Пятница, 09.12.2016, 06:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

2.3.1. Уведомление (сообщение) государственных органов о реорганизации, а также в установленных случаях получение их согласия на проведение

2.3.1. Уведомление (сообщение) государственных органов о реорганизации, а также в установленных случаях получение их согласия на проведение реорганизации

По общему правилу ст. 60 ГК юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации <1>. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление (сообщение) направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации (аналогичные положения мы находим в ст. 13.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

--------------------------------

<1> Отметим, что в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации "о реорганизации" организации в течение трех дней со дня принятия такого решения. В данный момент эта норма в связи с тем, что государственный реестр юридических лиц ведет налоговая служба, является мертвой. Однако если соответствующие функции по ведению реестра будут когда-либо перераспределены в пользу других лиц (как это, к примеру, предлагалось Концепцией развития гражданского законодательства 2009 г.), то эта норма снова станет действующей. Между тем обратим внимание на то, что норма ГК и Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" говорит о "рабочих днях", а нормы НК РФ - просто о "днях", т.е. о календарных. Это несоответствие требует корректировки.

 

Два слова - "уведомление" и "сообщение" здесь используются неслучайно. Дело в том, что даже ст. 60 ГК содержит оба эти термина. Так, в п. 1 она обязывает юридическое лицо "сообщить" о начале процедуры реорганизации, а далее указывает слова "такое уведомление" (см. выше). При этом в п. 3 статьи при описании прав кредиторов говорится о "сообщении". Статья 13.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в которой продублировано соответствующее правило, называется "Уведомление о реорганизации юридического лица", при этом само налоговое ведомство в своих разъяснениях называет такое уведомление одновременно и сообщением (к примеру, см. письмо ФНС России от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации"; далее - письмо ФНС России от 23 января 2009 г.).

Рекомендуемая форма уведомления (сообщения) содержится в письме ФНС России от 23 января 2009 г. Согласно этому в документах при уведомлении о начале процедуры реорганизации указываются сведения о:

- реорганизуемом юридическом лице (реорганизуемых юридических лицах) - полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом);

- создаваемом (создаваемых) в результате реорганизации юридическом лице (юридических лицах) - полное наименование, адрес (место нахождения);

- юридическом лице, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, - полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения);

- форме реорганизации.

Уведомление (сообщение) о начале процедуры реорганизации удостоверяется подписью заявителя, которым может выступать: руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В случае реорганизации двух и более юридических лиц - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (п. 3 письма ФНС России от 23 января 2009 г.).

Специальные законы в большинстве случаев либо не регулируют вопрос об уведомлении государственных органов каким-то иным образом (т.е. по умолчанию действуют общие правила), либо в некоторых случаях (ст. 9 Федерального закона "О кредитной кооперации") содержат дублирующие положения.

Однако есть и исключения. В частности:

- в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением. Банк России размещает данное уведомление на своем сайте в сети "Интернет" и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации (кредитных организаций) с приложением указанного решения, на основании которого указанный орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что кредитная организация (кредитные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации. Возможность установления здесь специальных положений для реорганизации кредитных организаций предусмотрена ст. 60 ГК <1>;

--------------------------------

<1> Как указано в статье, "особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения пунктов 1 - 5 настоящей статьи к кредитным организациям не применяются".

 

- в соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" акционерный инвестиционный фонд, помимо уведомления государственного регистрирующего органа, обязан о принятом решении о реорганизации уведомить федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения. К такому уведомлению должна прилагаться копия (копии) принятого решения (решений) о реорганизации, копия (копии) устава (уставов) вновь создаваемого (создаваемых) акционерного инвестиционного фонда (акционерных инвестиционных фондов), заверенные уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда;

- в соответствии со ст. 33 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации обязан уведомить об этом уполномоченный федеральный орган в письменной форме;

- в соответствии с п. 200 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" о предстоящей реорганизации юридического лица, имеющего статус гарантирующего поставщика, влекущей передачу организации-правопреемнику прав и обязанностей (части прав и обязанностей), связанных с торговлей электрической энергией и (или) мощностью на оптовом и розничных рынках в зоне деятельности гарантирующего поставщика, организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, обязана уведомить уполномоченный федеральный орган, совет рынка, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации, а также по запросу уполномоченного органа субъекта Российской Федерации предоставлять ему информацию, необходимую для принятия решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика организации-правопреемнику или об отказе в присвоении такого статуса. В соответствии с п. 203 указанного документа уполномоченный орган управления (временный управляющий) организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, в срок не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации в форме разделения и выделения, в результате которой осуществляется передача прав и обязанностей (части прав и обязанностей), связанных с торговлей электрической энергией и (или) мощностью в зоне деятельности гарантирующего поставщика на оптовом и розничных рынках, либо о присоединении юридического лица, имеющего статус гарантирующего поставщика, к другому юридическому лицу, если все права и обязанности организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, не переходят полностью к одной организации-правопреемнику, обязан предоставить соответствующие сведения в адрес уполномоченного федерального органа, федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, совета рынка, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается зона деятельности в качестве гарантирующего поставщика организации, для которой наступили эти обстоятельства;

- в соответствии с п. 18 Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств, утвержденного Приказом Минфина России от 4 мая 2010 г. N 37н, в случае принятия уполномоченными в соответствии с учредительными документами органами управления аккредитованного рейтингового агентства решения о реорганизации в форме преобразования или слияния аккредитованное рейтинговое агентство письменно уведомляет Минфин России о таком решении в течение семи рабочих дней с даты принятия указанного решения;

- в соответствии с п. 18 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н, аккредитованные организации, оказывающие услуги в области охраны труда, обязаны сообщить в письменной форме в Минздравсоцразвития России сведения о реорганизация юридического лица не позднее чем в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

Какова цель включения данных положений в законодательство? На самом деле внятный ответ на этот вопрос законодательство сегодня не содержит.

Обратим внимание, что в ГК норма о необходимости уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, помещена в ст. 60, которая называется так: "Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица". То есть получается, что такое уведомление (сообщение) делается для того, чтобы гарантировать права кредиторов <1>. Интересно, что изменения в ст. 60 ГК, которые обязывают направлять соответствующее уведомление государственному органу, появились в ней только с 2008 г., причем параллельно такие же изменения были внесены в Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"). До 2008 г. ст. 60 ГК никакого подобного правила не содержала и указывала только на общее правило о том, что "учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица".

--------------------------------

<1> Интересно, что другие законы помещают положения о необходимости уведомления в статьи, названия которых никакого отношения к правам кредиторов не имеют. К примеру, положение о том, что "в течение трех рабочих дней после даты принятия Правительством Российской Федерации решения о реорганизации Корпорации она обязана сообщить в письменной форме в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации" помещено авторами Федерального закона "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий" не куда-нибудь, а в ст. 8, которая называется... "Порядок государственной регистрации открытого акционерного общества".

 

Действующее правило ст. 60 ГК в ее редакции, действующей с 2008 г., в целом отражает подход законодателя - максимальная защита прав кредиторов при реорганизации юридического лица. Этот подход встречаем и в судебных постановлениях, в которых, оценивая последствия такого уведомления (внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ), отмечается, что "указание в ЕГРЮЛ о нахождении в стадии реорганизации предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения обществом своих обязательств" (Постановление ФАС Поволжского округа от 11 октября 2010 г. по делу N А55-5733/2010). Этот подход отражен и в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации <1>, п. 3.1 которой прямо указывает, что "принципиальной проблемой реорганизации юридических лиц остается защита прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица в связи с возможными нарушениями принципа справедливого распределения активов и обязательств такой организации между ее правопреемниками". В целом такой подход следует признать верным, хотя и однобоким, поскольку: а) применительно к некоторым формам юридических лиц следует защищать права не только кредиторов, но и иных лиц, прежде всего их участников (акционерные общества); б) само по себе направление сегодня такого уведомления (сообщения) никаких гарантий для кредитора не создает.

--------------------------------

<1> http://www.privlaw.ru/vs_info8.html

 

И здесь нужно обратиться к законодательству о государственной регистрации юридических лиц. В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на основании полученного уведомления (сообщения) регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Однако значение сегодня такой записи невелико, ибо никакой публичной достоверности для таких записей нет. В стране просто ведется единый реестр, содержащий "сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц" (ст. 4 Закона). И справедливо был отмечен этот момент в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.): "действующее законодательство не устанавливает принципа достоверности данных государственного реестра юридических лиц".

На самом деле и вовсе не только для кредиторов, а вообще для всех заинтересованных лиц <1> направление соответствующего уведомления (сообщения) должно осуществляться именно в целях обеспечения публичной достоверности данных реестра, положениям о которой довольно много места и справедливо уделено в Концепции развития гражданского законодательства РФ. Хотя отметим, что момент, который мы комментируем, никакого отражения в проекте Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, принятой ГД ФС РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г. (ко второму чтению этот проект был "раздроблен" на несколько законопроектов и применительно к изменениям в части юридических лиц имеет другой номер и название: проект Федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"), не нашел: положения об уведомлении (теперь слово "сообщение" в тексте проекта ст. 60 не используется) вновь находятся в проекте ст. 60 с ее прежним названием.

--------------------------------

<1> То, что нахождение лица в процессе реорганизации может интересовать вовсе не только кредиторов, указывают и нормативные акты. К примеру, Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 117, указывают, что субъекту электроэнергетики отказывается в допуске к участию в конкурентном отборе в случае, если в его отношении "проводятся процедуры банкротства, ликвидации или реорганизации".

 

Однако обеспечением публичной достоверности данных реестра функции уведомления (сообщения) не заканчиваются, о чем говорят случаи установления в законодательстве обязанности направления его и в другие органы, кроме органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Очевидно, что здесь функция уведомления (сообщения) иная: информационное обеспечение функций государственного управления. Понятно, что такая функция к гражданскому праву в общем никакого отношения не имеет, именно поэтому требования о необходимости направления таких уведомлений расположены не в ГК, а в отдельных законах. Такой подход создает довольно запутанную схему регулирования.

Особое место в части взаимоотношений с государственными органами занимает Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (ст. 33). Как уже было отмечено, он предполагает утверждение советом фонда одновременно с решением о реорганизации еще одного решения - об одобрении ходатайства о согласовании на проведение реорганизации фонда. Соответственно такое ходатайство о согласии на реорганизацию в отличие от всех остальных случаев реорганизации получается не до принятия решения, а после его принятия. В свою очередь, для направления ходатайства (отметим, не для принятия решения о его утверждении) закон выделяет несколько условий. А именно ходатайство представляется соответствующим фондом в уполномоченный федеральный орган в течение трех рабочих дней после: а) даты получения аудиторского и актуарного заключений; б) после получения согласия уполномоченного антимонопольного органа на реорганизацию (в случаях, если необходимость такого согласия предусмотрена законодательством Российской Федерации).

К ходатайству прилагаются:

- решение (решения) совета фонда (советов фондов) о реорганизации;

- аудиторское заключение по результатам аудита, проводимого в связи с реорганизацией фонда (фондов);

- актуарное заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого в связи с реорганизацией фонда (фондов);

- передаточный акт или разделительный баланс фонда (фондов);

- договор о присоединении или договор о слиянии (если реорганизация осуществляется в форме присоединения или слияния);

- уставы реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов) и фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации, утвержденные советом реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов);

- согласие уполномоченного антимонопольного органа на реорганизацию (в случаях, если необходимость такого согласия предусмотрена законодательством Российской Федерации);

- правила внутреннего контроля фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации, утвержденные советом реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов);

- правила внутреннего контроля фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации, разработанные советом реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в двух экземплярах), в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- сведения о членах совета реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов) и (или) совета фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;

- сведения о лицах, которые будут осуществлять функции единоличных исполнительных органов, членах коллегиальных исполнительных органов (в случае их создания), главных бухгалтерах и контролерах или руководителях и сотрудниках службы внутреннего контроля реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов) и (или) фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации, а также копии документов, подтверждающих соблюдение требований, предъявляемых к указанным лицам в соответствии с Законом "О негосударственных пенсионных фондах";

- документы, содержащие сведения о составе и структуре имущества, которое предоставляется реорганизуемому (реорганизуемым) фонду (фондам) и фонду (фондам), создаваемому (создаваемым) в результате реорганизации, в целях включения его в расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения их уставной деятельности;

- расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;

- документы, содержащие сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, в том числе включенные в выплатной резерв, а также средства, направленные на осуществление срочных пенсионных выплат, единовременных выплат, и экономическое обоснование возможности такой передачи;

- документы, содержащие сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

- документы, содержащие сведения о составе и структуре документов, передаваемых в реорганизуемый (реорганизуемые) фонд (фонды) и фонд (фонды), создаваемый (создаваемые) в результате реорганизации, в целях ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, отражающих обязательства фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

- документы, содержащие сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фонда (фондов) при условии выдачи уполномоченным федеральным органом согласования на проведение реорганизации фонда (фондов);

- пенсионные правила фонда, а также страховые правила фонда, если фонд, создаваемый в результате реорганизации, предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика;

- в случае, если реорганизация фонда осуществляется в форме, предполагающей создание нового (новых) фонда (фондов) (выделение, разделение, слияние): договор (договоры) доверительного управления средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва, средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и договоры доверительного управления средствами пенсионных резервов, указанные в п. 5 ст. 33.1 Закона "О негосударственных пенсионных фондах", которые заключены реорганизуемым фондом и права и обязанности по которым переходят к фонду (фондам), создаваемому (создаваемым) в результате реорганизации; документы, содержащие сведения о структуре и составе активов, переданных в доверительное управление по договору (договорам) доверительного управления средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва, средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и договорам доверительного управления средствами пенсионных резервов, указанным в п. 5 ст. 33.1 Закона "О негосударственных пенсионных фондах", права и обязанности по которым переходят к фонду (фондам), создаваемому (создаваемым) в результате реорганизации; договор (договоры), который (которые) заключен (заключены) реорганизуемым фондом со специализированным депозитарием, права и обязанности по которому (которым) переходят к фонду (фондам), создаваемому (создаваемым) в результате реорганизации, и который (которые) позволяет (позволяют) такому (таким) фонду (фондам) осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями Закона "О негосударственных пенсионных фондах", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с даты окончания реорганизации фонда (фондов) и регистрации его (их) в качестве юридического лица; сведения о счетах в банках, а также договоры, которые заключены реорганизуемым фондом с этими банками, права и обязанности по которым переходят к фонду (фондам), создаваемому (создаваемым) в результате реорганизации, и которые позволяют такому (таким) фонду (фондам) осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями Закона "О негосударственных пенсионных фондах", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с даты окончания реорганизации фонда (фондов) и регистрации его (их) в качестве юридического лица;

- иные документы, исчерпывающий перечень которых определяется Правительством РФ.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (24.05.2014)
Просмотров: 369 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016