Вторник, 30.05.2017, 16:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ

М. А. Семикин, доцент кафедры уголовного права, ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия МВД России», к.ю.н.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Борьба с преступностью (в том числе с сексуальной) должна представлять собой единую и целенаправленную системную деятельность общества и государства. В данной сфере социального управления основные усилия субъектов должны быть ориентированы на профилактику, удержание отдельных лиц от совершения преступлений, ослабление и нейтрализацию факторов, определяющих развитие процессов детерминации и причинности сексуальных преступлений в частности и преступности в целом. По-видимому, в связи с этим ряд криминологов отождествляют понятия «борьба с преступностью» и «предупреждение преступности». Как справедливо отмечает Г. А. Аванесов, предупреждение является одним из направлений борьбы с преступностью и соотносится с ней как часть с целым[1]. По мнению профессора А. И. Долговой борьбу с преступностью как системную деятельность, необходимо рассматривать в качестве единства следующих подсистем:

– общей организации борьбы с преступностью;

– предупреждения преступности (общего, специального, индивидуального);

– правоохранительной деятельности (карающей и правовосстановительной)[2].

Мы разделяем данную точку зрения. Полагаем, что подсистема – это совокупность взаимосвязанных элементов, способных выполнять относительно самостоятельные, независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы. Подсистема должна обладать свойствами системы, в том числе свойством целостности. В указанном случае подсистемы выделены на основе задач воздействия на преступность на определенном этапе борьбы с ней. Применительно к создавшейся социально-экономической ситуации в России это промежуток времени от 30 до 50 лет.

При всем разнообразии существующих точек зрения мы полагаем, что воспитание подрастающего поколения является одной из первостепенных и главных задач общества и государства. Подход к ней связан с особой ответственностью за его будущее, поэтому работа по профилактике сексуальных  преступлений в отношении несовершеннолетних должна проводиться на всех территориальных уровнях с учетом особенностей географии насильственных сексуальных преступлений. Отдельные  авторы подчеркивают, что сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних – это международная проблема[3].

Общие меры включают в себя деятельность государственных, общественных, государственно-общественных органов и организаций, выполняемую в социально-экономической, культурно-идеологической, правовой и других сферах. Государство, осуществляя различные преобразования в экономике, политике, праве, идеологии и социальной сфере, косвенным образом влияет на показатели состояния и удельного веса преступлений и лиц, их совершивших, хотя направленность мероприятий не ставила своей целью предупреждение преступности.

К данным мерам по профилактике сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних в социально-экономической сфере следует отнести преобразования в сфере экономики, имеющие конечной целью расширение возможностей реализации личностных потребностей и интересов в сферах семейно-брачных отношений, трудовой и общественной деятельности, с учетом возрастных особенностей групп населения, создания условий для улучшения досуга несовершеннолетних и молодежи, повышение степени социального контроля за беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы будут «микроучастки», а именно: советы общественности, инспекции по делам несовершеннолетних на общественных началах, народные дружины, совместные рейды в семьи антиобщественной направленности, клубы родителей, родительские патрули, проведение соревнований во дворах, организация тимуровской помощи инвалидам и престарелым, организация программы «Школа волонтеров», использование тематических телевизионных программ.

В этой связи заслуживает внимания и поддержки зарубежный опыт профилактики преступлений локальными обществами граждан, например, ассоциациями родителей и учителей, старших братьев и сестер по профилактике преступлений несовершеннолетних и в отношении них[4].

Особенно необходимо актуализировать внимание на нравственно-психологическом состоянии общества и различных слоев населения, особенно несовершеннолетних и молодежи, потенциально способных к совершению преступлений, несовершеннолетних потерпевших женского пола, женщин несовершеннолетнего и молодежного возраста, занимающихся сексуальным промыслом, наркотически зависимых несовершеннолетних женского пола, практикующих беспорядочные половые контакты.

К общим мерам по профилактике сексуальных преступлений в данной сфере социальных связей и взаимодействий, на наш взгляд, следует отнести: меры, ослабляющие или нейтрализующие криминогенные факторы и процессы путем формирования у различных слоев общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности; меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к социально-негативным явлениям, обусловливающим развитие сексуальных аморальных и преступных форм поведения; меры, обеспечивающие повышение эффективности нравственных регуляторов поведения и разнообразные усилия по утверждению в жизни общества норм нравственности, ограничения процессов и явлений, ведущих к моральной деградации и эффективному противостоянию пропаганде культуры сексуальной распущенности.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для определения нравственного состояния общества, проявляющегося в сфере медицины (санитарно-гигиеническое состояние), был установлен коэффициент социальной терпимости – 1,5 балла. По состоянию на 1998 г. для Российской Федерации коэффициент составлял 1,32 балла[5]. По другим позициям состояние анализируемой проблемы «не лучше» и заставляет принимать адекватные меры.

К общим мерам можно отнести деятельность институтов общества, направленную на позитивное общение системы «мужчина-женщина» (особенно в среде несовершеннолетних), укрепление института семьи.

На рубеже 20-21 веков произошли изменения в структуре семьи (рост доли неполных семей) и стереотипах поведения. Разводы ежегодно затрагивают в России интересы около 1,5 млн. несовершеннолетних. Нередко проявляется и нежелание родителей выполнять возложенные на них функции целенаправленного воспитания несовершеннолетних и контроля за их поведением, заведомо обрекая последних на беспризорность.

Большим пробелом во внутрисемейных отношениях является отсутствие полового воспитания и просвещения[6]. Справедливо отмечает профессор Ю. М. Антонян, что подобное воспитание сейчас крайне актуально[7]. Необходимо просвещение граждан в рамках национальной программы «Сексуальное здоровье населения» (СМИ, криминологическая служба, общественные организации, добровольные помощники). Первостепенной остается проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В этой связи интересны работающие программы обучения на теоретическом уровне для здоровых лиц и потенциальных ВИЧ-инфицированных. В содержание программ включены следующие способы:

а) индивидуальное консультирование;

б) групповое консультирование;

в) обучение методам снижения риска;

г) распространение информационных материалов (плакаты, памятки);

д) выездные стационары (обмен шприцев (игл), «аутрич-работники», вторичный обмен, раздача материалов);

е) эпидемиологический надзор;

ж) психологическое тестирование целевых групп (в том числе лиц, занимающихся проституцией). Знания, получаемые на теоретическом уровне, закрепляются при проведении тренингов. Необходимо отметить программу обучения лидеров несовершеннолетни, молодежи, лиц зрелого возраста, которые в дальнейшем при непосредственном участии квалифицированных специалистов будут проводить занятия в группах с учетом возрастных особенностей. Представляется, что работа по выявлению групп риска и постановке их на специальный учет должна осуществляться специальными социальными организациями при дифференцированном подходе к статусу психической зависимости. Правоохранительные органы должны заниматься лицами, уклоняющимися и имеющими отрицательную установку на лечение (злостные наркотически зависимые), а социальные службы должны заниматься лицами, больными наркоманией на начальной стадии развития заболевания. Это касается и лиц мужского пола, занимающихся проституцией. Так, по опросам общественной организации «Мария» (Волгоград), 70 % респондентов оценивают свое поведение как рискованное, т.е связанное с беспорядочными половыми связями, внутривенными инъекциями наркотических средств, повышенной степенью виктимности.

 Направление и лечение указанных лиц в медицинских стационарах является более целесообразным[8].

Следует отметить, что в особом внимании и заботе нуждаются несовершеннолетние потерпевшие с высокой степенью виктимности. Представленные выше категории потерпевших, в силу ряда негативных факторов, не имеют сформированного мировоззрения и навыков социальной жизнедеятельности, подвержены отрицательному влиянию, подражанию негативным стандартам поведения, заполняющим образовавшийся вакуум социальных ориентаций и установок. Так, говоря о профилактике негативных образцов сексуальной распущенности и влияния  на психику несовершеннолетних телевизионной, видеопродукции и печати с выраженным сексуальным содержанием, можно предложить пойти по линии налоговых ограничений с использованием экономических механизмов стимулирования. Необходимо привлекать к ответственности (в том числе и уголовной) должностных лиц средств массовой информации за пропаганду сексуальных перверзий, насилия, жестокости. Однако правильнее было бы решать проблему путем ответа на запросы данной категории населения нравственными произведениями в литературе, кино и видеоискусстве на тему сексуальных отношений различных категорий россиян, с учетом возрастных ограничений и психологических особенностей (специальные муниципальные каналы и программы телевидения, радио).

Крайне актуальна профилактика наркомании и алкоголизма, охрана здоровья беременных, а также нормализация микросреды (семья и ближайшее окружение), в которой происходит формирование личности несовершеннолетнего, – это профилактика нарушений различных форм перверзионного (противоестественного) сексуального поведения. Исправление этого положения может в дальнейшем представлять сложную, а в ряде случаев и неразрешимую задачу. Как показало исследование, в состоянии алкогольного опьянения совершается 71,8 % сексуальных преступлений. У родителей алкоголиков и наркотически зависимых, как правило, рождаются физически ослабленные дети, нередко с органическими поражениями головного мозга и расстройствами эндокринной системы, сказывающимися на психосексуальном развитии. Существует определенная связь между алкоголизацией родителей и лиц, их заменяющих, не только с психическим развитием детей и подростков, но и со склонностью последних к алкоголизации. По мнению Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, «дети родителей-алкоголиков (в особенности матерей во время беременности) обладают сразу после рождения признаками латентного абстинентного синдрома»[9].

В связи с изложенным, профилактика негативных социальных явлений, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, наркомании, а также нормализация микросреды (область действия причин и условий), в которой происходит формирование личности несовершеннолетнего, – это профилактика целого комплекса девиантного сексуального поведения. Наблюдается прямая зависимость заболеваний, передающихся половым путем с ВИЧ-инфекцией. Прежде всего, эта зависимость проявляется у лиц занимающихся проституцией «низового» уровня, предлагающих свои услуги на трассах. Лица, занимающиеся проституцией данного уровня, только в 10–15 % случаев используют механические средства защиты от венерических заболеваний, а по просьбе клиента или за дополнительную плату в 80–90% случаев средства защиты вообще не применяются.[10]

Общественной организацией  «Мария»(Волгоград) было опрошено восемнадцать тысяч человек, из них 67 % практикуют девиантное сексуальное поведение, т. е. проявляют рискованное поведение, сопряженное с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией, сифилисом и гепатитом (55 % - имеют гепатит В, 45 % – гепатит С)[11].

Важное место среди мер общей профилактики девиантного сексуального поведения могут занимать мероприятия по ознакомлению несовершеннолетних и их ближайшего окружения с вопросами сексуальной профилактики и психогигиены. Целесообразно улучшить сексологическую, психологическую, а в ряде случаев психиатрическую и сексопатологическую помощь населению. Особого внимания требуют лица, ранее судимые за совершение половых преступлений, лица с психическими аномалиями, лица, обнаруживающие расстройство полового влечения, лица, находящиеся на излечении в кожно-венерологических диспансерах, несовершеннолетние потерпевшие (жертвы) от сексуального насилия[12].

 Актуальна проблема расширения сети организаций и центров, занимающихся подготовкой кадров психологов, сексологов и сексопатологов, реабилитацией лиц с психическими отклонениями (по данным Министерства социального развития и здравоохранения  России в 2012 году на диспансерном учете состоит более 200 тыс. человек, на консультативном – более 1 млн. человек). Однако эти цифры далеко не полностью отражают реальную картину, ибо система учета не отвечает современным требованиям. Еще более латентный[13] характер имеет ситуация с несовершеннолетними. По оценкам экспертов, это соотношение составляет примерно 1:7[14], наши исследования показывают соотношение 1:4.

В рамках общих мер уместно высказать свою позицию о роли и месте населения в профилактике сексуальных преступлений и преступности.

В современных условиях можно обозначить два основных направления развития связей правоохранительных и других государственных и общественных органов и организаций с населением. Во-первых, это восстановление в разумных пределах, оправдавших себя прежних, традиционных форм взаимодействия, соответствующих изменившимся условиям общественного бытия и сознания.

Полагаем, что в рамках первого направления развития связей органов внутренних дел и населения (одной из форм) будет создание на базе общественных пунктов охраны порядка (ОПОП)[15] рабочих отрядов содействия полиции (РОСП). Члены РОСП будут работать на постоянной основе за счет предприятия, где им выплатят соответствующую заработную плату. При этом государству должна отводиться роль по активизации и стимулированию соответствующих собственников предприятий и поиску мер по регулированию экономических отношений (снижение налогов). Для членов РОСП должна быть предусмотрена единая форма одежды, удостоверение, выданное администрацией соответствующего территориального образования. Основными формами работы отряда могут быть: участие в мероприятиях по охране общественного порядка и общественной безопасности, профилактика и предотвращение преступлений и розыск лиц, совершивших посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу населения, жизнь, здоровье. Важным направлением работы отрядов будет профилактика аморального образа жизни, пьянства и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи. Особенно меры профилактики актуальны и значимы в отношении лиц, занимающихся проституцией «низового» уровня, поскольку 40 % из общего числа указанных лиц регулярно употребляют любой вид наркотических средств (из них 88 % – инъекционно)[16].

Вторым направлением участия населения в профилактике правонарушений и преступлений, в том числе сексуальных, возникшим в новых социально-экономических условиях, будет расширение направлений деятельности и количества органов территориального общественного самоуправления. Данный вид социальной практики будет осуществляться во взаимодействии с органами местного самоуправления, администрациями предприятий и организаций, правоохранительными органами, органами здравоохранения на постоянной основе с учетом специфики региона и практической реализации профилактических мероприятий. Исходя из специфики территории, органы общественного самоуправления должны разделяться следующим образом: комитеты микрорайона, уличные комитеты, старшие по улице, домовые комитеты, старшие по дому, старшие по подъезду.

В субъектах государства указанные образования наделяются полномочиями, которые дают им возможность не только выражать интересы проживающего населения, но и влиять на обеспечение законности на обслуживаемой территории.

Позитивное влияние на профилактику «бытовых» сексуальных преступлений, тяжких и особо тяжких насильственных преступлений могут оказывать товарищества собственников жилья. В жилищных товариществах заложен серьезный предупредительный потенциал с точки зрения обеспечения общественного порядка и профилактики правонарушений в таких домах и на близлежащей территории[17].

В определенной мере силой, способной позитивно влиять на профилактику правонарушений и сексуальных преступлений, являются службы безопасности и частные охранные предприятия. Практический опыт позволяет определить направления сотрудничества органов внутренних дел и частных охранных структур, в частности, совместное патрулирование в горячих точках, привлечение частных охранников к работе в качестве внештатных сотрудников полиции, обмен информацией о правонарушениях и преступлениях в сексуальной сфере.

Профилактикой отклоняющегося от норм  сексуального поведения, ВИЧ-инфекции, наркомании среди несовершеннолетних и молодежи занимаются многочисленные общественные объединения. Например, в Волгограде успешно действуют общественные организации: «Мария», «Авария», «Прометей», «Приди и помоги».

Свою деятельность общественные организации направляют, прежде всего, на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. Перспективны такие формы:

– профилактика на ранних стадиях семейного неблагополучия;

– профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– профилактика социального сиротства;

– профилактика раннего материнства.

Интересен опыт по профилактике правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Московской области, осуществляемой благотворительной организацией «Оптималист Подмосковья». Организация постоянно осуществляет профилактическую деятельность в отношении трех тысяч учащихся школ и производственных училищ[18].

Таким образом, предупреждение  сексуальной преступности как важное направление решения проблемы эффективности обеспечения общественной безопасности и правопорядка населения в определенной мере зависит от деятельности различных общественных движений и слоев граждан по предупреждению девиантных сексуальных форм поведения и профилактике социально-негативных явлений среди несовершеннолетних. Вместе с тем, на наш взгляд, фактическое возрождение связей правоохранительных органов и населения произойдет только при наличии реальной заботы государства о безопасности каждого человека, когда люди действительно будут доверять власти. Полагаем, что стремление многих граждан активно участвовать в охране общественного порядка сдерживается, поскольку нет специального федерального закона «О профилактике правонарушений и преступлений», в котором определялся бы правовой статус граждан и меры социальной поддержки государства.

________________

[1] См.: Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 339.

[2] См.: Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 2008. С. 377.

[3] Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / Под ред. Н. К. Асановой. М., 1997. С. 50.

[4] См.: Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. С. 161–166.

[5] См.: Преступность и культура / Под ред. А. И. Долговой. М., 1999. С. 53.

[6] См.: Писаренко Д. Бегунки // Аргументы и факты. 1999. № 37. С. 16.

[7] См.: Серийные сексуальные убийства / Под ред. Ю. М. Антоняна. М., 1997. С. 149.

[8] См.: Актуальные проблемы уголовного права и криминологии: Сб. науч. трудов /. Под ред. А. С. Сенцова. Волгоград, 2001. С. 130.

[9] Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980. С. 80.

[10] См.: Право России на рубеже тысячелетий: основные тенденции развития: Сб. науч. тр. Краснодар, 2001. С. 236.

[11] См.: Там же. С. 236.

[12] См.: Актуальные проблемы уголовного права и криминологии: Сб. науч. тр. / Под ред. А. С. Сенцова. Волгоград, 2001. С. 130.

[13] Под латентными, на наш взгляд, следует понимать сведения о преступлениях (правонарушениях) и лицах, их совершивших, не попавшие в официальные отчетные данные органов, занимающихся регистрацией и систематизацией этой информации (региональные ИЦ УВД (ГУВД), ГИАЦ МВД России).

[14] См.: Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). Волгоград, 1998. С. 101.

[15] См.: Сибиряков С. Л. Указ. соч. С.120–132.

[16] По материалам общественной организации «Мария» (Волгоград) за 2003 г.,2009-2012 г.г., Автором было изучено 150 уголовных дел, опрошено 130 лиц, занимающихся проституцией.

[17] См.: Герасимов С. И. Организация криминологической профилактики в Москве. М., 2000. С. 113–114.

[18] См.: Жердева Н. И. Участие благотворительных организаций в предупреждении преступлений // Аналитическая информация НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. М., 2000. С. 11.

К содержанию

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (24.06.2013)
Просмотров: 1948 | Теги: ОТНОШЕНИИ, СОВЕРШАЕМЫХ, НАСИЛЬСТВЕННЫХ, преступлений, Сексуальных, Предупреждения, несовершеннолетних, меры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь