Четверг, 25.05.2017, 00:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 2. Договорная работа

§ 2. Договорная работа

 

Понятие и субъекты договорной работы. Организация взаимодействия подразделений организации при ведении договорной работы

 

Под договорной работой мы будем понимать систему мероприятий, осуществляемых различными подразделениями организации во главе с руководителем, направленных на заключение и исполнение гражданско-правовых договоров.

Какие именно подразделения организации задействованы в ведении договорной работы, в первую очередь зависит от сферы деятельности организации. Как правило, в организациях, где заключается значительное число договоров, создаются специальные договорные отделы. На договорные отделы возлагается функция координации договорной работы в организации. Договорный отдел осуществляет учет и хранение всех заключенных в организации договоров, для этого в договорных отделах обычно оборудуют специальные помещения для хранения подлинных договоров, договоры регистрируются в специальных журналах, им присваивают номера, облегчающие дальнейший поиск договоров, если в организации используются компьютерные программы, обеспечивающие учет, то договоры сканируются и размещаются в компьютерной базе данных посредством таких программ.

В зависимости от направления деятельности организации, выделяются и другие отделы, занимающиеся договорной работой. Так, если организация имеет в собственности много объектов недвижимости, нуждающихся в управлении, то создаются специальные отделы по управлению недвижимым имуществом, которые осуществляют подбор арендаторов, заключение договоров с ними, контролируют своевременное проведение капитального и текущего ремонта, соблюдение правил пожарной безопасности и пр. на всех объектах недвижимости. В таких случаях договоры, связанные с недвижимостью, разрабатываются и сопровождаются такими отделами. Если организация осуществляет систематический сбыт готовой продукции, то обычно создаются отделы сбыта, которые отвечают за участок договорной работы, связанный с заключением и исполнением договоров поставки и оптовой купли-продажи, напротив, закупка товаров, необходимых организации, обычно осуществляется отделами сбыта, а договорная работа с потребителями осуществляется отделами по работе с потребителями. Отделы маркетинга, при необходимости, разрабатывают проекты договоров об изготовлении и размещении рекламы или работают с проектами, предоставляемыми контрагентами, и др. Договорная работа так или иначе затрагивает все звенья, отделы организации, поэтому ошибочно считать, что организация договорной работы является задачей юристов. Руководитель организации принимает ключевые решения, как касающиеся выстраивания договорной работы, так и связанные с заключением и исполнением конкретных договоров. Не следует забывать, что руководитель организации несет имущественную ответственность по заключенным им договорам перед участниками организации, в случае, если при заключении и исполнении договоров он допустил виновное нарушение возложенных на него обязанностей, в результате чего организация понесла убытки.

Порядок взаимодействия отдельных подразделений организации при ведении договорной работы обычно описывается в регламенте договорной работы. Этот документ разрабатывается индивидуально каждой организацией исходя из особенностей структуры и деятельности организации.

Можно выделить основные механизмы взаимодействия структурных подразделений организации при ведении договорной работы, которые могут использоваться в различных сочетаниях.

1. Создание договорных групп. Сущность этого метода состоит в том, что для разработки и согласования конкретного договора создается приказом руководителя организации рабочая группа, в которую включаются представители различных подразделений организации, с которыми связано исполнение договора. Каждый работник, включенный в состав рабочей группы, отвечает за ту часть договора, которая касается деятельности его подразделения, представитель юридического отдела осуществляет контроль за законностью условий договора, указывает на те условия, которые обязательно нужно согласовать, предлагает варианты правовых средств, которые можно использовать для решения задач, стоящих перед организацией. В тех случаях, когда рабочая группа создается исключительно для обсуждения возможных рисков, без наделения ее полномочиями по принятию решений, приказ руководителя организации о создании рабочей группы может не издаваться. Обратим внимание, что рабочая группа не является органом управления, не принимает юридически значимых решений, голосование в рабочих группах не проводится, решения рабочей группы протоколом могут не оформляться, поскольку правового значения не имеют. Польза от создания и деятельности рабочих групп состоит в возможности оперативного обсуждения текущих вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров, оценкой возможных негативных моментов, связанных с договором. В рабочей группе назначается руководитель, которым, как правило, является руководитель того структурного подразделения, к предмету деятельности которого относится исполнение договора. Руководитель рабочей группы докладывает о выявленных сложностях, связанных с договором, руководителю организации, а при наличии у него собственных полномочий оценивает их самостоятельно.

2. Система визирования договора. При использовании такой модели условия договора разрабатываются подразделением, инициирующим заключение договора, и далее текст договора согласовывается со всеми подразделениями организации, задействованными в его исполнении, в том числе с юридической службой. Список лиц, чьи визы необходимы для заключения договора, обычно, в соответствии с регламентами договорной работы, определяется индивидуально для каждого договора. Общим принципом определения круга визирующих лиц является включение в него руководителей всех подразделений организации, задействованных в исполнении договора. По каждому договору в списке визирующих его лиц обычно первым указывают ответственное лицо и руководителя структурного подразделения, работником которого такое лицо является. Именно ответственное лицо осуществляет контроль за визированием договора, снимает вопросы, возникающие у визирующих лиц, осуществляет взаимодействие с контрагентом по договору, участвует в согласовании разногласий с контрагентом. В дальнейшем именно ответственное лицо будет организовывать исполнение договора. Руководитель организации или лицо, уполномоченное руководителем на подписание договора, подписывает договор только после получения всех предусмотренных регламентом согласований. Отметим, что судебная практика исходит из того, что руководитель организации, подписавший договор без получения требуемых по внутреннему регламенту согласований, считается действовавшим недобросовестно, в связи с чем он несет ответственность за убытки, причиненные исполнением такого договора.

3. Система делегирования. Суть данного метода заключения договора состоит в том, что в организации руководитель каждого структурного подразделения получает полномочие самостоятельного заключения договоров, относящихся к деятельности его подразделения. В таком случае как правило используется модель типового договора-образца, разработанного с привлечением юридической службы. В этом случае заключение каждого конкретного договора с использованием типового договора не проходит дополнительных согласований, не визируется, рабочие группы не формируются, руководитель организации непосредственно каждый подобный договор не подписывает. Особенно широкое распространение эта модель получила в организациях, деятельность которых связана с систематическим заключением типичных договоров (поставки, подряда и пр.), а также при заключении договоров с гражданами-потребителями.

Каждая из приведенных методик взаимодействия отдельных подразделений имеет свои достоинства и недостатки. Так, основным достоинством системы делегирования является оперативность заключения договора, при этом основным недостатком является негибкость условий договора. При необходимости внесения изменений в типовой договор для учета потребностей контрагента, особых условий обязательства имеется риск выхода руководителя подразделения за пределы полномочий, заключения договора без предварительной юридической оценки с созданием неблагоприятных имущественных последствий для организации. Для системы визирования договора основным недостатком является значительная продолжительность периода работы над проектом договора, вследствие чего часть контрагентов утрачивает интерес к заключению договора. Для системы договорных групп основными недостатками являются слабая система взаимодействия работников внутри такой группы, неумение решать возникающие разногласия ввиду отсутствия внутри группы иерархического подчинения.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (16.07.2015)
Просмотров: 707 | Теги: Договорная работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь