Вторник, 25.04.2017, 13:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

§ 2. Экологические преступления общего характера. Часть 1.

§ 2. Экологические преступления общего характера

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ). Норма, предусмотренная данной статьей, ранее не была известна российскому уголовному праву. Она предусматривает ответственность за причинение ущерба природной среде в ходе хозяйственной деятельности. При этом экологическое законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Уголовно-правовая норма в данном случае призвана обеспечить соблюдение заранее разработанных и принятых в установленном порядке правил, направленных на уменьшение риска, потенциальной угрозы и вынужденных экологически вредных последствий.

Объект преступления - отношения по обеспечению экологической безопасности и охраны природной среды. В качестве дополнительного объекта может выступать здоровье человека.

Предмет преступления - окружающая среда как совокупность составляющих ее компонентов.

Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Нарушение правил охраны окружающей среды может быть совершено путем как действий, так и бездействия. Указанные правила содержатся в законах и специальных подзаконных нормативных актах (например, Федеральные законы: от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 17 декабря 2009 г.), от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. от 27 декабря 2009 г.), от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 23 июля 2008 г.), от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и др.).

Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов закреплены в гл. VII Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Обязательным признаком объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Для контроля за изменениями радиоактивного фона Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" определен порядок разработки соответствующих паспортов организаций и территорий <1>. Изменение радиоактивного фона признается существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 688.

 

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Подобное разъяснение, на наш взгляд, не согласуется с формой вины, с которой совершается это преступление. Оно, по сути, является неосторожным деянием, следовательно, в соответствии с УК РФ неосторожное причинение вреда средней тяжести и легкого вреда здоровью уголовно ненаказуемо.

Массовая гибель животных - это одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три или более раза.

Некоторые авторы в характеристику этого последствия добавляют указание на значительность территории или величину популяции. Думается, делать это излишне. Массовая гибель животных может произойти и на относительно небольшом участке местности (акватории).

Вторая рекомендация страдает неопределенностью, на практике она невыполнима, и в первую очередь из-за того, что остается неясным, какова в этом случае должна быть доля погибших животных в этой популяции.

Содержание "иных тяжких последствий" раскрывается в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14, в соответствии с которым под таковыми следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

Неоднозначно решается вопрос о признании в качестве иного тяжкого последствия наступления смерти. Одни авторы считают подобное возможным, другие относятся к этому отрицательно. Сопоставление санкций ст. 246 УК РФ и ч. 1 ст. 109 УК РФ убеждает в правильности первой позиции. Самостоятельная юридическая оценка причинения смерти по неосторожности вследствие нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ привела бы к необоснованному освобождению лица от более строгой ответственности.

В содержание иных тяжких последствий необходимо включать и распространение эпидемии, в противном случае подобные последствия окажутся вне сферы действия уголовного закона.

Состав рассматриваемого преступления будет лишь при наличии причинной связи между нарушением указанных в законе правил и наступившими последствиями.

Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных в ст. 246 УК РФ последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Отнесение данного преступления к числу деяний, совершаемых как умышленно, так и по неосторожности, является ошибочным <1>. О неосторожном характере вины свидетельствует и санкция ст. 246 УК.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1996. С. 303; Уголовный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.И. Рарога. М., 2001. С. 357.

 

Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ). Норма призвана обеспечить охрану установленного нормативно-правового порядка обращения веществ и отходов, которые могут причинить вред окружающей природной среде.

Объект преступления - отношения по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды.

Предметом преступления являются: а) запрещенные виды опасных отходов; б) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы. Первые относятся к производству, а вторые - к обращению экологически опасных веществ и отходов.

Запрещенные виды опасных отходов - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво-, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека сами по себе или при вступлении в контакт с другими веществами.

Радиоактивные вещества - это не относящиеся к ядерным материалам, т.е. к материалам, содержащим или способным воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, вещества, испускающие ионизирующее излучение.

К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и воздействующие на человека и окружающую природную среду, в том числе и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.

Запрещенными видами опасных отходов признаются отходы, возникновение которых запрещено: в любом случае (сильнодействующие отравляющие вещества, могущие иметь военное предназначение либо использоваться для производства оружия массового поражения); при осуществлении определенных технологических процессов (как побочный продукт); в объеме, превышающем установленный специальным нормативным актом или нормативно-техническими документами, либо в определенных концентрациях, либо в определенных местах и в определенные периоды времени, либо без надлежащего разрешения (лицензии).

Опасные отходы - это не пригодные для производства продукции, утратившие свои потребительские свойства виды сырья, пасто-, газо-, парообразные вещества и энергия, способные вызвать поражение живых существ и среды их обитания. Они разделяются на ядовитые (токсичные), радиоактивные и иные, для каждого из которых установлены соответствующие классы токсичности.

Радиоактивными отходами являются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

Опасными (токсичными) веществами признаются органические и неорганические вещества (их соединения, продукты, их содержание), которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов, а также в транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются.

Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения.

Хранение - помещение отходов в накопители с целью последующего повторного использования либо извлечения для захоронения. Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах. Использование предполагает пользование (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами. Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая охватывает: обезвреживание - освобождение от вредных примесей; утилизацию - извлечение полезных продуктов; складирование - временное размещение отходов; сбор - накопление в месте образования.

Правила производства указанных видов работ закреплены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с послед. изм.) и других нормативных актах. В частности, производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются только после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством.

Нарушения указанных правил могут проявляться при обезвреживании и утилизации отходов, при превышении предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ, необеспечении надежной изоляции радиоактивных отходов от природной среды и т.д. Они охватывают также сброс веществ и отходов в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и почву; их размещение на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем, здоровья человека, и др.

Ответственность за рассматриваемое преступление наступает в том случае, если нарушение указанных правил создавало угрозу причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

В соответствии с ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под качеством окружающей среды понимается ее состояние, характеризующееся физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Следовательно, вред окружающей среде состоит в негативном изменении нормативно закрепленных характеристик.

Создание угрозы причинения существенного вреда окружающей среде подразумевает "возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда" (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Содержание предполагаемого последствия в виде вреда здоровью человека совпадает с одноименным последствием, указанным в ст. 246 УК РФ.

Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

В определении реальности угрозы по уголовному делу необходимую помощь, на наш взгляд, могут оказать: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N 25 и Главного государственного инспектора РФ по охране природы N 03-19/24-3483 от 10 ноября 1997 г. "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации" <1>; Положение о порядке оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения в Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. <2>; Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, утвержденные Минздравом России 27 февраля 2001 г. N 11-3/61-09 <3>. В последнем документе, например, выделяются следующие критерии угрозы: существование источника риска (токсичного вещества в объектах окружающей среды или продуктах питания; технологического процесса, предусматривающего использование вредных веществ, и т.п.); присутствие данного источника во вредной для человека дозе; подверженность населения воздействию указанной дозы токсичного вещества.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс" (документ не был опубликован).

<2> Там же (документ не был опубликован).

<3> Там же (документ не был опубликован).

 

На практике чаще отдается предпочтение объективному критерию угрозы (например, степень токсичности вещества, его количество и т.д.), также учитываются обстоятельства места нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов (например, наличие свободного доступа людей и животных к месту хранения опасных отходов).

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК РФ, считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.

Субъект преступления специальный - лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

В ч. 2 ст. 247 УК РФ установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей природной среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Загрязнение, отравление или заражение означают существенное ухудшение окружающей природной среды в связи с внесением в нее радиоактивных или химических веществ, значительно превышающих установленные предельно допустимые концентрации, или бактериологических веществ (паразитарных, инфекционных возбудителей заболеваний и пр.), устранение или нейтрализация воздействия которых требует затраты значительных материальных средств или невозможна в обозримый период.

В ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" загрязнение характеризуется как "поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду". Из этого определения видно, что термин "загрязнение" можно понимать двояко: как процесс и как его результат.

В законе говорится о загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды в целом. В этом случае возникает вопрос, охватывается ли анализируемой нормой загрязнение отдельных ее компонентов, как это указано в других статьях УК РФ, предусматривающих ответственность за экологические преступления? Думается, в целом ответ должен быть положительным.

Однако при этом надо иметь в виду следующее. Норма, предусмотренная в ч. 2 ст. 247 УК РФ, является общей по отношению к нормам, содержащимся в ст. ст. 250 - 252, 254 УК РФ <1>. Следовательно, при загрязнении вод, атмосферы, морской среды и земли подлежат применению данные статьи.

--------------------------------

<1> На наш взгляд, ошибочной представляется диаметрально противоположная оценка соотношения указанных статей, в соответствии с которой норма, указанная в ч. 2 ст. 247 УК РФ, признается специальной, а другие - общими (см.: Лопашенко Н.А. Указ. соч. С. 76).

Следующая страница

К содержанию

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 1170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017