Пятница, 22.09.2017, 16:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 2. Фирменное наименование

§ 2. Фирменное наименование

 

Понятие и функции фирменного наименования

 

Коммерческие организации в силу закона должны иметь фирменное наименование - словесное обозначение организации, включающее указание на ее организационно-правовую форму и собственно наименование (ст. 1473 ГК РФ).

К функциям фирменного наименования относят: 1) отличительную - именно фирменные наименования позволяют различать субъектов права между собой; 2) информационную - по фирменному наименованию окружающие лица могут составить представление об основных признаках данной организации; 3) репутационную - фирменное наименование составляет гудвилл компании, в совокупности с другими нематериальными активами создает имидж компании, в соответствии с которым контрагенты принимают решение о заключении с ней договоров.

К функциям фирменного наименования относят: 1) отличительную - именно фирменные наименования позволяют различать субъектов права между собой; 2) информационную - по фирменному наименованию окружающие лица могут составить представление об основных признаках данной организации; 3) репутационную - фирменное наименование составляет гудвилл компании, в совокупности с другими нематериальными активами создает имидж компании, в соответствии с которым контрагенты принимают решение о заключении с ней договоров.

Все функции фирменного наименования могут реализовываться, поскольку в соответствии с законом каждая организация должна действовать в гражданском обороте под собственным именем, при этом если для физических лиц в некоторых случаях допускается использование псевдонимов, то юридические лица всегда обязаны указывать свое наименование, вступая в правоотношения с другими лицами. Именно поэтому негативные факты, "привязанные" к определенному фирменному наименованию, в дальнейшем отрицательно сказываются на деятельности компании. За рубежом доброе имя компании - одна из самых значимых ее ценностей, к такому отношению приближаются и отечественные предприниматели.

 

Состав фирменного наименования: корпус фирмы и добавление

 

Состав фирменного наименования включает в себя две части: 1) корпус фирмы - указание на организационно-правовую форму; 2) добавление - собственное название компании.

Корпус фирмы указывается для того, чтобы контрагенты организации имели представление, как вести деятельность с данной компанией, какие сделки она вправе, а какие не вправе совершать, кто будет выступать от имени компании и кто будет отвечать по обязательствам. Для того чтобы уметь определять всю эту информацию по корпусу фирмы, следует четко знать, какие корпусы можно встретить в современном обороте и что они обозначают.

Самые распространенные организации, с которыми приходится сталкиваться практически любой компании, - хозяйственные общества, в их фирменные наименования включается корпус АО, ООО и производственные кооперативы, обозначающиеся корпусом ПК. Все эти организации имеют право совершать любые сделки, от их имени будет действовать единоличный исполнительный орган (генеральный директор, председатель), их участники не отвечают по обязательствам такой компании. В некоторых случаях даже эти "классические" сокращения трансформируются. Допускается включение в корпус фирменного наименования дополнительных указаний. Так, с изменением законодательства о корпорациях для информирования потенциальных акционеров и контрагентов, предполагается включение в корпус фирмы указания на то, что акционерное общество является публичным. Иногда в корпус включают указание на основного акционера (открытое акционерное московское общество <1>, российское акционерное общество <2>), на род деятельности (открытое страховое акционерное общество <3>) и др.

--------------------------------

<1> http://www.amo-zil.ru/about/info/

<2> http://www.rao-ees.ru/ru/

<3> http://www.reso.ru/Shareholders/Indocs/charter_28042014.pdf

 

Если в корпусе фирмы нет указанных обозначений, а содержатся иные аббревиатуры: ПТ - полное товарищество, КТ - коммандитное товарищество, ХП - хозяйственное партнерство, УП - унитарное предприятие и пр., то до заключения договора с такой организацией следует проконсультироваться с юридической службой, которая должна будет ознакомиться с уставом такой организации, изучить специальное законодательство о данной организационно-правовой форме и определить, разрешено ли компании заключать договоры, кто действует от ее имени и в каком порядке.

Компания желает продать принадлежащий ей пакет акций АО "М". Предложения о приобретении этого пакета акций поступили от ООО "Семечки" и ХП "Слива". При рассмотрении этих предложений еще до оценки того, чья цена выгоднее, следует обратить внимание на корпус фирмы ХП "Слива" и обратиться к юристу. Юрист разъяснит, что в силу закона ХП (хозяйственное партнерство) не может приобретать акции, а поэтому каким бы выгодным ни казалось сделанное предложение, заключить договор продажи акций с этой организацией нельзя.

Не следует самостоятельно пытаться определить право - способность контрагента, чей корпус фирмы не соответствует вышеназванным. Ограничения могут устанавливаться в Гражданском кодексе, иных федеральных законах, уставе самой организации, следовать из особого режима имущества. Иначе говоря, здесь подлежат оценке очень много факторов, велик риск юридической ошибки, а значит - риск негативных правовых и имущественных последствий.

Добавление указывается для индивидуализации данной компании. Закон устанавливает ряд требований по наименованию организаций. В частности, для некоторых организаций обязательно указание в добавлении имени одного или нескольких участников организации (например, фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена всех его участников, либо имя одного или нескольких товарищей со словами "и компания" (ст. 69 ГК РФ). В отдельных случаях по закону требуется включение в фирменное наименование рода деятельности, которой занимается компания (банк, биржа, специализированное финансовое общество и пр.). Содержится ряд ограничений, связанных с использованием в фирменном наименовании слов "Российская Федерация" и производных от них, а также полных и сокращенных наименований государственных органов, иностранных государств, международных организаций и общественных объединений. Такие ограничения содержатся в ст. 1473 ГК РФ. Порядок включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" установлен Правилами <1>. Для этого учредитель юридического лица должен подать заявление в Министерство юстиции РФ с приложением копии учредительных документов, при этом юридическое лицо должно соответствовать определенным требованиям. К таковым относится: а) наличие у юридического лица филиалов и представительств в более чем половине субъектов Российской Федерации; б) отнесение юридического лица к числу крупнейших налогоплательщиков; в) включение юридического лица в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара; г) если 25% голосующих акций или доля в 25% уставного капитала принадлежит Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования" // СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

 

После рассмотрения заявления принимается решение о включении в фирменное наименование слов "Российская Федерация", вносятся изменения в учредительные документы и производится государственная регистрация в ЕГРЮЛ.

Не допускаются фирменные наименования, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (ст. 1473 ГК РФ).

 

Исключительное право на фирменное наименование

 

Фирменное наименование регистрируется в ЕГРЮЛ и может использоваться компанией любыми способами, в том числе путем указания на вывесках, бланках, в документации, объявлениях, рекламе и пр. Законодательство не допускает возможности отчуждения права на фирменное наименование, предоставления этого права другим лицам (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Если другое лицо использует фирменное наименование, зарегистрированное в ЕГРЮЛ, либо сходное с ним до степени смешения, то компания может требовать прекращения такой деятельности и возмещения причиненных убытков. В соответствии с п. 4 ст. 1474 ГК РФ способами защиты исключительного права на фирменное наименование является: а) прекращение использования фирменного наименования, тождественного, или сходного до степени смешения с фирменным наименованием правообладателя; б) возмещение причиненных убытков.

ООО "НПФ ТЭМ-прибор" было зарегистрировано 18 ноября 2011 г., а ООО "ТЭМ-прибор" - 23 марта 2012 г. и занималось деятельностью, аналогичной деятельности ООО "НПФ ТЭМ-прибор", в связи с чем последнее обратилось с иском в арбитражный суд о прекращении использования фирменного наименования путем исключения из учредительных документов слов "ТЭМ-прибор". Суд согласился с доводами истца и иск удовлетворил <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС МО от 24 июля 2013 г. по делу N А40-138864/12-12-637.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (13.07.2015)
Просмотров: 672 | Теги: фирменное наименование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь