Четверг, 08.12.2016, 03:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 2. Права и полномочия субъектов правоотношений

§ 2. Права и полномочия субъектов правоотношений

 

В земельном праве различают два подхода к субъектам правоотношений. В первом случае говорится о возможном по закону участнике земельных правоотношений, а во втором - о реальном носителе субъективных прав и обязанностей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Земельное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, О.А. Романова. С. 22.

 

Согласно п. 1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время в доктрине активно обсуждается возможность считать субъектом земельных правоотношений иностранное государство. См. подробнее: Умеренко Ю.А. Иностранные государства как субъекты земельных правоотношений на территории России // Журнал российского права. 2013. N 4. С. 15 - 21; Анисимов А.П., Мельниченко Р.Г. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2007. N 5. С. 10 - 13 и др.

 

Круг субъектов правоотношений по предоставлению земельных участков для строительства довольно широк, поскольку эти правоотношения являются сложными и многоэтапными.

В правоотношениях по предоставлению земельных участков участвуют следующие субъекты:

1) лица, которые приобретают право на земельный участок;

2) лица, которые осуществляют распорядительное действие по предоставлению земельного участка;

3) лица, которые участвуют в предоставлении земельного участка.

Обратим внимание на первую группу субъектов. Физические и юридические лица как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать правоспособностью, под которой понимается способность иметь в силу правовых норм субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает с рождения человека и прекращается его смертью <1>. Содержание правоспособности граждан закреплено в ст. 18 ГК РФ.

--------------------------------

<1> См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. С. 322.

 

Для участия в правоотношениях этим субъектам необходимо обладать также дееспособностью, т.е. способностью своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности <1>. Дееспособность физических лиц в полном объеме наступает по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ), частичная - 14-летнего возраста (ст. 26 ГК РФ). Как верно подчеркивает Н.А. Сыродоев <2>, частичная дееспособность вряд ли имеет для земельного права какое-либо значение, однако имеет значение правило об эмансипации (ст. 27 ГК РФ). В силу этой статьи несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

--------------------------------

<1> Там же.

<2> См.: Сыродоев Н.А. Указ. соч. С. 56 - 57.

 

Что же касается юридических лиц, то ГК РФ дает определение лишь правоспособности юридического лица, ничего не говоря о дееспособности, при этом в большинстве случаев вопрос дееспособности юридических лиц исследуется в совокупности с их правоспособностью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Прошин С.Н. Дееспособность юридического лица - одна из составляющих его правоспособности // Нотариус. 2012. N 2. С. 26 - 29.

 

В силу ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, установленным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Как полагает Д.А. Сумской, правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают одновременно в момент их создания и прекращаются в момент внесения записи об их исключении из Единого государственного реестра юридических лиц <1>. О.С. Иоффе также пишет о том, что гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с его гражданской правоспособностью с момента государственной регистрации организации и обладает специальным содержанием <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее о правоспособности и дееспособности юридических лиц см.: Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учеб. пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. С. 30 - 38.

<2> См.: Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (часть первая) // Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 325 - 333.

 

Российский законодатель предусматривает специфику правового регулирования земельных отношений в случае участия в них иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Согласно п. 2 ст. 5 ЗК РФ права указанных субъектов на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

При этом их права на приобретение земельных участков в собственность существенно ограниченны:

- иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, Перечень которых устанавливается Президентом РФ <1> (п. 3 ст. 15 ЗК РФ);

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 9 января 2011 г. N 26 "Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" // СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 268.

 

- иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 2 ст. 22);

- иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ (п. 5 ст. 28 ЗК РФ);

- земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.

 

Первая группа субъектов представлена также особыми участниками земельных отношений: Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Особенность их положения заключается в том, что в реальных правоотношениях эти участники представлены различными органами государственной власти и местного самоуправления, которые уполномочены выражать их интересы <1>. При этом в силу п. 2 ст. 124 ГК РФ к отношениям с участием указанных выше субъектов применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Речь идет о предоставлении земельных участков для публичных нужд при размещении органов власти, представительств субъектов РФ и других объектов (подробнее см. § 1 гл. 1 настоящего исследования).

--------------------------------

<1> См.: Земельное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, О.А. Романова. С. 22.

 

Рассмотрим вторую группу субъектов. Земельными участками, находящимися в федеральной, муниципальной, а также в собственности субъектов РФ, вправе распоряжаться исключительно уполномоченные органы государственной и муниципальной власти.

Согласно п. 2 ст. 16 ЗК РФ государственная собственность на землю разграничивается на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Более детальное разграничение государственной собственности на землю проводится на основе ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В целях настоящего исследования далее рассмотрим полномочия органов власти по предоставлению в целях строительства земельных участков, находящихся в границах субъектов г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы власти, уполномоченные предоставлять для строительства земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.

В силу п. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Ранее в исследованиях отмечалось, что в федеральном законодательстве отсутствует указание на орган власти, принимающий решения о предоставлении земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации <1>. В связи с этим в литературе было даже высказано мнение о том, что ГК РФ остановился на полпути в определении статуса государства как субъекта права собственности. Неясно, кто осуществляет предоставление федеральных земель, кто выступает их продавцом и т.д. <2>. В настоящее время указанный вопрос решен. Федеральный законодатель прямо указал, что таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

--------------------------------

<1> См.: Мальцев Д.Л. Предоставление прав на земельные участки в городе Москве: Дис. ... канд. юрид. наук. С. 113.

<2> См.: Фомина Л.П. Земельная реформа и государственная собственность на землю // Государство и право. 1997. N 8. С. 55.

 

В силу Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" <1> этот государственный орган осуществляет полномочия собственника при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (п. 5.36), а именно:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 (в ред. от 26 декабря 2013 г.) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

 

- осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации (п. 5.36.4);

- заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (п. 5.36.5).

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Органы власти, уполномоченные предоставлять для строительства земельные участки, находящиеся в собственности городов федерального значения или в неразграниченной собственности.

Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности субъектов РФ относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Как верно отмечает И.В. Ткачева, подавляющее большинство земельных участков подлежит отнесению к той или иной форме собственности, однако некоторые участки не подпадают ни под одно из предусмотренных оснований. Условно такие участки можно назвать неразграниченными <1>. Юридически факт того, что собственность на тот или иной земельный участок является неразграниченной, подтверждается отсутствием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об этом земельном участке <2>.

--------------------------------

<1> Ткачева И.В. Указ. соч. С. 20.

<2> Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2013 г. по делу N А41-44220/12 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

 

Структура и перечень органов исполнительной власти г. Москвы закреплен в Указе Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. N 44-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы" <1>. В силу п. 1 этого Указа перечисленные органы власти подведомственны Правительству Москвы. Нормативный акт выделяет два комплекса органов государственной власти, каждый из которых имеет значение для сферы предоставления земельных участков для строительства: Комплекс градостроительной политики и строительства г. Москвы и Комплекс имущественно-земельных отношений г. Москвы.

--------------------------------

<1> Указ Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. N 44-УМ (в ред. от 25 ноября 2013 г.) "Об органах исполнительной власти города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 43.

 

В силу ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти г. Москвы осуществляют распоряжение: 1) земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы; 2) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; 3) иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Органом государственной власти г. Москвы, имеющим полномочия в сфере распоряжения указанными выше земельными участками, является Департамент городского имущества г. Москвы <1>, входящий в Комплекс имущественно-земельных отношений г. Москвы.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП.

 

В силу Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП, этот орган государственной власти, являясь функциональным органом исполнительной власти г. Москвы:

- разрабатывает и вносит на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по вопросам в том числе о передаче находящихся в собственности г. Москвы земельных участков в федеральную собственность, собственность других субъектов РФ и муниципальную собственность (п. 4.1.4); о предоставлении земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования (п. 4.1.16);

- принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для строительства объектов капитального строительства на основании решений Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы (п. 4.2.2); об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (п. 4.2.6); о предварительном согласовании места размещения объекта (п. 4.2.9) и т.д.

В связи с присоединением с 1 июля 2012 г. к г. Москве территорий Московской области Департамент имущества г. Москвы приобрел ряд полномочий, которые были переданы г. Москве на основании Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к г. Москве территорий".

В рамках переданных федеральных полномочий Департамент принимает решения об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности и необходимых для размещения на присоединенной территории объектов федерального значения (за исключением объектов транспортной инфраструктуры), обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, а также земельных участков, необходимых для предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков, о перераспределении таких земельных участков, уточнении их границ (п. 4.2.11); о предоставлении на основании решений Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы земельных участков в целях размещения на присоединенной территории объектов федерального значения (за исключением объектов транспортной инфраструктуры), обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, о заключении договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования такими земельными участками (п. 4.2.13).

Как видно из ряда полномочий Департамента имущества г. Москвы, решение о предоставлении земельных участков принимается на основании решения Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы. Эта комиссия была создана на основании ст. 23 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" в целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории г. Москвы <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП (в ред. от 26 декабря 2013 г.) "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2010. N 66.

 

В силу п. 2.2 Положения о Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП, к ее полномочиям отнесено в том числе рассмотрение и принятие решений по вопросам в области земельных отношений о предоставлении земельного участка для строительства.

В правоотношениях по предоставлению земельных участков строительства в г. Москве принимают участие также префектуры административных округов. Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" <1>, префектура административного округа г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти г. Москвы, подведомственным Правительству Москвы.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП (в ред. от 25 декабря 2013 г.) "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2010. N 15.

 

В силу п. 2.3.12 Положения префектура административного округа г. Москвы принимает решения об утверждении актов о выборе земельных участков из состава земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, собственность на которые не разграничена, по заявлению лиц о выборе земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта для проектирования и строительства объекта гаражного назначения, а также для проектирования и строительства объекта религиозного назначения.

Нужно отметить, что полномочия префектур административных округов в настоящее время значительно сокращены, поскольку ранее у этих территориальных органов исполнительной власти г. Москвы имелись значительно большие полномочия в сфере предоставления земельных участков для строительства <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Мальцев Д.Л. Предоставление прав на земельные участки в городе Москве: Дис. ... канд. юрид. наук. С. 99 - 125.

 

Структура органов исполнительной власти г. Санкт-Петербурга закреплена в Постановлении Губернатора Санкт-Петербурга от 31 мая 2012 г. N 36-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" <1>. Анализ структуры органов государственной власти г. Санкт-Петербурга и их полномочий показывает, что полномочия по распоряжению земельными участками сосредоточены не у одного органа государственной власти, как в г. Москве, а распределены между комитетами и районными администрациями.

--------------------------------

<1> Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 31 мая 2012 г. N 36-пг (в ред. от 18 декабря 2013 г.) "О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2012. N 6.

 

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 г. N 1589 "О Комитете по управлению городским имуществом" <1>, Комитет по управлению городским имуществом является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Он проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также в сфере контроля за его использованием и сохранностью.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 г. N 1589 (в ред. от 13 марта 2014 г.) "О Комитете по управлению городским имуществом" // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2004. N 44.

 

В силу п. 3.16 Положения Комитет осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 5 июня 2007 г. N 640 "О Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга" <1>, указанный Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Он проводит государственную политику и осуществляет государственное управление в сфере земельных отношений, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанной сфере.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 5 июня 2007 г. N 640 (в ред. от 16 октября 2013 г.) "О Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2007. N 7.

 

В сфере предоставления земельных участков для строительства к компетенции Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отнесено:

- предоставление гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства (п. 3.54);

- принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или из земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, а также принятие решений об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3.6-1);

- предоставление на праве постоянного (бессрочного пользования) земельных участков, находящихся в государственной собственности, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, за исключением случаев, когда указанные полномочия отнесены к компетенции иных органов (п. 3.7).

Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" <1>, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N 1078 (в ред. от 7 февраля 2014 г.) "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2008. N 10.

 

В сфере предоставления земельных участков для строительства районная администрация также имеет ряд полномочий:

- осуществлять в установленном порядке информирование населения Санкт-Петербурга о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3.5.2);

- осуществлять публикацию информационных сообщений о проведении публичных слушаний по документации, заключений о результатах публичных слушаний по документации, информационных сообщений о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3.5.3);

- согласовывать в установленном порядке проведение торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства (п. 3.5.5);

- предоставлять земельные участки, включая земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенные на территории Санкт-Петербурга, для строительства индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей (п. 3.8.2.2).

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2010 г. N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" <1> наглядно показывает полный субъектный состав правоотношений как при предоставлении земельного участка для строительства на торгах (п. 2), так и с предварительным согласованием места размещения объекта (п. 3).

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2010 г. N 1813 (в ред. от 31 января 2014 г.) "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2011. N 3.

 

Так, например, четко определен перечень органов государственной власти г. Санкт-Петербурга, с которыми проводится предварительное согласование места размещения объекта. К ним относятся: Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитет по управлению городским имуществом, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, администрация района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен объект недвижимости, Комитет по транспорту, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.

Аналогичные субъекты участвуют в подготовке документации в отношении земельных участков, расположенных в границах территорий, на которые отсутствуют утвержденные проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, с целью их предоставления для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.

Нужно подчеркнуть, что опыт г. Санкт-Петербурга в максимальной детализации процедур предоставления земельных участков с указанием на конкретные органы власти, принимающие участие в этих процедурах, закреплении сроков на принятие решения или осуществление юридически значимых действий, примерное содержание ответов того или иного государственного органа видится удачным. Представляется, что такой нормативный акт, будучи принятым в г. Москве, сделает значительно более прозрачными процедуры предоставления земельных участков для строительства.

Органы власти, уполномоченные предоставлять для строительства земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

В городах федерального значения изначально не предполагалось существование муниципальной собственности на землю. Такой вывод можно сделать на основе п. 4 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в силу которого к собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в п. 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов РФ.

При этом возникновение муниципальной собственности на земельные участки в городах федерального значения не исключается в случае передачи земельных участков из государственной собственности (федеральной или собственности г. Москвы и Санкт-Петербурга) в собственность муниципальных образований городов федерального значения.

Возможность передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность муниципальных образований, находящихся в границах этих городов федерального значения, установлена, например, Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ <1>. В силу ч. 1 ст. 2 указанного нормативного акта безвозмездной передаче в собственность г. Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7365.

 

- в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

- в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

В столице Российской Федерации возмездная передача имущества, находящегося в собственности г. Москвы, в муниципальную собственность его внутригородских образований возможна на основании акта Правительства Москвы (подп. "б" п. 2 ст. 5 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" <1>, далее - Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49); безвозмездная передача осуществляется также правовым актом Правительства Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 17 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49).

--------------------------------

<1> Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 (в ред. от 1 июня 2011 г.) "Об основах управления собственностью города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 1.

 

Нормативным актом, иллюстрирующим возможность передачи земельных участков из собственности г. Санкт-Петербурга в муниципальную собственность его внутригородских муниципальных образований, является Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007 г. N 49 <1>. Во исполнение указанного нормативного акта принято распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2007 г. N 205-р <2>, которым утверждено Положение о принятии решений о передаче в том числе земельных участков из собственности города федерального значения Санкт-Петербурга в муниципальную собственность его внутригородских образований.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007 г. N 49 "О принятии решений о передаче государственного имущества Санкт-Петербурга в муниципальную собственность и о передаче муниципального имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2007. N 3.

<2> Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2007 г. N 205-р (в ред. от 11 декабря 2009 г.) "О порядке принятия решений о передаче объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга" // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2007. N 32.

 

С 1 июля 2012 г. к г. Москве были присоединены территории Московской области, в границах которой муниципальная собственность на земельные участки к тому времени существовала. Московский законодатель решил сохранить существующий порядок вещей и внес соответствующие изменения в действующее законодательство. В силу ст. 1 Закона г. Москвы от 28 июля 2011 г. N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" <1> присоединенные муниципальные образования сохраняют статус, который существовал у них до включения в состав внутригородской территории города Москвы, в том числе муниципальное имущество.

--------------------------------

<1> Закон г. Москвы от 28 июля 2011 г. N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 44.

 

В целях распоряжения такими земельными участками в Закон г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" была введена новая ст. 3.1 "Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - городских округов, поселений в области землепользования в городе Москве". В силу п. 1 ст. 3.1 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве - городских округов, поселений в области землепользования в г. Москве относятся в том числе управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, с учетом сказанного наличие права муниципальной собственности на земельные участки в границах г. Москвы возможно также в случае его регистрации в предусмотренном законом порядке до присоединения соответствующего муниципального образования к границам города. Этот вывод подтверждается судебной практикой <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 17 октября 2013 г. по делу N А40-171911/12-16-1741 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

 

Третья группа субъектов. Если применяется процедура предоставления "без предварительного согласования места размещения объекта", то земельный участок необходимо сформировать (или образовать), выставить на торги, заключить договор с победителем торгов и так далее. Если применяется процедура предоставления "с предварительным согласованием места размещения объекта", требуется осуществить предварительное согласование места размещения объекта и выбор земельного участка, выполнить в отношении будущего земельного участка кадастровые работы, принять решение о предоставлении земельного участка и т.д. В каждом из указанных этапов правоотношения участвуют различные субъекты, не являющиеся "предоставляющими" земельные участки или "приобретающими" права на них. Эти субъекты предлагается относить к третьей группе.

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (24.12.2014)
Просмотров: 311 | Теги: участок, Москва, Санкт-Петербург, земельный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016