Среда, 24.05.2017, 07:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 2. Рекомендуемые подходы к выбору кредитной организации как контрагента компании

§ 2. Рекомендуемые подходы к выбору кредитной организации как контрагента компании

 

Для построения наиболее эффективных отношений с кредитной организацией представляется возможным условно выделить несколько блоков правового взаимодействия компании и банка на этапе выбора банка и вступления с ним в отношения по поводу предоставления банковских услуг.

Это определение перечня банковских услуг, которые планирует получать компания от банка. Затем - выбор банка, исходя из его размеров, места в банковской системе и других институциональных факторов. Наконец, изучение деловой репутации будущего контрагента. Но прежде, чем проанализировать правовое положение и деятельность банка, компании целесообразно идентифицировать свои размеры и потребности, поскольку выбор банка будет в определенной степени отличаться для крупной компании, средней и относящейся к малому бизнесу.

При выборе кредитной организации как контрагента компании также необходимо определиться с теми банковскими услугами, которые компания планирует получать от банка. Идеальной является ситуация, когда банк осуществляет комплексное банковское обслуживание компании-клиента по всем направлениям ее деятельности. При постановке предпринимателем такой комплексной задачи, помимо общих вопросов, анализируемых при выборе банка, ему необходимо также соотнести собственные потребности с возможностями, имеющимися у той или иной кредитной организации. Такое понимание является важным с позиции построения долгосрочных отношений на индивидуальной основе, когда обе стороны заинтересованы в сотрудничестве.

 

Банк для крупной компании

 

Влияние инструментов банковского регулирования и надзора

 

Если компания является крупной <1>, то для получения комплексного банковского обслуживания, в том числе связанного с банковским кредитованием, оптимально остановить свой выбор на крупной кредитной организации.

--------------------------------

<1> Для целей настоящей главы под крупной компанией понимается компания, не относящаяся к субъектам малого и среднего бизнеса.

 

Дело в том, что банки, как профессиональные предприниматели, имеющие исключительное право осуществлять на основании лицензии банковские операции, сталкиваются с многочисленными рисками, заложенными в самой основе банковской деятельности. Для минимизации этих банковских рисков усилия предпринимаются не только самим банком, но и регулятором - Банком России. Существует большое количество инструментов банковского регулирования, направленных не только на обеспечение стабильности всего рынка банковских услуг, но и на минимизацию банковских рисков каждого банка в отдельности. Центральным инструментом здесь являются так называемые обязательные экономические нормативы, установленные Инструкцией Банка России от 03.12.2012 N 139-И "Об обязательных нормативах банков" <1> (далее - Инструкция Банка России N 139-И). Поскольку такой инструмент банковского регулирования, как обязательные экономические нормативы, используется, чтобы ограничивать слишком рискованные банковские операции, то в обязательных нормативах для банка установлены определенные показатели деятельности, соотносимые с размером его собственных средств (чистых активов в терминологии п. 13 ст. 35 Закона об акционерных обществах).

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2012. N 74.

 

Минимальный размер уставного капитала (собственных средств) банка установлен сегодня в ключевом для банков законе - Законе о банках и банковской деятельности. Капитал служит основой развития любого банка и обеспечивает способность банка компенсировать неожидаемые убытки. Эффективно управляемые банки с адекватной величиной капитала более устойчивы в отношении потерь и в большей степени способны (по сравнению с недостаточно капитализированными банками) предоставить кредиты розничным клиентам и субъектам бизнеса на протяжении всего цикла деловой активности, в том числе в периоды ее спадов. Следует заметить, что за последние несколько лет неоднократно были изменены требования к размеру уставного капитала и составу собственных средств кредитных организаций, которые стали более жесткими по сравнению с ранее предъявляемыми. Теперь банки обязаны не только обеспечить достижение ранее установленного уровня минимального размера собственных средств, но и выйти к 1 января 2015 года на планку минимального размера собственных средств (капитала), составляющую 300 млн. руб. (ст. 11.2 Закона о банках и банковской деятельности).

 

Капитал банка и лицензии на осуществление банковских операций

 

Для крупной компании целесообразно обратить внимание на банки, имеющие генеральную лицензию, то есть обладающие правом осуществлять все ключевые банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, в том числе привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте. Такая лицензия выдается банку, имеющему собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей. По данным Банка России, генеральные лицензии имеют чуть меньше трети от числа действующих банков. По статистике Банка России, основная масса кредитных организаций по размеру уставного капитала сегодня сосредоточена в разрезе от 150 до 500 млн. руб. - 40%. Около 10% приходится на банки с размером уставного капитала от 500 млн. до 1 млрд. руб., еще около 18% банков имеют уставный капитал в пределах от 1 млрд. до 10 млрд. руб. и, наконец, всего 2,9% банков сформировали уставный капитал свыше 10 млрд. руб. <1>. Очевидно, что крупной компании целесообразно обратить внимание на банк последних трех групп, тем более, что, как правило, именно они и имеют генеральную лицензию на осуществление банковских операций.

--------------------------------

<1> См.: Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 2012 году // www.cbr.ru.

 

Таким образом, банк крупной компании - это банк, имеющий генеральную лицензию и объем собственных средств не менее 1 млрд. руб.

Следует заметить, что рассматриваемый минимальный размер уставного капитала представляет собой так называемый статический аспект достаточности капитала, необходимость соблюдения которого привязывается к определенным моментам деятельности кредитной организации. Экспертами особо подчеркивается большая значимость базового норматива - минимального размера собственных средств (капитала) кредитной организации. "Данный норматив обеспечивает наличие достаточного объема капитала банка и является основой для расчета значений иных нормативов" <1>.

--------------------------------

<1> Ерицян А.В. Пруденциальное регулирование и контроль // Банковское право. 2001. N 2. С. 42.

 

В то же время существует и понятие динамической стабильности собственных средств, которому соответствует второй важнейший норматив - достаточности собственных средств (капитала) банка <1> (Н1.0), числовые значения и методика расчета которого установлены в Инструкции Банка России N 139-И.

--------------------------------

<1> См.: Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика. 2005. N 3, 4; СПС "Гарант.

 

Как верно отмечается в научной литературе, "размер уставного капитала, зафиксированный в уставе общества, никогда не соответствует стоимости реально полученных обществом денежных средств и имущества, ибо речь идет о статике и динамике в соотношении уставного капитала и имущества в условиях функционирования банка" <1>.

--------------------------------

<1> Кравцова С.Ю. Специфика правового регулирования уставного капитала банка // Государство и право. 1999. N 11. С. 53.

 

Данный норматив Н1.0 согласно п. 2.1 указанной Инструкции ограничивает риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков. Норматив Н1.0 определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка <1> и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.0 устанавливается в размере 10%.

--------------------------------

<1> Собственные средства (капитал) банка определяются в соответствии с Положением Банка России от 28.12.2012 N 395-П "О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")" // Вестник Банка России. 2013. N 11.

 

Требования по уровню кредитного риска

 

Одним из важнейших обязательных нормативов, который должен соблюдать каждый банк, является норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). Он регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Норматив Н6 рассчитывается по группе связанных заемщиков, являющихся в соответствии со ст. 64 Закона о Банке России по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними.

В целях отнесения компаний к группе связанных заемщиков применяются правила ст. 67.3 ГК РФ о дочерних обществах, согласно которой хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

В иных случаях заемщики - юридические лица включаются в группу связанных заемщиков, если один из заемщиков может оказывать прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого заемщика (других заемщиков), или третье лицо, которое может также являться самостоятельным заемщиком, оказывает существенное прямое или косвенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого заемщика (других заемщиков).

Норматив Н6 рассчитывается также по группе связанных заемщиков, если заемщики:

- входят в состав банковского холдинга, определяемого в соответствии со ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности;

- являются близкими родственниками по отношению друг к другу, определенными в качестве таковых УПК РФ;

- являются лицами, способными оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления юридических лиц - заемщиков.

Примечательно, что в целях расчета норматива Н6 участие органов государственной власти или государственных корпораций в уставном капитале компаний не рассматривается в качестве основания для отнесения к группе связанных заемщиков.

Таким образом, очевидно, что чем больше размер собственных средств банка, тем больше будет допустимая максимальная сумма кредитных требований банка к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков, иными словами, тем больше банк сможет выдать кредитов.

Следует заметить, что из расчета ряда нормативов, связанных с кредитованием, вычитается сумма сформированного резерва на возможные потери по различным, в том числе кредитным требованиям <1>, поскольку наличие резерва в определенной степени уже минимизирует принятые банком кредитные риски. При этом существует зависимость: чем хуже финансовое положение компании-заемщика и качество обслуживания им долга, тем больший резерв должен сформировать банк, чтобы в случае возникновения ситуации невозврата кредита иметь возможность покрыть его за счет сформированного резерва и, таким образом, не оказаться в ситуации реализации кредитного риска. Тем не менее банк не заинтересован в формировании большого резерва, поскольку это отвлекает значительные средства из его текущей банковской деятельности. Поэтому он предпочтет предоставить банковский кредит более надежному заемщику и не только по причине поддержания управления кредитным риском на должном уровне, но и в силу необходимости выполнения требований нормативных актов Банка России по формированию резерва на случай неисполнения заемщиком своих кредитных обязательств.

--------------------------------

<1> Положение Банка России от 20 марта 2006 г. N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" // Вестник Банка России. 2006. N 26; Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" // Вестник Банка России. 2004. N 28.

 

Кредитный риск минимизируется соблюдением помимо указанного норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), также норматива максимального размера крупных кредитных рисков (Н7), норматива максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1), а также норматива совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1).

Помимо обязательных экономических нормативов, основной целью которых является ограничение рисков банка при осуществлении активных банковских операций, среди которых центральной является банковское кредитование, Инструкция Банка России N 139-И устанавливает ряд других нормативов, также способных повлиять на объемы операций банков со своими клиентами. К их числу можно отнести норматив ликвидности. В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые ограничивают риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.

Банк должен так управлять своей ликвидностью, чтобы не допускать нарушения указанных нормативов. Для этого он должен балансировать принятые на себя обязательства и требования, например, по договорам банковского депозита и по кредитным договорам, причем не только по объему этих обязательств и требований, но и по срокам исполнения. Поэтому для крупной компании, нуждающейся, например, в долгосрочном кредитовании на значительные суммы, целесообразно обращать внимание на крупные банки, в том числе и по причине способности таких кредитных организаций адекватно своим операциям управлять риском ликвидности, выполняя таким образом требования банковского законодательства и нормативных актов Банка России.

Ради справедливости следует отметить, что если банк, привлекательный для крупной компании по всем направлениям комплексного банковского обслуживания, опасаясь нарушить требования банковского законодательства, не способен принять на себя соответствующие риски по предоставлению крупного кредита, он может использовать один из способов распределения банковских рисков. В частности, к таким способам относится синдицированное кредитование. Если участники синдицированного кредитования используют варианты кредитования, предусмотренные в Инструкции Банка России N 139-И <1>, то они могут рассчитывать на принятие такого кредита в расчет с точки зрения основных экономических нормативов, а значит, могут, объединившись на стороне кредиторов, выдать кредит на большую сумму, нежели поодиночке.

--------------------------------

<1> В приложении 4 к Инструкции Банка России N 139-И даются определение и основные признаки синдицированного кредита (ссуды).

 

Банковские группы и холдинги

 

На рынке банковских услуг в последнее десятилетие активно идет процесс консолидации, укрупнения банковского бизнеса. Данная тенденция проявляется в том числе и в виде создания так называемых банковских холдингов и банковских групп. При этом последних в банковской системе значительно больше. Сегодня согласно ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее - головная кредитная организация банковской группы). Следует заметить, что ранее банковская группа по определению включала в себя только кредитные организации. Таким образом, данное понятие существенно расширено за счет включения в него всех иных юридических лиц. Принципиально для банковской группы лишь то, что головной компанией является кредитная организация.

Если крупная компания планирует строить долгосрочные отношения с банком по принципу индивидуального комплексного банковского обслуживания, то, безусловно, одним из приемлемых вариантов будет выстраивание отношений с банком, являющимся участником банковской группы. Одним из преимуществ такого сотрудничества может быть более льготный доступ к услугам других участников банковской группы, например страховых, лизинговых или факторинговых компаний. С другой стороны, возникает опасность явного или скрытого навязывания услуг таких участников группы. Поэтому при построении отношений с банком, входящим в банковскую группу, целесообразно проанализировать состав такой группы и потенциальную заинтересованность самой компании пользоваться их услугами.

Следует также заметить, что если отношения, в частности, по кредитованию строятся с банком - участником банковской группы или холдинга, то для стороннего контрагента, не являющегося участником группы, с точки зрения необходимости выполнения и соблюдения числового значения обязательных экономических нормативов принципиально ничего не меняется. Банк - участник группы в отношении сторонних заемщиков, согласно требованиям нормативных актов Банка России, сможет принимать на себя рисков не больше, чем любой другой банк.

Кроме того, крупному предпринимателю, имеющему подразделения на территории различных регионов, целесообразно обратить внимание на крупные банки с широкой филиальной сетью. Построение взаимоотношений с таким многофилиальным банком поможет снизить издержки, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием. К сожалению, в российской банковской системе с момента ее образования наблюдается достаточно сильная концентрация, когда практически половина из действующих кредитных организаций зарегистрирована на территории Московского региона. Тем не менее сегодня банки получили возможность открывать в более упрощенном режиме такие внутренние подразделения, как различные операционные кассы вне кассового узла, дополнительные офисы и т.п. По Закону о банках и банковской деятельности они относятся не к внешним, а к внутренним структурным подразделениям кредитной организации или ее филиала. Однако такие подразделения могут располагаться вне места нахождения кредитной организации или ее филиала, в некоторых случаях даже в других регионах, и осуществлять от ее имени банковские операции в рамках выданной банку лицензии (положения о филиале кредитной организации). Следует заметить, что и здесь присутствует сильная концентрация, когда половина или большая часть таких внутренних подразделений по статистике принадлежит ОАО "Сбербанк России".

Кредитные организации (их филиалы) вправе открывать внутренние структурные подразделения вне мест нахождения кредитных организаций (их филиалов) в формах и порядке, которые установлены нормативными актами Банка России <1>. К таким формам относятся дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла, которые открываются (закрываются) по решению органа управления кредитной организации (решению руководителя филиала), которому это право предоставлено уставом кредитной организации (положением о филиале).

--------------------------------

<1> Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" // Вестник Банка России. 2010. N 23.

 

Следует признать, что почти все формы внутренних подразделений вне места нахождения банка получили очень большое развитие, в том числе и по сравнению с количеством филиалов банков. Так, если филиалов действующих банков (с учетом ОАО "Сбербанк России") насчитывается около 2000, то дополнительных офисов около 24500, операционных касс вне кассового узла - около 7500, кредитно-кассовых офисов - 2500, операционных офисов - 9000. Учитывая, что фактически мы можем говорить об осуществлении такими подразделениями банковской деятельности, пусть с определенными ограничениями, но интересной с точки зрения обслуживания филиалов компании, крупной компании, безусловно, следует обратить внимание на количество подразделений, имеющихся у интересующего ее банка.

 

Банк для субъекта малого и среднего бизнеса

 

Если компания является субъектом малого или среднего бизнеса, представляется, что некоторые подходы к выбору банка-контрагента могут быть скорректированы.

В частности, если речь идет о необходимости привлечения кредитов в рамках комплексного банковского обслуживания, то для небольшой компании более интересным контрагентом может стать средний банк, который в силу своего размера будет в большей степени заинтересован в предоставлении ей кредитов на приемлемую для него сумму. При этом, как правило, предпринимателю будет обеспечен более индивидуальный подход при построении договорных отношений, нежели в отношениях с крупным банком.

Интересным в данной ситуации может быть взаимодействие с микрофинансовой организацией <1> или такой разновидностью кредитных организаций, как небанковские депозитно-кредитные организации (далее - НДКО), которые, собственно, и предназначены для работы с субъектами малого бизнеса. Хотя сегодня НДКО широко не представлены в банковской системе, однако, в связи со снижением законодателем требований к минимальному размеру их уставного капитала (собственных средств) до 18 млн. рублей возможно ожидать увеличение их количества в ближайшее время.

--------------------------------

<1> Микрофинансовые организации не являются разновидностью кредитных организаций, а их деятельность регулируется специальным Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435.

 

Конечно, исходя из перечня запрещенных к осуществлению банковских операций, в случае с НДКО вряд ли можно говорить о возможности обеспечения компании всем комплексом банковских услуг. В качестве безусловного недостатка можно отметить также запрет открывать и вести банковские счета клиентов. Таким образом, при осуществлении банковского кредитования неизбежно возникнет необходимость привлекать к обслуживанию кредита третье лицо - кредитную организацию, имеющую право открывать и вести счета клиентов, что может увеличить издержки на обслуживание соответствующего кредита.

Выделяют также ряд иных недостатков. В частности, отмечается невозможность для НДКО, учитывая высокие требования, предъявляемые к участникам <1>, принимать участие в программах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, которые осуществляются государством, в частности, через Внешэкономбанк. При снятии законодателем данных ограничений и требований, в том числе в рамках направления по поддержке субъектов малого бизнеса, возможно значительное увеличение данных субъектов в банковской системе, а значит, они могут стать интересны небольшим компаниям.

--------------------------------

<1> См.: Тарасенко О.А. Жизнеспособность российских небанковских депозитно-кредитных организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 5; СПС "Гарант".

 

Деловая репутация как основа выбора банка

 

Помимо анализа доступных для клиента банковских услуг, а также вопросов правового положения конкретного банка в банковской системе, при выборе банка необходимо тщательно изучить его деловую репутацию. Одновременно важно понимать, что выполнение требований банковского законодательства по снижению риска потери деловой репутации банка в ряде случаев может затрагивать предпринимательскую деятельность компании как клиента соответствующего банка.

Дело в том, что для стабильности банковской системы поддержание деловой репутации кредитных организаций имеет важнейшее значение в силу закрытости банковской информации как признака самой банковской деятельности. Учитывая данный фактор, минимизация репутационного риска, связанного с опубликованием негативной информации о банке, членах органов управления или его служащих в СМИ, а также связанного с высказываниями "экспертов", политических деятелей или должностных лиц, приобретает особый характер в силу возможных существенных или даже катастрофических последствий не только для отдельных банков, но и всего банковского рынка. Таким образом, вопрос доверия играет в проблеме обеспечения стабильности рынка банковских услуг существенную роль. Еще А.И. Каминка отмечал, что кредитные отношения основаны на доверии <1>. Указанное представляется крайне важным фактором, влияющим на устойчивость отдельных кредитных организаций и всей банковской системы в целом.

--------------------------------

<1> Каминка А.И. Основы предпринимательского права. Петроград, 1917; СПС "Гарант".

 

В целях поддержания деловой репутации на кредитные организации как субъектов рынка банковских услуг, чья финансовая устойчивость является объектом пристального внимания государства, возлагается обязанность по опубликованию отчетности. В состав публикуемой отчетности включаются такие важнейшие документы, как годовой и промежуточный бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информация об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, сведения об обязательных нормативах и др. <1>.

--------------------------------

<1> Указание Банка России от 25.10.2013 N 3081-У "О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности" // Вестник Банка России. 2013. N 73.

 

В качестве инструмента, способствующего преодолению недостаточной открытости банков, можно назвать определение Банком России рекомендаций по информационному содержанию и организации web-сайтов кредитных организаций в сети Интернет <1>. Сегодня банкам рекомендовано размещать на своих web-сайтах не только идентифицирующую их информацию, но и функциональные данные о разрешенных предоставляемых услугах, а также отчетные данные, включающие в себя большинство форм бухгалтерской и финансовой отчетности за два последних истекших года деятельности кредитных организаций. Таким образом, компания имеет возможность получить практически всю информацию о деятельности кредитной организации, с которой она собирается или уже находится в договорных отношениях, что, безусловно, способствует повышению ее уверенности в надлежащей осведомленности о текущем финансовом положении банка.

--------------------------------

<1> См.: письмо Банка России от 23 октября 2009 г. N 128-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации web-сайтов кредитных организаций в сети Интернет" // Вестник Банка России. 2009. N 61.

 

Исходя из рассмотренных проблем, очевидно, что снижение риска потери деловой репутации имеет для российских банков, не могущих похвастаться столетиями успешной и устойчивой работы, первостепенное значение. И если на увеличение указанного риска влияют практически любые негативные факторы, что отчетливо видно из нормативных и рекомендательных актов Банка России, затрагивающих вопросы риска деловой репутации, то уменьшить его гораздо сложнее. Согласно п. 3.1 письма Банка России от 30 июня 2005 г. N 92-Т "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах" <1> возникновение риска потери деловой репутации может быть обусловлено различными внутренними и внешними факторами.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2005. N 34.

 

Причинами возникновения риска потери деловой репутации, которые могут быть выявлены клиентом из различных источников, в том числе официального сайта Банка России, содержащего ключевую информацию о каждом банке, могут стать сведения о:

- нарушении банком законодательства, учредительных и внутренних документов кредитной организации, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики;

- неисполнении договорных обязательств перед кредиторами, вкладчиками и иными клиентами и контрагентами;

- наличии жалоб, судебных исков со стороны клиентов и контрагентов и (или) применение мер воздействия со стороны органов регулирования и надзора;

- вовлечении банка в легализацию преступных доходов, а также сведений об иной противоправной деятельности, осуществляемой недобросовестными клиентами и контрагентами и (или) служащими кредитной организации;

- осуществлении кредитной организацией рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики;

- недостатках кадровой политики при подборе и расстановке кадров, несоблюдении принципа "знай своего служащего" <1>;

--------------------------------

<1> Согласно документам Банка России принцип "знай своего служащего" обеспечивает проверочные стандарты при приеме служащих на работу, а также контроль за подбором и расстановкой кадров, четкие критерии квалификационных и личностных характеристик служащих применительно к содержанию и объему выполняемой работы и мере ответственности. Для выполнения данного принципа каждый банк разрабатывает определенную систему требований к своим сотрудникам, включающую в том числе квалификационные стандарты, должностные инструкции, требования к деловой репутации, исключение конфликта интересов и т.д.

 

- возникновении у кредитной организации конфликта интересов с учредителями (участниками), клиентами и контрагентами, а также другими заинтересованными лицами;

- опубликовании негативной информации о кредитной организации или ее служащих, учредителях (участниках), членах органов управления, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации.

Представляется также, что сегодня значительную роль в снижении риска деловой репутации может сыграть, с точки зрения предпринимателей, присвоение кредитным организациям международных рейтингов авторитетных рейтинговых агентств или рейтингов национальной системы рейтингования, для физических лиц (потребителей) - участие банков в системе страхования вкладов.

Анализ всей совокупности доступной информации о банке, конечно, не сможет застраховать компанию-клиента от возникновения у банка финансовых проблем, но в значительной степени позволит сориентироваться по основным параметрам деятельности банка.

Наконец, потенциальному клиенту банка необходимо иметь в виду и обратную сторону выполнения требований по минимизации риска потери деловой репутации, в частности по реализации банком принципа "знай своего клиента". Компании необходимо быть готовой к тому, что банк в рамках своих публично-правовых обязанностей может не только осуществлять всю необходимую идентификацию клиента, но и в ряде случаев анализировать его финансово-хозяйственную деятельность. Поэтому при выстраивании отношений с банком целесообразно также поинтересоваться его политикой в части открытия счета и осуществления кассового обслуживания.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (15.07.2015)
Просмотров: 548 | Теги: кредитная организация, контрагент компании | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь