Воскресенье, 04.12.2016, 21:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Часть 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Особенности документирования преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК Российской Федерации

Часть 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Особенности документирования преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК Российской Федерации, и использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании данных преступлений

Предыдущая страница

Вопрос о возбуждении уголовного дела решается органом дознания, дознавателем, следователем самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что в разных регионах России порядок возбуждения дел различный. В одних после принятия заявления организуется его проверка, которая чаще всего сводится к проведению оперативно-розыскной операции, состоящей из комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе оперативного эксперимента передачи взятки под контролем, и задержания правонарушителя с поличным. По результатам операции после задержания возбуждается уголовное дело.

В других регионах на основании заявления возбуждается уголовное дело по факту, после чего осуществляется подробный допрос заявителя и проводятся следственные действия, направленные на сбор доказательств, а также направляется поручение в порядке ст. 38 УПК органу дознания о проверке заявления оперативным путем. На основании поручения орган дознания организует проведение оперативно-розыскных мероприятий.

И тот и другой путь процессуально возможны. Первый из них более традиционен и используется чаще. Тем не менее, оба пути имеют свои положительные и отрицательные стороны, поэтому принятие решения зависит от конкретной ситуации и усмотрения лица, принимающего решение.

Возбуждение уголовного дела по материалам ОРД, равно как и их реализацию по уже расследуемому делу, целесообразно строить по следующей схеме:

- перед реализацией совместное обсуждение оперативно-следственной ситуации;

-доклад сотрудника, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и его предложения;

- доклад следователя и его предложения;

- расчет необходимых сил и средств;

- планирование следственных действий и оперативных мероприятий по реализации.

- постановка конкретной задачи каждому участнику реализации (каждой группе участников);

- подготовка необходимых специалистов и экспертов, привлечение понятых и т.д.;

- после реализации – экспресс-оценка ситуации, анализ допущенных ошибок, выработка мер по их исправлению;

Недостаточная эффективность от использования в расследовании результатов ОРД обусловлена следующими причинами:

- не вся необходимая информация доводится до сведения лица, осуществляющего расследование;

- полученная следователем оперативная информация не полностью им используется;

- отсутствует согласованность взаимодействующих служб при реализации оперативной информации.

Если при расследовании иных категорий уголовных дел организационные недоработки обычно в последующем могут быть откорректированы и исправлены, то при расследовании коррупционных деяний это практически всегда ведет к прекращению уголовного преследования или, по меньшей мере, к безвозвратной утрате значительной части доказательственной базы.

Следует иметь в виду, по делам данной категории с учетом статуса привлекаемых к ответственности или проверяемых на причастность к преступлению лиц может применяться особый порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и привлечения к уголовной ответственности (например, в отношении депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, членов выборных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, иных должностных лиц, статус которых предполагает наличие правового иммунитета согласно Конституции Российской Федерации и Федеральным Законам).

Так, распространение неприкосновенности на жилище, служебное помещение, используемый личный и служебный транспорт и средства связи, переписку, багаж, принадлежащее имущество и документы упомянутых лиц значительно сужает круг мероприятий, которые могут проводиться для проверки сообщений о совершенном или готовящемся преступлении. В то же время это не исключает проведение иных оперативно-розыскных мероприятий и операций, важно лишь, чтобы при получении сообщений сотрудники органа дознания предварительно выясняли правовой статус должностного лица и действовали строго в рамках закона.

В противном случае результаты их деятельности с процессуальной точки зрения будут являться недопустимыми.

 

4. Использование оперативно-розыскных данных при проведении отдельных следственных действий

Расследование коррупционных преступлений, как отмечалось выше, на любом этапе постоянно сопряжено с различными формами противодействия. Чаще всего такое противодействие направлено на дискредитацию работающих по делу сотрудников правоохранительных органов, а равно – результатов их работы.

Поэтому крайне важно полное использование потенциала оперативно-розыскной деятельности. Ее результаты следователь должен учитывать при анализе следственной ситуации и подготовке к следственным действиям по делам о коррупционных преступлениях.

Необходимо отметить, что использование оперативно-розыскных данных при проведении отдельных следственных действий по делам о взяточничестве имеет свою специфику. Общим для любого следственного действия является планирование, которое строится на анализе материалов уголовного дела и имеющейся оперативно-розыскной информации.

В определенных случаях возникает необходимость предусмотреть в плане подготовительные мероприятия к следственному действию, которые могут состоять как из организационно-подготовительных действий, так и из оперативно-розыскных мероприятий, в том числе направленных на выявление возможных форм и методов противодействия.

Все подготовительные мероприятия, сопряженные с использованием возможностей оперативных служб должны быть ориентированы на собирание информации о:

- целесообразности конкретного следственного действия;

- его тактической обоснованности;

- предполагаемой роли в достижении стоящих на тот момент перед расследованием целей.

На основе анализа всех имеющихся материалов следователь определяет последовательность и сроки исполнения отдельных следственных действий. Кроме того, он формулирует задачи, которые, по его мнению, должны быть разрешены взаимодействующими оперативными службами.

Прежде всего, надо исходить из того, что для следственных действий оперативно-розыскные мероприятия являются организационно-подготовительными. В этих целях они могут быть направлены на собирание ориентирующей информации и на подготовку следственных действий.

Оперативной информацией могут быть предопределены следующие вопросы плана: цель намечаемого следственного действия; время его проведения; место проведения; последовательность проведения следственного действия; исполнители; обстоятельства, на которые следует обратить особое внимание участников проведения следственного действия (например, наличие охраны и ее оснащенность, национальные и религиозные особенности в поведении субъектов следственного действия; наличие специально оборудованных тайников и др.); возможность участия конкретных специалистов и переводчиков; целесообразность оповещения о предстоящем следственном действии местных органов милиции и безопасности (иногда подобный вопрос прорабатывается с помощью сотрудников подразделений собственной безопасности или ФСБ); процессуальное и иное документальное оформление результатов проведенных действий.

При этом сотрудники оперативных подразделений обеспечивают оказание организационной помощи, предоставление информации, личное участие.

Таким образом, на сотрудников оперативных служб возлагаются задачи по созданию условий для эффективной работы всех участников расследования. Оперативный работник вместе со следователем планирует оперативно-тактические комбинации, обеспечивающие законные основания для производства необходимых следственных действий. Именно от него следователь должен получить предложения вариантов использования данных, полученных оперативно-розыскным путем.

Данные, поступающие от оперативных работников, позволяют правильно планировать расследование и определять тактику проведения наиболее сложных следственных действий. Эти данные способны оказать следователю существенную помощь в оценке тех или иных доказательств, собранных по делу.

Следователь не должен ограничиваться устными сведениями  оперативных сотрудников об оперативной информации, так как это может привести к неполному восприятию им следственной ситуации, а в результате – к недостаткам в организации и проведении следственных действий. В ряде случаев просто необходимо, чтобы подготовка к проведению следственного действия включала в себя и непосредственное ознакомление следователя с оперативно-розыскными материалами, касающимися проверяемой версии, либо относящимися к участникам предстоящего следственного действия.

Решение о проведении конкретного следственного действия следователем, как правило, принимается самостоятельно (за исключением случаев, когда требуется судебное решение).

Любое доказательство, полученное при расследовании уголовных дел, а в первую очередь доказательства, полученные с помощью оперативно-розыскных аппаратов, должны быть проверены и по возможности подкреплены другими доказательствами. Для проверки и подкрепления указанных доказательств используется весь арсенал следственных действий и организационных мероприятий. В противном случае может возникнуть ситуация, когда одно или несколько доказательств оказываются несостоятельными (отказ обвиняемого от признательных показаний; дача им показаний, порочащих доказательства, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности; изменение показаний свидетелем; получение иного заключения эксперта и т.п.).

В этой связи особое внимание следует обратить на особенности такого следственного действия как допрос, в частности, обвиняемого (подозреваемого).

Следователь вправе допросить человека в качестве обвиняемого или подозреваемого уже на основании самого процессуального положения этих лиц. Допрос же лица в качестве свидетеля будет обоснованным, если имеются основания предполагать, что ему известны факты, представляющие интерес для следствия (ст. 56 УПК). Основания предполагать о знании каким-либо лицом интересующих следствие сведений могут быть получены как из процессуальных, так и из оперативных материалов.

В то же время, при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях довольно часто возникает необходимость проведения допросов лиц самого высокого ранга. Чтобы сведения, полученные в результате производства следственных действий с такими лицами, не утратили своего доказательственного значения, необходимо учитывать, что в этом случае возможен особый порядок проведения и оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий (о чем говорилось выше).

Как показывает практика, при расследовании данной категории дел имеют место случаи физического и морального давления на свидетелей со стороны преступников, что не исключает как возможности изменения показаний свидетелем, так и возможности обвинения следователя в неправильной фиксации результатов допроса. Для выявления и документирования фактов незаконного воздействия на свидетелей необходимо привлекать сотрудников оперативных служб.

Часто под воздействием эффекта неожиданности коррупционер дает в момент задержания признательные показания, иногда даже имеют место случаи деятельного раскаяния. Типичными являются полное признание вины и раскаяние в содеянном, ложное раскаяние с целью избежания уголовной ответственности за другие тяжкие преступления, самооговор, отказ от признания вины и раскаяния.

Наиболее характерным объяснением отказа от ранее сделанного чистосердечного признания в преступлении является заявление обвиняемого о, якобы, имевшем место принуждении к даче показаний путем незаконных методов ведения дознания (насилия, обмана, угроз). В таких случаях следователь должен не только подробно зафиксировать эти показания, но и принять меры к их проверке. Выяснив путем допроса подозреваемого (обвиняемого) причины отказа от показаний о признании вины, следователю целесообразно вновь подробно и детально допросить его об обстоятельствах совершенного преступления, тщательно проверить и исследовать эти показания в совокупности с фактическими данными, полученными из показаний потерпевших, свидетелей, заключений экспертов, осмотров, следственных экспериментов и других источников доказательственной информации.

Зачастую только оперативным путем возможно заранее установить намерения лица, которое предполагается подвергнуть допросу, изменить в дальнейшем показания на ложные. Оперативным путем возможно получение и иной ценной информации, например, о лицах, которым обвиняемый (подозреваемый) сообщил о своих намерениях изменить показания и т.п.

Однако сам допрос должен проводить только следователь, и лишь в исключительных случаях данное следственное действие может поручаться сотрудникам оперативных служб.

При планировании допроса необходимо предусмотреть, каким образом будут использоваться данные, полученные с помощью ОРД. Не вызывает возражений использование оперативной информации о способе совершения преступления, о соучастниках, о взаимоотношениях допрашиваемого с другими лицами, о намерении допрашиваемого говорить на допросе правду или скрыть что-либо при планировании тактики проведения допроса.

По поводу же предъявления в ходе допросов предметов и документов, полученных оперативным путем, следует заметить, что ознакомление допрашиваемого с предметами и документами, полученными в ходе ОРМ, без объяснения их происхождения вполне допустимо.

      При расследовании должностных преступлений, совершаемых коррумпированными лицами, как правило, необходимо проведение обыска и выемки. То, что обыск связан с ограничением конституционных прав граждан и может осуществляться в принудительном порядке, обязывает обратить на него особое внимание. В соответствии со ст. 182 УПК следователь производит обыск, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела.

Такими основаниями могут быть оперативно-розыскные данные. При принятии решения о производстве обыска следует учитывать процессуальное положение лица, у которого планируется проведение обыска. Так, решение о производстве обыска у обвиняемого (подозреваемого) может быть принято при  обоснованном предположении, что в его жилище или ином помещении могут находиться предметы и документы, имеющие значение для дела. В данном случае мотивированность обыска определяется обоснованностью подозрений или обвинений в отношении конкретного лица.

Обыск у других лиц может быть проведен на основании полученных доказательств нахождения в их жилище искомых предметов. Вместе с тем в случаях, не терпящих отлагательства, следователь может принять решение о производстве обыска на основании одних только оперативных данных.

Трудности, связанные с получением показаний свидетелей придают особое значение различным вещественным следам совершенного преступления, наиболее распространенным способом получения которых является производство обыска. Именно с производства обыска часто начинается реализация материалов оперативной разработки.

При расследовании уголовных дел, связанных с коррупцией приобретает большое, а иногда решающее значение, подбор участников процесса, в том числе и понятых. Это обусловлено возможными попытками заинтересованных в исходе расследования лиц опорочить в ходе судебного разбирательства или даже во время расследования содержание и результаты следственного действия. Поэтому от следователя и от сотрудников, осуществляющих оперативное сопровождение уголовного дела, требуется большая осторожность в подборе понятых, экспертов, переводчиков. Если имеется запас времени до начала следственного действия с участием понятых, то по делам о коррупционных преступлениях целесообразно уточнить некоторые обстоятельства, связанные с личностью привлекаемых в качестве понятых лиц. Такая проверка не будет нарушением, но в то же время она позволит снизить вероятность попадания в число понятых лиц с криминальными наклонностями и связями и т.п. Предварительное изучение личности вовлекаемых в сферу уголовного процесса людей может оказаться полезным также при необходимости обеспечения их защиты.

Одним из наиболее распространенных следственных действий, с помощью которого возможна реализация оперативной информации, является осмотр. Его результаты фиксируются в общем протоколе соответствующего следственным действием. Но осмотр может быть и самостоятельным следственным действием, имеющим своей целью обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 176 УПК).

Осмотр места происшествия проводится без предварительного вынесения постановления. Закон не требует необходимой совокупности доказательств при принятии решения о производстве осмотра. Поэтому, решение о проведении осмотра места происшествия, бесспорно, может быть принято на основании оперативно-розыскных данных.

Реализация оперативной информации в ходе проведения осмотра удобна также тем, что это следственное действие допустимо без возбуждения уголовного дела. Оперативно-розыскные данные могут быть использованы и при определении тактики осмотра. Основная задача, которая должна быть достигнута в этом случае, - сохранение в тайне способов получения сведений об искомых предметах, для чего оперативным работником и следователем должны быть предприняты необходимые меры в зависимости от ряда обстоятельств (профессия обвиняемого, его преступный опыт, осведомленность об оперативных возможностях и т.п.).

Заключение.

Практика показывает, что эффективность раскрытия и расследования коррупционных преступлений во многом определяется четкой организацией и тактикой проведения оперативно-розыскных мероприятий и первоначальных проверочных действий, направленных на выявление и закрепление фактических данных  – следов преступной деятельности, отражающих способы действий преступников и обстоятельства совершения ими коррупционных посягательств.

С одной стороны, оперативно-розыскная деятельность непосредственно используется следователем для выдвижения версий и при определении направлений расследования, при обосновании необходимости производства определенных следственных действий и планировании их очередности, с другой – результаты ОРД преобразуются по правилам уголовного процесса в доказательства.

Грамотное применение следователем результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении и расследовании коррупционных преступлений, в том числе, связанных со взяточничеством, имеет важное значение для привлечения виновных к уголовной ответственности, предотвращает возможное прекращение уголовного дела на стадии предварительного следствия и оправдания преступника в ходе судебного разбирательства.

Предыдущая страница

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (26.11.2013)
Просмотров: 1736 | Теги: результатов, ОРД, использование, ст. 291 УК, ст. 290 УК | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016