Воскресенье, 26.02.2017, 15:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

§ 1. Естественные монополии

Глава VIII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В МОНОПОЛИИ

 

 

§ 1. Естественные монополии

 

 

Понятие и критерии монополии

 

Монополия и конкуренция, являющиеся, по сути, словами-антонимами, тем не менее регулируются одной отраслью права - конкурентным (или антимонопольным) правом.

При этом легальное определение "монополия" отсутствует в российском законодательстве, которое оперирует такими категориями, как "монополистическая деятельность" и "естественная монополия".

При слове "монополия" воображение обычно рисует гигантские промышленные предприятия, "Газпром", "РЖД" или другие системообразующие стратегические компании, оказывающие влияние на экономику всей страны.

Между тем мало кому известно, что монополизм - отнюдь не удел огромных корпораций, а стать монополией в ее юридическом аспекте в соответствии с действующим законодательством может и предприятие малого бизнеса, причем как по собственному желанию, так и вне зависимости от такового по решению компетентных органов.

Основными нормативными актами, регулирующими монополистическую деятельность и конкуренцию, являются:

- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями), далее - Закон о монополиях;

- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями), далее - Закон о защите конкуренции.

Закон о монополиях определяет субъектов естественных монополий как хозяйствующих субъектов, занятых производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, то есть такого состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона о монополиях).

Проще говоря, естественная монополия - это совокупность факторов, сложившихся на определенном товарном рынке, обеспечивающих большую эффективность рынка в монопольном, чем в конкурентном состоянии, в том числе безальтернативность товаров монопольных производителей.

Именно безальтернативностью во многом и обусловлен естественный характер монополий.

К деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность в таких сферах, как транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги связи, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие сферы деятельности.

Казалось бы, вышеперечисленная деятельность имеет слабое отношение к малому и среднему бизнесу, но на самом деле компании малого и среднего бизнеса составляют значительную часть естественных монополистов в России.

Например, если посмотреть реестр естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения, то, помимо многочисленных предприятий ЖКХ местного значения, в нем можно обнаружить немало "обычных" предприятий - совхоз, звероводческое племенное хозяйство, птицефабрики, текстильный комбинат, завод ЖБИ и другие заводы, аэропорты, санатории и даже исправительную колонию.

В реестр субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса включены мясоконсервный комбинат, многочисленные заводы и комбинаты, торговый комплекс, совхоз, хлебокомбинаты, судоходная компания, леспромхоз и другие компании, не имеющие прямого отношения к данной сфере деятельности.

Главными критериями при определении монопольности являются не масштаб (величина компании), размер ее доходов, объем производства и другие внешние факторы, а эффективность деятельности на определенном рынке в отсутствие конкуренции и безальтернативность производимых товаров, порождающие стабильность спроса и незначительную зависимость от изменения цены на этот товар.

Например, небольшой завод - собственник теплосетей, от которых осуществляется обеспечение тепловой энергией городского общежития, при определенных обстоятельствах вполне может попасть по заявлению его жильцов или по собственному желанию в реестр естественных монополий. При этом выручка завода от данной деятельности (плата потребителей) может составлять менее 1% от общего размера выручки по всем видам деятельности.

При этом Закон (ст. 3 Закона о монополиях) напрямую связывает эффективность монополии в отсутствие конкуренции с технологическими особенностями производства (с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Таким образом, если монополия лица на определенном товарном рынке связана не с технологическими особенностями, а с иными факторами, например недобросовестной конкуренцией, получением каких-либо льгот и преимуществ относительно других участников рынка, такая монополия, очевидно, не может быть признана естественной и не будет регулироваться положениями Закона о монополиях.

 

Регулирование деятельности естественных монополий

 

Органами, регулирующими деятельность естественных монополий, являются:

- Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с ценами (тарифами) в сферах деятельности объектов естественных монополий;

- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в части осуществления функций по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Реестры субъектов естественных монополий ведутся ФСТ России и доступны на ее официальном сайте в сети Интернет.

Как ранее упоминалось, отнесение деятельности компании к деятельности естественных монополий и включение ее ФСТ России в соответствующий реестр возможно на основании:

- заявлений самих предприятий о включении в реестр;

- обращений заинтересованных лиц (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц) о включении предприятия в реестр;

- самостоятельного решения ФСТ России в отношении конкретного предприятия или нескольких предприятий на основании материалов, содержащих информацию об обстоятельствах, которые могут повлечь включение в реестр.

Осуществление компанией деятельности, относящейся к деятельности естественных монополий, и включение ее в соответствующий реестр влечет для компании определенные обязанности в части раскрытия информации, согласования определенных действий с регулирующими органами и обязанности, связанные с подчинением регулированию деятельности естественных монополий уполномоченными органами.

Основные обязанности компаний, признанных естественными монополиями:

- заключать договоры с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;

- представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности, проекты планов капитальных вложений;

- предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование на недискриминационных условиях;

- вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности;

- обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, подлежащей регулированию, в т.ч. сведениях о ценах (тарифах) на регулируемые товары (работы, услуги), в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством РФ, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть Интернет, и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

Исходя из конституционного принципа свободы экономической деятельности государство не должно вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства.

Однако применительно к субъектам естественных монополий в силу их особого правового статуса, возможности их влияния на широкий круг лиц законом допускается определенное вмешательство в их хозяйственную деятельность, установление некоторых ограничений посредством осуществления государственного регулирования их деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется посредством реализации уполномоченными государственными органами двух методов:

- ценовое регулирование - определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Ценовое регулирование применяется государством в сфере железнодорожных перевозок, услуг, оказываемых в транспортных терминалах, портах, аэропортах, использовании инфраструктуры внутренних водных путей, транспортировки нефти и нефтепродуктов, электросвязи и почтовой связи, электроэнергетике, тепло- и водоснабжении, водоотведении, ЖКХ, торговле и в некоторых других областях.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и перечень таких товаров. Согласно данному Постановлению Правительство РФ может устанавливать предельные розничные цены на продовольственные товары первой необходимости (картофель, рис, хлеб, мясо, яйца, сахар, соль и др.) на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на продовольственные товары составит 30% и более.

Содержание

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (22.07.2015)
Просмотров: 1596 | Теги: монополия, конкуренция | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017