Среда, 20.09.2017, 23:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Часть 2. Подготовка и проведение лекции: методические рекомендации

2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЕКЦИИ

2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ

Психологи считают, что каждый преподаватель перед встречей с аудиторией (слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически. Перед началом учебного занятия следует отдохнуть и сосредоточиться. Еще раз мысленно представить план занятия, продумать наиболее ответственные моменты из текста лекции, можно проговорить их про себя или вслух, но не напрягая голоса. Надо отбросить все, не имеющее отношения к теме занятия; целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать снятию психологического напряжения и преодолению излишнего волнения.

До начала занятия, по возможности, следует оценить состав аудитории, перед которой предстоит выступать. Прежде всего необходимо обратить внимание на количественный состав аудитории. Если слушателей много - необходимо выяснить наличие усилительной установки (микрофона). В целом, размер аудитории (зала) должен соответствовать количеству слушателей, так как управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя во многом зависит от величины аудитории (количества слушателей). Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями и совсем другое - читать лекцию для 300 - 400 человек в большом актовом зале. В этом случае преподавателю желательно знать размер аудитории и настраиваться соответствующим образом.

Перед входом в аудиторию необходимо закончить все приготовления, с тем, чтобы не застегиваться на ходу, не поправлять прическу, галстук или перебирать свои записи. Оказавшись в аудитории, перед слушателями, важно как можно быстрее оценить обстановку и занять место преподавателя.

Обычно у преподавателя возникает вопрос: какое место выбрать для чтения лекции? Следует учитывать, что в целом трибуна (кафедра) неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию. Трибуна сковывает движения и жесты преподавателя. Причем трибуна, будучи естественным и привычным атрибутом в преподавательской деятельности, тем не менее, отделяет преподавателя от слушателей, привносит в его образ черты официальности. Поэтому, желая достичь более тесного контакта со слушателями, можно располагаться  перед трибуной (кафедрой) или сбоку от нее. Многие преподаватели даже при наличии трибуны или другого возвышения предпочитают вести занятие, находясь на одинаковом уровне со слушателями, особенно если их в аудитории не очень много и всем хорошо видно преподавателя, так как он использует не только голосовые возможности, но и воздействует на аудиторию всей своей физической сущностью.

 Педагогический контроль и взаимное посещение занятий показывает, что некоторые преподаватели начинают лекцию вяло, неорганизованно, но постепенно «разговариваются» и лекция идет должным образом. Такие факты чаще всего объясняются именно отсутствием предварительного психологического настроя. Однако следует отметить, что потребность в таком настрое во многом индивидуальна. Как показывает педагогический опыт автора, нужный психологический настрой преподаватель может достичь путем:

- беглого просмотра текста лекции до начала занятия;

- отключения от всех работ и разговоров, не связанных с подготовкой лекции (как правило, за 10-20 минут перед входом в аудиторию);

- продумывания методики начала лекции, первых действий и слов;

- проверки готовности аудитории и средств наглядности. 

 

2.2. НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Перед опытным преподавателем, занявшим свое «рабочее место», всегда стоит задача сконцентрировать внимание всех слушателей, превратить совокупность индивидумов в единый коллектив, обладающий единообразием в своей реакции на речь. Эта задача далеко не из легких, так как кроме определенного единства социально-психологических черт (мотивов, установок, оценок) аудитория обладает значительным диапазоном различий в складе характера, темперамента  и т.д.

Обычно не рекомендуется спешить начинать речь. Желательно спокойно положить перед собой записи и сделать небольшую паузу в пределах 5-10 секунд.

Эта начальная пауза имеет большое психологическое значение. В эти секунды преподаватель  как бы дает возможность слушателям познакомиться с собой. Во время начальной паузы преподаватель стремиться установить зрительный контакт с аудиторией. Кроме того, начальная пауза помогает преподавателю освоиться со своим положением на трибуне, а также снять чрезмерное волнение, так называемую «преподавательскую лихорадку».

Поза преподавателя  в значительной мере определяется индивидуальным стилем, привычкой. Однако во всех случаях следует добиваться ощущения устойчивого равновесия, подвижности и естественности. Многие преподаватели стоят неподвижно, навытяжку, другие топчутся на месте, третьи не знают куда девать руки и т.д. Подобная неловкость снижает престиж преподавателя. Особенна неудачна поза, когда преподаватель со слабым зрением сгибается в три погибели над столом, чтобы разглядеть свои записи. В этом случае лучше держать их в руках или поставить на стол небольшую трибунку (подставку).

Движение и жестикуляция – естественные элементы поведения говорящего, дополнительные средства воздействия на аудиторию. Вид лектора, который в течение длительного времени неподвижно стоит перед нею, утомляет слушателей, они начинают ерзать на своих местах. Поэтому опытный преподаватель несколько раз меняет позу, чтобы не дать утомиться аудитории. Но, безусловно, здесь нельзя впадать в крайность: если преподаватель все время меняет позу, создается впечатление, что он не может найти себе место.

Жестикуляция является принадлежностью индивидуального стиля преподавателя. Жесты и мимика приходят сами собой, они как бы вытекают из содержания речи, ее эмоционального накала, неразрывно связанны с движением мыслей и чувств. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают  сосредоточить внимание слушателей на тех или иных наиболее важных частях лекции, выразить эмоциональное отношение преподавателя к высказываемым мыслям, заразить и увлечь слушателей этим отношением. Однако следует отметить, что к жесту надо прибегать только по мере ощущения внутренней потребности в нем, он ни в коим случае не должен быть искусственным. Если же жест совпадает с ритмом выступления и настроением  преподавателя и аудитории, он способен испортить впечатление и от самого хорошего занятия (лекции).

В целом можно сказать, что жесты действуют на зрительный канал системы общения, акцентируют внимание слушателей на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают ее эмоциональную значимость и тем самым способствуют ее лучшему усвоению.

Тем не менее основным средством передачи информации и воздействия на слушателей всегда остается звучащая речь. Поэтому важнейшим качеством хорошего преподавателя является владение голосом во всей совокупности его качеств и возможностей.

 

2.3. ТЕХНИКА РЕЧИ

Подвижность, выразительность любого занятия  обеспечивается прежде всего богатством интонации, то есть совокупности мелодики, пауз и темпа речи. Антиподом богатой интонациями речи и большим злом в преподавательской деятельности является монотонная речь преподавателя. Чаще всего она встречается у преподавателей, читающих лекции по  «бумажке». Монотонная речь обязательно вызовет скуку как особое психическое состояние, при котором резко понижаются внимание и интерес.

Разнообразные функции при чтении лекции  выполняет  пауза. Она облегчает процесс  дыхания  и служит обязательным элементом интонационного рисунка. Пауза помогает сосредоточить внимание слушателей и подчеркнуть кульминационный момент лекции. Вообще для устной  речи характеризуется так называемые поисковые паузы, когда преподаватель подыскивает нужные слова, выражения, уточняет формулировку и пр. По подсчетам специалистов пауза  может занимать до 50% всей протяженности лекции. Однако в момент паузы общение преподавателя с аудиторией не прекращается, так как каждая пауза содержит какой –то смысл, не говоря уже о внешнем облике преподавателя, позе, жесте, мимике и движении, которые заполняют паузы необходимой экспрессией. Тем не менее  злоупотреблять паузой не следует, ибо от этого речь становится отрывистой или растянутой.

Неотъемлемым компонентом речевой техники является темп речи. Беседа, дискуссия протекают в более быстром темпе, чем чтение лекции. Скорость речи, особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут записи. Следует говорить также медленнее, когда занятия проводятся в большом зале. Оптимальный темп речи составляет около 120 слов в минуту. Многолетней практикой установлено, что одну страницу информационного текста, напечатанного на машинке через полтора интервала, диктор телевидения и радио читает за две- две с половиной минуты.

При слишком быстрой речи количество информации, передаваемой в единицу времени, повышает пропускную способность человеческой психики, восприятие ухудшается и часть усилий преподавателя тратиться впустую Вялая речь – порок флегматичных людей. Неуверенная, вымученная речь характерна для преподавателей не имеющих ясного представления о теме своего выступления. В этом случае они обычно прибегают либо к пустословию, либо к сверхпредельному замедлению речи.

Наконец, дикция – это ясность и четкость в произнесении слов, слогов и звуков. При хорошей дикции преподавателя слушают без труда и напряжения. В данном случае все усилия слушателей направлены  на то, чтобы следить за мыслью преподавателя. Небрежная скороговорка, проглатывание звуков и слогов резко  ухудшает  качество речи, отвлекая от восприятия содержания лекции (занятия). Безусловно, речь преподавателя должна быть свободна от таких индивидуальных недостатков, как заикание, гнусавость и т.д.

В целом можно сказать, что постановка голоса – дело чрезвычайно сложное и трудоемкое, однако необходимое, если  речь идет о достижении максимальной эффективности в педагогической деятельности. Однако, следует подчеркнуть, что речевая техника преподавателя не самоцель.

Голос, каким бы он прекрасным не был, является только инструментом, на котором надо хорошо играть. Главное – мысль, воплощение в живом слове. Надо всегда помнить слова Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

 

2.4. УПРАВЛЕНИЕ АУДИТОРИЕЙ

Задача сосредоточения внимания слушателей решается прежде всего вступительной частью речи, обращенностью к аудитории. Оно должно быть точным, доверительным и искренним. Но владеть вниманием еще  мало. Надо удержать его на протяжении всего учебного занятия. Устойчивость внимания зависит от ряда факторов, относящихся к сфере различных качеств речи и мастерства преподавателя.

Прежде всего речь должна быть хорошо организована логически, в соответствии с законом логики изложения, когда преподаватель как бы ведет слушателей за собой. Речь, в которой содержится нечто новое, любопытное возбуждает  и удерживает внимание сильнее, чем та, в которой нет этих элементов. Опытный преподаватель, опираясь на практический опыт слушателей, ведет их от старого к новому, от известного к неизвестному.

Поддержанию внимания аудитории способствует также наличие конфликтной  ситуации в речи, подача фактов или идей в противопоставлении. Конкретное в речи привлекает сильнее, чем абстрактные рассуждения.

Аудитория сосредотачивает особое внимание на тех моментах, которые подчеркивает преподаватель. Этой же цели служит повторение наиболее важных мыслей лекции. При этом для повторения всякий раз следует искать новую, оригинальную форму, избегать разнообразия.

Надо всегда помнить, что динамичная речь всегда лучше удерживает внимание слушателей, чем речь флегматика. Чем ярче и убедительнее мысль, чем разнообразнее и интереснее аргументация, тем легче удержать внимание слушателей и добиться поставленной цели.

Известно, что внимание аудитории резко снижается в случае неоправданного затягивания занятия. Правилами для преподавателя должно быть: лучше что-то недосказать или сказать на следующем занятии, чем заканчивать позже запланированного времени. Точность отнюдь не второстепенный момент в педагогической деятельности. Следует выработать в себе чувство времени и укладываться точно в срок.

Важным моментом является устранение зрительного контакта с аудиторией. Причем наличие зрительного контакта не означает, что преподаватель в каждый данный момент видит всех и каждого. Это едва ли возможно. Но впечатление контакта с каждым слушателем следует создать. Этого можно достигнуть, если во время проведения занятия переводить взор от одной части аудитории к другой; от передних рядов – к задним, не оставляя без внимания ни одного из слушателя.

Безусловно, никакого   зрительного контакта с аудитории не получится, если преподаватель во время лекции не отрывается от текста. Правда, как бы стараясь спасти положение, подобные преподаватели время от времени поглядывают в зал. Но это ничего не меняет: через несколько секунд они снова углубляются в записи. Эмоциональное воздействие личности на аудиторию в этом случае приближается к минимальному значению.

С другой стороны, текст лекции, как правило, составлен по законам письменной речи и рассчитан на зрительное восприятие. Преподаватель вправе при необходимости свободно и непринужденно обращаться к тексту лекции.

В целом можно сказать, что преподаватель тщательно обрабатывая тексты своих  лекций, должен в то же время овладеть  навыком свободного произнесения речи с опорой на конспект, тезисы или план. Само собой разумеется, что такой навык вырабатывается в результате упорных тренировок, постоянной практики.

Часто можно наблюдать, как неопытный преподаватель, в целом неплохо проведя занятие, на завершающем этапе теряет контроль над  уставшей аудиторией. Чувствуя, что занятие подходит к концу, слушатели начинают отвлекаться, поглядывать на часы, переговариваться. Такой скомканный финал может  испортить впечатление даже от хорошей речи, тогда как удачное заключение способно сгладить  те или иные  промахи преподавателя.

Заключительные слова преподавателя должны нести наиболее сконцентрированную информацию. В них заключается итог всей лекции (занятия). Логическая концовка лекции помогает закрепить сказанное в сознание слушателей. Вот почему, работая над планом лекции, преподаватель должен тщательно продумать завершающую часть занятия, приберечь интересный материал, освежающий внимание и готовящий слушателей к восприятию логической концовки.

Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (15.10.2013)
Просмотров: 5163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь