Суббота, 03.12.2016, 20:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Часть 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Особенности документирования преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК Российской Федерации

Часть 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Особенности документирования преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 УК Российской Федерации, и использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании данных преступлений

Преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 290, 291 УК Российской Федерации (далее – УК), являются основными проявлениями коррупции и справедливо считаются крайне трудными для выявления и раскрытия.

Совершающие коррупционные преступления лица самостоятельно или с помощью квалифицированных специалистов принимают серьезные меры к маскировке своей противоправной деятельности, к уничтожению ее следов. Уровень латентности таких преступлений крайне высок, они совершаются, как правило, без свидетелей. Поэтому установить не только исполнителей преступления, но даже сам факт его совершения крайне затруднительно. По оценкам экспертов, в России  выявляется лишь 1-2 % фактов взяточничества. Но и в случае выявления признаков коррупционного преступления нет гарантии, что расследование будет доведено до логического конца, и виновные предстанут перед судом.

Проведенный Следственным комитетом при МВД России анализ причин прекращения уголовных дел данной категории свидетельствует о том, что в среднем ежегодно прекращается  около 10% уголовных дел о взяточничестве.

Одной из наиболее значимых причин такого результата является недостаточная эффективность проведения и использования результатов оперативно-розыскных мероприятий. Непроизводительные затраты здесь обусловлены не только недоработками сотрудников оперативных служб, но и недостатками, допускаемыми при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) в расследовании.

В то же время исключительно процессуальными средствами успеха в расследовании подобных преступлений добиться практически невозможно. Наряду с ними должны применяться методы и средства ОРД. Это находит понимание, как у следователей, так и сотрудников оперативных подразделений. Тем не менее, по ряду причин объективного и субъективного характера потенциал оперативно-розыскной информации реализуется в ходе расследования не полностью.

Поэтому данные методические рекомендации нацелены на то, чтобы ориентировать следователей на правильное применение результатов оперативно-розыскной деятельности, начиная со стадии доследственной проверки.

1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением. Они находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом в данной органической взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние, которое относится к категории особо тяжких преступлений.

Объект преступления совпадает с родовым объектом иных должностных посягательств на интересы государственной службы (см. комментарии к ст. 285 УК).

Под предметом взятки закон понимает ее разновидности в виде денег, ценностей, благ и услуг, носящих имущественный характер.

Чаще всего предметом взятки выступают наличные деньги. Они могут передаваться в различных формах.

Судебно-следственная практика показывает, что способы передачи взятки могут быть искусно завуалированы видимостью законной сделки между взяткополучателем и взяткодателем, например, нотариально оформленным договором подряда (ст. 702 ГК Российской Федерации), займа (ст. 807 ГК), открытием сберегательного (депозитного) сертификата на предъявителя в банке и др.

Кроме того, передача незаконного вознаграждения может происходить в виде удовлетворения личных материальных потребностей, интересов, хобби и желаний.

Не исключено также создание преимуществ персонально для конкретного должностного лица, что может стать средством постоянной его «подкормки»: вовлечение в систему взаимных услуг (создание предпосылок «благодарности») для того, чтобы в случае необходимости тот без прямой оплаты мог, используя свое положение, оказать необходимую помощь.

Следует отметить так называемые коллективные подарки, которые передаются служащим какой-либо структуры по соответствующему поводу, например к профессиональному празднику, подарки от спонсоров и иные способы подкупа могут служить признаками коррупции и быть ее прикрытием. Данная ситуация способствует созданию определенной репутации такого дарителя у служащих, установлению личных связей, формированию чувства «обязанности», которые в дальнейшем могут быть использованы в коррупционных целях.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 290 УК, выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

Под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица – неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Характер совершаемых должностными лицами действий и бездействия в пользу взяткодателей и особенности квалификации таких преступных деяний подробно разъясняются, с целью единообразного применения законодательства, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо (см. комментарии ст. 285 УК).

Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает этого.

Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

2. Особенности выявления преступлений о взяточничестве

Учитывая наличие отдельных признаков коррупционного поведения должностного лица в каждом конкретном случае, оперативными службами наработана практика выявления таких преступлений.

В подавляющем большинстве случаев источником первичной информации является лицо, оказывающее конфиденциальное содействие.

Дополнительно в качестве источников получения первичной информации можно рассматривать:

- лиц, входящих в служебное окружение подкупающего (получателя);

- конкурентов подкупающего (получателя), т.е. лиц, заинтересованных в уголовном преследовании данного лица с целью выведения его из конкурентных отношений;

- информацию из других правоохранительных и контролирующих структур, полученную ими в связи с расследованием других преступлений, с проверкой деятельности рассматриваемой структуры (органа, учреждения, организации).

Однако важно не только выявить коррупционное преступление и провести определенные оперативно-розыскные мероприятия, но и правильно задокументировать их результаты, что в дальнейшем является гарантией успешного расследования уголовного дела и его направления в суд.

Как правило, в большинстве случаев основным доказательством дачи-получения взятки является ее передача под контролем, проводимом в рамках оперативно-розыскного мероприятия – оперативный эксперимент.

Результаты проведения оперативного эксперимента по делам о взяточничестве в настоящее время рассматриваются как основное и решающее доказательство. На нем базируются приговоры по большинству рассматриваемых судами уголовных дел.

В связи с этим к данному оперативно-розыскному мероприятию предъявляются повышенные требования.

Оперативный эксперимент - это предусмотренное Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. оперативно-розыскное мероприятие по получению информации о противоправной деятельности путем создания условий для выявления преступных намерений субъектов.

Оперативный эксперимент осуществляется органом, уполномоченным проводить оперативно-розыскную деятельность, на основании постановления, утвержденного его руководителем. Осуществление этого мероприятия допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия взяточничества, а также выявления и установления лиц, его подготавливающих, совершающих или уже совершивших.

Следует иметь в виду, что его проведение возможно только по тяжким преступлениям, т. е. для выявления, предупреждения и раскрытия получения взятки за незаконные действия (бездействие) либо получения взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо главой органа местного самоуправления, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки или в крупном размере (ч.ч. 2, 3, 4 ст. 290 УК), а также дачи взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) или неоднократно (ч. 2 ст. 291 УК).

Такие ограничения связаны с недопустимостью провокаций - побуждения лица к совершению преступления, не входившего в его намерения. Провокация не может использоваться как метод выявления коррупционных преступлений.     Проведение оперативного эксперимента часто сопровождается и другими оперативно-розыскными мероприятиями, например наблюдением, прослушиванием телефонных и иных переговоров, снятием информации с технических каналов связи, обследованием помещений и участков местности. Стало правилом применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Полученные материалы используются как доказательства по уголовному делу.

Прежде всего, это относится к аудио- и видеоматериалам. Они передаются следователю так же, как и другие результаты ОРД, в соответствии с инструкцией «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной совместным приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56. Аудио- и видеокассеты подлежат осмотру в присутствии понятых с одновременным прослушиванием и просмотром и составлением стенограммы. При необходимости могут назначаться судебные экспертизы: фоноскопическая, лингвистическая (для определения принадлежности голоса конкретному лицу), портретная, криминалистические и др. Если следствием установлена относимость к совершенному преступлению фактов, зафиксированных в исследованных материалах, и допустимость их получения, магнитные ленты с соответствующими записями признаются вещественными доказательствами.

Следующая страница

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (26.11.2013)
Просмотров: 1927 | Теги: результатов, ОРД, использование, ст. 291 УК, ст. 290 УК | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016