Воскресенье, 04.12.2016, 21:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 1. Становление и развитие конституционной государственности в Индии

Глава 13. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ИНДИИ

 

§ 1. Становление и развитие конституционной государственности в Индии

 

Индия - государство, расположенное в Южной Азии, одно из крупнейших в мире по территории и численности населения <301>, имеющего к тому же исключительно сложный этнический состав (насчитывает несколько сот наций, народностей и племен), а также крайне неоднородную структуру конфессиональных мировоззренческих позиций <302>. Индия и индийская государственность, имеющие истоком древнюю мировую цивилизацию, испытали в ходе своего развития самые разные варианты организации власти <303>.

--------------------------------

<301> Занимает 7-е место в мире по площади и 2-е по численности населения // http://ostranah.ru/india/.

<302> См.: Россия и Индия в современном мире. СПб., 2005. С. 11.

<303> См.: Головастиков А.Л. История создания и основные принципы индийской Конституции 1950 года: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 3.

 

Индия была одной из первых британских колоний в Азии, получивших независимость после Второй мировой войны <304>. Сочетая вестминстерскую модель разделения властей в республиканской ее ипостаси с выстраиванием политико-территориальных отношений по федеративному образцу, современная Конституция Индии, принятая на волне национально-освободительного подъема и впоследствии неоднократно реформированная, закрепляет целый ряд демократических принципов и институтов, реализация которых, однако, отличается большим своеобразием, предопределяемым историческим путем, пройденным государством, а также теми задачами, которые стоят перед ним в настоящее время.

--------------------------------

<304> См.: Chang W.-Ch., Thio L., Tan K., Yeh J. Constitutionalism in Asia. Casesandmaterials. Oxford, Portland, 2014. P. 31.

 

Важнейшей особенностью правовой системы современной Индии является ее комплексный характер как результат восприятия различных традиций права. В науке подчеркивается влияние индусского права, неотделимого от индуизма и включающего наряду с правовыми различные моральные, философские и иные идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок и социальную организацию <305>; мусульманского права, явившегося результатом вторжения мусульман на часть территории Индии; а также общего права, привнесенного в результате состоявшейся к середине XIX века колонизации территории Британией.

--------------------------------

<305> Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 369 - 373.

 

В результате восстания сипаев 1857 - 1859 годов Британская Ост-Индская компания была ликвидирована, а власть над территорией перешла непосредственно к короне. В системе управления индийскими территориями была использована традиционная феодальная организация Индии, то есть сохранялись индийские правители отдельных регионов, британская власть была представлена в этих регионах резидентами, а верховным сюзереном индийских правителей была британская корона <306>. По сути речь шла о взаимодействии британских властей с традиционным индийским социумом, что в еще большей степени усложнило структурные характеристики индийского общества <307>.

--------------------------------

<306> См.: Басырова А.Р. Республика Индия // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010. Т. 2. С. 172.

<307> См.: Миронюк М.Г. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 2008. С. 206.

 

Следует подчеркнуть, что хотя до середины XX века происходил процесс внедрения в правовую систему Индии английского общего права, колониальная политика англичан основывалась также на признании и использовании индусского права в отдельных сферах общественной жизни. Изначально английские суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел руководствовались общим английским правом и осуществляли правосудие только в отношении английских подданных, находившихся на территории Британской Индии. Затем появились суды, уполномоченные рассматривать дела всех лиц, проживающих на территории Индии. Поскольку существовали определенные противоречия между нормами метрополии и семейными кастовыми отношениями, регулируемыми индусским правом, последнее также применялось в судах: сначала с помощью привлекаемых к судопроизводству индусских богословов (пандитов), позднее, по мере накопления опыта - судьями самостоятельно <308>. Таким образом, в определенной степени модифицированное английское право действительно стало частью правовой системы Британской Индии, но и традиционные индусские нормы (а в некоторых регионах - нормы ислама) не были вытеснены полностью, хотя и ограничены в сфере применения <309>. К этому необходимо добавить проводимую в британской Индии кадровую политику, направленную на формирование корпуса чиновников, значительную часть которых к моменту обретения территорией независимости составляли местные жители, что дало им "возможность перехватить административные функции у покидавших Индию англичан" и не допустить в стране хаоса <310>.

--------------------------------

<308> См.: Бехруз Х. Сравнительное правоведение. М., Одесса, 2008. С. 254 - 255.

<309> Впрочем, по оценкам некоторых исследователей эти нормы были и искажены, и практически во всех сферах заменены нормами общего права. См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 376.

<310> Алаев Л.Б. Политическая система и политическая культура Индии // Политические системы и политические культуры Востока / Под ред. А.Д. Воскресенского. М., 2007. С. 488 - 489. О противоречивых последствия взаимодействия двух правовых культур - индийской и английской, см.: Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии. М., 2013. С. 51 - 60.

 

В такой среде происходило движение в сторону принятия конституции. Собственная конституционная история Индии берет новый отсчет с середины XIX века, когда происходит постепенное расширение прав представительных органов в разных регионах и формируются общественно-политические силы, нацеленные на усиление национально-освободительного движения, во главе которых встал Махатма Ганди. После Второй мировой войны Великобритания согласилась предоставить Индии независимость, и 18 июля 1947 года британским парламентом был принят соответствующий закон, создававший два независимых доминиона - Индию и Пакистан <311>. На территории Индии депутатами провинциальных законодательных собраний были избраны члены Учредительного собрания для разработки основного закона <312>.

--------------------------------

<311> См.: Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986. С. 30 - 52.

<312> Примечательно, что Учредительное собрание было создано еще в 1946 году; после раздела территории на два государства для Пакистана было создано отдельное Учредительное собрание - частично с переходом в него депутатов от соответствующих провинций, частично - с проведение дополнительных выборов.

 

Конституция разрабатывалась и обсуждалась в достаточно сжатые сроки, а между тем перед лидерами независимой Индии стояла сложная задача построения единого государства в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, в котором разные слои населения находились на разных ступенях социальной структуры и экономического развития <313>. Важно подчеркнуть, что в основу принимаемой Конституции была положена определенная философия, выраженная в Резолюции о целях <314>. В Резолюции была утверждена, среди прочего, решимость провозгласить Индию независимой и суверенной республикой, обеспечить суверенитет народа и создать Союз всех территорий Индии. Принципиальное значение имела позиция о необходимости достижения "единства в многообразии" как основы создаваемого государства <315>. Однако при создании текста Конституции Учредительное собрание должно было более детально проработать вопрос о выборе определенной формы правления и формы территориального устройства. В результате компромисса различных политических сил выбор был сделан в пользу республики вестминстерской модели и федеративного в основе своей устройства, имеющего, однако, существенную специфику в связи с тем, что перед центральной властью была поставлена задача преодоления ставших к этому времени очевидными центробежных тенденций <316>.

--------------------------------

<313> См.: Ходатенко Е.Н. Конституция Индии и ее роль в становлении и эволюции индийской государственности: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. С. 9. Автор справедливо подчеркивает, что ситуация осложнялась тем, что индийская территория на протяжении долгого времени была, скорее, конгломератом регионов, нежели единым государством. Колониальный период и освободительное движение были первыми шагами на пути к интеграции, а сама интеграция, как политическая, так и социально-экономическая, осуществлялась уже после достижения Индией независимости.

<314> Эта Резолюция была подготовлена пандитом Неру и одобрена Учредительным собранием 22 января 1947 года. См.: Басу Д.Д. Указ. соч. С. 56 - 57.

<315> См.: Muni S.D. Ethnic Conflict, Federalism and Democracy in India // Ethnicity and Power in the Contemporary World / Ed. by K. Rupesinghe, V.A. Tishkov. Tokyo, 1996. P. 179.

<316> Более подробное исследование процесса "собирания земель" на этапе создания Индийской Республики см.: Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ) / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2000. С. 197 - 201.

 

Помимо часто подчеркиваемого в литературе компромиссного характера принятой Учредительным собранием в 1949 и вступившей в силу в 1950 году Конституции <317>, следует указать, что она была также результатом тщательного изучения положительного конституционного опыта различных государств мира <318>, при одновременном учете собственной социальной философии. По этой причине Конституция Индии стала не только объемным, но и достаточно эклектичным по содержанию документом, что, впрочем, в данном случае констатируется без негативного подтекста.

--------------------------------

<317> См., напр.: Кашкин С.Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской Республики. М., 1993. С. 7.

<318> В тексте Конституции можно проследить идеи, заимствованные из конституционной доктрины США, Великобритании, Ирландии, Японии, СССР и др.

 

Обращает на себя внимание тот факт, что многие вопросы урегулированы Конституцией с большой детальностью. С одной стороны, такой подход был призван сузить пространство для маневра при последующем толковании конституционных норм, с другой стороны, он требовал внесения текстуальных поправок при изменении общественных отношений. Отчасти поэтому опыт принятия поправок к Конституции в Индии значителен <319>: за годы ее существования было принято более 70 законов о поправках, причем некоторые из них меняли целые блоки норм. Можно выделять поправки, связанные с процессом изменения государственного устройства Индии, перераспределения полномочий между органами государственной власти, касающиеся полномочий Верховного суда Индии и высших судов штатов и др. <320>. Изменению подвергалась даже преамбула Конституции <321>.

--------------------------------

<319> Уже в самом тексте Конституции была заложена система различных процедур принятия поправок. В соответствии со статьей 368 поправки принимаются каждой палатой Парламента, большинством от общего количества членов палаты и двумя третями участвовавших в голосовании членов палаты, и затем утверждаются Президентом. Только по определенному кругу вопросов (перечисленных в этой же статье и имеющих по большей части существенное федеративное значение) поправки должны быть также одобрены легислатурами не менее половины штатов. Кроме того, статьями 2 и 3 Конституции устанавливается, что образование новых штатов, изменение их территории, границ и т.д. производятся Парламентом обычным законом, хотя для внесения соответствующего законопроекта требуются рекомендации президента. То есть по многим вопросам процедура изменения Конституции не отличается особенной жесткостью, и это также повлияло на количество произведенных поправок.

<320> См.: Ходатенко Е.Н. Указ. соч. С. 77 - 96.

<321> 42-я поправка, принятая по инициативе Индиры Ганди в 1976 году в период действия чрезвычайного положения, предусматривала определение республики как светской и социалистической. Эти характеристики сохраняются в тексте по сей день, хотя необходимо учитывать, что указание на социалистический характер Индии связывается скорее с построением социально ориентированного государства, нацеленного на преодоление классовых противоречий мирным путем. См.: Choudhary V. President and Indian Constitution. New Delhi, 1985. P. 339 - 340.

 

Конечно, изменение Конституции сопряжено с теми этапами, которые проходила государственность Индии в своем развитии. Здесь принято выделять два основных периода, разграничиваемых с определенной долей условности, поскольку хронологически рубеж между ними растянулся на конец 70 - начало 80-х годов XX века. Первый этап - с обретения независимости и до конца 70-х годов - связывается с совершением радикальной трансформации, как политической, так и социальной, потребовавшей решения многочисленных задач: укрепления национального суверенитета, совершенствования территориальной структуры государства, индустриализации, повышения уровня жизни народа, создания государственного сектора в экономике, проведения аграрной реформы и др. С конца 70-х годов происходит укрепление общедемократических институтов (институционализация различных политических партий, развитие политической конкуренции, процессы массовой политизации, усиление судебной власти), преодоление разрыва в экономическом развитии между Индией и промышленно развитыми государствами, освоение не только индустриальной, но уже и постиндустриальной ступени развития <322>.

--------------------------------

<322> См.: Крашенинникова Н.А. Указ. соч. С. 124 - 128. См. также: Володин А.Г. Проблемы становления политической демократии в Индии // Политические системы и политические культуры Востока / Под ред. А.Д. Воскресенского. М., 2007. С. 523 - 528.

 

При этом можно выделить ряд важнейших элементов содержания Конституции, не претерпевших изменений и выступивших своего рода основой для развития конституционализма в Индии <323>. Наряду с суверенитетом Индии, весьма широким кругом прав и возможностью обращаться за защитой некоторых из них в суд, а также содействием международному миру и безопасности здесь можно указать парламентарную республику и специфическую форму политико-территориального устройства, основанного на национально-лингвистических особенностях различных социальных общностей страны.

--------------------------------

<323> В частности, со ссылкой на то, что Конституция представляет собой не просто набор отдельных положений, но упорядоченную систему норм, определенным образом взаимосвязанных, Верховный суд Индии отстоял свое право на признание неконституционными тех поправок, которые противоречат "основной структуре" Конституции. См.: His Holiness Kesavananda Bharati Sripadgalavaru vs. The State of Kerala and Others, AIR 1973 S.C. 1461 // http://openarchive.in/newcases/29981.htm. Впоследствии эта идея была подтверждена Судом и в других решениях

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (10.07.2015)
Просмотров: 527 | Теги: Индия, конституционная государственность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016