Вторник, 25.04.2017, 13:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

§ 2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Часть 1.

§ 2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ). Общественная опасность данного преступления состоит в том, что в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена происходят крушения поездов, кораблей, авиакатастрофы, аварии этих видов транспортных средств, влекущие многочисленные человеческие жертвы, колоссальный материальный, экологический вред, а также дезорганизацию функционирования транспортной инфраструктуры в отдельных регионах.

Данные статистики свидетельствуют о высоком уровне аварийности в России на всех видах транспорта. Только за период с 2000 по 2005 г. на морском и речном флоте России произошло свыше 200 происшествий. Удельные показатели аварийности воздушных судов превышают среднемировой уровень в 5 раз. Наблюдается и рост авиа-инцидентов: в 1998 г. их было 785, в 2000 г. - 761; в 2001 г. - 894; в 2003 г. - 940; в 2004 г. - 917 <1>. О неблагоприятном положении с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта свидетельствуют и последние авиакатастрофы в Самаре и Перми и др.

--------------------------------

<1> См.: Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М., 2002; Авиатранспортное обозрение. 2005. N 58.

Объект рассматриваемого преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, сопряженных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена. Эта защищенность предполагает безаварийность, способность надлежащего функционирования транспорта без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества. Дополнительными объектами могут выступать жизнь и здоровье людей, собственность, окружающая среда и др.

Предметом данного преступления являются те предметы материального мира, которым причиняется вред в виде повреждения, разрушения или их уничтожения, в том числе и транспортные средства, которыми управляли виновные или которые эксплуатировались ими. Как обоснованно отмечает А.В. Наумов, указанные транспортные средства в зависимости от характера нарушения могут выступать в одних случаях как предметы преступления, а в других - как орудия его совершения <1>. Например, когда машинист электровоза проезжает, игнорируя запретительный сигнал, и это приводит к указанным в ст. 263 УК РФ последствиям, электровоз выступает орудием, а не предметом этого преступления. Если же при этом будут повреждены или уничтожены сам электровоз или транспортируемые им вагоны, то они уже приобретают свойства предмета преступления.

--------------------------------

<1> Наумов А.В. Указ. соч. С. 549 - 550.

Понятием железнодорожного транспорта охватываются как подвижной состав, так и железнодорожные пути с соответствующей инфраструктурой. Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы (тепловозы, электровозы и др.), пассажирские, грузовые вагоны, дрезины, электрички как совокупность электровоза и системы вагонов. К нему также относятся отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные, снегоочистительные поезда, поезда метрополитена. Что касается шахтных, внутрицеховых транспортных средств (электровозов, вагонеток и др.), выполняющих чисто производственные функции, связанные с технологическими процессами, то они не могут относиться к рассматриваемому виду транспорта.

К железнодорожному транспорту относятся все виды железнодорожных путей, по которым осуществляется движение соответствующих транспортных средств, а также сооружения, устройства, механизмы и оборудование, обеспечивающее безопасность движения. К этим инфраструктурным объектам, например, относятся железнодорожные переезды, шлагбаумы, средства управления, сигнализации и связи и др.

Воздушный транспорт - это гражданские воздушные суда, места для их приземления (аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, в том числе средства связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.п. Под воздушным судном понимается летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам относятся летательные аппараты как тяжелее, так и легче воздуха (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.). Для квалификации деяния по ст. 263 УК РФ не имеет значения ведомственная принадлежность и форма собственности летательного аппарата. Исключение в данном случае составляют военные летательные аппараты, нарушение правил безопасности и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 351 УК РФ.

Водный транспорт - это морской, речной и озерный транспорт, т.е. все самоходные морские, речные, озерные суда, включая катера, моторные лодки, (маломерные суда), а также маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, для рыболовства, научно-исследовательской деятельности и других целей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением военных кораблей, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 352 УК РФ.

Метрополитен (от фр. metropolitan, букв. "столичный") - разновидность рельсового пассажирского транспорта, необходимого в условиях крупных городов с насыщенным уличным движением, отличающегося высокой эксплуатационной скоростью и провозной способностью. Обычно линии метрополитена прокладываются под землей (в тоннелях), а иногда - по поверхности и на эстакадах.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, включает:

1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена;

2) причинение тяжкого вреда здоровью человека;

3) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция анализируемой нормы бланкетная. В ней указывается на нарушение специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих работу отдельных видов транспорта. Все ведомственные акты в литературе подразделяют на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 754.

Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта и метрополитена формулируются в ведомственных нормативных актах по-разному. В одних случаях они представляют собой категорические предписания, в других - категорические запреты. Нарушение и тех и других должно квалифицироваться по ст. 263 УК РФ. Если же в нормативных актах, помимо предписаний и запретов, содержатся рекомендательные нормы, то их выполнение является желательным, но не обязательным. Поэтому их невыполнение не может образовать состав рассматриваемого преступления.

Нарушения правил безопасности движения - это различные отступления от установленного порядка управления транспортным средством. Эти нарушения могут выражаться в форме как действий, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. К ним относятся, например, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал на железнодорожном транспорте, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета на воздушном судне, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и др. Следует подчеркнуть, что правила безопасности движения регламентируют поведение лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, поэтому и нарушения могут исходить только от этих лиц.

Нарушениями правил эксплуатации транспорта признаются различные отступления от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими лиц в состоянии опьянения или лиц, не обладающих соответствующей квалификацией, перегрузка пассажирами или грузом на воздушном или водном транспорте и др.

Нарушение правил эксплуатации транспорта и метрополитена включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В то же время нарушения правил эксплуатации указанных видов транспорта и метрополитена, не связанные с его безаварийной работой, не образуют состав данного преступления.

При квалификации содеянного по ст. 263 УК РФ необходимо в каждом конкретном случае устанавливать, какие именно конкретные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта или метрополитена были нарушены. Верховный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что суд обязан указывать в приговоре, какие конкретные правила движения и эксплуатации транспорта были нарушены <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1978. N 2. С. 7.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, является причинение по неосторожности в результате нарушения соответствующих правил тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого было раскрыто ранее. А между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации указанных выше транспортных средств и этими последствиями должна быть установлена причинная связь. Отсутствие последней исключает квалификацию допущенного нарушения по ст. 236 УК РФ. На данное обстоятельство обратила внимание судов Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР по делу Щ. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1987. N 10. С. 13.

Субъект преступления - специальный. Им является лицо, обязанное в силу своей работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Лицо, нарушая правила безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, предвидит возможность причинения указанных в ч. 1 ст. 263 УК РФ последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит наступления этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

В ч. 2 данной статьи предусмотрен квалифицирующий признак - причинение в результате нарушения указанных выше правил по неосторожности смерти человека. Данное деяние отнесено законодателем к категории преступлений средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

В случаях, когда транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим затем нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, повлекшее последствия, указанные в ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 211 и 263 УК РФ.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). Данный состав преступления был введен в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ.

Технический прогресс в совершенствовании транспорта (усложнение транспортных средств, повышение их скоростного режима и др.) обусловливает повышение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Неисполнение этих требований нередко приводит к катастрофам, авариям с многочисленными человеческими жертвами. Поэтому был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". На повышение его социального эффекта и направлена криминализация неисполнения требований транспортной безопасности.

Основной объект рассматриваемого преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных, муниципальных, коммерческих и других организаций.

Предмет преступления - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитен, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на том или ином объекте транспортной инфраструктуры или транспортных средствах. Оно, как видно, совершается путем бездействия; виновный не совершает требуемых действий по обеспечению транспортной безопасности.

К транспортным средствам в смысле ст. 263.1 УК РФ относятся все те средства, которые используются на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и в метрополитене.

Состав данного преступления является материальным; обязательным его признаком предусмотрено наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо причинение крупного ущерба. Определение тяжкого вреда здоровью приведено в ч. 1 ст. 111 УК РФ, а согласно примечанию к ст. 263.1 крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины. Оно может совершаться как по легкомыслию, так и по неосторожности.

Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Предполагается, что на него были в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению требований транспортной безопасности. Лицо должно достигнуть 16-летнего возраста, однако на несовершеннолетнего вряд ли могут быть возложены такого ряда обязанности.

Квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 263.1). Наступление смерти должно находиться в причинной связи с неисполнением того или иного требования по обеспечению транспортной безопасности.

Следующая страница

К содержанию


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 4226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017