Пятница, 09.12.2016, 14:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

2.2. Принятие решения о реорганизации соответствующим компетентным органом (собственником, учредителем)

2.2. Принятие решения о реорганизации соответствующим компетентным органом (собственником, учредителем)

Несмотря на важность подготовительных действий, главным (основным) фактом в процессе добровольной реорганизации в действующей модели регулирования является принятие решения о реорганизации.

Выше мы рассмотрели вопросы о том, кто является субъектом принятия такого решения, а также о требованиях к его содержанию (а точнее, требования к содержанию различных решений о реорганизации, которые установлены законами для разных организационно-правовых форм юридических лиц).

Здесь целесообразно рассмотреть саму модель решения, а именно сколько решений (и по каким вопросам) и в какой последовательности должно быть принято для того, чтобы инициировать реорганизацию, а также успешно ее завершить.

Какого-то общего правила законодательство здесь не содержит. Говоря иначе, никакой единой модели решения о реорганизации сегодня нет. Применительно к юридическим лицам отдельных форм, видов и типов требования о количестве, последовательности принятия решений, а также о формулировках вопросов, по которым такие решения принимаются, существенно разнятся.

Но самое печальное то, что многие формы (видов, типов) юридических лиц:

- либо не содержат вообще никакого регулирования по этому вопросу;

- либо не содержат детального регулирования, указывая лишь на возможность проведения реорганизации (это характерно для большинства организационных форм и видов юридических лиц), но совершенно не указывая на то, сколько решений (и по каким вопросам) и в какой последовательности должно быть принято для того, чтобы инициировать реорганизацию, а также успешно ее завершить.

Исходя из анализа действующего регулирования сегодня можно указать следующие модели принятия решения о реорганизации.

 

А. Модель одного и единого решения о реорганизации

 

Подчеркнем некоторую условность сказанного: эта модель в некоторых случаях не исключает принятия решений по отдельным вопросам, необходимым для успешного завершения реорганизации (о чем мы поговорим ниже). Однако важно то, что при ее применении по абсолютному большинству принципиальных вопросов, необходимых как для формального начала реорганизации (само решение о реорганизации), так и для ее успешного завершения, решение принимается в рамках одного вопроса о реорганизации.

Такая модель в настоящее время реализована прежде всего в законодательстве об акционерных обществах. Оно указывает на необходимость принятия одного решения о реорганизации, которое по своему содержанию является комплексным и единым, т.е. решение по вопросу о реорганизации включает в себя и утверждение разделительного баланса (передаточного акта), и решение большинства иных вопросов, необходимых для успешного завершения реорганизации. Структура правила здесь такова: "организация принимает решение о реорганизации, включающее в себя...", в частности:

- в соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта общества, участвующего в слиянии, и устава общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;

- в соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об акционерных обществах":

1) общее собрание акционеров общества, к которому осуществляется присоединение, принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе, решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении;

2) общее собрание акционеров присоединяемого общества принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, передаточного акта;

- в соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества по вопросу о реорганизации общества в форме разделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать: 1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения; 2) порядок и условия разделения; 3) порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ; 4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества; 5) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров; 6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества; 7) указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса; 8) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества; 9) наименование, сведения о месте нахождения регистратора каждого создаваемого общества, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров этого общества должно осуществляться регистратором;

- в соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества по вопросу о реорганизации общества в форме выделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать: 1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения; 2) порядок и условия выделения; 3) способ размещения акций каждого создаваемого общества (конвертация акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества, распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом), порядок такого размещения, а в случае конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества - соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ; 4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества; 5) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров; 6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества; 7) указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса; 8) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества; 9) наименование, сведения о месте нахождения регистратора создаваемого общества, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров этого общества должно осуществляться регистратором;

- в соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать: 1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования; 2) порядок и условия преобразования; 3) порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью или производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство; 4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора и образование ревизионной комиссии или избрание ревизора отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица; 5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица; 6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица; 7) список членов иного органа (за исключением общего собрания участников хозяйственного общества или членов некоммерческого партнерства) создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица; 8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта; 9) указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.

Как видно из приведенных положений, цель регулирования состоит в том, чтобы принять большинство необходимых для инициирования и завершения реорганизации решений один раз и больше к вопросу не возвращаться.

Лишь в отдельных случаях законодательство предполагает, что решение некоторых вопросов, необходимых для завершения реорганизации (а также для функционирования вновь созданных в ее результате юридических лиц), принималось отдельными решениями, как то:

- при слиянии (ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах"): общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, отдельно от вопроса о реорганизации принимает решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества;

- в соответствии со ст. 27.5-5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг":

1) решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, утверждается уполномоченным органом реорганизуемого юридического лица;

2) решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, утверждается уполномоченным органом участвующего в слиянии юридического лица, которое последним приняло решение о реорганизации в форме слияния, или определено решением о реорганизации в форме слияния.

Первое исключение (слияние) связано, как показывает закон, только со спецификой голосования: за решение о реорганизации голосование простое, а за членов совета директоров - кумулятивное.

Второе исключение связано со спецификой отношений в сфере рынка ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества; решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами.

Пример принятия одного и единого решения нам дает ст. 9 Федерального закона "О кредитной кооперации" применительно к преобразованию кредитного кооператива. В соответствии с указанной статьей общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков), реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о реорганизации, которое должно содержать: 1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования; 2) порядок и условия преобразования кредитного кооператива; 3) порядок обмена паенакоплений (паев) членов кредитного кооператива (пайщиков) на акции, доли участников в уставном капитале хозяйственного общества, складочном капитале товарищества или на паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование кредитного кооператива в хозяйственное общество, товарищество или в производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества кредитного кооператива, которое вправе получить член кредитного кооператива (пайщик), преобразованного в некоммерческое партнерство, при прекращении его членства в некоммерческом партнерстве; 4) список членов контрольно-ревизионного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами и уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие контрольно-ревизионного органа и образование такого органа отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица; 5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами и уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа этого юридического лица и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица; 6) указание о лице, назначенном (избранном) единоличным исполнительным органом создаваемого юридического лица; 7) список членов иного органа создаваемого юридического лица (за исключением общего собрания участников хозяйственного общества или товарищества, членов производственного кооператива или членов некоммерческого партнерства), если в соответствии с федеральными законами и уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие этого органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица; 8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта; 9) указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов; 10) иные не противоречащие федеральным законам положения о реорганизации кредитного кооператива в форме преобразования.

Как видим, в части преобразования для кредитных кооперативов использован подход, аналогичный подходу к регулированию акционерных обществ.

 

Б. Модель принятия нескольких решений по принципиальным

вопросам, необходимым для завершения реорганизации

 

Как можно понять, в этой модели решение о реорганизации всегда присутствует, и оно одно, однако другие важнейшие решения могут (или должны) приниматься отдельно. Говоря иначе, реорганизация будет инициирована одним решением о реорганизации, но она не будет завершена без принятия других решений.

Такая модель, в свою очередь, реализуется несколькими путями:

- принятие части решений одновременно с решением о реорганизации с возможностью принятия других решений как одновременно, так и в другое время. В качестве примера отметим Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах":

1) ст. 33 устанавливает необходимость принятия одновременно с решением о реорганизации решения "об утверждении состава совета фонда, создаваемого в результате реорганизации", но только в тех случаях, если реорганизация осуществляется в форме, предполагающей создание нового фонда (выделение, разделение, слияние);

2) помимо этого ст. 33 указывает, что принимается решение об утверждении документов, указанных в п. 2.9 данной статьи ("ходатайство о согласовании на проведение реорганизации фонда", без рассмотрения и согласия с которым реорганизация негосударственного пенсионного фонда будет невозможна). При этом не сказано, когда такое решение принимается, хотя по косвенным признакам можно понять, что такое решение не может отстоять далеко от даты решения о реорганизации;

3) ст. 33.1 Закона указывает, что: а) при реорганизации в форме, предполагающей создание нового (новых) фонда (фондов) (выделение, разделение, слияние), принимаются решения о такой реорганизации, о порядке и об условиях ее проведения, о создании нового (новых) фонда (фондов), наименовании и месте нахождения такого (таких) фонда (фондов); б) при реорганизации в форме выделения или разделения в дополнение к указанным решениям утверждаются: устав фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации; разделительный баланс; пенсионные правила фонда (фондов) и страховые правила фонда (фондов) (если предполагается осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации. Кроме того, принимается решение о формировании совета фонда (фондов) и иных органов управления фонда (фондов) и органов контроля за деятельностью этого (этих) фонда (фондов), а также решаются иные вопросы; совет фонда, реорганизуемого в форме выделения, также вносит в устав этого фонда изменения, предусмотренные решением о выделении, если им предусматривается необходимость внесения таких изменений; в) при реорганизации в форме слияния в дополнение к решениям, указанным в п. "а", принимаются решения о реорганизации каждого такого фонда в форме слияния; утверждается договор о слиянии; передаточный акт; устав; пенсионные правила и страховые правила фонда (если предполагается осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика), создаваемого в результате реорганизации в форме слияния. Кроме того, принимается решение о формировании совета фонда и иных органов управления фонда и органов контроля за деятельностью фонда, а также решаются иные вопросы.

Текст статьи, а именно использование слова "решение" во множественном числе, не оставляет сомнений, что все указанные решения принимаются отдельно друг от друга как самостоятельные решения. При этом не указано и то, когда они принимаются. Говоря иначе, решение о реорганизации представляет собой пример голого решения, когда кроме самой констатации о том, что реорганизация начата, ничего в решении больше нет. Далее, одно решение - о составе совета фонда - принимается одновременно, а все остальные могут быть приняты в любое иное время (конечно, с учетом ограничений, вытекающих из требований о направлении информации государственным органам и кредиторам).

Риски такой модели понятны: можно получить положительное решение о самой реорганизации и получить отрицательное решение по утверждению разделительного баланса (передаточного акта). То есть можно начать реорганизацию и не закончить ее;

- принятие принципиальных решений, необходимых для завершения реорганизации в последовательности, которую реорганизуемая организация полагает необходимой; это же касается наполнения решения о реорганизации: оно может быть одним единым решением, как в случае с акционерными обществами, а может быть разделено на несколько решений, принимаемых как единовременно, так и в разное время.

К примеру, законодательство часто использует такую форму: "передаточный акт или разделительный баланс... (указывается форма, вид юридического лица) утверждается... (указывается компетентный орган) и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав такого объединения". По сути, при отсутствии каких-либо регулирующих положений получается, что вопрос об утверждении такого акта (баланса) может быть рассмотрен отдельно и по нему может быть принято отдельное решение. Каково при этом должно быть содержание решения о реорганизации и сколько раз вообще соответствующий вопрос о реорганизации может быть рассмотрен, неизвестно, ибо закон ничего не указывает по этому поводу;

- принятие, помимо решения о реорганизации, самим реорганизуемым лицом части принципиальных решений участниками будущих юридических лиц.

В качестве примера можно назвать Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Этот Закон предусматривает принятие нескольких решений, необходимых для завершения реорганизации, причем часть таких решений принимается не органами управления реорганизуемого лица, а будущими участниками создаваемых в результате реорганизации обществ (общества, к которому присоединяется другое общество), в частности:

1) при слиянии (ст. 52): избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии;

2) при присоединении (ст. 53): совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение;

3) при разделении (ст. 54): общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества;

4) при выделении (ст. 55): общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества.

В самом подходе, когда часть вопросов принимается будущими участниками юридического лица, ничего экстраординарно плохого нет: раньше такой подход вообще был единым и для обществ с ограниченной ответственностью, и для акционерных обществ. Более того, в таком подходе есть определенная логика: решение по принципиальным вопросам, связанным с правовым положением и персональным составом органов будущего общества, принимается теми лицами, которые в дальнейшем планируют стать его участниками, а не всеми участниками вообще, часть из которых, повлияв на принятие решение, участником стать откажется. Однако есть и множество вопросов, а именно:

а) в реальности те лица, которые участвуют в таких собраниях, могут и не стать далее участниками общества, никакой прямой корреляции здесь нет, т.е. теоретически никакого собрания будущих участников может и не быть;

б) если такой подход и сохранять, тогда нужно понять, как должны быть распределены вопросы между такими собраниями и собраниями участников реорганизуемого общества. К примеру, в случае со слиянием обществ с ограниченной ответственностью утверждение устава будущего общества отдано на откуп всем участникам реорганизуемых обществ, а не совместному собранию участников;

в) непонятен статус совместных собраний и собраний участников будущего общества при выделении и разделении: что это - учредительское мероприятие, временный орган управления или что-либо еще? К примеру, в одном из дел (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2007 г. по делу N А56-40222/2005) суд, анализируя реорганизацию акционерных обществ, еще когда для них действовала модель, аналогичная сегодняшней модели для реорганизации обществ с ограниченной ответственностью, высказал такие суждения о подобных собраниях: "совместное же общее собрание акционеров обществ, участвующих в слиянии, высшим органом управления вновь возникающего общества не является, постольку поскольку новое общество еще не создано, а его высшим органом управления будет общее собрание его акционеров. Не является это собрание и высшим органом управления обществ, участвующих в слиянии, поскольку таковыми являются общие собрания акционеров каждого из участвующих в слиянии обществ в отдельности";

г) как показало приведенное выше дело, непонятен и правовой статус участника такого собрания, соответственно, его права и обязанности. Так, в приведенном примере суд отказался признать за участником совместного собрания право обжаловать его решения как раз по указанным выше мотивам (п. "в"): акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров как высшим органом управления общества, а совместное общее собрание акционеров обществ, участвующих в слиянии, высшим органом управления вновь возникающего общества не является.

Несколько слов о самом решении о реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Техника закона такова, что только путем толкования можно определить, что относительно реорганизации принимается единое решение. К примеру, возьмем положения о слиянии (ст. 52): "общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта". Как видно, в отличие от Закона "Об акционерных обществах" здесь не использована конструкция "решение, включающее в себя". Однако можно предположить, что поскольку слово "решение" использовано в единственном числе, вопросы "о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта" рассматриваются в рамках одного вопроса и решение принимается сразу по ним всем.

Итак, как видно, никакой единой модели действующее законодательство не дает, а те модели, которые оно предлагает, содержат множество недостатков. Самое печальное, что эту проблему совершенно не "видят" проекты изменения нашего законодательства <1>. Хотя законодательство здесь требует явной коррекции:

--------------------------------

<1> Проект Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, принятой ГД ФС РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г. (ко второму чтению этот проект был "раздроблен" на несколько законопроектов и применительно к изменениям в части юридических лиц имеет другой номер и название: проект Федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").

 

- если говорить о косметическом характере коррекции, т.е. о таких изменениях, которые не затронут модели принятия решений о реорганизации, то очевидно, что в ГК или в специальном нормативном акте (законе), если его принятие будет признано целесообразным, должны появиться общие положения о решении о реорганизации, правила которых распространялись бы на юридические лица всех форм, видов и типов. Общий подход здесь может быть следующим: принимается одно и единое решение о реорганизации, в рамках которого должны быть решены все вопросы, необходимые как для начала реорганизации, так и для ее завершения. Исключения должны быть единичными и понятными (как в случае с утверждением решения о выпуске ценных бумаг). За основу такого регулирования можно взять законодательство об акционерных обществах. Объяснение такого подхода довольно логично: а) невозможно осуществление реорганизации без принятия решения, которое регулирует вопросы, связанные с созданием новых юридических лиц, прекращением старых, трансформации прав участника, правопреемства и т.п.: все это составные части единого решения о реорганизации; б) при раздельном рассмотрении вопросов, к примеру, о реорганизации и об утверждении разделительного баланса (передаточного акта) мы можем получить невыполнимые решения, как то: компетентный орган юридического лица примет решение о реорганизации, но не утвердит разделительный баланс (передаточный акт) или наоборот;

- если исходить из необходимости учета в действующем законодательстве реального процесса реорганизации начиная от подготовительных действий, то здесь надо распределять нагрузку в части содержания двух решений: принципиального, запускающего процесс реорганизации, и решения, в котором будут определяться порядок и условия реорганизации. То есть решение о реорганизации может приниматься дважды (с одной и той же формулировкой, но с разным содержанием) либо сначала принимается решение о начале реорганизации, на основании которого реализуется предварительный этап, а затем принимается решение о правилах реорганизации, которое содержит все необходимые решения для ее успешного завершения.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (24.05.2014)
Просмотров: 366 | Теги: реорганизация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016