Вторник, 26.09.2017, 23:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Глава XI. РОССИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ (часть 1-2)

Глава XI. РОССИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ

§ 1. Территория России после 2 марта 1917 г.

Предыдущая страница

Развал СССР.

В конечном счете конфедеративный характер Союза дал о себе знать в момент, когда бацилла национализма проникла в политическое ядро советской системы - КПСС. Националистические и сепаратистские силы вместо того, чтобы создавать собственные параллельные органы власти и управления, впрочем, кое-где они пытались это сделать, но безрезультатно, воспользовались либерализацией избирательного законодательства 1988 г. В результате советские органы власти в республиках оказались инфицированными сепаратистами. Положение усугубилось открытыми конфликтами между отдельными республиками. По некоторым из них прокатилась волна расправ над этническими меньшинствами. Особенно печально было то, что все эти негативные процессы протекали на фоне бездействия союзного центра.

С лета 1990 г. начинается "парад суверенитетов", спровоцированный руководством РСФСР. Параллельно ему начинается процесс переговоров между союзными республиками на предмет перезаключения нового союзного договора. В различных редакциях проектов этого договора все явственнее проступают суперконфедеративные черты возможного будущего объединения. Фоном для переговоров служит все углубляющийся кризис экономики страны и общества. Не ошибемся, если скажем, что в пятилетие между 1986 и 1991 гг. Россия пережила вторую Февральскую революцию, повторив в более замедленном темпе ее бурные события. В который раз можно было убедиться в верности слов о том, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса.

События по развалу Советского Союза только ускорились после провала в августе 1991 г. так называемого путча. Двусмысленность этого события в юридическом плане показали дальнейшие события - амнистия ее участников и полное оправдание с формулировкой "за отсутствием состава преступления" тех из них, кто намеренно отказался от амнистии. Важно подчеркнуть, что сама амнистия и суд над участниками ГКЧП проходили уже в демократической России.

Однако этой более чем скромной попытки наведения хоть какого-то порядка в скатывающейся в пропасть стране оказалось достаточно, чтобы процесс развала Союза прошел, как говорится, точку возврата. Шестого сентября 1991 г. сам СССР признал de iure независимость Прибалтийских республик. Сам Союз в лице своего высшего органа власти на тот момент - Государственного Совета - нарушил собственный закон годовой давности! De facto из состава Союза вышла Грузия, где к власти прорвались ультранационалистические силы, затеявшие гражданскую войну в собственной стране. О независимости объявили Армения, Азербайджан, Молдавия, Украина. Сепаратистские настроения усилились абсолютно во всех союзных республиках.

В этой обстановке лидеры трех республик: РСФСР, УССР и БССР собрались в начале декабря 1991 г. на Беловежское совещание, на котором выработали механизм окончательного упразднения СССР. Результатом этой "посиделки на троих" явилось принятие Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. В преамбуле этого более чем сомнительного документа говорилось: "...констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование".

Союзный договор 1922 г. был договором категории международных. Его участники никак не могли свидетельствовать о его ничтожности. Для этого необходима процедура денонсации, т.е. выхода из состава его участников. Это первое. Второе. Союзный договор 1922 г. утратил свою силу уже в 1924 г. с принятием Конституции СССР 1924 г. согласно общеизвестному юридико-техническому правилу: lex posteriori derogatpriori. Это положение обесценивает Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. Третье. Полномочия глав государств, подписавших Соглашение об СНГ, более чем сомнительны. Они просто не имели права на совершение подобного рода актов. Напомним, тогда еще во всех союзных республиках действовала советская система власти. Именно эта система делала Верховные советы республик высшими, верховными органами власти в каждой из них. Президент мог считаться главой исполнительно-распорядительных органов власти, образуемых Советами. Далее мы об этом скажем подробнее, но здесь заметим: Советская власть не просто не знает принципа разделения властей, она его отрицает. Единственное спасение для трех деятелей, совершивших преступление действительно "геополитического масштаба", заключалось в том, что Верховные советы трех республик ратифицировали Соглашение об образовании СНГ post factum.

До сих пор не покидает мысль, что депутаты Верховных советов, как и главы их республик, стремились во что бы то ни стало решить одну практическую задачу. Убрать из политической жизни Горбачева - тогдашнего Президента СССР. Даже ценой упразднения поста, который он занимал, т.е. упразднения государства.

Одним словом, кризис был налицо, решать его было необходимо. Но вот вопрос, всегда стоящий перед деятелем, претендующим на то, чтобы соответствовать масштабу времени. Это выбор между дикостью и цивилизацией. Существует известное определение того и другого феномена. Скажем, цивилизация - это, когда, например вам нужно сорвать яблоко с яблони, цивилизованный человек попытается это сделать с помощью простейших приспособлений, наконец, смастерит лестницу, чтобы подняться и сорвать яблоко. Дикарь поступит иначе - срубит яблоню и сорвет яблоко. Соответственно, полагаем, каждому предоставлено право судить о степени цивилизованности тех, кто разрушил Советский Союз как "геополитическую реальность"!

25 декабря 1991 г. Россия возвращается в административные границы РСФСР. Это означает, что в конце XX в. западная граница России проходит там, где она проходила в начале XVI в. Ничего не скажешь, хорошо потомки распорядились наследием предков!

Государственная граница СССР (Большой России).

Большая Россия - Советский Союз - была уникальным государством - самым большим государством на Земле. Территория ее владений в Европе равнялась 5,57 млн. кв. км. В Азии ее территория соответствовала 16,83 млн. кв. км. Общая протяженность границ Большой России равнялась 67 тыс. км, из которых 20 тыс. приходилось на сушу, а 47 тыс. были водной границей. Надо заметить, что в сравнении с Российской империей Советский Союз лишь ненамного уступал ей по размеру территории.

Особенностью советского периода прежде всего стало то, что Советская власть позаботилась о легальном определении понятия государственной границы. В старом русском праве такого определения не было, хотя сам термин, безусловно, употреблялся.

В законодательстве СССР о государственной границе мы можем последовательно выделить три этапа. Первый - довоенный - характеризуется отсутствием единого акта, регулирующего режим государственной границы. В общем и целом вопросы, связанные с границей, решались Положением об охране Государственной границы СССР 1927 г., редакционные правки 1935 г. (СЗ СССР. 1927. N 62. Ст. 624, 625 и СЗ СССР. 1935. N 45. Ст. 377). Сюда же следует отнести Положение о въезде в пределы СССР и о выезде из пределов СССР 1925 г. (СЗ СССР. 1925. N 37. Ст. 277). Второй - послевоенный - знаменателен своеобразной кодификацией норм права по этому вопросу. В результате в 1960 г. выходит Положение об охране Государственной границы СССР (Вед. ВС СССР. 1960. N 34. Ст. 321). Значительная редакционная правка Положения была сделана в 1971 г. Указом Президиума ВС СССР (Вед. ВС СССР. 1971. N 24. Ст. 254). Наконец, третий ознаменовался принятием уже не Положения, что в номенклатуре советских источников права указывало на принятие такой нормы исполнительно-распорядительным органом высшего органа государственной власти - ЦИКом Союза СССР или Президиумом ВС СССР, а закона - акта, принятого самим высшим органом государственной власти. Закон о Государственной границе СССР был принят в 1982 г. (Вед. ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891). Сепаратные нормы относительно режима границы можно было также встретить в Уголовных кодексах союзных республиках, Таможенном и Воздушном кодексах СССР.

Легальное определение границы появляется только в Положении 1960 г., акт 1927 г. только употреблял сам термин, не давая ему определения. Итак, согласно ст. 1 Пол. 1960. государственная граница представляла собой "линию, определяющую пределы сухопутной и водной территории Союза ССР. Вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, является границей воздушного пространства Союза ССР". Данное определение, несомненно, реципированное из действовавшего на тот момент международного права, говорило о постепенной адаптации власти к реалиям мирового сообщества. Также в этом Положении мы впервые встречаем определения внутренних вод, исторических вод, территориального моря - словом, то, что уже было кодифицировано к 1958 г. в виде соответствующих конвенций ООН по морскому праву. Также о влиянии международного права на советское в этом вопросе говорит и новая редакция определения порядка отсчета ширины территориального моря (ст. 3 Положения 1960 г. (Вед. ВС СССР. 1971. N 24. Ст. 254)). Закон 1982 г. может быть рассмотрен как акт, вносивший во многом только редакционные правки, хотя и существенные, в прежний нормативный материал. Например, в ст. 1 этот Закон упоминал недра, на которые также распространялся режим государственной границы.

В общем и целом относительно ширины территориального моря внутреннее право исходило из нормы, установленной еще в 1909 г. Государственной Думой Российской империи, - 12 морских миль. Большевики были последовательны и уже в 1918 г. они подтвердили это положение (СУ РСФСР. 1918. N 44. Ст. 539). В 1921 г. совместным Постановлением ЦИК и СНК СССР эта норма была повторена. С реализацией этого положения связан известный инцидент с так называемым ультиматумом Керзона. Великобритания, как в 1910 г., так и в 1923 г., когда Советское правительство возобновило старую практику, заявило о непризнании такой ширины территориального моря, настаивая на обычной норме в три морские мили. Конфликт касался района Белого моря. Только рост военного могущества СССР заставил сопредельные с ним страны уважать советскую точку зрения.

Единственный вопрос, который долго оставался нерешенным, касался так называемого права мирного прохода иностранных военных судов через территориальные воды СССР. Возможность осуществления такого права СССР признавал всегда, например ст. 24 Пол. 1927. Однако с самого начала СССР настаивал на разрешительном порядке такого прохода. Впрочем, многие страны придерживались такой же практики. Однако международное морское право с 1958 г. пошло по пути установления уведомительного порядка на право осуществления мирного прохода через территориальное море.

Данный конфликт правовых порядков особенно обострился после 1983 г., когда военные корабли ВМС США зачастили в советские территориальные воды с "мирным" проходом. Особую остроту эти инциденты приобрели в 1986 г. и 1988 г., когда корабли советского ВМФ вынуждены были буквально таранить боевые корабли американцев и выталкивать их из советских территориальных вод. Вопрос был улажен в 1989 г. в духе так называемого нового мышления. В этот год СССР и США обменялись письмами по поводу однообразного толкования понятия права мирного прохода, что фактически означало очередное дипломатическое поражение СССР. Слабым утешением звучало обещание США не иметь больше намерений заходить в территориальное море СССР в Черном море.

К внутренним водам СССР согласно Положению 1960 г. относились воды портов, заливов, бухт и т.п., если ширина прохода в них не превышала 24 морские мили (ст. 4). Это же положение было повторено в Законе 1982 г. (ст. 6) с добавлением к внутренним водам пространства, лежащего за пределами прямых исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря, а также вод рек, озер и других водоемов, берега которых принадлежат СССР. В отношении внутренних вод следует отметить Постановление Совмина СССР 1957 г., которым к внутренним водам СССР были отнесены территории Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря и Чукотского моря. Как свидетельствуют современные экологи, это самые чистые моря на земном шаре. Однако сегодня приходится признать, что правопритязания России на эти моря были обеспечены тогда, как и сейчас, исключительно правом лоцманской проводки иностранных кораблей по Северному морскому пути. СССР допустил проходы иностранных кораблей по Севморпути в 1990 г. с обязательной лоцманской проводкой (Пост. СМ СССР от 1 июля 1990 г.). Фактически к внутренним водам СССР можно было отнести Каспийское море, поскольку Россия и только Россия еще со времен Гюлистанского мирного договора с Персией 1812 г. имела право содержать на этом море военные корабли! В 1991 г. этот статус испарился как дым.

К историческим водам Положение 1960 г. и Закон 1982 г. относили воды, исторически принадлежавшие СССР. Фактически эта норма советского права содержала в себе отсылку к имперскому праву России, которым устанавливался такой режим для вод некоторых заливов, например, вод залива Петра Великого в Японском море, каковой статус эти воды получили еще в 1901 г. в Правилах морского промысла в территориальных водах, изданных Приамурским генерал-губернатором. Последовательно актами 1907, 1928 и 1944 гг. этот статус подтверждался.

Впервые экономическая зона СССР в открытом море (200 морских миль) была установлена Указом Президиума ВС СССР от 28 февраля 1984 г. (Вед. ВС СССР. 1984. N 9. Ст. 177). Указ Президиума ВС СССР от 6 февраля 1968 г. устанавливал ширину континентального шельфа, на который претендовал Советский Союз. Особых споров у СССР со своими соседями по поводу зоны и шельфа не было, за исключением Швеции, Норвегии и США. Со Швецией переговоры шли 20 лет и закончились подписанием в 1988 г. Соглашения о демаркации владений обеих стран в Балтийском море. Стоит отметить и здесь, что в духе "нового мышления" победила шведская точка зрения на то, где должна проходить эта демаркационная линия. Такого же "успеха" достигла советская дипломатия эры Горбачева в 1990 г. при решении вопроса о демаркации владений в Беринговом море между СССР и США. Слабым утешением служит лишь тот факт, что этот договор ни со стороны СССР, ни со стороны современной России так и не был ратифицирован. В Баренцевом море Россия наследовала территориальный спор с Норвегией, который длился 30 лет (с 1977 г.). Ситуация осложнена тем, что этот спор касался границы российского сектора в Арктике и статуса архипелага Шпицберген. Очень серьезны и оборонные аспекты этого спора. Решение его в ущемление интересов России напрямую могло повлиять на боевые возможности российского Северного флота. Весной 2010 г. было объявлено о разрешении территориального спора между Россией и Норвегией по срединной линии. В какой мере этот компромисс подтверждает старую советскую "секторальную" точку зрения, остается только гадать.

В общем и целом Государственные границы СССР на момент 1 января 1991 г. выглядели следующим образом. С Норвегией сухопутная граница фактически наследовалась с имперских времен. Уточнение и демаркация ее проводились в соответствии с договором 1949 г. и договором 1957 г., которым и устанавливалось разграничение в водах Варангер-фьорда.

Режим границы с Финляндией впервые определен Юрьевским мирным договором 1920 г., по которому Советская Россия уступала Финляндии всю Западную Карелию и область Печенги на Кольском полуострове. Последовательно договором 1940 г. и Парижским мирным договором 1947 г. Финляндия была возвращена в свои нынешние границы. Исключение составляло то, что по договору 1940 г. область Печенги (Петсамо) возвращалась Финляндии с гарантией свободного транзита в Норвегию, но по договору 1947 г. эта область окончательно отошла России. Однако это не мешает чересчур ретивым финским политикам время от времени предъявлять России территориальные требования. Пик последних приходился на ельцинское безвременье.

Прибалтика была временно утеряна для России согласно Юрьевским договорам 1920 г., последовательно заключенным с каждой из бывших остзейских губерний. Эстонии и Латвии при этом со стороны России были сделаны неоправданные территориальные уступки. В 1940 г. эти территории были возвращены СССР. Следует отметить, что при этом значительно увеличилась территория Литвы за счет присоединения к ней Виленского округа, отторгнутого ранее от нее Польшей.

В 1945 г. согласно договоренностям на Потсдамской конференции в состав России входит часть территории бывшей Восточной Пруссии. Соответственно, договор с Польшей 1945 г. устанавливал границу между СССР и Польшей в этом районе южной Прибалтики.

Граница России с Польшей устанавливается согласно условиям Рижского мирного договора 1920 г. В результате своей агрессии против истощенной в мировой и гражданской войнах страны поляки смогли аннексировать территории западной части Белоруссии и Украины. Фактически это была пиррова победа, поскольку национальные меньшинства в Речи Посполитой после этого стали составлять около 45% от всего ее населения! В 1939 г. в результате упразднения Польского государства в связи с его разгромом в войне с Германией СССР вернул себе утраченные в 1920 г. территории. Фактически современная Польша является правопреемником Польской народной республики (ПНР), следовательно, не имеет никакой правовой связи с довоенным государством. Советско-польская граница была демаркирована последовательно в 1945, 1948 и 1961 гг. В 1957 и 1958 гг. проводилась граница в водах Балтийского моря и Гданьского залива соответственно.

Южный угол границ СССР на западном направлении с такими государствами, как Чехословакия, Венгрия и Румыния, был установлен в соответствии с Парижским мирным договором 1947 г. В отношении Румынии тем не менее следует отметить возвращение ею в 1940 г. незаконно оккупированной после революции территории Бессарабии, а также присоединение к СССР Северной Буковины. Последнее приобретение было более чем странным, поскольку эта территория никогда не входила в состав Российской империи. Можно только предположить, что советское правительство в этом вопросе руководствовалось исключительно этнографическими соображениями - область была населена украинцами. Как гласила нота советского правительства от 26 июня 1940 г., "Правительство СССР считает вопрос о возвращении Бессарабии органически связанным с вопросом передачи Светскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава". Несмотря на то что Антанта так и не признала законной оккупацию Румынией Бессарабии, хотя та неоднократно обращалась с подобной просьбой, Румыния заявила в ответной ноте, что она "видит себя вынужденной эвакуироваться". Но эта вынужденность стала константой после Парижского мирного договора 1947 г.

В Закавказье Советская Россия не смогла в полной мере воспользоваться наследием Империи. Прежде всего это касается границы с Турцией. Она была существенно изменена не в пользу России по Карскому договору 1921 г. Фактически Россия отдала территорию так называемой Турецкой Армении, в результате получился географический нонсенс: национальный символ Армении - гора Арарат - находится на территории Турции! Подобного рода уступчивость объясняется и в этот раз идеологическими причинами. В начале 1920-х гг. большевики почему-то были убеждены, что Турция, только-только пережившая цивилизационную революцию Кемаля Ататюрка, если и не последует по пути мировой революции, то может стать авангардом антиколониальной борьбы. Согласно этой идее ей и делали подобного рода авансы. Подробная демаркация границы проведена была в 1967 г. Территориальное разграничение в Черном море проведено в 1973 г. Карским договором 1921 г. также определялся особый статус Батумского вилайета (Аджарской АССР) в составе Грузинской ССР. Этот особый статус не может быть отменен односторонними действиями грузинских властей.

Закавказская граница с Персией (Ираном) оставалась тем не менее без изменений. Не была изменена граница с Ираном и в Закаспийской области. Здесь Советский Союз наследовал режим договора 1881 г. Обновление этого режима состоялось согласно договору 1954 г.

Включение в состав России территории Бухарского и Хивинского ханств в 1920 г. поставило на повестку дня вопрос о советско-афганской границе. Вопрос этот был улажен только в 1922 г. В 1946 г. был заключен новый договор, предоставлявший Афганистану доступ к рекам Пяндж и Амударья. До этого года Афганистан был лишен такого выхода. Окончательно режим государственной границы устанавливается между СССР и Афганистаном по договору 1958 г.

Режим советско-китайской границы оставался неизменным с дореволюционных времен вплоть до момента крушения СССР. В то же время следует отметить, что в результате возникших в конце 1950-х гг. разногласий между руководством обеих стран Китай стал выдвигать территориальные претензии к Советскому Союзу, оспаривая справедливость границы, проведенной при Циньском правительстве. В общем и целом Китай в разные годы претендовал на территорию от 1,5 до 2,1 млн. кв. км. Положение усугублялось открытыми вооруженными столкновениями на границе. России пришлось сделать ряд территориальных уступок в 1990 г. и 2005 г., чтобы считать территориальные претензии китайцев исчерпанными.

Особого упоминания заслуживает граница СССР с Монголией. До 1912 г. Монголии как таковой не существовало на политической карте мира. Однако в указанном году Монголии при поддержке России удалось добиться статуса вассального государства по отношению к Китаю. В фактически независимое государство Монголия превращается в 1920 г. в результате вторжения на ее территорию войск небезызвестного барона Унгерн фон Штернберга. Однако вслед за армией барона на территорию Монголии вторглись части Красной Армии, в результате произошла советизация Монголии. В 1921 г. Китай официально признал независимость этой страны, тогда же была демаркирована советско-монгольская граница. Фактически ее линия соответствовала пограничным трактатам, заключенным Российской империей с Циньским Китаем.

С Кореей граница России также повторяла линию прежних договоров, что нашло свое подтверждение в Договоре от 1957 г.

Государственная граница России с Японией в XX в. пережила ряд драматических изменений. В 1905 г. Японии удалось установить по 50-й параллели границу на острове Сахалин в результате несчастной для России войны. В результате теперь уже военного поражения Японии в 1945 г. Россия вернула себе южную часть острова Сахалин и все Курильские острова. Фактически граница между Россией и Японией вплоть до сего времени проходит в проливе Лаперуза, но юридического статуса этой границы до сих пор не существует. В 1956 г. СССР согласился передать японцам два острова из южной Курильской гряды в обмен на заключение мирного договора. Однако до сих пор этот вопрос так и остается открытым.

Открытым остается вопрос и о линии разграничения экономической зоны и материкового шельфа между Россией и США в Беринговом и Чукотском морях (см. выше). Тем не менее морская граница между СССР и США в Беринговом проливе соответствует договору 1867 г. Этот режим остается действенным вплоть до сего времени.

В 1926 г. Советская Россия нотифицировала свои права на северный сектор Ледовитого океана, фактически слово в слово повторив известную ноту Штюрмера 1916 г. В Постановлении ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. говорилось:

"Объявляются территорией Союза ССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна от группы островов Диомида в Беринговом проливе".

Советский Союз, надо это признать, затратил титанические усилия на подтверждение своих прав в Арктике.

Двадцать пятого декабря 1991 г. государственные границы России рухнули одномоментно. Там, где РСФСР не граничила с иностранными государствами, государственная граница стала проходить по линии административной границы. Положение усугублялось тем, что внутренние административные границы республик не могли считаться государственными в истинном значении этого слова. Линии этих границ порой проводились без здравого государственного расчета в области национальной политики. Примером могла бы послужить история с передачей Крыма из состава РСФСР в состав УССР в 1954 г. в ознаменование 300-летней дружбы украинского и русского народов! Это незаконное постановление было отменено решением Верховного Совета РФ в 1992 г.. но положения оно не исправило. Все это придает особую остроту вопросу о правовых основаниях статуса субъектов, образовавшихся вследствие развала СССР.

Правовые основания изменений границ СССР (Большой России).

Как это не может показаться парадоксальным, но претензий к границам СССР, Советской России у соседей было не меньше, чем во времена Российской империи. Как и в былые времена, одним из составляющих политики холодной войны был тезис об извечной агрессивности русских.

"Наиболее распространенные вариации: советский империализм, - писал один эмигрантский писатель, - все тот же извечный великорусский империализм, только под другой вывеской. Советская бюрократия - все та же царская, только с другой идеологией, но корни советского тоталитаризма не в марксистской идеологии, а в истории России, в ее традициях: империалистической, мессианской, бюрократической. Русские спокон веку привыкли к деспотической власти, к жестокому произволу и жестоким казням. Все это кажется неизбежным и естественным. Западная идея свободы им непонятна, они никогда свободы не знали и в ней не нуждаются, русские - прирожденные рабы" [Варшавский. 1982. С. 6] <1>.

--------------------------------

<1> И далее тот же автор продолжает: "Разговоры о том, что русский народ ответствен за все преступления советской власти, какими бы ссылками на историю и высказываниями самих русских эти разговоры не подкреплялись, - такое же проявление примитивного, погромного, геноцидного сознания, как убеждение, что все евреи отвечают за распятие Христа" [Там же. С. 9 - 10].


В который раз убеждаешься, что в основе всех подобных шаблонов западного философствования лежит зоологическая ненависть к России и русским, которые самим фактом своего существования подтверждают старый тезис: Ruthenia quai quasi est alter orbis.

Особенно отчетливо русофобские настроения проявлялись и проявляются в попытках оспорить правовые основания самих границ СССР и косвенно нынешних границ современной России. Однако обвинения Советского Союза в этом отношении беспочвенны. Как и другие государства - участники международного общения, он придерживался правовых оснований при изменении собственных границ. Таких оснований мы можем выделить несколько.

Цессия (cessio), или договорная уступка, - приобретение территории. Советский Союз в отличие, скажем, от Российской империи больше уступал, нежели приобретал. Тем не менее к классической цессии мы должны отнести все территории, полученные СССР после Второй мировой войны. Исключение составит территория Бессарабии, в отношении которой мы видим совершенно четким такое основание, как restitutio. Присоединение Бессарабии следует рассматривать именно как восстановление территориального суверенитета России, поскольку Советская Россия никогда не цедировала своих территориальных прав и не признавала законной оккупацию этой земли Румынией.

К такому правовому основанию, как incorporatio, мы должны отнести вступление в 1940 г. Прибалтийских государств в СССР. Инкорпорацией следует считать и возвращение западных частей Украины и Белоруссии, поскольку цедент в момент передачи прав отсутствовал - он попросту уже не существовал. Классическим случаем инкорпорации следует считать присоединение территории Бухары, Хивы и Тувы.

В этой связи совершенно невозможно пройти мимо такого факта, как пресловутый Пакт Молотова-Риббентропа, на который все время ссылаются поляки и прибалты в оправдание своих претензий к современной России как продолжателю СССР. Особое их возмущение вызывают секретные протоколы к нему, подписанные СССР и Германией за период с августа по сентябрь 1939 г. Основной мотив обвинений состоит в том, что СССР нарушил международное право, фактически встал на одну сторону с агрессором - Германией и т.п.

Обстоятельства заключения Пакта о ненападении между СССР и Германией хорошо известны. Советский Союз избежал войны на два фронта и оттянул время военного столкновения с Германией. В секретных протоколах устанавливались линии разграничения между Германией и СССР после ликвидации Польского государства. Вполне естественное и законное мероприятие для двух граничащих друг с другом государств. Кроме того, показателен сам стиль протоколов. Диспозитивные части их начинаются с условного оборота "в случае". De iure эти документы ничего не устанавливали, они не создавали никаких обязательств, а тем более прав для сторон, их подписавших. Эти протоколы суть заявление о намерениях в будущем "в случае территориально-политического переустройства" действовать определенным образом. Объект этих протоколов - не территориальный титул на земли, входящие в состав Польши и Прибалтийских государств, ни у Германии, ни у России таких прав не было, следовательно, друг другу они передавать ничего не могли. Объект этих протоколов заключен в установлении modus vivendi в случае каких-либо политических изменений в Европе, и только! Заявлять о том, что эти протоколы позволили Гитлеру захватить Польшу, а Сталину - Прибалтику, - бред! Никакой юридической связи между двумя фактами эти протоколы не составляют. Польшу захватывали дивизии Вермахта, а не протоколы. Именно поэтому постановление Съезда народных депутатов СССР от 1989 г. ничтожно с момента собственного принятия - оно не имеет под собой логического основания.

Правовым основанием полярных владений следует считать нотификацию - ноту Литвинова от 1926 г. в которой он извещал иностранные державы, поддерживавшие дипломатические отношения с СССР, о состоявшемся постановлении ЦИК СССР. Проблема тем не менее заключена в том, что теория секторов в современном международном праве не является общепризнанной. Из всех приполярных стран, пожалуй, только позиция Канады может оказаться для России полезной. Единственным, шатким впрочем, основанием секторальных притязаний является активная научная и хозяйственная деятельность государства-претендента в своем секторе. Советскому Союзу это удавалось сполна. Последствия развала страны сразу же вызвали резкое ослабление России в этом районе мира. Дело дошло даже до принятия Конгрессом США резолюции, отрицающей суверенитет России над островом Врангеля, например. Поэтому выход из создавшейся ситуации может быть только один - полное неприятие на практике и в теории концепции интернационализации Северного Ледовитого океана и, естественно, наращивание усилий России по научному и хозяйственному освоению Арктики, поддерживаемое соответствующей военной мощью.

Административно-территориальное деление в СССР.

Надо отдать должное русским коммунистам, они отнеслись с большой долей ответственности к вопросу о новом административно-территориальном делении страны. О необходимости нового деления заговорили уже в 1919 г. в связи с чем было принято важное Постановление, учреждавшее Административную комиссию, подчинявшуюся СНК РСФСР (СУ РСФСР. 1919. N 64. Ст. 578). Мысль о необходимости нового административного деления была привлекательна уже тем, что входила в качестве структурного элемента в общую системную политику большевиков (а в системности мышления им не откажешь) по модернизации России.

Правда, и в этом вопросе не обходилось без идеологической подоплеки. Районирование, как теперь называлась новая административная политика, представляло собой организацию территории в хозяйственном и национальном плане вокруг так называемых пролетарских центров - местностей с многочисленным пролетарским населением. Сюда же относились мероприятия по созданию таких центров посредством крупного промышленного строительства. Как весьма образно писалось тогда, "до сего времени районирование понималось как территориальная перекройка. От этого взгляда надо раз и навсегда отказаться. Территория ни в коем случае не делится, а организуется. Районирование не есть прием децентрализации, наоборот, один из важных методов концентрации сил, внимания, воли, руководства и организации в советском строительстве" [Районирование. 1926. С. 11].

Почти через полтора века после екатерининских реформ Россия снова пережила коренную ломку административного устройства страны. К 1929 г. Россия навсегда распрощалась с губерниями и уездами. Вместо них вводилось трехстепенное деление территории страны, разумеется, исключая федеративные и автономные единицы. Вместо старых единиц создавались районы, округа и области. Статусом области обладали и так называемые края. К 1931 г. промежуточная окружная инстанция (округ) была ликвидирована и вплоть до развала СССР существовала двухстепенная система деления территории союзных республик. К 1957 г. областная система была ликвидирована в союзных республиках, чья территория сама могла соответствовать территории области. Например, это такие республики, как Грузия, Молдавия, Прибалтийские республики. Однако районное деление в них было сохранено.

Советскому Союзу в наследство от Российской империи достались некоторые административные единицы специального характера. Так было сохранено деление страны на военные округа. Свое окружное деление было сохранено и за железной дорогой, руководимой единым министерством - НКПС, а потом и МПС. Старые судебные округа тем не менее были ликвидированы благодаря тому, что судебная система в СССР строилась исключительно на основе административно-территориального деления страны. Последнее мероприятие, надо это признать, ослабляло "судебную власть", ставя ее в подчинение не от единого общесоюзного центра, а от многочисленных местных начальников. К сожалению, современная Россия унаследовала этот глубоко порочный принцип организации судебной власти.

Напоследок напомним, что союзные республики получили право самостоятельно определять вопросы собственного административного устройства только по конституционной новелле 1957 г.

Следующая страница

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (09.06.2013)
Просмотров: 686 | Теги: Эпоху, Территория России, 1917, Развал, РЕВОЛЮЦИЙ, СССР, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь