Четверг, 08.12.2016, 10:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 1. Особенности предоставления земельных участков для строительства, обусловленные конституционно-правовым статусом гг. Москва и Санкт-Пете

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

§ 1. Особенности предоставления земельных участков для строительства, обусловленные конституционно-правовым статусом гг. Москва и Санкт-Петербург

 

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показывает, что правовой статус отдельных территорий может оказывать существенное влияние на правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства в их границах. Такой вывод распространяется в том числе и на территории городов федерального значения <1>.

--------------------------------

<1> Существуют и другие примеры: территории особых экономических зон, правовой статус которых предопределяет особый порядок предоставления земельных участков для строительства (см. п. 13, 14 ст. 30 ЗК РФ, гл. 7 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127).

 

Конечно же, сразу требуется пояснить, что понимается под правовым статусом городов федерального значения. Легального определения понятия "правовой статус" не существует, что оставляет почву для доктринальных дискуссий. Указанный вопрос разрабатывался многими ведущими теоретиками права, которые предлагали различные определения данного понятия. Например, А.Б. Венгеров вкладывает в понятие "статус" статическое содержание, считает, что эта категория определяет набор прав, которыми субъект обладает для вступления в гипотетическое, возможное правоотношение <1>. В.С. Нерсесянц определяет правовой статус как правовое положение, законодательно закрепленную право- и дееспособность в сфере частных и публично-властных отношений <2>.

--------------------------------

<1> См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1997. Т. 2. С. 19.

<2> Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Учебник для юрид. вузов и факультетов. М.: Норма, 2001. С. 239.

 

С учетом сказанного можно сделать вывод, что правовой статус городов федерального значения - это их правовое положение, выражающееся в юридически закрепленном комплексе прав и обязанностей, которыми обладают эти субъекты для вступления в гипотетическое правоотношение. В рамках настоящей работы интерес представляет не весь набор прав и обязанностей, а только те из них, которые так и иначе связаны с предоставлением земельных участков для строительства.

Правовой статус городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга уникален, что обусловлено следующими обстоятельствами:

- г. Москва является столицей Российской Федерации, по этой причине на его территории размещаются высшие федеральные и федеральные органы государственной власти, представительства субъектов РФ, а также дипломатические представительства иностранных государств;

- г. Санкт-Петербург в течение длительного периода времени являлся столицей Российского государства, а ныне по исторически сложившейся традиции продолжает выполнять важнейшие функции общегосударственного значения (его территория является местом размещения высших органов федеральной власти - Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <1> (далее - ВАС РФ), иных федеральных органов власти <2>, 24 представительств субъектов РФ <3> и 56 дипломатических представительств иностранных государств <4>);

--------------------------------

<1> В настоящий момент ВАС РФ фактически находится в г. Москве, хотя нормативный акт (Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ) о его переносе в г. Санкт-Петербург уже вступил в силу.

<2> Администрация Санкт-Петербурга: федеральная власть в Санкт-Петербурге: офиц. сайт. URL: http://gov.spb.ru/gov/federal/ (дата обращения: 6 апреля 2014 г.).

<3> Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга: Представительства субъектов РФ в Санкт-Петербурге: офиц. сайт. URL: http://www.kvs.spb.ru/predstavitelstva_sub_ektovrossijskojfederatcii_v_sankt-peterburge21 (дата обращения: 6 апреля 2014 г.).

<4> Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга: Консульский корпус, аккредитованный в Санкт-Петербурге: офиц. сайт. URL: http://www.kvs.spb.ru/konsul_skij_korpusakkreditovannij_v_sankt-peterburge (дата обращения: 6 апреля 2014 г.).

 

- границы Москвы и Санкт-Петербурга являются одновременно границами субъектов РФ (городов федерального значения) и границами административно-территориальных единиц (городов);

- г. Москва и Санкт-Петербург являются центрами федеральных округов (Центрального и Северо-Западного), что влечет размещение на их территории объектов федерального значения, выполняющих функции государственного управления этими федеральными округами;

- вокруг г. Москвы и Санкт-Петербурга сложились крупнейшие в России городские агломерации (Московская и Санкт-Петербургская), что явилось причиной размещения на территории городов федерального значения органов государственной власти соседних субъектов РФ (Московской и Ленинградской областей).

Далее остановимся на особенностях предоставления земельных участков для строительства в городах федерального значения, обусловленных их уникальным правовым статусом <1>.

--------------------------------

<1> Перечень особенностей, перечисленных автором в настоящем параграфе, не является исчерпывающим.

 

В г. Москве и Санкт-Петербурге размещаются высшие федеральные и федеральные органы государственной власти Российской Федерации, представительства субъектов РФ, дипломатические представительства иностранных государств, а также органы государственной власти Московской и Ленинградской областей. Это влечет необходимость закрепления в законодательстве Российской Федерации и городов федерального значения порядка предоставления земельных участков для размещения указанных объектов.

В настоящий момент большинство федеральных, а также высшие органы государственной власти Российской Федерации, за исключением КС РФ, фактически размещаются в г. Москве.

Правовой статус г. Москвы определяется Конституцией Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ), федеральными законами <2>, Уставом г. Москвы <3> и иными нормативными актами.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

<2> Следует обратить внимание на то, что федеральный закон, о котором говорит п. 2 ст. 70 Конституции РФ, до сих пор не принят. Строго говоря, Закон РФ "О статусе столицы РФ" не является федеральным, поскольку был принят на восемь месяцев ранее Конституции РФ.

<3> Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" // Ведомости Московской городской Думы. 2001. N 8. Ст. 130.

 

Конституция РФ в силу ч. 2 ст. 70 провозглашает г. Москву столицей Российской Федерации и закрепляет, что ее статус устанавливается федеральным законом. Это, в свою очередь, означает, что по существу Конституция РФ поручает конституционно-правовую интерпретацию статуса столицы Российской Федерации специальному закону, воспринимаемому в неразрывной связи с нормой самой Конституции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Авакьян С.А. Конституционная нелегитимность. Опус первый: исход Конституционного Суда РФ из столицы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 1. С. 4.

 

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" <1> (далее - Закон РФ "О статусе столицы РФ") столица Российской Федерации является местом нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации. При этом отмечается, что территорией столицы Российской Федерации является территория г. Москвы.

--------------------------------

<1> Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 (в ред. от 26 июня 2007 г.) "О статусе столицы Российской Федерации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683.

 

Согласно ч. 1 ст. 70 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы Российской Федерации <1> органы государственной власти г. Москвы предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации земельные участки.

--------------------------------

<1> Функции столицы Российской Федерации согласно ст. 4 Закона РФ "О статусе столицы РФ" предполагают в том числе предоставление органами государственной власти г. Москвы земельных участков в границах г. Москвы для размещения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств субъектов РФ и дипломатических представительств иностранных государств.

 

Указанный порядок предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) <1>, согласно которому земельные участки предоставляются органам государственной власти Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 20) посредством проведения процедуры с предварительным согласованием места размещения объекта (п. 3 ст. 30) <2>.

--------------------------------

<1> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

<2> Важно отметить, что в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, предоставленные до 1 июня 2006 г. органам государственной власти Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

 

В силу п. 4.2.2 Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы <1> Департамент принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов капитального строительства.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. N 11.

 

С учетом сказанного земельные участки для размещения высших федеральных и федеральных органов власти Российской Федерации в границах г. Москвы в настоящее время могут быть предоставлены Департаментом городского имущества г. Москвы на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При этом нужно обратить внимание на ст. 9 Закона РФ "О статусе столицы РФ", согласно которой земельные участки, находящиеся в собственности г. Москвы, предоставляются для размещения зданий, строений, сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти Российской Федерации, в федеральную собственность или на праве аренды.

На наш взгляд, ЗК РФ по отношению к Закону РФ "О статусе столицы РФ" является специальным актом в части регулирования земельных отношений и, кроме того, был принят значительно позднее по времени. В связи с этим ст. 9 Закона РФ "О статусе столицы РФ" должна быть приведена в соответствие с п. 1 ст. 20 ЗК РФ, ее рекомендуется изложить в следующей редакции: "Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, находящиеся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются органами государственной власти города Москвы для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти Российской Федерации, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством Российской Федерации. Указанные земельные участки в установленном законом порядке предоставляются федеральным органам государственной власти Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий".

Обратим внимание на столичное законодательство. В московских нормативных актах закреплены различные виды прав, на которых могут быть предоставлены земельные участки для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Так, п. 26 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы "О государственном имуществе города Москвы" <1> предусматривает "право пользования" (а не постоянного (бессрочного) пользования), а ч. 3 ст. 8 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" <2> - исключительно "право аренды".

--------------------------------

<1> Закон г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 26 "О государственном имуществе города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 40.

<2> Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 (в ред. от 10 июля 2013 г.) "О землепользовании в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 71.

 

Из сказанного видно, что московские нормативные акты явно противоречат ЗК РФ. Безусловный приоритет в настоящем случае имеет федеральный нормативный акт - ЗК РФ. Учитывая сказанное, представляется необходимым исключить п. 3 ст. 9 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве", в связи с чем дополнить указанный нормативный акт ст. 12.1 следующего содержания: "Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, находящиеся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются для размещения органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области в постоянное (бессрочное) пользование, а для размещения представительств субъектов Российской Федерации и дипломатических представительств иностранных государств на праве аренды без проведения торгов. Размещение дипломатических представительств иностранных государств может также осуществляться на основании международных договоров".

Аналогичное изменение предлагается внести в ст. 2 Закона г. Москвы "О государственном имуществе города Москвы".

На территории г. Москвы размещаются представительства субъектов РФ и дипломатические представительства иностранных государств, что напрямую связано с выполнением этим субъектом столичных функций. Такой вывод можно сделать на основании ст. 10 Закона РФ "О статусе столицы РФ" и ст. 70 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы".

В силу ч. 1 ст. 70 Закона г. Москвы "Устав города Москвы" в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти г. Москвы предоставляют в установленном законом порядке представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки.

Федеральный законодатель не устанавливает порядок предоставления земельных участков для размещения указанных объектов, равно как и не закрепляет виды прав, на которых они могут быть предоставлены для указанных целей.

Московский законодатель восполняет этот пробел. Согласно ч. 3 ст. 8 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве" земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов, в том числе для целей, связанных с выполнением г. Москвой функций столицы Российской Федерации.

Таким образом, земельные участки для размещения представительств субъектов РФ и дипломатических представительств иностранных государств на территории г. Москвы предоставляются Департаментом городского имущества г. Москвы на праве аренды без проведения торгов.

При этом имеются случаи, когда земельные участки для целей размещения дипломатических представительств иностранных государств предоставлялись в аренду на основании международных договоров (например, Азербайджанской Республике <1>, Республике Армения <2>).

--------------------------------

<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном предоставлении недвижимого имущества для размещения дипломатических представительств Российской Федерации в Азербайджанской Республике и Азербайджанской Республики в Российской Федерации // Бюллетень международных договоров. 2013. N 2. С. 84 - 88.

<2> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимном предоставлении недвижимого имущества для размещения дипломатических представительств Российской Федерации в Республике Армения и Республики Армения в Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 11 июня 2013 г.

 

В г. Санкт-Петербурге также фактически размещается значительное число представительств субъектов РФ и дипломатических представительств иностранных государств, хотя такая возможность федеральным законодательством прямо не предусмотрена.

Размещение указанных объектов можно объяснить выполнением г. Санкт-Петербургом федеральных функций, что обусловлено исторической значимостью этого города для России. Так, в силу п. 1 ст. 2.2.2 Закона Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" одной из задач по учету интересов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности в г. Санкт-Петербурге является обеспечение выполнения на территории г. Санкт-Петербурга федеральных функций Российской Федерации на основе функционирования и развития существующих, а также размещения новых объектов федерального и международного уровня, в том числе органов государственной власти субъектов РФ и их представительств, дипломатических представительств иностранных государств.

Однако в развитие указанного положения в законодательстве г. Санкт-Петербурга отсутствует порядок предоставления земельных участков для размещения указанных объектов, что представляется правовым пробелом. С учетом этого предлагается дополнить гл. 1 "Общие положения" Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" <1> (далее - Закон Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге") статьей, согласно которой предоставление на праве аренды земельных участков для размещения представительств субъектов РФ и дипломатических представительств иностранных государств на территории города федерального значения Санкт-Петербурга осуществляется органами государственной власти этого субъекта РФ без проведения торгов. Размещение дипломатических представительств иностранных государств может также осуществляться на основании международных договоров.

--------------------------------

<1> Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 (в ред. от 19 февраля 2014 г.) "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. Специальный выпуск. 2009.

 

Нельзя обойти вниманием проблемы предоставления земельных участков в г. Москве и Санкт-Петербурге для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти соответственно Московской и Ленинградской областей.

Согласно ст. 65 Конституции РФ Москва и Московская область являются двумя самостоятельными субъектами РФ. При этом они находятся в тесной социально-экономической взаимосвязи в рамках единого региона с учетом общности интересов города и области <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Уставу города Москвы / Под ред. А.В. Петрова // СПС "КонсультантПлюс".

 

В соответствии со ст. 24 Устава Московской области <1> органы государственной власти Московской области в соответствии с историческими традициями размещаются на территории г. Москвы и Московской области. Буквально толкуя эту норму, можно сделать вывод о том, что размещение органов государственной власти Московской области на территории другого субъекта РФ - г. Москвы обусловлено лишь историческими традициями.

--------------------------------

<1> Устав Московской области (в ред. от 22 ноября 2012 г.) // Подмосковные известия. 1996. N 239.

 

Однако в настоящий момент в г. Москве произошли значительные территориальные изменения, в связи с чем органы федеральной власти планируется перенести из центральной части столицы на присоединенные к ней территории бывшей Московской области. С учетом этого нелогичным являлось бы решение оставить в центральной части г. Москвы располагающиеся там органы государственной власти Московской области и уж тем более предоставлять земельные участки там вновь для целей их размещения. По нашему мнению, позитивным опытом при поиске выхода из сложившейся ситуации является уже состоявшийся перенос значительной части органов исполнительной власти Московской области (Министерства экономики, Министерства здравоохранения и др.) из г. Москвы в г. Красногорск в Дом Правительства. Думается, что по аналогичной схеме целесообразно было бы перенести и оставшиеся на территории г. Москвы органы государственной власти Московской области.

По аналогии с Уставом Московской области Устав Ленинградской области <1> в ст. 13 предусматривает, что местом нахождения высших органов государственной власти Ленинградской области является г. Санкт-Петербург. Однако отсутствуют нормативные акты, в которых был бы указан порядок предоставления земельных участков, виды прав, на которых они предоставляются.

--------------------------------

<1> Закон Ленинградской области от 27 октября 1994 г. N 6-оз (в ред. от 27 декабря 2013 г.) "Устав Ленинградской области" // Вестник Правительства Ленинградской области. 1995. N 1.

 

В 2012 г. Губернатором г. Санкт-Петербурга была озвучена мысль о том, что "Петербургу пора задуматься о создании нового делового центра и о переносе туда административных учреждений... Новый деловой центр - только первый шаг к полицентричному Петербургу". С учетом сказанного и п. 1 ст. 20 ЗК РФ предлагается дополнить гл. 1 "Общие положения" Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" статьей, согласно которой земельные участки для целей размещения органов государственной власти Ленинградской области предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование без проведения торгов.

В городах федерального значения полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами государственной власти этих субъектов РФ.

По общему правилу во всех субъектах РФ (кроме городов федерального значения) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов - в муниципальных районах и городских округах (абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

- органами местного самоуправления поселений <1> - в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ (абз. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

--------------------------------

<1> Если законами субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

 

В качестве исключения из общего правила в г. Москве и Санкт-Петербурге полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами государственной власти этих субъектов РФ (абз. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

К собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, которые по общему правилу в силу п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относятся к муниципальной собственности.

По общему правилу в силу п. 2 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности субъектов РФ относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности этих субъектов РФ;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти этих субъектов, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности указанных муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

Собственностью городов федерального значения в соответствии с п. 4 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" являются не только земельные участки, которые относятся к собственности субъектов РФ, но также земельные участки, которые по общему правилу должны были бы относиться к собственности муниципальных образований, входящих в границы г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Исключением из указанного правила являются земельные участки на присоединенных с 1 июля 2012 г. к г. Москве территориях, которые изначально, до изменения границ столицы Российской Федерации, находились в муниципальной собственности (см. подробнее об этом далее - § 2 гл. 2 настоящей монографии).

Границы городов федерального значения могут быть изменены только по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (п. 2 ст. 84 ЗК РФ).

По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

- утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

- утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно п. 2 ст. 84 ЗК РФ утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Как справедливо отмечает Д.Г. Лебедев <1>, указанная особенность вызвана тем, что изменение границ г. Москвы и Санкт-Петербурга должно учитывать не только юридические последствия установления или изменения границ населенных пунктов, но и конституционно-правовой статус субъекта РФ: любое изменение границ города федерального значения означает изменение границ сопредельного субъекта Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (постатейный) / С.Н. Волков, М.И. Васильева, Е.А. Галиновская и др.; Отв. ред. С.Н. Волков; Науч. ред. Ю.Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009. С. 578.

 

Для обоих городов федерального значения вопрос изменения границ является актуальным. Для Москвы - в свете присоединения с 1 июля 2012 г. территорий Московской области (Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью"), для Санкт-Петербурга - в связи с тем, что в этом городе в последние годы все большее значение приобретает строительство на искусственных намывных территориях, что приводит не только к увеличению территории суши, но и к необходимости расширения границ субъекта РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шугрина Е.С. Изменение границ субъекта РФ: особенности правового регулирования и правоприменительной практики // Lex russica. 2012. N 5. С. 938 - 957.

 

В г. Москве действует особый порядок изъятия земельных участков в целях их предоставления для размещения объектов федерального или регионального значения на территориях, присоединенных к г. Москве с 1 июля 2012 г. Порядок предоставления земельных участков на указанных территориях также имеет специфику правового регулирования.

Указанная особенность возникла в связи с присоединением в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 г. к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий Московской области. Это обстоятельство повлекло принятие Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к г. Москве территорий".

В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного Закона его положения применяются к отношениям, возникающим в том числе при изъятии земельных участков и их предоставлении для размещения на присоединенных к г. Москве территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ и Правительством г. Москвы.

Общий порядок процедуры изъятия земельного участка урегулирован главным образом нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <1> (ст. 279 - 283) и - ЗК РФ (ст. 49, 55, 57, 63). Процедура изъятия земельного участка по общему правилу является весьма сложной и длительной, это может отрицательно повлиять на реализацию строительных проектов публичной важности. Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к г. Москве территорий" более детально регламентирует рассматриваемую процедуру, значительно упрощая ее осуществление в части сроков реализации. Так, срок на уведомление собственника недвижимости о предстоящем изъятии земельного участка для целей его последующего предоставления для размещения объектов федерального и регионального значения составляет пять месяцев (ч. 7 ст. 10). По общему правилу, предусмотренному ГК РФ, такой срок составляет один год. Срок согласования проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества составляет три месяца (п. 4 ст. 10). Этот срок ГК РФ не регламентируется.

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2013 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

 

Согласно ч. 1 ст. 15 этого Федерального закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для размещения объектов федерального значения или регионального значения, предоставляются в аренду, за исключением указанных далее случаев. В случае строительства объектов федерального или регионального значения на присоединенных к г. Москве территориях за счет средств бюджетов российской бюджетной системы земельные участки предоставляются застройщикам в безвозмездное срочное пользование. При этом предварительно согласовывать места размещения объектов и проводить торги не нужно (п. 2 ст. 15). В таком же порядке предоставляются земельные участки указанным в ст. 20 ЗК РФ субъектам: государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 15). Хочется обратить внимание на то, что законодатель специально уточняет, что земельные участки предоставляются не только "без торгов", но и без "предварительного согласования места размещения объекта". Это уточнение снимает любые вопросы о том, какой порядок должен быть применим.

В силу ч. 6 ст. 15 указанного Федерального закона условия и порядок предоставления земельных участков в аренду в целях, связанных с размещением объекта федерального значения, устанавливаются Правительством РФ, а в целях, связанных с размещением объекта регионального значения, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы. К настоящему моменту ни один из указанных нормативных актов не принят.

Интересное положение содержится в ч. 10 ст. 15 указанного нормативного акта: допускается предоставление земельных участков для размещения объектов федерального значения или регионального значения при отсутствии правил землепользования и застройки.

Очевидно, законодателем подчеркивается особая значимость указанных объектов для развития присоединенных территорий, поскольку по общему правилу после определенной даты имеет силу запрет на предоставление земельных участков для строительства без наличия разработанных правил землепользования и застройки (для г. Москвы - до 31 декабря 2014 г.).

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (24.12.2014)
Просмотров: 490 | Теги: участок, Москва, Санкт-Петербург, земельный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016