Воскресенье, 19.02.2017, 21:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 1. Понятие, цели и формы правовой работы в сфере предпринимательства

Глава XII. ОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

 

§ 1. Понятие, цели и формы правовой работы в сфере предпринимательства

 

 

Совершенно очевидно, что цели, задачи, функции, способы и в целом идеология правовой работы в народном хозяйстве периода плановой социалистической экономики существенным образом отличаются от целей, задач, функций, способов и форм организации правового обеспечения предпринимательской деятельности в современных условиях. В рыночных отношениях существенно возросли роль и значение правового обеспечения предпринимательской деятельности. Это связано с повышением рисков бизнес-решений и необходимостью их минимизации, в том числе правовыми средствами.

Сегодня работодатели формируют запрос на наем бизнес-ориентированных юристов, обладающих не только знаниями в области юриспруденции, но и в сфере экономики, финансов, основ управления и IT-технологий. Необходимый уровень технологичности, умение понимать бизнес-процессы, решать управленческие задачи сегодня являются необходимыми составляющими для успешной юридической карьеры. К юристам, обеспечивающим функционирование хозяйствующих субъектов, предъявляются высокие профессиональные требования, вытекающие из необходимости наличия комплексный знаний и навыков в различных отраслях материального и процессуального права.

 

Правовая основа деятельности юридических департаментов

 

Правовой основой деятельности юридических департаментов коммерческих организаций являются международные договоры, законодательство РФ, иные правовые акты, а также многочисленные внутренние документы, разработанные и принятые самой организацией в порядке локального нормотворчества. В рамках локального нормотворчества компетентными органами организации могут быть приняты любые документы, обеспечивающие эффективность юридического сопровождения предпринимательской деятельности этой организации. К числу таких документов следует отнести Положения "О юридическом департаменте", "Об организации договорно-правовой работы", "Об организации претензионно-исковой работы", "Стандарты корпоративного управления" и пр. - в зависимости от специфики деятельности конкретной организации. Указанные документы, как правовые акты внутреннего (локального) нормотворчества, принятые в соответствии с законодательством полномочными органами управления организации, имеют обязательный характер не только для сотрудников юридических департаментов, но и для других структурных подразделений и должностных лиц организации.

 

Понятие и формы правового обеспечения предпринимательской деятельности

 

Правовое обеспечение предпринимательской деятельности возможно в двух формах: наличие в коммерческой организации собственного юридического департамента и правовой аутсорсинг - привлечение сторонних консалтинговых, аудиторских фирм, адвокатов. Следует отметить, что большинство организаций, в том числе среднего и малого бизнеса, сегодня предпочитают иметь собственных корпоративных юристов - in house, отдавая на аутсорсинг определенный круг специализированных задач, например, связанных с использованием иностранного права или редко встречающихся в деловой практике проблем, для решения которых у внутренних юристов недостаточно опыта и потребуется гораздо больше затрат для решения проблемы "внутренними" юристами, чем привлечение консультантов со стороны. Другой причиной привлечений внешней юридической помощи может быть позиция иностранного партнера проводить правовой аудит или получать консультации только в независимой компании. Резонами использования внешних консультантов также является срочность и трудоемкость возникшей задачи и связанное с этим отсутствие собственных ресурсов на ее реализацию, например проведение комплексной юридической экспертизы (Due diligence) при осуществлении сделок "слияний и поглощений". Кроме того, сложность судебного представительства, необходимость использования профессионального авторитета внешнего консультанта могут быть причинами правового аутсорсинга.

Дискуссии о том, что более эффективно - внутренние или внешние юристы, - не плодотворны, поскольку наличие собственного правового департамента и привлечение сторонних консультантов удовлетворяют разные цели компании, а также определяются ее подходами к формированию инфраструктуры собственного бизнеса и, зачастую, сложившимися обычаями.

В ряде случаев привлечение адвокатов <1> является обязательным с точки зрения требований российского законодательства. Пока такие случаи ограничены только сферой уголовно-процессуального законодательства. Так, согласно ст. 49 УПК РФ защитником (лицом, осуществляющим защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающим им юридическую помощь по уголовному делу) по общему правилу может быть только адвокат (п. 2 ст. 49 УПК РФ).

--------------------------------

<1> Согласно ст. 2 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

 

Заметим, что в профессиональном сообществе, не без участия адвокатского лобби, давно обсуждается идея допуска и в гражданское, и административное судопроизводство только адвокатов. Так, в п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" содержатся ограничения, в соответствии с которыми представителями в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве об административных правоотношениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате организаций, если иное не установлено федеральным законом. То есть, во-первых, это ограничение исчерпывается лишь требованием, чтобы представитель состоял в штате организации. И, во-вторых, действующими в настоящий момент федеральными законами, за исключением указанного выше ограничения, установленного в УПК РФ, других запретов на участие в процессе лица, не имеющего статуса адвоката, пока не предусмотрено.

Исходя из позиции Верховного Суда РФ, Закон об адвокатуре, устанавливая ограничения по выбору способа получения юридической помощи для организаций, вступает в противоречие с Конституцией РФ. Часть 2 ст. 48 ГПК РФ предоставляет организациям право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве, не связывая возможность реализации этими субъектами данного права необходимостью заключать соответствующие договоры на оказание юридической помощи лишь с лицами, осуществляющими такую деятельность только на профессиональной основе (адвокатами) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда от 7 апреля 2004 г. Бюллетень ВС РФ. 2004. N 7.

 

Конституционный Суд в своем Определении от 5 декабря 2003 г. N 446-О <1> при толковании ч. 1 ст. 45 УПК РФ установил, что право потерпевшего на получение юридической помощи не может влечь за собой возникновение у него обязанности обращаться за юридическими услугами только к членам адвокатского сообщества, и не согласился с тем, что представителем потерпевшего и гражданского истца не могут быть иные - помимо адвокатов - лица, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. N 446-О по жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации "Объединение вкладчиков "МММ" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 3.

 

Цели создания и функционирования юридического департамента

 

Интересно заметить, что в единственном не отмененном до настоящего времени нормативном акте, регулирующем деятельность юрисконсульта организации - в Общем положении о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 года N 467 <1> (далее - Положение) указано, что основными задачами юридического отдела (юрисконсульта) является укрепление социалистической законности в деятельности организации (пп. "а" п. 2 Положения. - выделено авт.). Начальник юридического отдела (юрисконсульт), обнаруживший нарушения законности в работе организации, обязан доложить руководителю об этих нарушениях для принятия необходимых мер к их устранению. В случае несоответствия действующему законодательству представляемых на подпись руководителю проектов приказов, инструкций и других правовых документов начальник юридического отдела (юрисконсульт) дает соответствующее заключение с предложением о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. При подписании указанных документов руководителем организации вопреки заключению начальника юридического отдела (юрисконсульта) последний сообщает об этом вышестоящей организации (п. п. 13, 14 Положения).

--------------------------------

<1> С изм. на 27 декабря 2000 г. // СП СССР. 1972. N 13. Ст. 70; Бюллетень ВС РФ. 2001. N 10.

 

Возникает вопрос - является ли для юриста современной коммерческой организации основной целью обеспечение законности в ее деятельности, и будет ли работать, например, положение, что юрисконсульт дочернего общества должен доложить руководству основного о нарушениях, допущенных в дочернем хозяйственном обществе <1>.

--------------------------------

<1> Конечно, проведение аналогии между социалистическим государственным предприятием, входившим в состав промышленного (производственного) объединения, находившегося, по сути, в административном подчинении министерства (ведомства) с современными группами компаний (холдингами), построенными на отношениях собственности, весьма условно, но оно помогает, "загрубив" ситуацию, выявить ее сущность.

 

Замечу, что на оба поставленных вопроса после недолгих раздумий современные студенты юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова отвечали отрицательно. При этом они называли вполне законные, легитимные цели деятельности организации, которые они будут поддерживать и реализовывать, но полагали, что в случае наличия нарушений законодательства в деятельности организации они не будут сигнализировать ни в прокуратуру, ни в другие надзорные и контролирующие органы, ни даже руководителю головной организации.

Очевидно, что такой ответ вполне оправданно обусловлен необходимостью наличия доверительных отношений между юристами и их работодателями. Здесь интересен следующий пример: под влиянием принятого в 2002 г. Закона Сарбейнса - Оксли, ставшего своеобразной реакцией на ряд финансовых махинаций и нарушений этических принципов и норм, Комиссия по рынку ценных бумаг США (the U.S. Securities and Exchange Commission, SEC) предложила обязать корпоративных юристов при определенных условиях сообщать о нарушениях, совершаемых их клиентами. Данное предложение вызвало шквал негативных откликов. Как отмечала Американская ассоциация корпоративных юристов, "юристы компаний крайне озабочены подобным шагом Комиссии и видят в нем угрозу своей независимости; в случае обретения данным положением юридической силы корпоративный юрист будет восприниматься менеджментом не как заслуживающий доверия советник, но исключительно как надзирающий за компанией полицейский" <1>. Заметим, что под влиянием юридического сообщества, высказавшегося крайне критически, Комиссия так и не стала вводить в действие указанное положение".

--------------------------------

<1> В одном из детективов Т. Устиновой - романе "Седьмое небо" руководитель правового департамента крупного холдинга так выражает цель своей деятельности: "Я сторожевой пес имущества Кольцова...". Очевидно, следует согласиться с логикой, что юрист компании, действительно, "сторожит" ее имущество, но следует добавить, что хороший юрист еще и обеспечивает прирост активов.

 

Сохраняя полную лояльность к обслуживаемой компании, юрист не должен переходить границу между правомерной предпринимательской деятельностью (как известно, связанной с риском и направленной на систематическое получение прибыли - п. 1 ст. 2 ГК РФ) и противоправным поведением.

Эта граница в ситуации нестабильности отношений собственности, противоречивости законодательства и правоприменительной практики зачастую превращается в тонкую грань между успешной защитой бизнеса и противоправными действиями, направленными на сокрытие его пороков.

Основными целями создания и функционирования юридического департамента современной коммерческой организации в обобщенном виде являются:

- использование правовых средств для эффективного ведения бизнеса, обеспечения его конкурентных преимуществ, реализации законными способами цели извлечения наибольшей прибыли;

- обеспечение безопасности, защита, а также повышение капитализации активов компании как имущественной основы предпринимательской деятельности <1>;

--------------------------------

<1> В одном из детективов Т. Устиновой - романе "Седьмое небо" - руководитель правового департамента крупного холдинга так выражает цель своей деятельности: "Я сторожевой пес имущества Кольцова...". Очевидно, следует согласиться с логикой, что юрист компании действительно "сторожит" ее имущество, но следует добавить, что хороший юрист еще и обеспечивает прирост активов.

 

- создание условий для повышения стоимости бизнеса, инвестиционной привлекательности компании, включая обеспечение ее деловой репутации;

- идентификация и минимизация предпринимательских рисков;

- защита прав и интересов организации в органах государственной власти и управления, муниципальных образований, в судебных и правоохранительных органах, при взаимоотношениях с контрагентами, акционерами (участниками), работниками;

- поддержание и развитие корпоративной культуры организации, неотъемлемой частью которой является правовая культура.

 

Структура юридических департаментов

 

Структура юридических департаментов определяется профилем деятельности, масштабами и задачами конкретной организации. В современных хозяйствующих субъектах юридические департаменты зачастую имеют организационно-обособленные внутренние структурные подразделения или выделяют отдельные направления деятельности. Такие направления деятельности могут и не быть обособленными, а представлять собой функциональное распределение обязанностей (специализацию) между сотрудниками департамента.

 

Построение юридического департамента в значительной степени определяется структурой самой организации. Особенностью отличаются структуры правовых департаментов, обслуживающие вертикально интегрированные объединения - холдинги, состоящие из основного и дочерних хозяйственных обществ. Практический опыт правового обеспечения групп компаний позволяет автору сделать вывод о целесообразности централизации правовой работы в холдинге.

 

Способами централизации правовой работы в холдинге могут быть:

- функциональное подчинение юристов дочерних обществ юридическому департаменту основного общества.

Функциональное подчинение юридическому департаменту основного общества юридических отделов (юристов) дочерних обществ осуществляется при сохранении административного подчинения последних руководителю дочернего общества и может выражаться в предоставлении юристами головной организации рекомендаций, курировании наиболее значимых направлений или проектов, в получении отчетности. Функциональное подчинение может выражаться в участии руководителя юридического департамента основного общества в подборе, оценке юрисконсультов дочерних обществ, в их продвижении, премировании и иных формах мотивации;

- оказание услуг юридическим департаментом основного общества дочерним обществам;

- предоставление персонала от основного общества дочернему <1>;

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 116-ФЗ, зачастую именуемый в СМИ "Законом о запрете заемного труда" (вступает в силу с 01.01.2016), по сути, заемный труд не запрещает. В частности, предоставлять персонал с учетом дополнения статьей 18.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", смогут, помимо частных агентств занятости, имеющих аккредитацию, также юридические лица, включая иностранные, своим аффилированным лицам или лицам, являющимся стороной акционерного соглашения. То есть схема предоставления персонала в холдингах возможна к применению и после вступления указанного Закона в силу.

 

- в составе управляющей организации, выполняющей полномочия единоличного исполнительного органа.

Последние три варианта централизации правовой работы в холдинговом объединении можно отнести к договорной модели. В этих случаях между основным и дочерним обществом заключается гражданско-правовой договор соответственно оказания юридических услуг, предоставления персонала или передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

При построении структуры юридического департамента, а точнее, при разработке системы правового обеспечения конкретной организации представляется крайне важным соответствовать ее идеологии, правилам ведения бизнеса именно в этой конкретной организации. Представляется, что следующие подходы могут быть рассмотрены как способствующие повышению эффективности правовой работы.

 

Основные подходы к построению системы правового обеспечения коммерческой организации

 

Централизация всех юристов компании в юридическом департаменте. Понятно, что правовая работа имеется в различных подразделениях организации - в коммерческой службе, в службе управления активами, в финансовой, инвестиционной и пр., но подчиненность юриста руководителю соответствующего бизнес-направления нецелесообразна с точки зрения формирования независимой правовой позиции и обеспечения контрольно-надзорной функции, которую выполняет юридический департамент. "Дислокация" юристов в одном подразделении будет способствовать созданию условий для единого методического руководства, повышения квалификации юрисконсультов, экономии затрат на оплату излишнего штата, на создание в каждом структурном подразделении инфраструктуры для обеспечения деятельности юристов (оргтехника, поддержание справочно-правовых систем и пр.).

Наличие у юристов функциональной специализации. В период постоянно изменяющегося и усложняющегося законодательства, нестабильности правоприменительной практики профессиональный юрист не может быть широкого профиля. Следует согласиться с мнением К. Олифера о целесообразности перехода от юриста широкого профиля к узкопрофильному высококвалифицированному эксперту в конкретной области права <1>. При этом юристы организации должны быть взаимозаменяемыми, что может быть обеспечено в том числе частично пересекающейся специализацией и ротацией юридических кадров. При этом понятно, что руководитель юридического департамента не должен и не может иметь узкопрофильную специализацию, поскольку отвечает за правовую работу в целом. Руководитель правовой службы, безусловно, должен также иметь менеджерские навыки для руководства подчиненными сотрудниками, установления коммуникаций с другими структурами. По сути, он должен быть эффективным посредником между бизнесом и юристами.

--------------------------------

<1> Олифер К. Семь принципов построения успешного юридического департамента // Корпоративный юрист. 2006. N 10. С. 58.

 

Формирование у юристов позиции бизнес-партнеров.

Сложилось исторически и оправданно стоящими перед юридическими подразделениями задачами, что юристы выполняют контрольно-надзорные функции, связанные с обеспечением соблюдения организацией и ее сотрудниками требований законодательства. Выше было замечено, что, если в советское время эта контрольно-надзорная функция обеспечивала социалистическую законность в деятельности организации и выполнялась по поручению и под контролем вышестоящего органа (объединения, министерства), то в настоящий момент обеспечение законности имеет целью минимизацию предпринимательских рисков компании вследствие несоблюдения требований законодательства. Задача идентификации, оценки и минимизации бизнес-рисков является одной из главных в деятельности современного юриста, обслуживающего коммерческую организацию.

При этом надзорно-контрольная функция не должна быть превалирующей, "отпугивающей" руководителя и других менеджеров организации от привлечения юристов к стратегическому планированию и участию в разработке бизнес-проектов. Хорошие юристы должны принимать участие в обсуждении бизнес-процессов, а не получать только "оформительскую" задачу уже по факту состоявшегося решения. Если это сложилось в организации иначе, то следует подвергнуть анализу саму идеологию организации юридической работы, критически оценить деловой стиль общения юристов с руководством и коллегами - насколько юрист ориентирован на сотрудничество, на поддержку бизнес-целей компании, на обеспечение ее стратегического развития. Собственники бизнеса, руководители компаний хотят видеть рядом с собой не взыскательных прокуроров, а заинтересованных в деле бизнес-партнеров.

Так, бизнес-ориентированный юрист вместо отказа в визировании договора сделает свои предложения по его совершенствованию с целью обеспечения наибольшей выгоды для компании, т.е. он будет вникать не только в вопросы оформления договора, осуществлять проверку полномочий на его подписание, но и анализировать содержание прав, обязанностей, ответственности контрагентов.

Как правило, юристы обладают критическим умом, аналитическими способностями, ораторским искусством, силой убеждения. Эти качества очень востребованы в бизнес-среде и могут повысить эффективность не только правовой работы, но и бизнеса в целом. Неслучайно поэтому все чаще встречается ситуация, когда юрист является членом правления, совета директоров, принимает участие в формировании стратегии компании. Руководители правовых департаментов по своему статусу могут быть приравнены к заместителям генерального директора.

Не останавливаясь подробно на основных подходах к организации деятельности юридических департаментов, отмечу, что к числу значимых следует также отнести широкое использование проектного метода, командный подход к работе над задачей (привлечение юристов различной специализации и профессионального уровня), а также применительно к холдингам - интеграцию юристов бизнес-направлений в общую структуру бизнес-группы.

 

Критерии оценки сотрудников юридического департамента

 

Можно назвать следующие критерии оценки корпоративного юриста организации:

- профессионализм;

- знание бизнеса;

- продуктивность деятельности;

- способность оперативно реагировать на запросы клиента;

- постоянное повышение квалификации;

- сокращение затрат на правовое обслуживание компании, включая минимизацию расходов на привлечение внешних юристов.

 

истема стимулирования корпоративных юристов

 

Система стимулирования корпоративных юристов, как и других сотрудников организации, традиционно складывается из способов мотивации - моральной и материальной. При этом применительно к юристам как людям, занятым высокоинтеллектуальным трудом, нельзя забывать о моральной мотивации, элементами которой является в том числе информированность работника о целях и стратегии компании, состоявшихся значимых решениях. Уважительное отношение к юристу выражается в том числе в привлечении его к формированию стратегии развития организации, принятию бизнес-решений. Может показаться преувеличением, но личное многолетнее общение автора с практикующими юристами показывает, что наибольшая их неудовлетворенность заключается не только и даже не столько в низкой заработной плате, сколько в непризнанности руководством компании, невостребованности способностей, в недооценке заслуг. К способам проявления моральной мотивации так же следует отнести создание благоприятного климата в коллективе, предоставление возможности повышать свой профессиональный уровень различными способами, общаться в своем профессиональном сообществе.

Что касается материальной мотивации, то, как правило, доход корпоративного юриста складывается из должностного оклада и премирования - индивидуального и коллективного - по результатам деятельности подразделения и/или компании.

 

                        Материальная мотивация

 

Материальная мотивация

 

Индивидуальное премирование юристов организации может быть построено на оценке качества и своевременности оценки оказываемых ими услуг непосредственным потребителем услуги - внутренним клиентом. Перечень услуг: обеспечение качества договорно-правовой работы, претензионно-исковой работы, регистрация объектов недвижимого имущества и сделок с ним, обеспечение законности в оформлении трудовых правоотношений и пр., а также состав внутренних клиентов - сотрудников компании, кому непосредственно эти услуги предназначены, могут утверждаться ежеквартально организационно-распорядительным документом (приказом руководителя организации). Список оценивающих услуги сотрудников и сами оцениваемые услуги могут (и даже должны) изменяться исходя из приоритетности стоящих перед юридическим департаментом задач. Премия может составлять 30% должностного оклада специалиста; каждая услуга оценивается в размере от 0 до 10%. Такая система премирования направлена на обеспечение отзывчивости юристов на запросы внутренних клиентов и призвана формировать у юристов позицию бизнес-партнера, необходимую как для успешности деятельности коммерческой организации, так и для карьерного роста самого специалиста.

Руководители юридических департаментов, которые принадлежат к менеджменту компании, могут получать ежегодные бонусы, являющиеся частью долгосрочной системы мотивации, исходя из достигнутых компанией параметров бюджета - ключевых показателей эффективности КПЭ (KPI - Key performance indicators).

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (27.07.2015)
Просмотров: 1510 | Теги: юридический, компания, юрист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017