Четверг, 08.12.2016, 12:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Часть 3. Подготовка и проведение лекции: методические рекомендации

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

На всех этапах развития человеческого общества в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к уровню образования и профессиональной подготовки людей менялись цели, содержание обучения, его организации, методы и средства обу­чения. Дальнейшее совершенствование учебного процесса неразрыв­но связано с широким применением технических средств обучения. Применение средств наглядности способствует формированию и под­держанию интереса к занятиям, обеспечивает более прочное запо­минание учебного материала слушателями. Практика показывает, что наиболее эффективно процесс обучения происходит тогда, когда комплексно используются различные органы чувств и, в первую очередь, зрение и слух.

Ряд психолого-педагогических исследований показывает, что при слуховом восприятии учебного материала запоминается около  15% информации, при зрительном – 25%. А если  одновремен­но используются и слух и зрение, то эффективность запоминания достигает 65%. Отсюда следует, что в процессе обучения необхо­димо добиваться комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических.

 

3.2 СТАТИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ

Изобразительная наглядность может обеспечиваться различ­ными дидактическими материалами. К наиболее распространенным и доступным можно отнести:

- графические изображения на классной доске;

- графические наглядные пособия;

- диафильмы, слайды, кодограммы.

Наличие разных видов наглядности и их средств является важным, но не единственным условием реализации  дидактического принципа наглядности. Не менее важно уметь методически правильно использовать их, то есть не просто демонстрировать, а посредством слова умело управлять восприятием их слушателями.

В педагогической практике существует ряд методических  приемов, обеспечивающих сочетание олова преподавателя демонстрации визуальных средств.

Графические изображения на классной доске являются распространенными  и доступными средствами наглядности. Опыт показывает, что многие слушатели хорошо запоминают и восприни­мают материал тех лекций (групповых занятий), которые были графически иллюстрированы на классной доске.

Возможность представления графического изображения по частям, его постепенного развития, дополнения и изменения слу­жит весьма важной особенностью и достоинством работы на доске. Такая наглядность «ведет» мысль слушателей и  отвлекает их рассмотрение посторонних деталей.

Доску целесообразно использовать для вычерчивания схем и других изображений, если не требуется излишне длительная работа. При этом хорошо применять разноцветные мелки, в при одном цвете - различные виды линий (жирные, тонкие, одинарные, двойные, сплошные, пунктирные и т.д.). Это не только красиво, но и облегчает усвоение главного в структуре учебного материа­ла, наиболее наглядно показывает взаимосвязь между ее элемен­тами.

Применение классной доски в качестве визуального средства требует особых навыков. Их можно приобрести, только специально тренируясь. В частности следует добиваться, чтобы прямая линия получилась на доске действительно прямой при проведении ее в равных направлениях. Это получится, если смотреть не на свою руку, ведущую линию, а на точку, через которую эта линия должна пройти. Надо стремиться, чтобы все вертикальные и горизонталь­ные линии были параллельны сторонам доски. Правильная окружность легко выписывается, если стать на расстоянии вытянутой руки, и оставаясь в этом положении, сделать быстрое вращательное дви­жение.

В целом при использовании классной доски каждому препода­вателю следует придерживаться следующих методических рекомен­даций:

- методически грамотно сочетать рассказ с демонстрацией на доске;

- вести на ней четко и разборчиво необходимые записи, чертежи, схемы, графики. При этом делать надо быстро, но акку­ратно;

- заполнять доску систематически так, чтобы весь материал был хорошо виден и понятен, расположен последовательно;

-     размещать материал на доске следует таким образом, чтобы одна запись не забиралась на другую и не требовалось стирания нужной записи, нанесенной на доску ранее;

- умещать на доске целый раздел излагаемого материала;

- стиранием с доски отмечать новый логический период объяснений;

- не стирать с доски материал, к которому  еще придется обращаться, стараясь его с самого начала разместить в удобном месте.

Наряду о положительными сторонами использования на занятиях доски имеются и недостатки; дополнительные затраты учебного времени на вычерчивание схем рисунков; зависимость изображения  от графических и художественных способностей преподавателя; некоторые неудобства гигиенического плана и др.

Графические наглядные пособия (плакаты, схемы, графики и др.)  значительно экономят время преподавателя, позволяют представить изображение в художественном виде. С тем, чтобы пособия отвечали творческим манерам всех преподавателей, каждое из них перед изготовлением необходимо обсудить на кафедре. Они должны иметь достаточные размеры, быть хорошо ооформленными. К сожалению у них есть общие недостатки, а именно: необходимость пользоваться помощью иных лиц, чтобы принести пособие на заня­тие и унести обратно; выделение места для их хранения на кафед­ре, дорогое изготовление пособий, которые к ту же быстро стареют и утрачивают привлекательный вид.

В практике использования графических наглядных пособий существуют определенные общие правила. Так, не рекомендуется развешивать все пособия, чтобы они не отвлекали внимание слуша­телей, а демонстрировать их последовательно - походу излагае­мого материала. Показ следует вести столько времени, сколько нужно для восприятия, осмысления и переноса его изображения в конспект. При этом важно, чтобы указка находилась в том месте пособия, на которое должны смотреть слушатели.

После объяснения деталей с использованием наглядного посо­бия для целостности восприятия хорошо примените прием обобще­ния.

Диафильмы, слайды, кодограммы представляют собой дидактические материалы к различным техническим средствам визуальной  информации. Современные технические средства, используемые в  учебном процессе, - это комплекс светотехнической, звуковой и  аудиовизуальной аппаратуры. Они позволяют наиболее полно реализовать принцип наглядности в обучении. Помогают управлять познавательной деятельностью слушателей путем изменения темпа, ритма и доз подачи учебной информации. Включают зрительный анализатор в процессе изложения учебного материала. По характеру действий их можно разделить на средства статической и динамической проекции.

Средства статистической проекции (эпидиоскопы, диапроекторы, кодоскопы, графопроекторы) применяются  как инструмент для решения большого круга учебно-методических задач. Они обладают определенными  дидактическими возможностями, что позволяет:

- зафиксировать кадр для обозрения слушателям;

- дать изображение кадра на экране крупным планом;

- обеспечить высокое качество, яркость и цветность изображения  на экране;

- регулировать темп демонстрации кадров диафильма;

- обеспечить демонстрацию нарастающего потока информации;

- включать зрительную память в систему усвоения знаний, формирования навыков и умений;

- на кадре диафильма нести большую учебную информацию, чем кадр фильма, так как он освобожден от второстепенных сведений и дополнен текстом;

-  применять графопроекторы на занятиях без затемнения аудитории;

- развивать интерес слушателей к содержанию через красоч­ное изображение и четкую систему построения материала  на слай­дах.

Следует отметить, что диафильмы, диапозитивы, слайды, кодопозитивы просты в изготовлении, что доступно практически каждому преподавателю. Они компактнее других наглядных пособий и удобнее в хранении.

Слайды и кодопозитивы удобнее диафильмов, так как их мож­но быстро подобрать для конкретного занятия, легче обновлять и совершенствовать. Можно изготавливать слайды типа «динамический плакат», в которых последовательно изображаются  стадии развития какого-либо процесса. Кроме того слайды позволяют управлять демонстрацией изображения с учетом  дидактической целесообраз­ности. Преподаватель может закрыть часть материала черной бума­гой, куском картона, фанеры, а затем постепенно открывать, де­монстрируя отдельные элементы цельного слайда.

Объем информации и  способ ее подачи на слайде должны обеспечивать правильность и быстроту ее восприятия. Из опыта установлено, что оптимальный объем цельновоспринимаемого  текста может  составлять от 15 до 40 слов размещенных в 10-12 строчках:

При этом в академической лекции, раскрывающей теоретические положения, может демонстрироваться от 5 до 15 слайдов. Время демонстрации слайдов на одной лекции рекомендуется не превышать 30% от ее общей продолжительности.

Следует помнить, что каждый слайд, кадр или их совокупность, используемые на  занятии, оправданы, когда они способствуют достижению учебных целей, в не являются простой данью современным требованиям.

 

3.3 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ

Средства динамической проекции по своим педагогическим характеристикам схожи с автоматизированными телевизионными установками. Главное их достоинство заключается в присущей им динамичности представления явлений и  процессов. Причем динамика может быть представлена в любом объеме. Средствами кино и телевидения можно представить как отдельное явление, процесс, так и объект в целом и по частям увеличенном размере статично и в динамике.

Продуманность сценария и текста обеспечивает четкость, ясность, лаконичность, убедительность демонстраций, возможность передать большой объем информации в сжатые сроки. Кино и телевидение позволяют интенсифицировать учебный процесс и обеспечить  как раскрытие теоретических вопросов, так и решение практических задач.

Основная трудность использования кино и телевидения заключается  в частом отсутствии содержательных, строго  отвечающих темам и учебным дисциплинам фильмов. Поэтому необходимо снимать учебные видеофильмы по сценариям кафедр, временных педагогических коллективов.

 

При создании учебных видеофильмов рекомендуется:

- избегать увлечения только внешней эффективностью, повышать  их учебную ценность, поучительность;

- располагать материал логично, полно, всесторонне и по­следова-тельно освещая тему;

- не допускать чрезмерного количества разнородных мыслей, да-вать время усваивать и запоминать их.

Обобщая опыт использования технических средств можно сформулировать ряд методических требований и правил:

- использование технических средств должно быть обоснованно  и не превращаться в самоцель. Применение их признается целесообразным в тех случаях, когда не может быть достигнута педагогическая эффективность при помощи более доступных средств;

- применение технических средств должно быть системным, а не эпизодическим, так как бесплановое использование их приводит к тому, что насыщаются ими занятия, не нуждающиеся в этом;

- наглядные изображения обязаны соответствовать логике уст­но-го изложения учебного материала, а также соответствовать  син­хронность рассказа и показа. Разнобой между тем, что аудитория видит, и тем, что она слышит, недопустим;

- важно, чтобы не логика устного выступления подстраивалась под имеющиеся кадры, а, наоборот, кадры подбирались к содержанию выступления и вписывались в логику занятия.

- ответ на вопрос о  том, когда лучше  показывать видеофильм (в начале, в конце или середине занятия) становится беспредметным, если руководствоваться методическим требованиям  непосредственного сочетания слова и изображения.

В заключение следует отметить, что в целом методическая работа преподавателя при подготовке к занятиям с технических средств включает в себя следующее:

- ознакомление с информационным фондом и  предварительный подбор предположительно необходимых дидактических материалов;

- просмотр (прослушивание) подобранных материалов и окончательное определение тех, которые подходят к данному занятию;

- изучение отобранных дидактических материал и продумывание методики использования каждого из них по ходу занятия;

- разработку общего методического сценария занятия  с ис­пользованием технических средств обучения.


ЛИТЕРАТУРА


1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 г.

2. Проведение основных видов занятий со слушателями: Сборник методических рекомендаций. - Домодедово: РИПК МВД России, 1996.

3. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1999.

4. Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Материалы межвузовской науч.-практ. Конференции. – Домодедово: ВИПК МВД РФ, 2002.

5. Добрынина В.Н., Ратова И.В. Адаптация в обучении: Учеб.-метод. Пособие. – Домодедово: ВИПК МВД РФ, 2002.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛЕКЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

1.1. ВИДЫ ЛЕКЦИЙ

1.2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИИ

1.4. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЕКЦИИ

2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ

2.2. НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

2.4. ТЕХНИКА РЕЧИ

2.4. УПРАВЛЕНИЕ АУДИТОРИЕЙ

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИПРИМЕНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

3.2 СТАТИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ

3.3 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА


Анатолий Васильевич Трофимов

Юрий Петрович Груненков


ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ


Методические рекомендации


Редактор Л.Г. Афонькина

Технический редактор А.С. Алексеева

Компьютерная правка Г.И. Юрьева


Лицензия ЛР № 020697 от 3.03.1998 г.[1]


Сдано в набор 25.05.2004 г. Подписано в печать 02.05.2004г.

Формат 60 х 84 1/16. Объем 1,8 уч.- изд. л.

Тираж 000 экз. Заказ 84/02.

Цена договорная.


РИО ВИПК МВД России

142107, Московская обл., Домодедовский р-н, п/о Востряково-2

1 Приказом МВД России № 247 от 15.04.98 г. "Об организационно-штатных мероприятиях по РИПК работников МВД России" РИПК работников МВД России переименован в ВИПК МВД России.

Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (15.10.2013)
Просмотров: 3106 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016