Суббота, 03.12.2016, 20:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

14.2. Теоретические проблемы правового регулирования специальных режимов налогообложения

14.2. Теоретические проблемы правового регулирования специальных режимов налогообложения

 

С середины 2008 г. Россия, как и большинство стран мира, столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий, падение объемов экспорта, отток капитала и приостановка банковского кредита привели к значительному сокращению инвестиционной активности и спаду в промышленности в 2009 г. За 2009 г. ВВП снизился на 7,9% по сравнению с 2008 г. Доходы федерального бюджета в 2009 г. составили 7336,0 млрд. руб., что на 20,9% ниже величины за аналогичный период 2008 г. Дефицит федерального бюджета 2009 г. составил 2326,1 млрд. руб., или 6,0% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года бюджет был исполнен с профицитом в 1707,5 млрд. руб.) <1>.

--------------------------------

<1> Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 г. // http:/www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20100203_01.

 

Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей приводят к снижению поступления налогов в бюджетную систему и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. Острота проблемы уклонения от уплаты налогов требует адекватного развития системы правовой охраны фискальных интересов государства. Признавая важную роль уголовного права в регулировании вопросов установления ответственности за уклонение от уплаты налогов, следует отметить, что частичному решению данной проблемы может способствовать использование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (системы вмененного налогообложения). При данной конструкции объектом налогообложения выступает не реально полученный, а потенциально возможный доход налогоплательщика. Использование такой системы позволяет повысить эффективность налогового контроля в сферах, где традиционно высока доля расчетов наличными деньгами. В то же время применение конструкции вмененного дохода требует тщательного юридического и экономического обоснования норм налогового права в целях обеспечения паритета законных интересов налогоплательщиков и государства <1>.

--------------------------------

<1> Чудиновских М.В. Система вмененного налогообложения в России: проблемы финансово-правового регулирования (на примере Уральского федерального округа): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14. Тюмень, 2010.

 

Понятие "налоговый режим" как совокупность общих условий и правил функционирования налоговой системы государства отражает ее важнейшие черты и вследствие этого имеет содержание, вбирающее материю не только налогового права, но и отдельных элементов других сфер правовой системы (государственного, административного и других отраслей права), а также иных направлений общественного знания. Используемое для обозначения отраслевого юридического режима понятие "налоговый режим" занимает важное место при исследовании природы налогового права. Отдельные виды режимов, понимаемых в последнем из указанных значений, могут рассматриваться как институты налогового права. Для их обозначения в зависимости от характера регулируемых отношений могут использоваться понятия "налоговый режим" и "режим налогообложения". Последнее более точно отражает специфику режимов, охватывающих системы правовых норм, которые непосредственно устанавливают порядок налогообложения определенных объектов и (или) категорий налогоплательщиков <1>.

--------------------------------

<1> Шахмаметьев А.А. Правовой режим налогообложения нерезидентов в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14. М., 2011.

 

Потребность в специальных налоговых режимах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют. В настоящее время существует потребность в адаптации правовых механизмов каждого из специальных налоговых режимов к реальным условиям налогообложения, выявлении скрытых дефектов их правового регулирования, уяснении особенностей порядка их реализации.

Установление государством специальных налоговых режимов в виде особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов требует уточнения перечня субъектного состава налогоплательщиков, которые используют специальные налоговые режимы.

Как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей имеется потребность в выявлении правовых характеристик специальных налоговых режимов, в том числе порядка их уплаты в целях выполнения своих налоговых обязанностей. Такая потребность возрастает в силу наличия нерешенных вопросов в регулировании указанных режимов и усложненного порядка их применения.

Правовое регулирование специальных налоговых режимов осуществляется на основе общих принципов налогообложения, обусловливающих характер проявления этих режимов. К их числу относятся:

1) принцип законности установления налогов и сборов, который проявляется применительно к специальным налоговым режимам в отношении формы и порядка их установления. Делается вывод, что специальные налоговые режимы должны устанавливаться федеральным законом, в котором определены все предусмотренные элементы налогообложения. Доказывается, что определенные ст. 38 НК РФ критерии определения объекта налогообложения должны распространяться на все специальные налоговые режимы;

2) принцип равенства и всеобщности налогообложения, устанавливающий запрет на создание для определенного круга налогоплательщиков условий, способных привести к нарушению равенства налогообложения, и не предполагающий создание специфических офшоров в налоговой системе или каких-либо особых условий для налогоплательщиков;

3) принцип экономической обоснованности налогов и сборов раскрывается как потребность учета объективных требований экономических законов и их последствий в процессе налогообложения;

4) принцип учета единства экономического пространства в налогообложении рассматривается через реализацию порядка унификации налогообложения, что применительно к специальным налоговым режимам должно отражаться в виде запрета на установление преград посредством налоговых механизмов специальных налоговых режимов для осуществления предпринимательской деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Шахмаметьев А.А. Правовой режим налогообложения нерезидентов в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14. М., 2011.

 

Упрощенная система налогообложения. По мнению ИФНС, при определении величины предельного размера доходов, ограничивающего право на применение упрощенной системы налогообложения, налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем завышен доход от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. В связи с этим у индивидуального предпринимателя отсутствуют основания для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения и перехода на общую систему налогообложения, поскольку ее доходы от всех видов деятельности за 2005 г. не превысили предельной величины.

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, признавая позицию ИФНС необоснованной, 16 августа 2005 г. индивидуальный предприниматель сообщил ИФНС об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 10.08.2005 на общий режим налогообложения. Поскольку применение специального режима является правом налогоплательщика, то указанное сообщение следует рассматривать как уведомление ИФНС о намерении индивидуального предпринимателя перейти на иной режим налогообложения.

Вследствие уведомления ИФНС о переходе на общий режим до 15 января 2006 г. применение упрощенной системы налогообложения считается прекращенным с 1 января 2006 г., т.е. индивидуальным предпринимателем порядок перехода с упрощенной системы налогообложения на общий режим в отношении 2006 и 2007 гг. соблюден <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 14 сентября 2010 г. N 4157/10 по делу N А03-6228/2008-34. Заявление о признании недействительным решения налогового органа в отношении доначисления НДС удовлетворено, так как вследствие уведомления предпринимателем инспекции о переходе на общую систему налогообложения применение упрощенной системы налогообложения считается прекращенным, т.е. предпринимателем порядок перехода с упрощенной системы налогообложения на иную систему налогообложения соблюден // Вестник ВАС РФ. 2010. N 12.

 

Единый налог на вмененный доход.

По мнению ИФНС, заявитель неправомерно применял общий режим налогообложения вместо единого налога на вмененный доход в отношении автотранспортных услуг по перевозке грузов, осуществляемых заявителем как организацией, имеющей на праве собственности не более 20 транспортных средств. При этом заявитель не представил доказательств осуществления им грузоперевозок в интересах принципала в рамках агентского договора.

По мнению заявителя, подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не соответствует Конституции РФ, допускает взимание единого налога при получении налогоплательщиком дохода по агентскому договору, а его применение влечет двойное налогообложение - взимание налогов на основании как единого налога на вмененный доход, так и общей системы налогообложения.

Как указал Конституционный Суд РФ, отказывая заявителю в принятии его жалобы к рассмотрению, сам по себе подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.

Разрешение вопроса о том, является ли фактически осуществлявшаяся заявителем деятельность деятельностью по оказанию услуг по перевозке грузов, к компетенции Конституционного Суда РФ не относится <1>.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 1066-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Комэлектротех" на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации". Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

Практические задания

1. Охарактеризуйте особенности системы налогообложения.

2. Раскройте теоретические проблемы правового регулирования специальных режимов налогообложения.

Тестовые задания

1. Система налогообложения представляет собой:

а) совокупность налогов и сборов;

б) совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке;

в) совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке.

2. В настоящее время налоговое законодательство выделяет следующие системы налогообложения (специальные налоговые режимы):

а) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - гл. 26.1 НК РФ; упрощенная система налогообложения - гл. 26.2 НК РФ; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - гл. 26.3 НК РФ; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - гл. 26.4 НК РФ;

б) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - гл. 26.1 НК РФ; упрощенная система налогообложения - гл. 26.2 НК РФ;

в) упрощенная система налогообложения - гл. 26.2 НК РФ; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - гл. 26.3 НК РФ; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - гл. 26.4 НК РФ.

3. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются:

а) индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ;

б) организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ;

в) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.

4. Применение единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату следующих налогов:

а) для организаций: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)); для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));

б) для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));

в) для организаций: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

5. Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога составляет:

а) 6%;

б) 10%;

в) 18%.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой система налогообложения?

2. В чем заключаются особенности специальных налоговых режимов?

3. В чем заключаются теоретические проблемы правового регулирования специальных режимов налогообложения?

 

Глава 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

14.1. Система налогообложения

14.2. Теоретические проблемы правового регулирования специальных режимов налогообложения

ГЛОССАРИЙ

 

Содержание

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (07.01.2015)
Просмотров: 1019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016