Понедельник, 25.09.2017, 20:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 2. Конституционно-правовые основы взаимоотношений между органами публичной власти общегосударственного (федерального) уровня

§ 2. Конституционно-правовые основы взаимоотношений между органами публичной власти общегосударственного (федерального) уровня

 

В действующей Конституции Швейцарии принцип разделения властей прямо не закреплен. Но его действие проявляется через отраженные в Конституции принципы правового государства (ст. 5 Конституции Швейцарии), а также через содержание статуса органов власти. Согласно Конституции, верховным органом власти в данной стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат - Национального Совета и Совета Кантонов (ст. 148). Федеральное Собрание осуществляет высший надзор за Федеральным Советом и федеральной администрацией, судами Конфедерации и другими федеральными органами (ст. 169). Федеральный Совет является верховной руководящей и исполнительной властью Союза (ст. 174). Федеральный Совет руководит федеральной администрацией. Он заботится о ее целесообразной организации и о целенаправленном выполнении задач (ст. 178). Судебную власть возглавляет Федеральный суд (ст. 188). Таким образом, в тексте швейцарской Конституции указывается, какой орган уполномочен осуществлять ту или иную ветвь власти.

Каждая из ветвей власти действует самостоятельно. Конституция устанавливает, что члены Национального Совета, Совета Кантонов, Федерального Совета, а также судьи Федерального суда не могут одновременно входить в состав другого из этих органов (ст. 144).

Взаимоотношения между органами публичной власти в Швейцарии можно оценить через ряд следующих наиболее существенных вопросов. Сначала рассмотрим взаимодействие органов власти Швейцарии по таким направлениям, как формирование органов власти, принятие и исполнение законов, бюджетный процесс, а затем будет раскрыта система сдержек и противовесов, закрепленная в действующей Конституции Швейцарии.

Важную роль в формировании органов власти играет Федеральное Собрание. Согласно Конституции Швейцарии, Федеральное Собрание избирает членов Федерального Совета, Федерального президента и вице-президента, Федерального канцлера, судей Федерального суда, а также иные органы или иных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом (ст. 168).

Федеральный Совет состоит из семи членов, которые избираются Федеральным Собранием после каждого полного обновления Национального Совета. В состав Федерального Совета могут быть избраны швейцарские граждане, обладающие пассивным избирательным правом на выборах Национального Совета сроком на четыре года. Состав Федерального Совета должен учитывать представительство территориальных и языковых регионов (ст. 175). Статус правительства регулируется федеральной Конституцией и Федеральным законом от 21 марта 1997 г. "Об организации правительства и органов управления" <174>.

--------------------------------

<174> См.: Авраменко С.Л. Указ. соч. С. 86.

 

Председательствует в Федеральном Совете Федеральный президент, который избирается Федеральным Собранием из числа членов Федерального Совета сроком на один год. Федеральное Собрание избирает также и вице-президента из числа членов Федерального Совета на тот же срок (ст. 176).

Каждый член Федерального Совета возглавляет один из департаментов. Все департаменты в своей совокупности образуют федеральную администрацию, руководство которой осуществляет Федеральный Совет.

Судьи Федерального суда также избираются Федеральным Собранием, которое учитывает при этом представительство официальных языков (ст. 188).

Взаимодействие органов власти в законодательном процессе. Правом законодательной инициативы обладают каждая из палат, депутаты обеих палат, партийные фракции, Федеральное правительство и кантоны. Следует отметить, что важную роль в законотворческом процессе играет швейцарский народ. Во-первых, имеет место законодательная народная инициатива, 50 тысяч избирателей могут инициировать принятие закона на федеральном уровне. Кроме того, в течение 90 дней после принятия закона федеральным парламентом его противники, собрав 50 тыс. подписей, могут вынести этот закон на консультативный референдум, который может отклонить принятый закон.

Швейцарская конституционно-правовая практика знает и институт делегированного законодательства: "Правотворческие полномочия могут союзным законом передаваться, поскольку это не исключается Союзной конституцией" (часть вторая статьи 164 Конституции Швейцарии).

Швейцарская модель разделения властей содержит весьма своеобразные элементы, не характерные для иных систем разделения властей (или вообще для самой системы разделения властей). Согласно статье 171 Конституции, Федеральное Собрание может давать поручения Федеральному Совету, воздействуя тем самым на сферу компетенции Федерального Совета. Парламент уполномочен также разрешать споры о компетенции между верховными федеральными властями (пункт i части первой статьи 173). В дополнение к этому закон может передать Федеральному Собранию другие функции и полномочия (часть третья статьи 173).

Правительство Швейцарии располагает такими полномочиями, которые характерны, как правило, для главы государства. В частности, согласно статье 185 Конституции, Федеральный Совет принимает меры для обеспечения внешней и внутренней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии. В срочных случаях он может использовать войска. Однако, если правительство мобилизует для действительной военной службы более 4000 военнослужащих армии или если предусматривается, что их использование будет длиться в течение более трех недель, должно быть незамедлительно созвано Федеральное Собрание.

В целом содержание полномочий федеральных органов власти Швейцарии и характер взаимодействия парламента с правительством и с главой государства не позволяют с достаточной четкостью отнести Швейцарию к какому-либо виду республиканского правления. В литературе отмечается, что, по утверждению самих швейцарских авторов, Швейцария не является ни президентской (члены правительства избираются парламентом), ни парламентской республикой (парламент не может отправить правительство в отставку). Здесь присутствуют черты и той, и другой <175>. Однако говорить о Швейцарии как о смешанной республике можно тоже с большой долей условности. Здесь велика роль парламента, но практически не ощущается какая-либо значимость главы государства. Прежде всего функции главы государства выполняет Федеральный Совет совместно с Федеральным президентом. Но у главы государства отсутствуют полномочия, характерные для смешанной формы республиканского правления (право вето, право роспуска палат парламента и некоторые иные). Такое специфическое положение исполнительного органа и характер взаимоотношений парламента и правительства предопределили то, что в научной литературе используется такое наименование швейцарской формы правления, как "Директоральная республика" <176>.

--------------------------------

<175> См.: Авраменко С.Л. Указ. соч. С. 81 - 82.

<176> См.: Петрова М.А. Указ. соч. С. 20.

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (09.07.2015)
Просмотров: 636 | Теги: швейцария, национальный совет, публичная власть | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь