля 2011 г. N 379 (в ред. от 4 декабря 2013 г.) "Об утверждении Административного регламента администраций районов Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства" // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2011. N 15.

<2> Распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2010 г. N 436 (в ред. от 4 декабря 2013 г.) "Об утверждении Административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги "Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Санкт-Петербурга". Документ опубликован не был.

 

5. Установление порядка предоставления земельных участков для строительства объектов гаражного назначения.

Как отмечалось в Городской целевой программе строительства гаражей-стоянок в г. Москве на период 2008 - 2010 гг. <1>, рост мобильности населения, связанный прежде всего с повышением благосостояния граждан и, как следствие, ростом парка личного автотранспорта, привел к резкой интенсификации движения в городе, особенно в центральной части. Минимизация транспортных проблем в г. Москве является комплексной общегородской задачей, и ее эффективное решение может быть достигнуто только в масштабах всего города, а также с использованием существующих возможностей и ресурсов развития всего столичного региона. В целях реализации указанной выше Программы было принято Постановление Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. N 685-ПП "О порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве" <2>, в разд. V которого конкретизирован порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, проектирования и строительства объектов гаражного назначения на территории г. Москвы.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. N 253-ПП "О Городской целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008 - 2010 гг." // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 24. Документ утратил силу.

<2> Постановление Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. N 685-ПП (в ред. от 17 сентября 2012 г.) "О порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 44.

 

В г. Санкт-Петербурге отдельного нормативного акта, регулирующего предоставление земельных участков для строительства объектов гаражного назначения, к настоящему моменту не принято. В то же время действует Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 г. N 1485 "О Концепции создания и развития сети многоэтажных гаражей в Санкт-Петербурге" <1>, которое принято в целях совершенствования системы хранения автотранспорта и решения проблемы недостаточности мест организованного хранения автомобилей в Санкт-Петербурге.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 г. N 1485 "О Концепции создания и развития сети многоэтажных гаражей в Санкт-Петербурге" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2010. N 12.

 

По приведенным примерам видно, что региональный законодатель городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга активно реализует свои самостоятельные полномочия в сфере предоставления земельных участков для строительства. При этом нельзя обойти вниманием тот факт, что законодательство двух рассматриваемых субъектов РФ в этой сфере несвободно и от типичных недостатков, присущих законодательству многих других субъектов РФ.

Зачастую наблюдается полное и потому совершенно бессмысленное копирование в региональное законодательство федеральных норм. Так, московский законодатель в ч. 1 ст. 35 и ч. 1 ст. 38 ГрК г. Москвы целиком дублирует соответственно п. 2 ст. 30 и п. 5 ст. 41 ГрК РФ, а п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" в усеченном виде воспроизводит подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ. Можно привести и другие примеры.

Как отмечают в связи с этим Ю.В. Васильчук и О.В. Павлова, целесообразнее в подобных случаях принимать нормативные акты об особенностях применения федерального законодательства на территории конкретного субъекта РФ <1>, тем более что положительные примеры такого правотворчества в городах федерального значения имеются. В г. Москве с целью сохранения исторических территорий и территорий зон охраны объектов культурного наследия столицы Российской Федерации действует Закон г. Москвы от 9 июня 2004 г. N 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" <2>. В г. Санкт-Петербурге с аналогичной целью принят Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" <3>.

--------------------------------

<1> Васильчук Ю.В., Павлова О.В. Регулирование земельных отношений на региональном уровне (на примере Тверской области) // Экологическое право. 2008. N 3. С. 19.

<2> Закон г. Москвы от 9 июня 2004 г. N 40 (в ред. от 6 июля 2011 г.) "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 39.

<3> Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. N 820-7 (в ред. от 22 июня 2012 г.) "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2009. N 7/1.

 

Несмотря на активную правотворческую работу в городах федерального значения, наблюдаются пробелы в правовом регулировании предоставления земельных участков для строительства по тем вопросам, которые прямо отнесены федеральным законодателем к регулированию на региональном уровне. В качестве примера можно привести уже упоминавшиеся ранее ч. 4 ст. 28 ГрК РФ, п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ.

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (24.12.2014)
Просмотров: 1416 | Теги: участок, Москва, Санкт-Петербург, земельный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016