Четверг, 25.05.2017, 00:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 2. Функции юридических департаментов

§ 2. Функции юридических департаментов

 

Функции юридических департаментов могут определяться не только содержанием правовой работы, но и сформировавшимися традициями компании в распределении полномочий между подразделениями, которые, в свою очередь, обусловливаются профилем, масштабом деятельности, наличием территориально обособленных структурных подразделений и дочерних обществ.

Основные функции юридических подразделений коммерческих организаций можно сгруппировать по следующим направлениям:

- локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;

- договорно-правовая работа <1>;

--------------------------------

<1> Организации договорно-правовой и претензионно-исковой работы из-за значимости этих направлений посвящены главы V и VI этой книги, в связи с чем мы избегаем анализа этих направлений в настоящей главе.

 

- претензионно-исковая работа;

- правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации - корпоративная работа;

- обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);

- правовое обеспечение прав организации на объекты интеллектуальной собственности;

- правовое обеспечение прав и законных интересов организации как налогоплательщика;

- обеспечение социального партнерства в организации, соблюдение трудового законодательства, участие во взаимодействии с представительными органами работников;

- взаимодействие с внешними юристами <1>;

--------------------------------

<1> Представляется правильным, если корпоративные юристы помогают функциональным руководителям, заинтересованным в получении консультации от внешних юристов, профессионально сформировать запрос и принять выполненную работу. При таком подходе корпоративные юристы не подменяют внешних консультантов, а выполняют функцию компетентных провайдеров.

 

- защита прав и законных интересов организации при взаимодействии с органами государственной власти и управления, муниципальными образованиями, судебными и правоохранительными органами, включая представительство в судах;

- управление правовыми рисками и compliance (комплаенс);

- формирование правовой культуры организации (внутрифирменное обучение, консультирование по правовым вопросам).

Рассмотрим отдельные направления правовой работы.

Одной из значимых сфер, в которой функционирует юридический департамент, является локальное (внутреннее) нормотворчество организации.

Локальные нормативные акты или внутренние документы <1> - принимаемые в соответствии с диспозитивными нормами законодательства органами управления организации в соответствии с их компетенцией положения, стандарты, регламенты, регулирующие ту или иную внутреннюю сферу деятельности организации.

--------------------------------

<1> Как известно, до вступления в силу федеральных законов о хозяйственных обществах документы, принимаемые предприятием (организацией), регулирующие его внутреннюю деятельность, именовались локальными нормативными актами. В большей степени они касались социально-трудовой сферы, хотя не исключалось и иное (Положения о структурных подразделениях, Стандарты предприятия). С принятием Закона об АО появилось новое понятие - "внутренние документы", предметом правового регулирования которых являются, в основном, формирование и организация деятельности органов управления и контроля акционерного общества, хотя иное также не исключается: возможно принятие положений о филиалах, о фондах и резервах, о дивидендной политике и др. Поскольку правовая природа и сущность локальных нормативных актов и внутренних документов полностью совпадают и отличаются только сферой правового регулирования, появление нового понятия - "внутренние документы" не исключает использование традиционной категории - "локальные нормативные акты". Заметим, что в Гражданском кодексе РФ, с учетом изменений, внесенных ФЗ от 5 мая 2014 года N 99, предусмотрено, что корпорации могут принимать внутренний регламент (ст. 52). В этой книге указанные термины употребляются как синонимы.

 

Локальные нормативные акты или внутренние документы организаций обладают следующими существенными чертами:

- основаны на законодательстве и иных правовых актах и не должны им противоречить;

- принимаются в рамках диспозитивного дозволения и не в противоречие законодательному императивному запрету;

- устанавливают внутренние процедуры (регламенты), обеспечивают исполнение норм законодательства и иных правовых актов;

- утверждаются компетентными органами управления организации в установленном порядке и не нуждаются в утверждении или одобрении какими-либо иными органами управления, в том числе государственными;

- в отличие от организационно-распорядительных документов (приказов, распоряжений руководителя, решений коллегиальных органов управления), имеющих индивидуально-определенный характер, содержат общие предписания и рассчитаны на многократное применение;

- распространяются на всех субъектов, участвующих в соответствующих отношениях: органы управления и контроля, акционеров (участников), работников, работодателя, структурные подразделения корпорации;

- учитываются судебными и иными правоохранительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности организации;

- в ряде случаев (в основном это касается социально-трудовой сферы и вопросов социального партнерства) принимаются с учетом мнения или по согласованию с представительными органами работников (ст. 372 ТК РФ).

Необходимость принятия отдельных внутренних документов в ряде случаев обусловлена организационно-правовой формой организации и напрямую установлена федеральными законами. Так, обязательными к принятию в хозяйственных обществах являются внутренние документы, регулирующие порядок образования и организацию деятельности органов управления корпораций, а также целый ряд локальных нормативных актов в социально-трудовой сфере - Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о конкурсе при приеме на работу, Положение об охране персональных данных работника, Положение об аттестации работников и иные внутренние документы, имеющие большое значение для реализации хозяйствующим субъектом его правоспособности. Например, для обеспечения экономической безопасности в организациях разрабатывается Положение об охране сведений, составляющих коммерческую тайну. Другая часть внутренних документов создается по собственному усмотрению хозяйствующих субъектов, в зависимости от сферы и масштаба деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота, традиций взаимоотношений участников и менеджеров, коллектива и руководства.

В части локального (внутреннего) нормотворчества юридический департамент осуществляет предварительную проверку соответствия внутренних документов организации действующему законодательству и интересам организации и/или принимает непосредственное участие в разработке внутренних документов.

Из представленной ниже таблицы следует, что инициатором и ответственным за разработку внутренних документов является руководитель подразделения, на которого возложены соответствующие функции.

 

                       Схема принятия внутренних документов

                      Схема принятия внутренних документов

Разрабатываемый локальный нормативный акт должен иметь реквизиты. Такие реквизиты определяются Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст "О принятии и введении в действие Государственного стандарта Российской Федерации. ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов":

- наименование организации;

- наименование документа;

- дата и номер документа;

- заголовок к тексту;

- гриф утверждения;

- подпись разработчика документа;

- гриф согласования;

- отметка об ознакомлении работника с документом.

Задача по обеспечению функционирования соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности именуется корпоративной работой. Для унитарных государственных, муниципальных, казенных предприятий эта часть правовой работы связана прежде всего с осуществлением взаимодействия с собственником имущества, находящегося соответственно в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации.

Особым разнообразием рассматриваемое направление деятельности юридических служб отличается в хозяйственных обществах, в которых для обеспечения эффективности этой работы в составе юридических подразделений создаются специальные подразделения по обеспечению корпоративной работы - корпоративные отделы или секторы.

Правовое обеспечение корпоративной работы связано прежде всего с организацией взаимодействия хозяйственных обществ со своими участниками; с организацией функционирования органов управления хозяйствующих субъектов - общих собраний участников (акционеров), советов директоров (наблюдательных советов), исполнительных органов организации (единоличного - директора или генерального директора и коллегиального - правления или дирекции); с реализацией управленческих и имущественных прав участников на участие в органах управления, на получение части прибыли (дивидендов) от деятельности хозяйственного общества и пр. Зачастую в компаниях имеется должность корпоративного секретаря, в частности, обеспечивающего функционирование совета директоров и взаимодействие с акционерами (участниками).

В организациях, входящих в группы компаний (холдинги), корпоративные отделы участвуют в обеспечении взаимодействия основного и дочерних обществ. В этой области юридические департаменты основных обществ разрабатывают уставы, внутренние документы дочерних обществ, договоры с их руководителями и осуществляют контроль за соблюдением этих документов.

Корпоративные отделы акционерных обществ непосредственно обеспечивают оформление выпуска и обращения ценных бумаг, эмитированных обществом, в том числе осуществляют взаимодействие с Банком России как мегарегулятором: подготавливают и передают для государственной регистрации выпуски ценных бумаг, отчеты о размещении ценных бумаг, отчеты эмитента по ценным бумагам; информируют органы Банка России о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента <1>. Раскрытие информации о деятельности компании в установленных законами случаях является значимой задачей корпоративных подразделений.

--------------------------------

<1> См.: ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценный бумаг" (в ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

 

Важной составляющей корпоративной работы, осуществляемой юридическими департаментами, является также организация взаимодействия с органами Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), в том числе в части подачи уведомлений и ходатайств о фактах, связанных с экономической концентрацией субъектов предпринимательской деятельности (ст. ст. 27 - 31 Закона о защите конкуренции) <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом подробнее в главе VIII этой книги.

 

Важным направлением деятельности юридического департамента является обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с профсоюзами и иными организациями, представляющими работников.

Юридические департаменты разрабатывают формы: трудовых договоров, заключаемых с каждым работником; ученических договоров, заключаемых с лицами, принятыми учениками; соглашений о направлении работников на обучение; принимают участие в создании и контроле за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права.

Юридические департаменты участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по охране труда, укреплению трудовой дисциплины, а также предотвращению имущественного ущерба в связи с фактами правонарушений или хищений (растраты, присвоения) имущества организации. Сотрудники юридических департаментов визируют кадровые приказы о приеме, переводе, увольнении работников, подготавливают заключения по представленным материалам о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности. Сотрудники юридических служб принимают участие в подготовке и проведении аттестации работников на соответствие занимаемой должности.

Юристы оказывают помощь профсоюзному комитету и другим организациям, представляющим работников, в реализации их правомерной деятельности, осуществляют консультации персонала по правовым вопросам.

Юридические департаменты организаций обязаны принимать активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению качества выпускаемой продукции (работ, услуг), в том числе с точки зрения соответствия требованиям международных стандартов качества. Юридические департаменты принимают участие в разработке Стандартов предприятия по качеству (СТП), во внутреннем аудите организации являющимися необходимым требованием международной системы качества ИСО 9000-2011. Целесообразно, чтобы некоторые юристы были сертифицированы как внутренние аудиторы организации. Это будет способствовать повышению эффективности других направлений деятельности юридического департамента, поскольку внутренний аудит связан с комплексными проверками функционирования структурных подразделений коммерческих организаций, выявлением причин их неоптимального взаимодействия, а также разработкой рекомендаций по улучшению деятельности организации в целом.

Современная предпринимательская практика сделала актуальными для юридических департаментов коммерческих организаций новые формы и направления работы, среди которых может быть названа медиация как способ досудебного разрешения конфликтов <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (в ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.

 

Юридические службы всех коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовой формы, призваны формировать корпоративную культуру организации <1>, важнейшей частью которой является правовая культура организации. Так, посредством участия во внутрифирменном обучении юридические департаменты организуют информирование трудового коллектива о действующем законодательстве, обеспечивают совместно с другими подразделениями изучение руководителями и специалистами коммерческой организации законодательства, иных правовых актов и внутренних документов организации, относящихся к предмету их деятельности.

--------------------------------

<1> Под корпоративной культурой традиционно понимают совокупность ценностей, принципов и правил деятельности организации, которые разделяются большинством сотрудников и передаются из поколения в поколение. См.: Кубанейшвили А. // Управление персоналом. 2001. N 1. С. 20.

 

В настоящее время весьма актуальным для юридических департаментов является направление деятельности, связанное с управлением правовыми рисками (legal risk) и комплайенс-рисками (compliance-risk). Управление правовыми рисками входит в общую систему риск-менеджмента (Enterprise Risk Management) <1>, представляющую собой комплексную систему предупреждения, контроля и управления различными категориями рисков. С момента своего зарождения теория риск-менеджмента рассматривала только экономические риски, однако в настоящий момент активная деятельность хозяйствующих субъектов в правовой сфере - обусловленная в том числе необходимостью обеспечения правовой безопасности компаний в условиях глобального финансового и политического кризиса - требует адекватного управления правовыми рисками.

--------------------------------

<1> Впервые термин "риск-менеджмент" был предложен в 1955 году профессором страхования Темплского университета Уэйн Снайдер. Под риском понимают угрозу того, что какое-либо событие неблагоприятно повлияет на возможность добиваться желаемого результата в бизнесе, реализовывать цели и (или) стратегические планы. Управление рисками - это воздействие на риск/риски, приводящее к изменению какой-либо одной или нескольких характеристик риска, т.е. вероятности и (или) последствий. Шишаков А. Корпоративный риск-менеджмент. Азбука для юриста // Корпоративный юрист. 2008. N 7. С. 46, 48.

 

Правовые риски возникают, когда хозяйствующий или члены его органов управления вступают в гражданско-правовые, административно-правовые и иные отношения, урегулированные нормами законодательства и внутренних документов, в результате которых на хозяйствующего субъекта или члена его органа управления могут быть наложены обязательства правового характера (заключение договоров, принятие решений, подписание правовых документов, возложение ответственности) и пр.

Факторами правовых рисков в том числе могут быть: несоблюдение организацией требований законодательства и иных нормативно-правовых актов, нарушение условий договоров, правовые ошибки (т.е. некорректная интерпретация или применение правовых норм), а также объективные обстоятельства, связанные с несовершенством правового регулирования, например коллизии, пробелы законодательства.

Под правовым риском следует понимать негативное воздействие на цели компании, которое потенциально может произойти в результате нарушения компанией законодательства или несоответствия ее деятельности требованиям регуляторов, внутренним нормам, договорным обязательствам, а также вследствие внешних факторов, независимых от компании.

Последствиями реализации (наступления) рискового события являются убытки, которые могут возникнуть для организации - выплаты по искам, неустойки, штрафы, расходы на юридическое обслуживание, судебные издержки, затраты на устранение правовых ошибок, ущерб деловой репутации, упущенная выгода, а также личная ответственность членов органов управления (материальная, административная, уголовная). К числу правовых рисков также относятся возможность признания сделки недействительной, утрата права на использование интеллектуальной собственности и пр.

Для понимания функций юридических департаментов в сфере управления рисками следует проанализировать вопрос о соотношении правовых рисков (legal risk) и комплайенс-рисков (compliance risk). В специальной литературе отсутствует единое мнение на этот счет <1>. Наиболее распространенной точкой зрения является то, что legal risk и compliance risk пересекаются, при этом объем различия зависит от того, насколько широко понимается compliance risk. В зарубежных источниках обычно используется максимально широкое понимание compliance как "обеспечение того, что требования законодательства, нормативных актов, внутренних стандартов организаций выполняются" <2>. По сути, в широком смысле compliance - это обеспечение соответствия компании всему, что она обязана соблюдать, начиная от требований законодательства и кончая стандартами делового общения.

--------------------------------

<1> См., об этом, напр.: Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. 2008. N 6.

<2> Dorian J., Marcelo Halpern. The Language of Compliance: a glossary of acronyms, and extended definitions.

 

Поскольку причиной многих правовых рисков является несоблюдение организацией каких-либо требований или несоответствие каким-либо положениям, в большинстве случаев legal risk и compliance risk совпадают. Однако к правовым рискам также можно отнести риски, вызванные внешними факторами, не связанными с несоблюдением компанией каких-либо требований, например, несовершенство действующего законодательства, некомпетентность юристов, ошибки в практике отправления правосудия и пр. Так же точно риски в сфере compliance не всегда имеют правовой характер. Так, соответствие компании положениям Кодекса корпоративного управления <1>, лучшим корпоративным практикам (best practices), стандартам деловой этики не является обязанностью компании, предусмотренной действующим законодательством, но несоблюдение этих положений, особенно для публичных компаний, влечет за собой определенные риски, например риск потери инвестиционной привлекательности <2>.

--------------------------------

<1> Одобрен Правительством РФ к применению 13 февраля 2014 года, рекомендован Банком России для применения 10 апреля 2014 года.

<2> См. об этом: Павлова Е., Михайлов И. Система интегрированного управления рисками в группе компаний ОАО "МТС" // Корпоративный юрист. 2008. N 5. С. 32.

 

Представляется, что для эффективного осуществления функции правового обслуживания бизнеса в полномочия юридических департаментов должно входить как управление правовыми рисками, так и прочими рисками несоответствия - комплайенс-рисками.

По характеру и степени управления правовыми рисками юридические подразделения коммерческих организаций условно подразделяют на: юридические службы - юрисконсульты, юридические службы - контролеры и юридические службы - управляющие. Роль юридических служб - юрисконсультов пассивна; в этом случае юристы наделяются минимальной ответственностью за развитие организации; функции юрисконсультов сводятся к составлению договоров, визированию приказов, обеспечению регистрационных процедур в уполномоченных органах. Юридическая служба - контролер уже более приближена к обеспечению оценки и минимизации предпринимательских рисков. Деятельность таких юристов, помимо визирования документов и представительства, включает элементы внутреннего контроля, однако здесь еще отсутствует целостная система управления рисками. И только управляющая юридическая служба способна качественно обеспечить предотвращение правовых рисков и, соответственно, эффективное функционирование субъекта предпринимательской деятельности <1>. В этом случае принятие важных управленческих вопросов базируется на предварительном правовом анализе ситуации.

--------------------------------

<1> См. об этом: Данилин О., Пустовалова Е. Юридическая функция в корпорации: взгляд через призму риск-менеджмента // Корпоративный юрист. 2008. N 1.

 

Следует заметить, что спецификой правовых рисков является невозможность оценить их статистически.

Для предотвращения правовых рисков в компании должна действовать комплексная система предупреждения рисков, для чего необходимо разработать и внедрить формализованные процедуры внутреннего контроля.

Способами управления правовыми рисками также являются:

- разработка стандартов договоров и прочей документации;

- согласование юридическим департаментом договоров, документации, отличающихся от принятых в организации стандартов;

- участие юристов в разработке и согласовании внутренних документов;

- осуществление юристами постоянного мониторинга действующего законодательства и исполнения законодательных и внутренних норм персоналом организации.

Функция управления правовыми рисками и комплаенс-рисками должна пронизывать все сферы деятельности юристов современной коммерческой организации.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (27.07.2015)
Просмотров: 1444 | Теги: юридический, Департамент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь