Пятница, 22.09.2017, 16:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Глава XI. РОССИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ (часть 6-1)

Глава XI. РОССИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ

Предыдущая страница

§ 6. Развитие судебных и карательных органов Советского государства

Пожалуй, ни в какой другой части государственного аппарата не проявилась вся двусмысленность Советской власти, как в области правосудия. Никогда за тысячелетнюю историю Россия ее государственность не знала таких массовых репрессий и внесудебных расправ с собственным народом. Никогда беззаконие не творилось с таким масштабом органами, призванными охранять закон, как это было в советскую эпоху.

Согласно своей цели - сломать государственный механизм буржуазного государства - большевики упразднили дореволюционную судебную систему. Эту систему, надо заметить, Временное правительство лишь косметически подновило, убрав наиболее одиозные последствия "контрреформ" Царя Миротворца. Так, уже 25 марта 1917 г. Временное правительство образовало комиссию для восстановления основных положений Судебных уставов при Министерстве юстиции (Вест. В.П. 1917. N 18/64). Этим же постановлением учреждался Временный высший дисциплинарный суд для рассмотрения дел, непосредственно касавшихся судебного корпуса. Интересно отметить, но в состав этого Суда входили представители, избиравшиеся Петроградским и Московским совдепами. Далее, Правительство упраздняло особые присутствия при Сенате, судебных палатах и окружных судах. Была также восстановлена в полном объеме деятельность мировых судов. Особым постановлением Временное правительство наделило мировых судей новой компетенцией, придав этим учреждениям новое устройство (Вест. ВП. 1917. N 51/97). Ситуация тем не менее изменяется в корне после 25 октября 1917 г.

Развитие советского законодательства о судебных органах.

Безусловно, цивилизованные формы отправления правосудия были помехой для диктатуры пролетариата. Но и без специального механизма осуществления репрессии против классовых врагов эта диктатура явно не могла обойтись.

"Путь, который прошла Советская власть в отношении к социалистической армии, - вещал Ленин, - она сделала также и по отношению к другому орудию господствующих классов, еще более тонкому, еще более сложному - к буржуазному суду, который изображал собой защиту порядка, а на самом деле был слепым орудием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка. Советская власть поступила так, как завещали поступать все пролетарские революции, - она отдала его сразу на слом. Пусть кричат, что мы, не реформируя старый суд, сразу отдали его на слом. Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда и не столько силой репрессий, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без формальностей, без суда как орудия эксплуатации сделали орудие воспитания на прочных основах социалистического общества".

На практике большевики, упразднив "старый" суд, узаконили такую форму архаичного судопроизводства, как самосуд. Именно такова была самая первоначальная форма советского судопроизводства.

Первыми актами, регулировавшими создание орудия "пролетарского гнева", следует признать вслед за советской историографией так называемые Декреты о суде N 1 (СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50), N 2 (СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 347) и N 3 (СУ РСФСР. 1918. N 52. Ст. 589). В декабре 1918 г. эти три акта устаревают в связи с выходом общего кодификационного акта - Декрета о народном суде (СУ РСФСР. 1918. N 85. Ст. 889). Параллельно системе народных судов создавались революционные трибуналы (СУ РСФСР. 1917. N 12. Ст. 170). В апреле 1919 г. выходит новое Положение о революционных трибуналах (СУ РСФСР. 1919. N 13). Но в 1921 г. все ревтрибуналы сводятся в единую систему с нарсудами на основе Положения о народных судах 1920 г. (СУ РСФСР. 1920. N 83. Ст. 407). Наконец, относительное единство законодательства достигается в 1922 г. в связи с изданием первых Гражданского процессуального и Уголовного процессуального кодексов РСФСР (СУ РСФСР. 1923. N 46 - 47; СУ РСФСР. 1923. N 7. Ст. 106).

Этот период - начало 1920-х гг. - в советской историографии получил название "судебной реформы 20-х". Важнейшим актом этой судебной реформы принято считать Положение о судоустройстве в РСФСР (СУ РСФСР. 1922. N 69. Ст. 902). В 1924 г. в первую Конституцию СССР включается специальная глава "О Верховном Суде Союза ССР". Аналогичная глава появляется только в Конституции РСФСР (гл. 7 ред. 1925 г.). В Конституциях остальных союзных республик положение судов закрепляется только после реформы 1936 г.

Регулирование основ судопроизводства и организация правосудия отнесены Конституцией СССР 1924 г. к ведению Союза (п. "п" ст. 1 Конст). Поэтому в 1924 г. выходят Основы судопроизводства СССР и Союзных республик (СЗ СССР. 1924. N 23. Ст. 203). На основе последнего союзного законодательного акта республики принимают собственные законы о судоустройстве, например, Положение о судоустройстве РСФСР (СУ РСФСР. 1926. N 85. Ст. 624). Конституционная реформа 1936 г. приводит к реорганизации судебной системы страны. В 1938 г. выходит Закон СССР "О судоустройстве СССР, Союзных и автономных республик" (Вед. ВС СССР. 1938. N 11). В литературе этот акт заслуженно расценивается как документ, рационализировавший запутанную советскую судебную систему.

В 1957 - 1958 гг. в СССР на волне модернизации советского общества, борьбы с пережитками сталинизма и пр. принимаются новые Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (Вед. ВС СССР. 1959. N 1. Ст. 7). Новую редакцию они получат в 1980 г. (Вед. ВС СССР. 1980. N 27. Ст. 545). В 1957 г. выходит новое сепаратное Положение "О Верховном Суде СССР". Первое Положение "О Верховном Суде СССР" было издано еще 23 ноября 1923 г., которое сменил новый акт 1929 г. (СЗ СССР. 1929. N 50. Ст. 445). В 1979 г. Положение о Верховном Суде сменяет Закон "О Верховном Суде СССР" (Вед. ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 842).

Вторая волна кодификации процессуального советского права приходится на начало 1960-х гг. Тогда в 1960 г. выходит новый УПК (Вед. ВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 592), а в 1964 г. - ГПК. Изданию этих кодексов предшествовало издание соответствующих Основ.

Законодательство о прокуратуре.

Наряду с актами, регулировавшими судоустройство в Советской России, необходимо выделить нормативные документы, регулировавшие вопросы организации прокуратуры и адвокатуры. Изначально, разумеется, эти институты рассматривались большевиками как излишнее украшение, декоративный элемент и буржуазный пережиток, только удлинявший пролетарский процесс. Тем не менее в самом начале в процесс допускались обвинители и защитники, но не на профессиональной основе. Это могли быть граждане обоего пола, не опороченные по суду, - вот и вся их профессиональная подготовка! Только в мае 1922 г. выходят первые советские акты, учреждавшие в Стране Советов профессиональную прокуратуру и адвокатуру. Конституция СССР 1924 г. впервые вводит должность Прокурора Верховного Суда СССР (ст. 46). Тем не менее единой системы прокурорского надзора тогда создано не было. Датой рождения единой системы прокуратуры считается 20 июня 1933 г., когда принимается Постановление ЦИК и СНК СССР "Об учреждении прокуратуры СССР" (СЗ СССР. 1933. N 40. Ст. 239). Положение о прокуратуре принимается в декабре того же года (СЗ СССР. 1934. N 1. Ст. 2а - 2б). В 1936 г. образуется союзно-республиканский Наркомат юстиции, в связи с чем органы прокуратуры входят в его состав, где образуют отдельную вплоть до сего дня ветвь государственного контроля и надзора в России (Вед. ВС СССР. 1936. N 40. Ст. 338). Конституция СССР 1936 г. только фиксирует развитие государственного механизма в этой области. С 1946 г. должность Прокурора СССР переименовывается в "Генерального прокурора СССР" (Вед. ВС СССР. 1946. N 10).

Вопросы прокурорского надзора, организации работы прокуратуры в это время регулировались также процессуальными кодексами союзных республик. В 1955 г. выходит новое Положение о прокурорском надзоре в СССР (Вед. СССР. 1955. N 9). Год спустя Президиум Верховного Совета СССР принимает Постановление о структуре центрального аппарата прокуратуры СССР (Вед. ВС СССР. 1956. N 8). Совершенствование прокурорского надзора в это время идет по линии упразднения органов специализированного прокурорского надзора. Наконец, в 1979 г. принимается Закон СССР о прокуратуре СССР (Вед. ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 843).

Законодательство об адвокатуре.

Профессиональная адвокатура разделила вместе со старыми судебными учреждениями их участь при приходе большевиков к власти. Само слово "адвокат" оказалось не в чести, однако Декрет о суде N 2 предусмотрел возможность образования при местных Советах особых коллегий правозащитников. Эти правозащитники назначались и отзывались со своих должностей Советами же. Дальнейшее развитие советского права в этом вопросе приходится на конец 1918 г., когда, принимая новое Положение о советском суде, большевики санкционировали создание коллегий защитников, назначение членов которых теперь уже вверялось исполкомам местных Советов (СУ РСФСР. 1918. N 52. Ст. 589).

Разумеется, подобная административная заорганизованность и опека над лицами одной из самых свободных профессий себя не оправдали. Ни о какой независимости защиты в этот период говорить не приходится, что признавалось самими коммунистами.

Так, один из них совершенно резонно отмечал: "...не может существовать государственной адвокатуры, ибо она в конечном счете бесспорно проституировалась бы. Более несчастного и более вредного, чем институт коллегии правозаступников государственного учреждения, наша история не знает. Даже подпольная адвокатура несколько выше. Необходима независимая от государственной власти защита" [Еженедельник. 1922. N 6. С. 10].

Тем не менее общее отношение к адвокатуре у большевиков оставалось более чем сложным. Например, известен Циркуляр ЦК РКП(б) от 2 ноября 1922 г., которым коммунистам запрещалось становиться адвокатами без санкции губернской партийной организации, кроме того, им строго запрещалось защищать в суде определенные категории лиц.

Однако тяга большевиков к некоторым формам цивилизации все же дала о себе знать, и профессиональная адвокатура появилась в 1922 г. Вышедшее тогда Положение об адвокатуре последовательно менялось в 1939 г. и 1962 г. В 1979 г. вышел уже особый Закон "Об адвокатуре в СССР" (Вед. ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 846).

Система судебных инстанций.

Ответить на вопрос о судебных инстанциях в Советской России представляется довольно трудной задачей, поскольку до 1920 г. в России существовала параллельная система народных судов и революционных трибуналов, к последним еще в 1918 г. добавились революционные трибуналы по делам печати. К этому необходимо добавить систему судов для отдельных видов транспорта. Путаницу усиливали формы внесудебной расправы, когда судебными функциями наделялись карательные органы. Да и сама конструкция Советской власти отрицала принцип разделения властей, следовательно, не признавала она и судебную власть в качестве самостоятельной ветви государственного властвования и управления. В общем виде картина судебных инстанций будет тем не менее следующая.

Декрет о суде N 1 учредил местные суды, которым были подсудны уголовные дела, наказание за которые предусматривалось в виде лишения свободы сроком не свыше двух лет, гражданские иски - на сумму не свыше 3 тыс. руб. Все остальные дела подлежали ведению революционного трибунала. Статья 8 Декрета гласила: "Для борьбы против контрреволюционных сил, в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов".

Декрет о суде N 2 создал вторую инстанцию над местными судами, которые стали именоваться уже "народными", а именно окружные народные суды. Окружные народные суды рассматривали уголовные и гражданские дела, превышавшие компетенцию местных народных судов. Декрет о суде N 3 расширил компетенцию местного народного суда, образовав особую кассационную инстанцию для обжалования его решений - Совет местных народных судей.

Таким образом, к 1922 г. ко времени проведения "судебной реформы" в большевистской России мы наблюдаем следующую картину судебных установлений. Судом первой инстанции, решавшей все дела по существу, являлся "единый народный суд", который действовал "на территории района уездного или городского" (ст. 2 СУ РСФСР. 1920. N 83. Ст. 407). Количество судей, входивших в состав суда, определялось для каждого суда губернским исполкомом. Компетенция единого народного суда была обширна: "Народному суду в пределах района подсудны все уголовные дела, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также дела в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения Республики или лица установление факта или события" (ст. 4 Пол. о нарсуде 1920 г.).

В составе нарсуда различалось несколько присутствий: единоличное присутствие народного судьи, народного судьи и двух заседателей, народного судьи и шести заседателей. Судьи единолично рассматривали дела, связанные с бесспорным производством и ведением предварительного следствия и дознания. Большое присутствие суда (судья и шесть заседателей) рассматривало дела, связанные с тяжкими уголовными преступлениями, малое присутствие (судья и два заседателя) рассматривало остальные уголовные и все гражданские дела.

Кассационной инстанцией по решениям народных судов были Советы народных судей, состоявшие из судей округа, губернии, назначение которых подлежало ведению губисполкома. Тем не менее, как гласил закон, "право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов и Советов народных судей принадлежит Народному комиссариату юстиции и определяется особым положением" (прим. к ст. 84 Пол. о нарсуде 1920 г.).

Фактически Советская власть в своем "прогрессивном" стремлении вперед сделала громадный шаг назад по сравнению с "реакционной" царской юстицией. Светская власть восстановила зависимость суда от администрации!

Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы, сведенные к 1921 г. в единую систему, возглавляемую Верховным трибуналом при ВЦИК РСФСР (СУ РСФСР. 1921. N 51. Ст. 294). Также следует указать на судебные полномочия такого ведомства, как ВЧК.

Особо следует остановиться на вопросе "качества" судебного корпуса. Оно, это качество, было катастрофически низким. Вот, например, какие требования к народному судье предъявлял закон: "1) иметь право избирать и быть избираемыми в Советы... 2) иметь политический опыт работы в пролетарских организациях, партии, профессиональных союзах, кооперативах, фабрично-заводских комитетах и советских учреждениях, 3) иметь теоретическую или практическую подготовку для должности народного судьи. Постоянный народный судья должен безусловно удовлетворять первому и хотя бы одному из последних двух" (ст. 12 Пол. о нарсуде 1920 г.). К сожалению, подобное непростительное отношение к качеству судьи как профессиональному юристу составило в СССР традицию, сохранившуюся до последних лет его существования. Общий образовательный уровень советского судебного корпуса всегда заставлял желать лучшего.

После реформы 1922 г. картина судебных инстанций РСФСР резко меняется. Согласно Положению о судоустройстве в РСФСР (СУ РСФСР. 1922. N 69. Ст. 902) в Республике с 1 января 1923 г. учреждалась следующая система судебных установлений.

Судом первой инстанции продолжали оставаться народные суды, их компетенция не претерпевала существенных изменений. Советы народных судей были упразднены. Судом второй инстанции, рассматривавшей кассационные жалобы, стали губернские суды. Помимо обжалования дел губернские суды по первой инстанции стали рассматривать дела, перешедшие к ним от революционных трибуналов. Высшей судебной инстанцией становился Верховный Суд РСФСР, которому вверялось надзорное и кассационное производство по решениям нижестоящих судов. Верховный Суд также рассматривал особые категории дел по так называемым наиболее важным преступлениям.

Образование СССР привело к возникновению высшей судебной инстанции Союза - Верховного Суда СССР, полномочия которого, надо это заметить, были первоначально довольно скромными. Статья 43 Конституции СССР 1924 г. наделяла Верховный Суд правом дачи верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам союзного законодательства, правом надзора <1> за решениями этих судов, причем окончательное решение принимал ЦИК СССР по представлению Верховного Суда. В компетенцию Верховного Суда СССР входило рассмотрение споров между самими республиками, а также "дача заключений по требованию ЦИК Союза ССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции" (п. "в" ст. 43 Конст. 1924 г.). Суд рассматривал дела по обвинению высших должностных лиц СССР.

--------------------------------

<1> Напомним, что в советском процессуальном праве кассационное обжалование допускалось по решениям суда, не вступившим в законную силу, тогда как надзорное производство открывалось по решениям, уже вступившим в силу.


Союзные основы судопроизводства (СЗ СССР. 1924. N 23. Ст. 203) окончательно, можно так сказать, установили в стране систему, делившую судебные установления на союзные и республиканские. К союзным относились Верховный Суд и органы специальной юстиции, например военные трибуналы; к республиканским - народные суды, губернские суды, суды автономных республик (которые именовались то "высшими", то "главными"), верховные суды республик. В 1929 г. компетенция Верховного Суда СССР была существенно расширена (СЗ СССР. 1929. N 50. Ст. 445). В 1930 г. специальная юстиция в СССР была дополнена железнодорожными линейными судами (СЗ СССР. 1930. N 57. Ст. 601). Три года спустя они напрямую были подчинены ведомству Верховного Суда СССР (СЗ СССР. 1933. N 55. Ст. 324). В 1934 г. к надзорной власти Верховного суда СССР были отнесены специальные транспортные суды (СЗ СССР. 1934. N 33. Ст. 251).

Все эти нововведения находят свое окончательное закрепление в Законе "О судоустройстве в СССР" (Вед. ВС СССР. 1938. N 11). Общая система судебных установлений теперь выглядела следующим образом.

Народный суд рассматривал большинство уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Суд второй инстанции - краевой, областной, окружной или автономной области - рассматривал жалобы и протесты на решения народного суда. Кроме того, Закон относил к его ведению "уголовные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также отнесенные законом к их ведению гражданские дела по спорам между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями" (ст. 32 Закона). В целом верховный суд автономной республики соответствовал по своей компетенции областному суду (ст. 40). Верховный суд союзной республики, как гласила норма Закона, "является высшим судебным органом союзной республики". На него "возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов" данной республики (ст. 45). Помимо надзора Верховные суды рассматривали кассационные жалобы и некоторые категории гражданских дел. Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом СССР. Как гласил закон, "Судебная коллегия Верховного Суда СССР по уголовным делам рассматривает уголовные дела, отнесенные законом к ее ведению, а также рассматривает протесты на приговоры и определения Верховных судов союзных республик" (ст. 66). Закон определял в качестве "специальных судов СССР" военные трибуналы, линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта (ст. 53). Два последних вида судов просуществовали тем не менее до 1957 г., когда они были упразднены (Вед. ВС СССР. 1957. N 4. Ст. 86).

Последний пароксизм творчества Советской власти в области судоустройства ознаменовался принятием Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (Вед. ВС СССР. 1959. N 1. ст. 12). Новая редакция Основ дана в 1980 г. Эти Основы учредили систему инстанций, просуществовавшую до развала СССР и доставшуюся в наследство республикам.

Итак, первой инстанцией являлся народный суд, создаваемый на уровне района (города). Юрисдикция этих судов была определена достаточно широко (ст. 35 УПК РСФСР 1960). Им были подведомственны все гражданские и уголовные дела, за исключением важных, отнесенных к ведению судов второй инстанции. С 1987 г. в их ведомство попали дела, связанные с обжалованием неправомерных решений должностных лиц.

В состав нарсуда входили судьи и народные заседатели. И те и другие стали избираться местным населением еще с 1958 г. Количество народных судей и народных заседателей устанавливалось исполкомом соответствующего Совета по представлению начальников отделов юстиции последних. Из числа избранных судей районный Совет назначал председателя, который руководил работой своих коллег. В составе суда имелись канцелярия и судебные исполнители, которых назначал на должность начальник отдела юстиции исполкома соответствующего Совета.

Суды второй инстанции - краевые, областные, автономной области и округа. Различались также городские суды на правах областных для больших городов, таких как Москва, Ленинград и т.п. В юрисдикцию этих судов входили дела в порядке кассационного производства, а также некоторые категории уголовных и гражданских дел, определяемых как "сложные" (ст. 36 УПК РСФСР 1960). Состав областных и приравненных к ним судов формировался соответствующими Советами по представлению Министерства юстиции соответствующей союзной республики (ст. 20 Основ 1958 г.). В областных судах уже различался такой рабочий орган, как президиум. Президиум состоял из председателя, его заместителей и определенного на каждый случай числа членов суда. Помимо президиума в составе суда различали судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Судебное присутствие состояло из судьи и двух народных заседателей, последние избирались областным Советом вместе с судьями.

Верховный суд автономной республики имел точно такую же организацию, что и областной суд. К особенностям полномочий этой судебной инстанции следует отнести то, что она обладала законодательной инициативой на уровне Верховного Совета этой автономной республики.

Высшей надзорной и кассационной инстанцией союзной республики был ее верховный суд (ст. 26 Основ 1958 г.). Кроме того, ст. 38 УПК РСФСР относила к подведомственности верховного суда и дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, а также по инициативе Прокурора РСФСР, Генерального прокурора СССР или их заместителей (Вед. ВС СССР. 1983. N 32. Ст. 1153). Избрание судей верховного суда производилось Верховным Советом союзной республики. Структура верховного суда союзной республики определялась следующим образом: пленум, коллегии по уголовным и гражданским делам, президиум. Возможность образования последнего органа Основы 1958 г. предоставляли усмотрению республиканского законодательства. Из всех союзных республик только Верховный суд Белорусской ССР не имел президиума.

Наконец, высшей судебной инстанцией СССР являлся его Верховный Суд, членов которого избирал Верховный Совет СССР сроком на пять лет. Конституционная новелла 1988 г. увеличила этот срок вдвое. Согласно закону Верховному Суду СССР были подведомственны как гражданские, так и уголовные дела "исключительной важности", которые он рассматривал в качестве суда первой инстанции. Он по-прежнему рассматривал споры между союзными республиками, но по вопросам подсудности дел. Сама советская действительность не предусматривала возможности возникновения споров между республиками по существу.

Надзорная компетенция Суда была неограниченной в пределах, допускавшихся идеологией. Как гласила ст. 1 Закона о Верховном Суде СССР 1979 г., "всей своей деятельностью Верховный Суд СССР призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, воспитывать граждан в духе преданности Родине и делу коммунизма, в духе точного и неуклонного исполнения Конституции СССР и советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам социалистического общежития".

Военная юстиция прошла свой путь развития, который увенчался изданием в 1980 г. последнего по времени Положения о военных трибуналах.

Судом первой инстанции являлись военные трибуналы армий, флотилий, воинских соединений (дивизий) и гарнизонов. Второй инстанцией являлись трибуналы видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и отдельных армий. Высшей судебной инстанцией военной юстиции СССР была Военная коллегия Верховного Суда СССР. В состав военных трибуналов помимо судей входили народные заседатели, избираемые личным составом воинских частей.

Квазисудебные органы.

Арбитраж. К подобным органам в СССР относился в первую очередь так называемый арбитраж. Органы арбитража были созданы еще в 1922 г. в связи с невозможностью решения вопросов делового оборота исключительно административными мерами. Особенностью советского арбитража было то, что к его услугам могли обращаться только юридические лица, предприятия и организации. Организационно арбитраж был представлен в виде особых арбитражных комиссий при губернских - ЭКОСО. Высшая арбитражная комиссия (ВАК) создавалась при СТО республики. Положение о государственном арбитраже 1931 г. предусматривало создание особых арбитражных комиссий при исполнительно-распорядительных органах (СНК) союзных республик (СЗ СССР. 1931. N 26. Ст. 26). В 1934 г. образуется Внешнеторговая арбитражная комиссия при Всесоюзной торгово-промышленной палате (ВТПП). Положение о государственном арбитраже 1931 г. действовало с редакционными поправками вплоть до 1960 г. В указанном году выходит новое Положение (СП СССР. 1960. N 15. Ст. 127). Важное новшество принесло Положение 1974 г. (СП СССР. 1974. N 4. ст. 19). Этим актом устанавливалась единая система государственного арбитража СССР. Конституционную санкцию на особый статус органы арбитража получили по Конституции СССР 1977 г. - ст. 163.

Своеобразный итог развития органов арбитража подвел Закон "О Государственном арбитраже в СССР" (Вед. ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 844). Согласно этому Закону в СССР действовали государственные арбитражи при Совмине СССР - Государственный арбитраж СССР, при Совминах союзных республик - государственные арбитражи республик. При Совминах автономных республик также предусматривалась возможность создания арбитражей. Низшей инстанцией государственного арбитража являлась его краевая или областная организация. Однако по согласованию с Государственным арбитражем СССР органы арбитража могли образовываться Совмином союзной республики на уровне отдельного города, автономного округа (ст. 5 Закона). Дела, в которых одной из сторон являлось иностранное физическое или юридическое лицо, а другой - советская организация, рассматривались во Внешнеторговой арбитражной комиссии при ВТПП, с 1987 г. Комиссия была переименована в Арбитражный суд (Вед. ВС СССР. 1987. N 50. Ст. 806). С 1980 г. при Палате стала действовать Морская арбитражная комиссия (Вед. ВС СССР. 1980. N 42. Ст. 868). Период перестройки также отразился на хозяйственном арбитраже. В 1990 г. образуется Верховный Арбитражный Суд СССР (Вест. СНД и ВС СССР. 1991. N 1. Ст. 3). В октябре 1991 г. - Высший Арбитражный Суд РСФСР (Вест. СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776).

С 1924 г. граждане СССР могли по взаимному согласию обратиться для разрешения своего спора в третейский суд (СУ РСФСР. 1924. N 78. ст. 783). С указанного года Положение о третейском суде стало особым приложением к ГПК РСФСР и, следовательно, союзных республик.

Комитет конституционного контроля. Еще одним квазисудебным органом стал образованный в эпоху перестройки Комитет конституционного контроля СССР, в подражание которому были созданы аналогичные органы в структуре власти РСФСР (Вест. СНД и ВС РСФСР. 1989. N 4. Ст. 1303). Полноценным судебным органом Комитет стал позднее (Вест. СНД и ВС РСФСР. 1990. N 29. Ст. 395).

Товарищеский суд. Подобного рода орган появился в 1919 г. под названием "рабочий дисциплинарный товарищеский суд" (СУ РСФСР. 1919. N 56. Ст. 537). Цель создания этих квазисудебных органов определялась следующим образом: "в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда до наивысших пределов и целесообразного использования всех производительных сил, имеющихся в стране". Суды "учреждались на всех предприятиях, а также при местных отделах профессиональных союзов". Первоначально компетенция этого органа была довольно скромной: "нарушение всеми работающими в предприятиях и учреждениях общего нормального положения о тарифе, специальных дополнений к нему, правил внутреннего распорядка, а также постановления союзных органов о трудовой и союзной дисциплине" (ст. 2 Пол. 1919 г.). Но вот право наложения наказаний этим "судом" было несоразмерным его компетенции: от объявления выговора до "увольнения из предприятия с передачей в концентрационный лагерь" (ст. 9 Пол. 1919 г.).

С течением времени в деятельности товарищеских судов наметилась иная тенденция. Уже новое Положение о дисциплинарных товарищеских судах 1921 г. (СУ РСФСР. 1921. N 23 - 24) внесло в сферу его компетенции уголовный элемент: дела о мелких хищениях на рабочем месте и т.п. Еще позднее компетенция этих судов расширяется за счет дел "о распитии спиртных напитков в общественных местах, дворах, подъездах", "оскорблении, клевете, побоях и мелких телесных повреждениях", "о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию детей" и прочие мелкие дела (ст. 7 Пол. 1979 г.), что, несомненно, разгружало низовые судебные инстанции от текучки. Но вот сфера дисциплинарной власти товарищеского суда к 1970-м гг. подверглась ограничению. "Суд" мог "обязать принести публичное извинение" или "поставить перед руководством предприятия вопрос об увольнении". Товарищеский суд также мог рассматривать гражданские иски ценой не свыше 50 руб. (после реформы 1961 г.), а также налагать небольшие денежные штрафы за мелкие административные прегрешения (Вед. ВС РСФСР. 1977. N 12. Ст. 254).

Органы внесудебной репрессии.

Пожалуй, самыми безобидными из данного ряда органов были "туземные органы власти северных окраин", на которые еще с 1928 г. были возложены функции суда (СЗ СССР. 1927. N 32. Ст. 330). Безусловно, самую печальную славу главного органа внесудебной расправы заслужил "вооруженный отряд партии" - органы государственной безопасности.

ВЧК получает впервые право на бессудный расстрел по Декрету СНК РСФСР от 21 февраля 1918 г. Другим Постановлением СНК от 5 сентября 1918 г., получившим печальную известность "О красном терроре", ВЧК получила право вдобавок к расстрелам помещать "врагов народа" без суда в концентрационные лагеря и другие места заключения (СУ РСФСР. 1918. N 65. Ст. 710). Тогда же чекисты получают право ссылки и административного выселения лиц, признанных неблагонадежными. В это время административная власть советского наркома и его заместителей расширяется настолько, что они могли поместить любого из сотрудников своего аппарата под арест в ЧК сроком на две недели. Эти две недели подчас растягивались на месяцы. Таким образом, большевики перевоспитывали старые буржуазные кадры, услугами которых им приходилось пользоваться.

Последующее законодательство только расширяет пределы внесудебной репрессии. Так, п. 2 Декрета ВЦИК от 17 февраля 1919 г. гласил: "При наличии вооруженных выступлений (контрреволюционных, бандитских и т.п.) за чрезвычайными комиссиями сохраняется право непосредственной расправы для пресечения преступлений" (СУ РСФСР. 1919. N 12). Вот это "право непосредственной расправы" и явится в дальнейшем своего рода legitimatio causa внесудебных полномочий "карающего меча революции".

Одним из первых структурных подразделений ВЧК, занятым непосредственно расправой, исследователи называют революционный трибунал по делам о спекуляции, созданный при ВЧК 21 декабря 1919 г. Однако без преувеличения можно сказать, что вся Комиссия целиком, что называется in corpore, представляла собой один большой орган внесудебной расправы. Действия чекистов в конце концов вызвали протесты даже среди правоверных коммунистов, поэтому IX Всероссийский съезд Советов принял 28 декабря 1921 г. известное постановление, положившее начало реорганизации ВЧК. "Съезд считает, - говорилось в постановлении, - что ныне укрепление Советской власти вовне и внутри позволяет сузить круг деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушениями советских законов на судебные органы" (СУ РСФСР. 1922. N 4. Ст. 42). В феврале 1922 г. ВЧК упраздняется, но ее функции передаются Главному политическому управлению (ГПУ), которому уже 16 октября того же 1922 г. дается право "внесудебной расправы вплоть до расстрела в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях". НКВД, ставший правопреемником ВЧК (СУ РСФСР. 1922. N 16), получил право административной высылки "лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям" (СУ РСФСР. 1922. N 51).

Образование СССР возвысило ГПУ, которое стало теперь Объединенным управлением. Рост административного могущества этого органа выразился в принятии ЦИК СССР Положения о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь. Этим Положением образовывалось Особое совещание (ОСО) при ОГПУ в составе трех членов коллегии ОГПУ и представителя прокуратуры. Одновременно расширялись права коллегии ОГПУ на применение непосредственной расправы в качестве уголовной репрессии. В апреле 1927 г. ОГПУ получает право внесудебной репрессии по делам о "вредительстве"; это поручение ЦИК СССР стало применяться по аналогии. В октябре 1929 г. в аппарате ОГПУ появляются печально известные "тройки" для "предварительного рассмотрения законченных следственных дел и последующего доклада на судебных заседаниях коллегии или Особого совещания" [О внесудебных органах. 1990. N 10. С. 81]. Конечно, не стоит обманываться на счет преюдициального характера подобных решений, все они фактически представляли собой sententio finalis.

В дальнейшем права "троек" и ОСО только расширились. Коллективизация спровоцировала наделение их правом непосредственной расправы для "ликвидации кулачества как класса". Тогда появляются "тройки" на местах, куда помимо представителя ОГПУ входили районный прокурор и секретарь райкома ВКП(б). В августе 1933 г. в компетенцию "троек" входят дела, связанные с нарушением паспортного режима.

В 1934 г. ОГПУ ликвидируется и сливается с аппаратом НКВД СССР, в составе которого продолжило существование ОСО, наделенное уже правом заключать лиц в лагеря сроком до пяти лет или выдворять их за пределы СССР. В мае 1935 г. в канун так называемого великого террора, хотя этот террор в отношении русского народа никогда не прекращался, на местах, на уровне область - край, образуются "тройки" в составе представителя НКВД, начальника областной милиции и начальника отдела НКВД, в ведении которого находятся дела подлежащих репрессии лиц. В 1937 г. в дополнение к "тройкам" образуются "двойки" из представителя республиканского НКВД и начальника УНКВД. В ноябре 1938 г. "тройки" и "двойки" были ликвидированы, но ОСО при НКВД СССР осталось. В составе главного карательного органа Советского Союза ОСО продолжило свою работу вплоть до 1 сентября 1953 г.

И еще одна важная, но малозаметная деталь. Дело в том, что только в 1958 г. было принято принципиальное решение о принятии на работу в органы государственной безопасности лиц исключительно с высшим образованием. До этого образовательный уровень чекистов, полагаем, что сознательно, принижался. Малограмотного, а то и невежественного человека легче заставить выполнять любые приказы.

Важно подчеркнуть, что под конец своей власти партия все же отважилась на более или менее здравую юридическую оценку внесудебной репрессии. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. все эти органы были квалифицированы как "антиконституционные". Весьма слабое утешение для миллионов замученных, не правда ли?


К содержанию


Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (09.06.2013)
Просмотров: 749 | Теги: Советского, законодательства, государства, карательных, прокуратуре, судебных, Квазисудебные, РЕВОЛЮЦИЙ, Россия, органов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь