Воскресенье, 11.12.2016, 12:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Часть 2. Методические рекомендации по выявлению, предупреждению и раскрытию правонарушений в сфере потребительского рынка

Часть 2. Методические рекомендации по выявлению, предупреждению и раскрытию правонарушений в сфере потребительского рынка

Законодательная база, регламентирующая оборот товаров (продукции) на территории РФ обширна и насчитывает более 100 нормативных актов, наиболее значимыми из которых являются следующие:

- Гражданский кодекс РФ (часть первая) №51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 21.07.05);

- федеральный Закон №2300-1 от 07 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (в ред. от 21.12.04), далее ФЗ-2300-1;

- федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 09.05.05);

- федеральный Закон от 02 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 09.05.05);

- федеральный закон от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 21.07.05);

- постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» (в ред. от 25.09.03);

- постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 «Об утверждении правил продажи отдельных товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (в ред. от 01.02.05);

- постановление Госстандарта РФ от 05 июля 2002 г. №56 «Об утверждении изменения №1 «Правил сертификации работ и услуг в РФ»;

- приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации, далее везде - ГТК РФ (ныне - Федеральная таможенная служба Российской Федерации, далее везде - ФТС РФ) №498 от 14 августа 1995 г. «О перечнях товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации»;

- приказ ГТК РФ от 31 июля 1997 г. №464 «О правовых актах ГТК России, относящихся к доставке товаров под таможенным контролем» (в ред. от 25.02.03);

- приказ ГТК РФ от 08 сентября 2003 г. №973 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном транзите товаров»;

- приказ ГТК РФ №708, МПС РФ №19 от 23 июля 2001 г. «Об утверждении инструкции об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых в крупнотоннажных контейнерах железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации» (применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ в ред. от 18.07.05 (письмо ГТК от 22 января 2004 г. №01-06/2109);

- распоряжение ГТК РФ от 09 декабря 2003 г. №666-Р «Об утверждении инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем международном таможенном транзите» (в ред. от 09.02.04);

- соглашение от 04 июня 1999 г. «О порядке транзита через территории государств – участников содружества независимых государств»;

- соглашение стран СНГ от 02 апреля 1992 г. «О порядке таможенного оформления транзитных грузов»;

- положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» утв. Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) от 03 октября 2002 г. №2-П (в ред. от 11.06.04).

Отдельные группы товаров, имеют особые, законодательно регулируемые режимы оборота и реализации.

Так, основными нормативными актами, регулирующими оборот алкогольной и иной подакцизной продукции являются:

- федеральный Закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. 21.07.05);

- постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 г. №987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» (в ред. от 02.11.00);

- постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1019 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации»;

- постановление Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. №1493 «Об утверждении правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания»;

- постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. №1150 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. №987»;

- постановление Правительства РФ от 06 августа 1996 г. №943 «Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию»;

- постановление Правительства РФ от 08 июля 1997 г. №836 «О специальных марках для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1999 г. №320 «О порядке освобождения от маркировки производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку специальными марками»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. №648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» (в ред. от 29.01.01);

- постановление Правительства Российской Федерации от 06 января 2000 г. №17 «Об образцах акцизных марок для маркировки алкогольной продукции иностранного производства» (в ред. от 15.02.01);

- постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 2000 г. №200 «О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли» (в ред. от 15.12.00);

- постановление Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. №355 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 г. №1008 и утверждении Правил маркировки подакцизных товаров» (в ред. от 15.02.01).

- постановление Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. №124 «О внесении изменений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с маркировкой товаров марками акцизного сбора»;

- постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №915 «Об установлении ставок авансового платежа, уплачиваемого при покупке региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2002 г. №82 «Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. №212 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» (вместе с «Требованиями к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации»).

Основными нормативными актами, регулирующими оборот продуктов интеллектуальной собственности (аудио- и видеопродукции) являются:

- Закон РФ от 09 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 20.07.04);

- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 11.12.02 с изменениями от 24.12.02);

- п.п.90-93 главы XII «Особенности продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм» постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (в ред. от 01.02.05);

- постановление Правительства РФ от 4 июня 2002 г. № 381 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей» (в ред. от 01.02.05).

Основными нормативными актами, регулирующими оборот лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются:

- федеральный Закон от 22 июня 1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 29.12.04);

- постановление Правительства РФ от 04 июля 2002 г. №500 «Об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств» (в ред. от 03.10.02);

- постановление Правительства РФ от 01 июля 2002 г. №489 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 03.10.02 с изменениями, внесенными решениями Верховных судов РФ от 04.02. 03 №ГКПИ 2003-11), далее - ПП-489;

- приказ Минздрава РФ от 16 июля 1997 г. №214 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)».

Основными нормативными актами, регулирующими оборот пиротехнических средств являются:

- статья 17 «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия» федерального Закона от 08 августа 2001 года г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 02.07.05);

- федеральный Закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 09.05.05), далее – 69-ФЗ;

- постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 г. №467 «Об утверждении Положений о лицензировании видов деятельности в области боеприпасов и пиротехнических изделий» (в ред. от 03.10.02).

Выявление, предупреждение и раскрытие коммерческих мошенничеств

Широкая распространенность мошенничеств, совершенных в сфере потребительского рынка, так называемых коммерческих мошенничеств, в РФ обусловлена высокими темпами развития рыночной экономики. Доля мошенничеств, совершенных в данной сфере по сравнению с совершенными в других отраслях экономики, непрерывно возрастает.

Способом совершения указанных преступлений является обман, обуславливающий неправомерный переход имущества из владения управомоченного лица в незаконное обладание субъекта преступления.

Основа совершения мошеннических действий - умелое использование правонарушителями следующих факторов:

- сложности и многоступенчатости финансово-экономических связей;

- некомпетентности и юридической неосведомленности, беспечности, безответственности и чрезмерной доверчивости как руководителей и работников государственных предприятий и частных фирм, так и простых граждан;

- несовершенство российского законодательства и недостатки в организации финансово - экономической системы;

- недостатки в деятельности правоохранительных органов, а также способность мошенников адаптироваться к реальным условиям экономической жизни и использовать в своей деятельности вышеуказанные пробелы.

Главные проблемы при выявлении мошенничеств заключаются в следующем:

- незаконные операции внешне выглядят как вполне обычные действия, осуществляемые в соответствии с установленными правовыми и экономическими нормами;

- преступники всегда стремятся тщательно маскировать свои действия, поэтому применяемые ими способы обмана, подлога и т.п., как правило, сложно распознаваемы и трудно проверяемы.

Часто мошенники используют так называемый «фасад» - арендуя солидные служебные помещения, оснащенные новейшей оргтехникой, где рассказывают о, якобы, грандиозных сделках, уже совершенных и находящихся в процессе исполнения, планировании деловых встреч с «компаньонами» и «поручителями» и т.п. С помощью лжерекламы, поддельных финансовых отчетов, фиктивных договоров и «заключений» мнимых экспертов, с целью осуществления хитроумной преступной комбинации имитируется деловая активность и финансовая состоятельность.

Категория мошенников по своему составу крайне разнородна и включает богатых и неимущих, ученых и необразованных, руководящих работников и простых служащих, молодых и старых. Но общим для всех указанных лиц является хорошее знание законов, ситуации, сферы своей «деятельности», умение войти в доверие.

В настоящее время наиболее распространены следующие приемы и способы совершения коммерческих мошенничеств.

1. Причинение имущественного ущерба либо завладение чужим имуществом официально зарегистрированными и действующими предприятиями.

Эти действия совершаются различными путями:

- незаконного удержания предоплаты, полученной от организаций, с которыми заключены хозяйственные договоры на поставку либо на выполнение работ (услуг), без исполнения условий договоров;

- использования предоплаты на расходы, не связанные с реализацией договорных обязательств;

- присвоением вышеуказанных денежных средств.

Причины для совершения вышеуказанных действий могут быть связаны со следующими обстоятельствами.

1) Руководители коммерческих структур, переоценив свои возможности, берут явно завышенные обязательства, которые в дальнейшем не могут выполнить. Поэтому, набрав максимум авансов, не могут их своевременно возвратить в виде товаров, услуг или денежных средств.

2) Предприниматели, желая «раскрутить собственное дело», но не имея реальной финансовой и материальной базы для этого, идут на различные ухищрения, чтобы получить нужные средства. С этой целью, заведомо не намереваясь и не имея возможности выполнять условия договора, но и не преследуя цель присвоения денежных средств и во избежании привлечения к уголовной ответственности, они дают объявления о том, что могут поставить определенный товар, заключают договоры с условием предоплаты и используют ее определенное время, имея прибыль от оборота денежных средств. Невозврат денег в ранее оговоренные сроки объясняют различными надуманными причинами. Тем самым причиняется ущерб владельцу денежных средств, который хотя и получает их через определенное время, но, учитывая большую степень инфляционных процессов, несет значительный убыток.

Необходимо особо подчеркнуть, что грань между незаконным удержанием, незаконным использованием, а в ряде случаев и присвоением порой трудно установить, поскольку нередко они переходят из одного состояния в другое, а иногда совершаются одновременно.

2. Использование фиктивно созданных предприятий с целью завладения чужим имуществом.
Одним из приемов преступного посягательства на чужие материальные ценности и денежные средства является фиктивное создание коммерческого предприятия либо изготовление документов и печатей на имя вымышленной, не существующей в действительности фирмы, заключение от ее имени договора, получение материальных ценностей, предоплаты или аванса с последующим присвоением денежных средств и укрытием (бегством) от партнера по хозяйственным связям.

Наиболее простым приемом является создание по подлинным документам организации, заведомо не намеревающейся заниматься конкретной общественно полезной и законной деятельностью. Участники аферы после получения материальных ценностей или предоплаты присваивают их и скрываются. В этом случае их действия квалифицируются не только по ст.159 УК РФ, но и по ст.173 УК РФ (лжепредпринимательство).

Нередко при регистрации лжефирм мошенниками используются следующие приемы:

- указывается несуществующий фиктивный адрес (например, нет улицы с таким названием либо есть улица, но нет такого дома);

- при регистрации своих предприятий мошенники указывают домашние адреса, которые впоследствии заведомо изменятся, квартиры, которые будут проданы и т.п.;

- договариваются с владельцами квартир о том, что их квартира будет указана в качестве юридического адреса предприятия, уплатив последним денежное вознаграждение, при этом не сообщив им о себе никаких данных и поддерживая с ними только одностороннюю связь, оставляя последних в неведении относительно своего местонахождения.

В связи с этим установить мошенников по юридическому адресу предприятий бывает проблематично.
Другим способом создания предприятий для совершения мошеннических действий является использование искаженной информации о деятельности предприятия, ее истинном финансовом положении, об учредителях, руководителях, владельцах, работниках коммерческой структуры. Для этого мошенники:

- за денежное вознаграждение или иным образом получают документы распавшихся, обанкротившихся предприятий и действуют от их имени;

- получают различным образом бланки реально существующих и действующих предприятий, от имени которых открывают расчетные счета в банках, заключают договоры и совершают сделки.

Наиболее распространенной является практика регистрации предприятий по чужим паспортам. При этом в одних случаях они похищаются, в других - покупаются у граждан, которые впоследствии (через определенный промежуток времени, согласованный с «покупателями» и достаточный для совершения мошеннических действий) заявляют об их утрате в милицию.
 

Процесс совершения мошеннических действий в подобных случаях состоит из следующих этапов

1) Создается фиктивное предприятие, для чего в регистрационные документы вносятся искаженные сведения об учредителях (руководителях) либо юридическом адресе.

2) Созданное таким образом предприятие помещает объявление в средствах массовой информации о возможности продажи различных товаров с незначительным сроком поставки, более низких ценах или других преимуществах. При этом для создания у покупателей мнения о себе как о солидной фирме могут использоваться такие действия, как, например, демонстрация наличия товаров либо возможности их поставки, для чего мошенниками предъявляются:

- фиктивные документы на хранение товара;

- фиктивные договоры на его поставку;

- поддельные транспортные, таможенные документы;

- чужие товары, находящиеся на хранении.

3) На объявление откликаются фирмы, и заключается договор купли-продажи с предоплатой или авансом.

4) Поступившие денежные средства снимаются со счетов и присваиваются (похищаются), после чего преступники скрываются.

5) Для завладения имуществом руководители таких «предприятий» в большинстве случаев заключают договор о получении материальных ценностей с последующей их оплатой, получают (похищают) товар и скрываются.

3. Противоправное завладение товарами и другими материальными ценностями.

Данный способ чаще всего заключается:

-  в получении фиктивных документов (изготовление, кража и т.п.) от имени какого-либо предприятия, затем подыскании партнера (жертвы), заключение с ним договора на получение от него товара, который присваивается;

- в открытии мошенниками складов для хранения той или иной продукции. Как правило, фиктивно созданное предприятие арендует складские помещения и дает объявление о приеме на хранение товаров от предприятий потребительского рынка. После заполнения склада товары вывозятся и похищаются арендаторами-мошенниками.

4. Незаконное присвоение чужих денежных средств.
Данный способ связан с созданием фиктивных предприятий и присвоением руководителями таких предприятий полученной предоплаты по вышеуказанной схеме.

5. Присвоение материальных ценностей и денежных средств граждан или юридических лиц с использованием умышленного запланированного банкротства предприятия. Подобные действия квалифицируются не только по ст.159 УК РФ, но и по ст.196 УК РФ (преднамеренное банкротство), либо ст.197 УК РФ (фиктивное банкротство).

Преступления, связанные с оборотом потребительских товаров

При осуществлении оптовой торговли расчеты, в подавляющем большинстве случаев, производятся с использованием безналичных платежей. Каждая форма расчетов характеризуется определенным порядком, местом проведения расчетов и другими условиями, обязательными для банка, поставщика и покупателя. Все безналичные расчеты производятся через банк на основе оформленных в письменном виде платежных документов.

Платежные расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

- наименование;

- номер;

- дату выписки;

- наименование плательщика и номер его банковского счета;

- наименование банка, в котором открыт счет плательщика и номер  корреспондентского счета последнего в Центральном Банке России (ЦБ РФ);

- наименование получателя средств и номер его банковского счета;

- наименование банка, в котором открыт счет получателя и номер корреспондентского счета последнего в ЦБ РФ;

- назначение платежа и его сумму;

- на первом экземпляре документа проставляются подписи, а при использовании платежных поручений, кроме того - печать предприятия.

Отсутствие либо неправильное указание вышеуказанных реквизитов может свидетельствовать о противоправных намерениях.

Безналичные расчеты осуществляются с использованием следующих документов:

- платежных поручений;

- требований-поручений;

- чеков;

- аккредитивов;

- векселей;

- кредитных карточек.

Наиболее распространенной формой расчетов, в том числе и за потребительские товары, являются расчеты платежными поручениями.

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. По договоренности сторон такие платежи подразделяются на:

- срочные;

- досрочные;

- отсроченные.

При расчетах платежным поручением проводятся следующие операции:

1. Поставщик-получатель денег отгружает товары или оказывает услуги и выписывает счет-фактуру (при авансовой или досрочной форме оплаты эта операция отсутствует).

2. Плательщик-получатель товара дает приказ обслуживающему его банку (выписывает поручение) о перечислении денег поставщику.

3. Банк плательщика списывает определенную сумму денег и перечисляет ее в банк получателя.

4. Банк получателя зачисляет эту сумму денег на счет поставщика.

Досрочный (предоплата) и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений между сторонами.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

1. Авансовый платеж - до отгрузки товаров;

2. осле отгрузки товара, при наличии прямого акцепта товаров, с согласия плательщика на перечисление денег с его счета;

3. Частичные платежи - при крупных сделках.

Поставщики товаров зачастую не заинтересованы в применении платежа после поставки продукции, так как попадают в зависимость от покупателей, которые могут задерживать выписку расчетных документов.

Кроме того, отдельные покупатели после получения товара скрываются, не произведя оплаты.

В связи с этим в настоящее время в России преобладают расчеты в форме авансов и предоплаты. Используя данную форму, поставщики товаров, получив предоплату, могут совершить следующие преступные действия:

- задержать отгрузку продукции и, используя в своих интересах полученные денежные средства, причиняют имущественный ущерб покупателям. Подобные действия квалифицируются по ст.165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием);

- получив предоплату, скрыться от покупателей, присвоив полученные от последних денежные средства. Такие действия квалифицируются ст.159 УК РФ (мошенничество).

Кроме того, существует определенная группа оптовиков-посредников, ведущих расчеты наличными деньгами.

Участниками хозяйственной деятельности на потребительском рынке в ряде случаев являются сами предприятия-производители, реализующие товары непосредственно потребителю через сеть своих фирменных магазинов, минуя оптовую торговлю.

Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (26.11.2013)
Просмотров: 665 | Теги: рынка, раскрытию, потребительского, правонарушений | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016