Понедельник, 22.05.2017, 20:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

§ 2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Часть 2.

§ 2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Предыдущая страница

Особо квалифицирующий признак - причинение смерти двум или более лицам.

Действия, предусмотренные в ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, - средней тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - наиболее распространенное транспортное преступление. В условиях стремительной "автомобилизации" населения в России и недостаточно высокого уровня культуры и правосознания от дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают около 26 - 30 тыс. человек, а десятки тысяч получают увечья. Они наносят и многомиллиардный имущественный ущерб. Например, в 2009 г. в России произошло 203603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26084 человека, а 257034 человека получили ранения; 12326 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. В 2009 г. учинено 19970 ДТП с участием детей, в которых 846 детей погибли, а 20869 получили ранения.

Значительное число этих транспортных преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии опьянения, что зачастую влечет причинение более тяжкого вреда. Учитывая данное обстоятельство, Государственная Дума Федерального Собрания РФ Федеральным законом от 13 февраля 2009 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" <1> значительно повысила ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими автомобилем или другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. Однако некоторые авторы обращают внимание на то, что подобное дополнение без внесения соответствующих изменений в другие статьи УК РФ, нарушает принцип системности уголовного законодательства <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 788.

<2> См.: Колчин М.М. Уголовно-правовое обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2009. С. 13.

 

Основной объект данного преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций. Причем здоровье или жизнь человека являются обязательным дополнительным объектом.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, выражается в: 1) деянии (действиях или бездействии), сопряженном с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим средством; 2) последствии в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и 3) причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями.

К транспортным средствам, в смысле ст. 264 УК РФ, относятся автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Согласно примечанию к этой статье под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. К последним относятся все дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (автокраны, автопогрузчики, грейдеры, бульдозеры, скреперы, экскаваторы, комбайны и т.п.). Все эти специальные машины рассматриваются в качестве транспортных средств только во время их движения по улицам и дорогам. Если же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин допускаются при выполнении ими транспортных, дорожных, погрузочно-разгрузочных или иных производственных работ, повлекших причинение вреда здоровью человека, то содеянное должно квалифицироваться не по ст. 264 УК РФ, а по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности или за нарушение правил при производстве определенных работ.

К транспортным средствам в смысле ст. 264 УК РФ не относятся мопеды и велосипеды. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения" разъясняется, что к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приведенные в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мопеды и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управляющие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1.

 

Состав, предусмотренный ст. 264 УК РФ, предусматривает нарушение либо правил дорожного движения либо правил эксплуатации транспортных средств.

Дорожное движение - это перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах улиц, автомагистралей, шоссе и иных дорог, которое регламентируется Правилами дорожного движения РФ. Дорожное движение - это сложная социально-техническая система, которая включает пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Эксплуатация транспортных средств - это деятельность по допуску транспортных средств к эксплуатации и обеспечению безопасности перевозки пассажиров и грузов и дорожного движения в целом, т.е. это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости, неправильном обгоне других транспортных средств, переезде перекрестков при запрещенном сигнале, невыполнении требований дорожных знаков, управлении транспортным средством в состоянии опьянения и др.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суд должен указать в приговоре, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

К последствиям преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, относится причинение тяжкого вреда здоровью человека. А между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна быть причинная связь. При отсутствии такой причинной связи можно вести речь лишь об административной ответственности лица, нарушившего соответствующее правило.

Составы преступлений, регламентированных в ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, предусматривают одни и те же последствия - причинение тяжкого вреда здоровью человека. Различие состоит лишь в том, что в ч. 2 этой статьи предусматривается повышенная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. По этому же принципу законодатель дифференцирует ответственность лиц, управляющих автотранспортными средствами в состоянии опьянения, в ч. ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ в сторону ее повышения, если соответствующее нарушение повлекло смерть человека (ч. 4) или смерть двух или более лиц (ч. 6).

Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 декабря 2008 г. N 25, им признается не только водитель, сдавший экзамен на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имеющее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающееся вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Им может быть курсант, который пренебрегает указаниями инструктора и грубо нарушает эти правила.

В ч. ч. 2, 4 и 6 анализируемой статьи предусмотрен специальный субъект преступления - лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения. Характер опьянения следует определять исходя из ст. 23 УК РФ, т.е. оно может быть вызвано употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В качестве квалифицирующих признаков указаны: в ч. 3 ст. 264 УК РФ последствие в виде смерти одного человека; в ч. 4 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения, а в качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 5 ст. 264 УК РФ указано последствие в виде смерти двух или более лиц, а в ч. 6 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК РФ, то должны вменяться в вину все последствия, однако содеянное может квалифицироваться лишь по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия. В то же время, если различные последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, эти деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ). Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключаются в том, что эти действия нередко приводят к крушениям, авариям на железнодорожном транспорте, авиакатастрофам, авариям на водном, автомобильном транспорте, в результате этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный имущественный ущерб отдельным лицам, государственным и коммерческим организациям. По стране более 20% всех дорожно-транспортных происшествий совершается в связи с неисправностью транспортных средств.

Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Дополнительным объектом являются здоровье и жизнь людей.

Предметом данного преступления являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации, связи или иное транспортное оборудование. Под транспортными средствами по смыслу диспозиции нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 266 УК РФ, понимаются любые транспортные средства железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта (тепловозы, электровозы, морские или речные суда, самолеты, вертолеты, трамваи, троллейбусы, легковые или грузовые автомобили и т.п.). К путям сообщения относятся железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью, взлетно-посадочные полосы и др. Средствами сигнализации являются различные технические устройства, предназначенные для передачи звуковой, световой и другой условной информации (семафоры на железнодорожном транспорте, маяки и бакены на морском и речном транспорте, светофоры на автомобильном транспорте и др.). К средствам связи относятся различные технические устройства, предназначенные для приема и передачи различных видов сообщений (телефонная, телеграфная, телевизионная и иная связь). Транспортное оборудование - это различные технические устройства, механизмы и приборы (помимо средств сигнализации и связи), использование которых призвано обеспечивать безопасную работу указанных видов транспорта (например, радиолокаторы на воздушном и водном транспорте, камеры наблюдения на автомобильном транспорте).

Объективная сторона рассматриваемого преступления предусматривает два деяния: 1) недоброкачественный ремонт либо 2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Как правило, оно совершается путем действий. Путем бездействия это преступление может совершаться тогда, когда не принимаются меры по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования означает нарушение установленных правил производства ремонта, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Под выпуском в эксплуатацию понимается дача разрешения или указания лицом, ответственным за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств, лицу, управляющему транспортным средством. В то же время разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например, транспортное оборудование, средства сигнализации и др.) не охватывается содержанием диспозиции анализируемой нормы.

Обязательным признаком состава, предусмотренного ч. 1 ст. 266 УК РФ, является последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека. Поэтому преступление признается оконченным с момента наступления этого посягательства.

Соответственно, таковым же признаком является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Специфика причинной связи при совершении данного преступления заключается в том, что преступные последствия причиняются не его субъектом, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной системы транспорта.

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу специального поручения по работе несет ответственность за качество ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования, а также лицо, отвечающее за техническое состояние транспортных средств и за их выпуск в эксплуатацию.

По этой же статье должны привлекаться к ответственности водитель или владелец транспортного средства, передавшие в нарушение действующих правил управление транспортным средством лицу, лишенному водительских прав или вообще их не имеющему, если в результате этих действий причинен тяжкий вред здоровью человека либо иные более тяжкие последствия.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В ч. 2 ст. 266 УК РФ в качестве квалифицирующего признака указывается на наступление смерти одного человека, а в ч. 3 этой же статьи особо квалифицирующим признаком признается наступление смерти двух или более лиц.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ). Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что их результатом являются грубые нарушения суверенитета Российской Федерации над ее воздушным пространством и одновременно создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели самолетов, других летательных аппаратов, их экипажей и пассажиров, осложнения межгосударственных отношений и причинения крупного материального ущерба.

Основным объектом данного преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением международных полетов. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы государственных и коммерческих организаций.

Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями или бездействием (например, несоблюдением правил международных полетов).

Правила международных полетов установлены в интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности. Они регламентированы как в международно-правовых актах, так и в законодательстве РФ. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1994 г. <1> предусмотрено, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Кроме того, в ст. 9 Конвенции установлено, что каждое государство вправе по соображению военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях.

--------------------------------

<1> См.: Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996. Т. 2. С. 413.

 

В Российской Федерации воздушные трассы для международных полетов определены распоряжением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 515-р <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 21. Ст. 2263.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. А сами правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации установлены в ст. ст. 79 - 82 Воздушного кодекса РФ.

Конкретная информация об аэронавигации, в частности, относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов, открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов и др. публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

Диспозиция ст. 271 УК РФ дает лишь примерный перечень наиболее типичных нарушений правил международных полетов. Ими могут быть несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов (например, невключение опознавательных знаков и др.).

Анализируемое преступление характеризуется формальным составом и признается оконченным с момента нарушения соответствующего правила международного полета.

Субъектом преступления может быть командир воздушного судна Российской Федерации либо иностранного государства, а также другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и являющееся вменяемым.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При этом мотивы не влияют на квалификацию содеянного.

Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений, в частности с угоном воздушного судна (ст. 211 УК РФ), контрабандой (ст. 188 УК РФ и др.). В этом случае налицо совокупность преступлений.

Предыдущая страница

К содержанию

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 1690 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь