Среда, 07.12.2016, 15:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

13.1. Состав и правовое значение федеральных налогов и сборов

Глава 13. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ

13.1. Состав и правовое значение федеральных налогов и сборов

 

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

НК РФ в ст. ст. 12 - 15 устанавливает понятие и виды налогов.

Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные налоги и сборы (устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации);

- региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации);

- местные налоги (устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований).

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, поскольку его бремя ложится не на производителя, а на конечных потребителей. Является формой платежа в бюджет определенной части добавленной стоимости при производстве товара, работ и услуги и вносится в бюджет по мере реализации. В ст. 143 НК РФ устанавливаются три группы налогоплательщиков НДС:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

От НДС освобождаются следующие виды операций:

- реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ; медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;

- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

- продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям;

- услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

- услуг по перевозке пассажиров;

- ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

- почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

- услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

- монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств);

- долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость;

- услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

- ряд других, указанных в ст. 149 НК РФ.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие виды налоговых ставок НДС:

- по ставке 0% облагается реализация:

1) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

2) услуг по международной перевозке товаров;

3) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;

4) услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации (ввозимого на территорию Российской Федерации), в том числе помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию Российской Федерации для переработки на территории Российской Федерации;

5) услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств;

6) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации;

7) работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

8) услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации;

9) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река - море) плавания или иные виды транспорта;

10) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации;

11) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

12) товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;

13) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

14) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

15) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания;

16) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

17) товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации;

18) работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер);

19) ряд других, указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

- налогообложение по налоговой ставке 10% производится при реализации:

1) следующих продовольственных товаров:

- скота и птицы в живом весе;

- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);

- молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

- яйца и яйцепродуктов;

- масла растительного;

- маргарина;

- сахара, включая сахар-сырец;

- соли;

- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

- масло семян и продуктов их переработки (шротов(-а), жмыхов);

- хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

- крупы;

- муки;

- макаронных изделий;

- рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);

- море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);

- продуктов детского и диабетического питания;

- овощей (включая картофель);

2) следующих товаров для детей:

- трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов;

- швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика;

- обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;

- кроватей детских;

- матрацев детских;

- колясок;

- тетрадей школьных;

- игрушек;

- пластилина;

- пеналов;

- счетных палочек;

- счет школьных;

- дневников школьных;

- тетрадей для рисования;

- альбомов для рисования;

- альбомов для черчения;

- папок для тетрадей;

- обложек для учебников, дневников, тетрадей;

- касс цифр и букв;

- подгузников;

3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

- все остальные виды товаров, работ и услуг подлежат налогообложению НДС по ставке 18%.

Акцизы (от фр. accise, от лат. accido - обрезаю) - это косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления, такие как табак, вино и ряд других.

Акцизы по своей сущности и природе схожи с таможенными пошлинами и НДС, но акцизы в отличие от таможенных платежей устанавливаются исключительно внутри страны.

Акцизы фактически уплачиваются потребителями, так как включаются в цену товаров или в тарифы на услуги. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.

В настоящее время акцизы регулируются гл. 22 НК РФ.

На протяжении веков акцизы играли весьма важную роль в налоговой системе России, являясь прежде всего крупным фискальным источником. Необходимость же существования и применения акцизов в современных условиях связана, помимо фискальной функции, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. Прежде всего это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия <1>.

--------------------------------

<1> Дюжов А.В. Налоги и налогообложение. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2008.

 

В соответствии со ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Организации и иные лица, указанные ст. 179 НК РФ, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.

Объектом налогообложения акцизами, в соответствии со ст. 182 НК РФ, признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

3) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

5) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

9) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;

12) передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта и (или) коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

На 1 января 2012 г. подакцизными товарами являются:

1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ;

3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%), за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;

4) табачная продукция;

5) автомобили легковые;

5.1) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

6) автомобильный бензин;

7) дизельное топливо;

8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9) прямогонный бензин.

Подакцизными товарами в настоящее время не являются:

1) лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

3) парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;

4) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

5) виноматериалы.

Налог на доходы физических лиц (подоходный налог - НДФЛ) - это прямой федеральный налог, который исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтвержденных расходов, в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ.

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Понятие "налоговый резидент", используемое при определении подоходного налога, отличается от понятия "финансовый резидент" ("резидент").

Так, в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Для определения объектов НДФЛ НК РФ определяет перечень от источников в РФ и доходов от источников за пределами РФ, которые облагаются подоходным налогом. Так, в соответствии со ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

3) доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

5) доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося в РФ;

- в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

- в РФ акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

- прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ;

- иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ и (или) из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;

9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;

10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 208 НК РФ;

3) доходы от использования за пределами РФ авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;

5) доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ;

- за пределами РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций;

- прав требования к иностранной организации, за исключением прав требования, указанных в абз. 4 подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ;

- иного имущества, находящегося за пределами РФ;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки), за исключением предусмотренных подп. 8 п. 1 ст. 208 НК РФ;

9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.

Для подоходного налога предусмотрено несколько видов налоговых ставок:

1) 13% - общая налоговая ставка;

2) 35% - в отношении следующих доходов:

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;

- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;

- в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2.1 НК РФ;

3) 30% - в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, предусмотренных п. 3 ст. 224 НК РФ;

4) 9% - в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами;

5) 9% - в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Налог на прибыль организаций - прямой федеральный налог, взимаемый с прибыли юридических лиц.

Налог на прибыль организаций регламентируется гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организации", которая вступила в силу с 1 января 2002 г., была введена в действие 6 августа 2001 г. Федеральным законом N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Налог на прибыль организаций является одним из основных налогов системы налоговых платежей РФ. Этот налог позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства <1>.

--------------------------------

<1> Дюжов А.В. Налоги и налогообложение. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2008.

 

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются (ст. 246 НК РФ):

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 246 (в ред. Федерального закона от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ), который применяется до 1 января 2017 г. (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ), не признаются налогоплательщиками:

1) организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи;

2) организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, в отношении доходов от следующих операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией:

- производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, установленный ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона;

- производство и распространение продукции средств массовой информации (в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, установленный ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Таким образом, объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налоговая ставка - 20%, в том числе 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующем размере:

- в 2004 - 2012 гг. - 0%;

- в 2013 - 2015 гг. - 18%.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это федеральный налог, который объединил три взимавшихся ранее налога:

- налог за пользование недрами (роялти);

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.

Уплачивают этот налог организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр по месту нахождения участка недр.

Налогоплательщиками НДПИ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Водный налог - это федеральный налог, плательщиками которого признаются как физические, юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. При этом начиная с 2007 г. плательщиками водного налога не признаются граждане и организации, осуществляющие водопользование поверхностных вод на основании договоров аренды. На сегодняшний день все большее число лиц, использующих поверхностные водные объекты, переводится на арендные отношения в соответствии с Водным кодексом РФ, поэтому все меньше и меньше ими уплачивается водный налог.

Объектом налогообложения являются следующие виды водопользования:

- забор воды из водных объектов;

- использование акватории водных объектов;

- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

- использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - это федеральный налог, плательщиками которого признаются как физические, юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Объектами обложения сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) и объекты водных биологических ресурсов (рыба и морские млекопитающие) в соответствии с установленным перечнем, - при изъятии их из среды обитания.

Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются граждане и организации, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются граждане и организации, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Сборы не уплачиваются, если пользование такими объектами осуществляется:

- в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, а также в целях воспроизводства;

- в научных целях.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.16 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

По мнению ИФНС, поступление на расчетный счет денежных средств с назначением платежа "оплата за выполненный объем работ" свидетельствует о возникновении налоговой базы по НДС с аванса.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, договорами субподряда предварительная оплата (аванса) за выполнение строительно-монтажных работ не предусмотрена. Налоговый орган не представил доказательств того, что полученные налогоплательщиком суммы являются частичной оплатой в счет предстоящего выполнения работ <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 31 мая 2011 г. N Ф09-2930/11-С2 по делу N А07-7707/2010. Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган начислил: 1) налог на прибыль, исключив из состава расходов оплату суточных работникам при направлении их в служебные командировки; 2) НДС, включив в налоговую базу авансовые платежи за выполнение строительных работ; 3) налог на прибыль и НДС с учетом оплаты работ, не принятых заказчиком в налоговом периоде. Решение: Требование удовлетворено, так как: 1) работа сотрудников носит разъездной характер, спорные выплаты являются компенсацией за работу в особых условиях; 2) принадлежность спорных сумм к авансовым платежам не подтверждена, основания их перечисления не установлены; 3) в удовлетворении требования отказано, так как уточненная декларация не подавалась, налоговые обязательства не скорректированы. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

 

Акцизы.

По мнению таможни, общество должно уплатить акциз при ввозе на территорию РФ мотоциклов, поскольку согласно информации, полученной от официального дистрибьютора компании - производителя мототехники в РФ, мощность двигателей мотоциклов соответствующей модели составляет 164 л.с. При этом представленные декларантом экспертные заключения содержат разную информацию относительно мощности двигателей ввезенных обществом мотоциклов, а именно 149 л.с. и 150 л.с., что ставит под сомнение происхождение результатов данной экспертизы.

Как указал суд, признавая позицию таможни неправомерной, в подтверждение заявленной мощности двигателей мотоциклов (149 л.с.) обществом представлены экспертные заключения, из которых следует, что мощность двигателей спорных мотоциклов составляет 149 л.с. (согласно одному заключению) и 150 л.с. (согласно второму заключению). Кроме того, мощность двигателей аналогичных мотоциклов подтверждается информацией с сайта компании-производителя в сети Интернет и представленным в материалах дела каталогом мотоциклов. Таким образом, данные мотоциклы не являются подакцизным товаром в силу подп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ и, следовательно, у таможни не имелось оснований для доначисления акциза <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 июня 2011 г. N Ф03-2157/2011 по делу N А51-14285/2010. Правомерно удовлетворено заявление о признании недействительным решения об отмене по результатам ведомственного контроля решения таможенного поста о правильности исчисления таможенных платежей, поскольку спорные мотоциклы не являются подакцизным товаром, в связи с чем оснований для доначисления обществу по спорной грузовой таможенной декларации таможенных платежей не имелось. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

 

Налог на доходы физических лиц.

По мнению налогового органа, выплаты полевого довольствия по истечении семилетнего срока действующим законодательством не установлены, соответственно, произведенные предприятием спорные выплаты не могут быть освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц.

Как указал суд, признавая позицию налогового органа необоснованной, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 217 НК РФ к суммам, не подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц, относятся все виды компенсационных выплат, связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2011 г. по делу N А58-6834/10. Заявление о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату сумм налогов, о предложении уплатить недоимку и начислении пеней удовлетворено правомерно, поскольку полевое довольствие является компенсационной выплатой работникам, занятым на разработке месторождения, и не облагается налогом независимо от срока обработки месторождения. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

 

Налог на прибыль.

По мнению ИФНС, расхождения в количестве выработанной готовой продукции между данными ежедневных рапортов о выработке готовой продукции технологов, мастеров организации и ежемесячных расчетов фактической себестоимости единицы продукции по номенклатуре свидетельствуют о завышении налогоплательщиком расходов по налогу на прибыль.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, для целей исчисления налога на прибыль данные ежедневных рапортов о количестве выработанной продукции не имеют значения, поскольку не соответствуют требованиям Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", предъявляемым к первичным учетным документам <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 1 июня 2011 г. N Ф09-2789/11-С3 по делу N А47-1527/2010. Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган начислил налог на прибыль, пени, штраф, указав на: 1) неправомерное уменьшение налогоплательщиком налоговой базы на убытки прошлых лет; 2) то, что налогоплательщиком фактически в количественном выражении выработано и передано на реализацию меньше продукции, чем указано в ежемесячных расчетах. Решение: Требование удовлетворено, так как: 1) наличие убытков отражено в бухгалтерских и налоговых отчетных документах, их размер подтверждается выездной налоговой проверкой; 2) уменьшение количества выработанной и переданной на реализацию продукции не является основанием для уменьшения размера косвенных расходов налогоплательщика. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

 

Налог на добычу полезных ископаемых.

По мнению ИФНС, налогоплательщик допустил занижение расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, поскольку не учел транспортные расходы по доставке руды до обогатительной фабрики.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, этап транспортировки руды из рудника на обогатительную фабрику не связан с добычей полезного ископаемого, а необходим для обеспечения обогатительной фабрики сырьем (медной и медно-цинковой рудой) для производства медного концентрата. Обогатительная фабрика не принимает участия в процессе добычи руды, а является самостоятельным производственным подразделением организации, где поступившая из рудника руда проходит дальнейшую переработку. Поэтому налогоплательщик правомерно не включил транспортные расходы по доставке руды до обогатительной фабрики в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 6 июня 2011 г. N Ф09-3078/11-С3 по делу А07-16442/2010. Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган начислил налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф, указав, что налогоплательщиком не были учтены транспортные расходы на доставку руды до обогатительной фабрики, в связи с чем занижена расчетная стоимость добытых полезных ископаемых. Решение: Требование удовлетворено, поскольку этап транспортировки руды из рудника на обогатительную фабрику не связан с добычей полезного ископаемого, а необходим для обеспечения фабрики сырьем, указанные транспортные расходы не подлежат включению в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

 

Водный налог.

По мнению налогоплательщика, со дня вступления в силу (а именно с 1 января 2007 г.) Водного кодекса РФ общество не является плательщиком водного налога.

Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, после 1 января 2007 г. водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании выданных лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, уплачивают водный налог до момента истечения срока действий таких лицензий и договоров <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 апреля 2011 г. по делу N А05-9658/2010. Суд отказал в признании недействительным решения ИФНС в части доначисления ОАО водного налога, поскольку после 1 января 2007 г. водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, уплачивают водный налог до момента истечения срока действия таких лицензий и договоров. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

 

Глава 13. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ

13.1. Состав и правовое значение федеральных налогов и сборов

13.2. Состав и правовое значение региональных налогов

13.3. Состав и правовое значение местных налогов

13.4. Правовое регулирование формирования бюджетов всех уровней

 

Содержание

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (07.01.2015)
Просмотров: 1075 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016