Четверг, 08.12.2016, 12:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

 

2.1. Регулирование импорта

 

Требования к регистрации, документации и таможенные процедуры

При осуществлении импортных операций законодательством Республики Таджикистан предусмотрены регистрационные требования.

Субъектами внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан, независимо от форм собственности, могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, международные организации, действующие на территории республики или за ее пределами после соответствующей регистрации в Республике Таджикистан.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Таджикистан, подлежат обязательному таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Республики Таджикистан.

Перечень документов, необходимых для представления таможенному органу при международной перевозке автомобильным, речным, воздушным и железнодорожным транспортом, регламентируется Таможенным кодексом Республики Таджикистан:

1. При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

о государственной регистрации транспортного средства;

наименование и адрес перевозчика товаров;

наименование страны отправления и страны назначения товаров;

наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

количество грузовых мест, их маркировка и виды упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с международными требованиями описания и кодировки товаров на уровне не менее чем первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Республики Таджикистан запрещен или ограничен;

место и дата составления международной товаротранспортной накладной.

Перевозчик представляет таможенному органу следующие документы:

документы на транспортное средство;

международная товаротранспортная накладная;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

2. При международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;

номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;

наименование эксплуатанта судна;

количество членов экипажа;

количество пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;

указание видов товаров;

номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;

наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;

количество бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;

о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Республики Таджикистан запрещен или ограничен, включая валюту Республики Таджикистан и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы.

Перевозчик представляет таможенному органу следующие документы:

стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);

документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);

документ, содержащий сведения о бортовых припасах;

авиагрузовые накладные;

документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость);

документ, предписанный Всемирной почтовой конвенцией.

3. При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

наименование и адрес отправителя товаров;

наименование и адрес получателя товаров;

наименование станции отправления и станции назначения товаров;

количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах);

идентификационные номера контейнеров.

Перевозчик представляет таможенному органу следующие документы:

железнодорожная накладная;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

 

Таможенный тариф

Таможенный тариф Республики Таджикистан - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Таджикистан и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, построенной на основе 5-й редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной Таможенной Организации (Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, Протокол о внесении поправок в Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 24 июня 1986 года).

Таможенный тариф Республики Таджикистан основан на Таможенном кодексе Республики Таджикистан.

Основные цели таможенного тарифа:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Таджикистан;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Таджикистан;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Таджикистан;

защита экономики Республики Таджикистан от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Таджикистан в мировую экономику.

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Республики Таджикистан и вывоза товаров с территории Республики Таджикистан. В настоящее время таможенный тариф Республики Таджикистан применяется только по отношению к импорту товаров на таможенную территорию Республики Таджикистан.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таджикистана, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Таджикистан ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Республики Таджикистан.

В настоящее время ввозные таможенные пошлины взимаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 25 октября 2003 года N 450. Этим же документом введены преференции и установлены нулевая ставка ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС, и ставка ввозной таможенной пошлины в размере 50% утвержденных ставок при ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством Республики Таджикистан и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Таджикистан.

 

Виды пошлин

В Республике Таджикистан применяются следующие виды пошлин:

адвалорные - начисляемые в процентах по отношению к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические - начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированные - сочетают оба вида таможенного обложения.

В целях защиты экономических интересов Республики Таджикистан к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин - специальные, антидемпинговые и компенсационные:

1) специальные пошлины применяются:

в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Республики Таджикистан в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Таджикистан, со стороны других государств или их союзов;

2) антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Таджикистан товаров по цене более низкой, чем их среднестатистическая таможенная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Таджикистан;

3) компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Таджикистан товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Таджикистан.

Республика Таджикистан не применяет запреты и ограничения экономического характера, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Таджикистан от 3 июля 2012 года за N 846 "О внешнеторговой деятельности".

Таможенные пошлины не взыскиваются при ввозе:

1) валюты Республики Таджикистан и (или) иностранной валюты (кроме используемых для нумизматических целей), а также ценных бумаг;

2) драгоценных металлов и драгоценных камней Национальным банком Таджикистана и Министерством финансов Республики Таджикистан для Государственного хранилища ценностей;

3) товаров в качестве гуманитарной помощи, а также товаров, безвозмездно передаваемых государственным органам Республики Таджикистан;

4) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней, а также медикаментов по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

5) товаров, предназначенных для реализации целевых проектов, одобренных Правительством Республики Таджикистан, за счет (в пределах) средств грантов и (или) кредитов (займов), предоставленных юридическими или физическими лицами, иностранными государствами, правительствами иностранных государств или международными организациями;

6) товаров для строительства особо важных объектов. Перечень таких товаров и особо важных объектов определяется Правительством Республики Таджикистан;

7) товаров для выполнения работ, предусмотренных программами работ и сметами расходов в установленном соглашением о разделе продукции порядке, утвержденным в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О соглашениях о разделе продукции". В случае поставки (за исключением экспорта) этих товаров на территорию Республики Таджикистан таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Таджикистан и иными законодательными актами Республики Таджикистан. Перечень документов, по представлению которых в таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты таможенной пошлины, определяется Правительством Республики Таджикистан;

8) хлопкового волокна и алюминия первичного;

9) специализированной продукции индивидуального использования для инвалидов по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан (в редакции Закона Республики Таджикистан от 28 декабря 2012 года N 906).

 

Другие пошлины и сборы (сборы и пошлины за оказанные услуги, консульские и иные сборы)

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Таджикистан к таможенным сборам относятся сборы:

за таможенное оформление;

таможенное сопровождение;

хранение товаров на складах таможенного органа;

выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

При таможенном оформлении товаров и транспортных средств, таможенном сопровождении товаров и транспортных средств, хранении товаров на складах таможенного органа, а также за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Правительством Республики Таджикистан. В настоящее время ставки таможенных сборов за предоставляемые таможенные услуги установлены постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 декабря 2005 года за N 472 "Об утверждении ставок таможенных сборов за предоставляемые таможенные услуги" (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Таджикистан таможенные сборы должны быть ограничены по величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не должны представлять собой косвенный метод защиты отечественных товаров или дополнительное обложение иностранных товаров при их ввозе в фискальных целях.

 

Нетарифные ограничения импорта, включая квотирование, запрещение и лицензирование

Действующими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан предусмотрены правовое обеспечение и механизмы применения количественных импортных ограничений, включая запреты. Однако в настоящее время какие-либо количественные ограничения и запреты на перемещение товаров не применяются, за исключением запрета с 1 октября 2009 года ввоза на территорию Республики Таджикистан электрических ламп накаливания в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 августа 2009 года N 492 "О некоторых мерах по экономному использованию электрической энергии".

Таможенное законодательство, а также иные законы и подзаконные акты республики предполагают применение системы квотирования и лицензирования.

Процедура лицензирования импорта, экспорта и транзита установлена на алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры.

Правовые основы выдачи лицензий, виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок и процедура выдачи лицензий определены Законом Республики Таджикистан от 3 апреля 2007 года N 172 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства Республики Таджикистан "Об утверждении Положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности".

Также в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, основанными на соблюдении международных норм нераспространения и прав на интеллектуальную собственность, для осуществления экспортно-импортных операций установлены и другие ограничительные меры. В частности, в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 16 июля 2012 года N 367 "О мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в Республики Таджикистан" при экспорте, импорте и транзите определенных товаров необходимо получение разрешения Правительства Республики Таджикистан.

 

Акцизы

В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса в Республике Таджикистан установлен акциз. Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену реализации подакцизных товаров. Ставки акциза утверждены постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 апреля 2005 года N 126 и устанавливаются в процентах (адвалорные) стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении.

В соответствии с Таможенным и Налоговым кодексами Республики Таджикистан импорт подакцизных товаров подлежит обложению акцизами, за исключением случаев их освобождения от этого налога.

Правительство Республики Таджикистан определяет перечень подакцизных товаров и устанавливает ставки акцизного налога по ним.

Подакцизными товарами являются:

спирт, безалкогольные и алкогольные напитки;

табак переработанный и промышленные заменители табака;

топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные;

шины и покрышки пневматические резиновые новые; шины и покрышки пневматические резиновые восстановленные или бывшие в употреблении; шины и покрышки сплошные или полупневматические; шинные протекторы и ободные ленты резиновые;

автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей;

ювелирные изделия из золота, платины или серебра.

Ставки акцизов могут устанавливаться в процентах (адвалорные) к стоимости подакцизного товара и (или) в твердой (абсолютной) сумме на единицу измерения подакцизного товара в натуральном выражении.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в зависимости от вида этой продукции либо от объемного содержания в ней безводного (100%-ного) спирта.

В настоящее время ставки акцизного налога установлены постановлением Правительства Республики Таджикистан от 15 февраля 2014 года N 102 "О ставках акцизного налога на отдельные товары, производимые в Республике Таджикистан и ввозимые на территорию Республики Таджикистан".

От уплаты акциза освобождаются следующие товары:

1) алкогольные напитки, производимые физическим лицом и используемые для собственного потребления по перечню и в пределах лимита, устанавливаемых Правительством Республики Таджикистан;

2) ввоз 2 литров алкогольных напитков и 2 блоков (400 штук) сигарет, ювелирных изделий в количестве 4 единиц (но по стоимости не более 150 показателей для расчетов) физическим лицом для собственного потребления, для лиц, въезжающих в Республику Таджикистан на автомобиле, - содержимое топливного бака;

3) товары, провозимые транзитом через территорию Республики Таджикистан;

4) временно импортируемые товары на территорию Республики Таджикистан, за исключением товаров, предназначенных для реэкспорта;

5) подакцизные товары, кроме алкогольных и табачных изделий, ввозимые в рамках гуманитарной помощи, или для безвозмездной передачи благотворительным организациям на цели ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и для безвозмездной передачи государственным органам Республики Таджикистан;

6) экспортируемые подакцизные товары, если такой экспорт отвечает требованиям Налогового кодекса Республики Таджикистан.

Освобождение от акцизов товаров, указанных в пунктах 3 и 6, применяется только в случаях, когда выполняются условия освобождения от таможенной пошлины при соответствующих режимах в соответствии с таможенным законодательством Республики Таджикистан. В этих случаях, если для целей взимания таможенной пошлины импорт подпадает под действие режима возврата таможенной пошлины или если требуется оплата таможенной пошлины в случае нарушения условий освобождения, тот же режим применяется к взиманию акциза.

 

Налог на добавленную стоимость

Освобождение от НДС означает, что освобожденные от НДС поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги не являются налогооблагаемыми операциями, и их стоимость не включается налогоплательщиком в налогооблагаемый оборот, а освобожденный от НДС импорт не включается в стоимость налогооблагаемого импорта, при этом, соответственно, стоимость таких поставок товаров, выполненных работ, оказанных услуг и такого импорта товаров не может служить основанием для начисления налогоплательщиком НДС в соответствии с Налоговым кодексом Республики Таджикистан.

Освобождаются от НДС следующие поставки товаров (кроме экспорта товаров), выполненные работы и оказанные услуги:

1) продажа, передача или аренда недвижимости, кроме:

продажи или передачи гостиничных помещений или жилья для отдыхающих;

продажи или передачи вновь выстроенных жилых помещений;

продажи или аренды недвижимого имущества, используемого для предпринимательских целей;

2) оказание финансовых услуг за вознаграждение, перечень которых определяется Министерством финансов Республики Таджикистан по согласованию с Национальным банком Таджикистана и уполномоченным государственным органом, в том числе передача амортизируемого материального имущества по операциям финансовой аренды (лизинга) (включая самолеты), осуществляемым в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Республики Таджикистан, за исключением недвижимого имущества, легковых автомобилей и мебели;

3) поставка национальной и (или) иностранной валюты (кроме нумизматических целей), а также ценных бумаг;

4) оказание религиозной организацией религиозных и ритуальных услуг;

5) оказание государственными учреждениями медицинских услуг, за исключением косметологических, стоматологических и санаторно-курортных услуг;

6) оказание услуг в сфере:

дошкольного воспитания и обучения;

общего основного, общего среднего образования;

начального, среднего, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования;

дополнительного и специального образования;

7) поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг в качестве гуманитарной помощи;

8) поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, произведенных (выполненных, оказанных) непосредственно пенитенциарными учреждениями Республики Таджикистан или государственными предприятиями, входящими в пенитенциарную систему Республики Таджикистан;

9) поставка специализированной продукции индивидуального использования для инвалидов по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан;

10) поставка, в том числе на экспорт, драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, алюминия первичного, концентратов металлов, товарной руды, лома черных и цветных металлов, других производимых в Республике Таджикистан металлов, хлопка-волокна, хлопковой пряжи и хлопка-сырца.

Освобождается от НДС импорт:

1) национальной и (или) иностранной валюты (кроме нумизматических пелен), а также ценных бумаг;

2) драгоценных металлов и драгоценных камней Национальным банком Таджикистана и Министерством финансов Республики Таджикистан для Государственного хранилища ценностей;

3) товаров в качестве гуманитарной помощи, а также товаров, безвозмездно передаваемых благотворительным организациям на цели ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, и товаров, безвозмездно передаваемых государственным органам Республики Таджикистан;

4) производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему (образующие единый комплект, т.е. без этих комплектующих невозможна работа производственно-технологического оборудования). Перечень производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к ним в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Республики Таджикистан;

5) сельскохозяйственной техники, медикаментов, медицинского, фармацевтического оборудования и медицинских инструментов в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Таджикистан;

6) товаров для реализации инвестиционных проектов Правительства Республики Таджикистан в пределах средств грантов (кредитов);

7) товаров для строительства особо важных объектов, перечень которых определяется Правительством Республики Таджикистан;

8) товаров (за исключением подакцизных товаров) по перечню и в объемах, определяемых Правительством Республики Таджикистан, осуществляемый непосредственно Таджикским алюминиевым заводом для производства алюминия первичного;

9) специализированной продукции индивидуального использования для инвалидов по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан;

10) хлопкового волокна и алюминия первичного;

11) военной техники, основных агрегатов, оружия, боеприпасов, летательных аппаратов оборонного назначения, а также запасных частей к ним.

Экспорт товаров, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, алюминия первичного, концентратов металлов, лома черных и цветных металлов, других производимых в Республике Таджикистан металлов, товаров, произведенных в свободных экономических зонах, хлопка-волокна, хлопковой пряжи и хлопка-сырца, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке (часть 1 статьи 172 Налогового кодекса Республики Таджикистан).

В случае неподтверждения экспорта товаров в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Республики Таджикистан в течение 90 календарных дней с даты отметки таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, или в других случаях, определенных частью 2 статьи 172 Налогового кодекса Республики Таджикистан, поставки указанных товаров подлежат обложению НДС по положительной ставке.

 

Правила происхождения

Правила определения страны происхождения товаров установлены Таможенным кодексом Республики Таджикистан. Страна происхождения товаров определяется в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, зависит от страны происхождения товаров.

Республика Таджикистан руководствуется Правилами определения страны происхождения товаров государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 года.

 

Таможенная оценка стоимости товаров

Законодательство Республики Таджикистан по вопросам таможенной оценки приведено в соответствие с нормами и стандартами, предусмотренными соглашениями и положениями ВТО.

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Таджикистан, определяется декларантом и декларируется таможенному органу во время перемещения товаров через таможенную границу Республики Таджикистан путем представления декларации таможенной стоимости.

Основным является метод определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами (стоимость продукции) (метод 1). Если таможенная стоимость не может быть определена по методу 1, проводится процедура консультаций между таможенным органом и декларантом с целью выбора оснований для определения таможенной стоимости методами по цене договора относительно идентичных (метод 2) или однородных (метод 3) товаров. При этом каждый следующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем применения предыдущего метода.

В случае невозможности определения таможенной стоимости путем последовательного использования первых пяти методов таможенная стоимость определяется с учетом мировой практики, т.е. используется шестой - резервный метод определения таможенной стоимости. Резервный метод предусматривает гибкое использование методов определения таможенной стоимости, предусмотренных Таможенным кодексом Республики Таджикистан.

В случае необходимости уточнения таможенной стоимости, заявленной декларантом, таможенный орган вправе произвести условный выпуск товара, если обеспечена уплата таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенной оценкой товара, осуществляемой таможенным органом, исходя из ценовой информации, имеющейся у него.

Ценовая информация, имеющаяся в таможенных органах, формируется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела с использованием сведений статистических данных грузовых таможенных деклараций, оформленных на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

 

Иные таможенные формальности

Таможенным законодательством предусмотрено, что субъект внешнеэкономической деятельности при перемещении им товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Таджикистан должен предоставить таможенным органам декларацию контроля и корректировки таможенной стоимости. Данная процедура осуществляется посредством таможенных брокеров, которые являются посредниками при осуществлении экспортно-импортных операций между таможенными органами и субъектом.

 

Стандарты и технические требования

1. В Республике Таджикистан правовые и организационные отношения в области стандартизации регулируются Законом Республики Таджикистан "О стандартизации", принятым 29 декабря 2010 года и введенным в действие с января 2011 года.

В соответствии с настоящим Законом в Республике Таджикистан формируются и утверждаются годовые программы разработки государственных стандартов на основе предложений технических комитетов по стандартизации и заинтересованных сторон.

Республика Таджикистан является членом-корреспондентом Международной организации по стандартизации и полноправным членом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), созданного в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации СНГ от 13 марта 1992 года.

Работа, проводимая в рамках МГС с целью обеспечения безопасности продукции для жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, направлена на устранение технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между государствами - участниками Соглашения.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2011 года за N 554 "Об утверждении Порядка создания и ведения государственного фонда стандартов" в республике создан Государственный фонд стандартов, который в настоящее время содержит более 20 тысяч международных, региональных и государственных стандартов.

На базе фонда действует информационный центр по стандартизации, а также информационный центр ВТО по техническим барьерам в торговле, в функции которого входит обеспечение всех заинтересованных хозяйствующих субъектов как в самой республике, так и за ее пределами информацией, входящей в сферу действия Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

В соответствии с программами стандартизации за отчетный период в республике принято 68 стандартов, в том числе идентичных международным стандартам, стандартам Европейской экономической комиссии ООН и ГОСТ Р-56.

2. Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 года N 522 "О техническом нормировании", введенный в действие с 1 января 2010 года, регулирует отношения, возникающие при разработке и утверждении технических регламентов.

В соответствии с положениями настоящего Закона разработка технических регламентов в республике осуществляется исполнительными органами государственной власти в соответствии с программами разработки технических регламентов, утверждаемыми Правительством Республики Таджикистан.

С целью поэтапной реализации настоящего Закона распоряжением Правительства Республики Таджикистан от 2 мая 2013 года утверждена Программа разработки технических регламентов на 2013 - 2014 годы, предусматривающая разработку следующих технических регламентов:

безопасность строительных материалов и изделий;

безопасность бензина, дизельного топлива и мазута;

маркировка пищевых продуктов;

безопасность кормов и кормовых добавок;

безопасность соковой продукции из фруктов и овощей;

безопасность низковольтного оборудования;

безопасность аппаратов работающих на газообразном топливе;

безопасность продукции, предназначенной для детей и подростков.

Принимая во внимание обязательства Республики Таджикистан как члена ВТО, требования национальных технических регламентов и процедур оценки соответствия применяются в одинаковой мере как для отечественной, так и для импортируемой продукции.

Одним из основных принципов системы технического нормирования, который соответствует требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, является приоритетность использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов при разработке технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия.

3. Законом Республики Таджикистан от 2 августа 2011 года N 759 "Об оценке соответствия" реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия запрещается.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Республики Таджикистан от 18 июня 2012 года, включает в основном продукцию, относящуюся к товарам народного потребления, строительным материалам и пищевым продуктам.

Сертификация проводится в системе сертификации Республики Таджикистан; сертификаты выдаются органами по сертификации, расположенными на территории Республики Таджикистан.

При обязательной сертификации осуществляется контроль соответствия требований к продукции на рынке по безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, охране окружающей среды, установленным законодательством.

 

2.2. Регулирование экспорта

 

Запрет экспорта, экспортный контроль, лицензирование и добровольное ограничение экспорта

Согласно Указу Президента Республики Таджикистан от 28 августа 2009 года N 684 "Об упорядочении сбора и переработки смолы ферулы" из Республики Таджикистан запрещен экспорт смолы ферулы в виде сырья.

Регулирование импорта, экспорта, регистрации, документации и таможенных процедур осуществляется в соответствии с положением, регламентирующимся подразделами, главами и статьями Таможенного кодекса Республики Таджикистан и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

Вопросы нетарифного регулирования осуществляются в соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Республики Таджикистан, законами Республики Таджикистан "О внешнеэкономической деятельности", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан в сфере квотирования и сертификации товаров.

Система государственного экспортного контроля в Республике Таджикистан регламентируется следующими законодательными и нормативными правовыми актами:

Закон Республики Таджикистан от 1 февраля 1996 года N 232 "Об оружии";

Закон Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года N 732 "Об обороне";

Закон Республики Таджикистан от 6 августа 2001 года N 39 "О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности";

Закон Республики Таджикистан от 1 августа 2003 года N 42 "О радиационной безопасности";

Закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 года N 37 "О лицензировании некоторых видов деятельности";

Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года N 69 "Об использовании атомной энергии";

Закон Республики Таджикистан от 1 марта 2005 года N 88 "О биологической безопасности";

Закон Республики Таджикистан от 24 декабря 2014 года N 765 "Об экспортном контроле".

В настоящее время экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю, согласно постановлению Правительства Республики Таджикистан от 16 июля 2012 года N 367 "О мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан" производится по решениям Правительства Республики Таджикистан с учетом предложений соответствующих уполномоченных центральных исполнительных органов власти.

Этим постановлением утвержден Перечень товаров (работ и услуг), экспорт, импорт и транзит которых осуществляются по решению Правительства Республики Таджикистан.

Также Республика Таджикистан присоединилась к Резолюции 1540 Комитета Совета Безопасности ООН от 28 апреля 2004 года, соблюдает и поддерживает обязательства, принятые в соответствии с требованиями международных режимов государственного регулирования в области экспортного контроля.

Наряду с этим в новой редакции Таможенного кодекса Республики Таджикистан, который приведен в соответствие с требованием Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, главой 56 регламентируется деятельность таможенных органов в сфере экспортного контроля.

Во исполнение требований таможенного законодательства разработаны и утверждены типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, соответствующие требованиям международных договоров, регулирующих международные режимы экспортного контроля, основанные на общепринятых международных режимах нераспространения.

Также утверждены Общие требования к порядку контроля над осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю.

Система квотирования и лицензирования экспорта аналогична данной системе в отношении импорта.

В соответствии с законодательством осуществляется экспортный контроль в отношении вооружений, военной техники и иной продукции военного назначения, ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также товаров и технологий двойного назначения.

Во исполнение требований таможенного законодательства разработаны и утверждены типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, соответствующие требованиям международных договоров, регулирующих международные режимы экспортного контроля, основанные на общепринятых международных режимах нераспространения. Также утверждены общие требования к порядку контроля над осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю.

Система квотирования и лицензирования экспорта аналогична данной системе в отношении импорта.

В соответствии с законодательством осуществляется экспортный контроль в отношении вооружений, военной техники и иной продукции военного назначения, ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также товаров и технологий двойного назначения.

 

Валютный контроль

С целью либерализации валютного режима и снятия административных преград экспортных операций постановлением правления Национального банка Таджикистана от 26 января 2007 года N 37 отменена Инструкция "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Республику Таджикистан валютной выручки от экспорта товаров", 26 августа 2010 года отменен Указ Президента Республики Таджикистан от 26 февраля 1996 года N 424 "О либерализации валютных и экспортных операций и мерах по обеспечению полного возврата в республику валютной выручки".

Согласно Закону Республики Таджикистан "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны в сроки, предусмотренные договором, предпринять необходимые меры для поступления на свои счета в уполномоченных банках следующих активов:

национальная или иностранная валюта, переведенная нерезидентом резиденту с целью оплаты за экспорт товаров (работ и услуг);

национальная или иностранная валюта, переведенная нерезиденту с целью предоплаты за импорт товаров (работ и услуг) (в случае частичного или полного неисполнения обязательств со стороны нерезидента).

Резиденты имеют право при взаиморасчетах за экспорт и импорт товаров (работ и услуг) не зачислять на свои счета в уполномоченных банках национальную или иностранную валюту в следующих случаях:

зачисление национальной или иностранной валюты на свои счета в иностранных банках или счета третьих лиц по выполнению обязательств согласно валютным договорам;

зачисление национальной или иностранной валюты на свои счета в иностранных банках для обеспечения деятельности своих структурных единиц за рубежом;

в случае прекращения обязательств нерезидента при зачете взаимных требований;

прекращение первоначальных обязательств нерезидента при замене их новыми обязательствами или другим порядком исполнения между теми же лицами;

уступка права требования выполнения обязательств третьему лицу;

получение страховых выплат при возникновении страхового случая по договорам страхования риска в связи с невыполнением обязательств нерезидентом.

Уполномоченные банки, осуществляющие валютные операции резидентов, в обязательном порядке должны требовать от них указания или уточнения сроков зачисления иностранной валюты на их банковские счета согласно валютному договору (сделке) за экспорт и импорт товаров (работ и услуг).

В случае изменения срока выполнения обязательств или возникновения ситуаций, влияющих на зачисление иностранной валюты на счет в указанные сроки, резиденты обязаны уведомить уполномоченный банк и представить подтверждающие документы и обоснованные факты.

В связи с этим в настоящее время экспортно-импортные операции осуществляются на основании двусторонних договоров с соблюдением требований таможенного законодательства.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (19.05.2016)
Просмотров: 198 | Теги: торговая политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016