Среда, 07.12.2016, 23:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

12.1. Налоговая юрисдикция государств

Глава 12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

12.1. Налоговая юрисдикция государств

 

Налоговая юрисдикция представляет собой территорию, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.

Во многих государствах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для работающих за границей резидентов и действующих в данном государстве иностранных лиц. И хотя налоговые системы в разных странах неодинаковы, между ними необходимо сходство и принципиальное взаимопонимание.

Страна может потребовать, чтобы весь доход, получаемый налогоплательщиком, подлежал налогообложению вследствие его юридической связи с этой страной (юрисдикция на основании гражданства). Помимо этого, налогоплательщик должен участвовать в расходах на управление страной, обеспечивающей получение дохода (юрисдикция на основании территориальности). Именно поэтому возникает возможность двойного налогообложения <1>.

--------------------------------

<1> Евстигнеев Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. СПб.: Питер, 2001.

 

В международном сотрудничестве в налоговой сфере общепринято выделять две основные цели:

- устранение двойного налогообложения;

- устранение дискриминации налогоплательщиков.

В качестве дополнительных целей рассматриваются:

- гармонизация налоговых систем и налоговой политики;

- унификация фискальной политики и налогового законодательства;

- разрешение проблем двойного налогообложения;

- предотвращение уклонения от налогообложения;

- избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;

- гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.

В настоящее время Российская Федерация является участником большого числа международных налоговых соглашений.

Классификация международных налоговых соглашений.

1. Первая группа - соглашения о развитии интеграции в экономической деятельности и унификации налогообложения:

а) соглашения о развитии интеграции:

- Соглашение о создании зоны свободной торговли <1> (1994). Данное соглашение содержит обязательства не облагать происходящие с таможенной территории других государств-участников товары налогами и сборами в размере, превышающем их уровень для национальных товаров. В данном договоре государства-участники договорились не применять таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с их таможенной территории и предназначенных для таможенной территории других стран-участниц;

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 1994. N 9.

 

- Соглашение о товарообороте и производственной кооперации в области машиностроения на взаимоувязанной основе <1> (1994). По данному соглашению исключается налогообложение поставок сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой машиностроительной продукции на взаимоувязанной основе;

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 1995. N 7.

 

- Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития государственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНГ <1> (1993). По данному соглашению государства-участники договорились не применять ввозные и вывозные пошлины, налоги, акцизы и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации, в рамках таможенных режимов переработки;

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 1994. N 12.

 

б) соглашения об унификации налогообложения:

- Соглашение между Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, государственной налоговой инспекцией Министерства финансов Кыргызской Республики и ГНС России об унификации методологии налогообложения (1998). Данное соглашение закрепляет принципы унификации методологии налогообложения;

- Соглашение о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства (2000). Заключено между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь. По данному соглашению основополагающими элементами унифицированного законодательства объявлены: единые принципы и правила налогообложения; единый перечень основных налогов; единые права и обязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства; единые термины и понятия. При этом конечной целью унификации налогового законодательства и проведения единой налоговой политики считается принятие Налогового кодекса Союзного государства. С российской стороны исполнение Соглашения возложено на Министерство финансов Российской Федерации.

2. Вторая группа: соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле. Такими соглашениями устанавливаются следующие принципы взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств-участников.

Под косвенными налогами в указанных договорах понимаются НДС и акцизы. Нулевая ставка - ставка косвенных налогов на товары (услуги), равная нулю процентов. Это равнозначно освобождению от налогообложения и возмещению НДС и акцизов по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров (оказании услуг), и означает для налогоплательщика право на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение (см., например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле 2000 г.). Страна назначения - государство, на таможенную территорию которого товары ввозятся для потребления, а хозяйствующие субъекты - налогоплательщики государств - участников соответствующего договора.

Товары, вывозимые с таможенной территории одного государства и ввозимые на территорию другого государства-участника, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле 2000 г.).

Товары, ввозимые на таможенную территорию государства и вывозимые с таможенной территории государства, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством;

- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (2000). По данному Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств, за исключением услуг:

а) по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства на таможенную территорию другого государства, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

б) по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств-участников, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

в) по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства в прямом и обратном направлении.

Указанные услуги облагаются НДС по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги при подтверждении факта их оказания в соответствующем порядке.

В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов по взаимной торговле 2000 г.).

Косвенные налоги на товары, ввозимые на таможенные территории государств-участников, взимают таможенные органы страны назначения или ее налоговые органы.

Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан заключили в 2002 г. Соглашение о таможенном налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территории стран - членов ЕврАзЭС.

В соответствии с Соглашением был произведен обмен реестрами предприятий, производящих этиловый спирт, алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию, а также участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих их ввоз/вывоз и транзитное перемещение. Государства-участники определили перечень пограничных пунктов пропуска, через которые осуществляется ввоз/вывоз указанных товаров. Налоговые и таможенные органы определили перечень и объемы необходимой информации по их производству и обороту.

3. Третья группа. Международные договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов.

В настоящее время Российская Федерация является участником нескольких десятков такого рода соглашений. Их положения в принципе похожи и в Российской Федерации применяются к следующим налогам:

- налог на прибыль предприятий и организаций;

- налог на имущество предприятий;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на имущество физических лиц.

К таким соглашениям относятся:

- Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы между Правительством РФ и Правительством Демократической Республики Шри-Ланка <1>;

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 2007. N 11.

 

- Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы между Правительством РФ и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов <1>;

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 2008. N 11.

 

- Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы; Конвенция между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики <1>;

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 2008. N 5.

 

- Соглашение об избежании двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 26 июня 2000 г.

Указанные соглашения применяются к налогам на доходы и имущество, взимаемым на всех уровнях в договаривающихся государствах, независимо от способа их взимания. Налогами на доходы и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, общей стоимости имущества или с отдельных элементов доходов или имущества, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями, а также налоги на прирост стоимости имущества.

4. Четвертая группа. Соглашения, касающиеся налогообложения транспортных средств и доходов от международных перевозок Российской Федерации:

а) Конвенция о налоговом режиме иностранных автомашин (1931). Автомобили, зарегистрированные на территории государств-участников, на основании данной Конвенции освобождаются при определенных условиях от налогов или пошлин, которыми облагаются передвижение или владение автомобилями. Это освобождение не распространяется на потребительские налоги и пошлины. Конвенция не распространяется на средства передвижения, служащие для перевозки за плату пассажиров, а также средства передвижения, предназначенные для перевозки товаров;

б) Соглашение о взаимном освобождении от налогообложения дорожных транспортных средств, участвующих в международном сообщении (1980), между Правительством СССР и Правительством ФРГ. По данному Соглашению транспортные средства, зарегистрированные в одном из государств-участников и ввозимые для временного нахождения на территорию, освобождаются при определенных условиях от налогов на транспортные средства.

К международным договорам об устранении двойного налогообложения в области воздушного и морского транспорта относятся:

а) Соглашение о взаимном освобождении авиапредприятий и их персонала от налогообложения и взносов на социальное страхование (1972) между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики. По данному соглашению финляндские авиапредприятия освобождаются в России от всех налогов на имущество, находящееся в РФ;

б) Соглашение об освобождении от двойного налогообложения в области морского судоходства (1975) между Правительством СССР и Правительством Итальянской Республики. По данному Соглашению осуществление морского судоходства распространяется на профессиональную деятельность по перевозке морским путем людей, животных, груза и почты, осуществляемую собственниками, арендаторами, фрахтователями и судовладельцами, включая продажу транспортных документов, и предоставление услуг, связанных с такой же перевозкой. Итальянские предприятия в РФ освобождаются:

- от налогов на доходы, которые будут ими получены в результате осуществления морского судоходства между РФ, Италией и другими странами под итальянским флагом, а также от всех других налогов на вышеуказанные доходы, взимаемые в РФ;

- от всех налогов на имущество, относящееся к проведению указанной деятельности.

5. Пятая группа. Соглашения о сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства.

Указанные соглашения делятся на две большие подгруппы:

а) соглашения, по которым компетентным органом является МНС России (согласно административной реформе 2004 г. - Федеральная налоговая служба).

В указанных соглашениях нарушение налогового законодательства трактуется как противоправное действие или бездействие, которое выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед бюджетом, за которое установлена юридическая ответственность. Например, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (1997) предусматривается оказание содействия:

- в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства;

- в предоставлении информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами;

- в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства;

- в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов;

- в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства;

- в области обучения кадров и обмена специалистами;

- в иных вопросах, которые требуют совместных действий;

- Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (1996) между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан;

- Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (1998) между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан и др.

Предусматриваются достаточно строгие меры по соблюдению конфиденциальности. Полученная в соответствии с договорами информация, касающаяся конкретных налогоплательщиков, является конфиденциальной и обеспечивается режимом защиты в соответствии с национальным законодательством и требованиями запрашиваемого налогового органа. Эта информация может быть использована только в целях, предусмотренных договором, в том числе для административного или судебного разбирательства;

б) Соглашения, по которым компетентным органом является МВД России (ранее - ФСНП РФ);

- Соглашение о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (1997) между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция. Так, ст. 7 предусматривает такую форму сотрудничества, как расследования. По получении запроса проводятся "официальные расследования в отношении действий, которые противоречат или могут противоречить законодательству. Результаты такого расследования передаются запрашиваемому органу. Такие расследования проводятся в соответствии с законодательством государства запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Запрашиваемый орган проводит расследование так, как если бы он действовал от своего собственного имени. Запрашиваемый орган может разрешить официальным лицам запрашивающей Стороны присутствовать при таких расследованиях".

На основании ст. 8 Соглашения со Швецией по запросу компетентный орган может уполномочить своих сотрудников выступить в качестве экспертов и свидетелей в судах или иных органах другой стороны.

6. В шестую группу входят иные соглашения, в которых имеются налоговые нормы.

В числе этих договоров соглашения о гарантиях инвестиций, соглашения о поощрении и защите авторских и смежных прав, конвенции о правовом положении дипломатических, консульских и иных представительств, пользующихся налоговым иммунитетом. Указанные соглашения содержат отдельные нормы по налоговым вопросам.

Первый договор об избежании двойного налогообложения.

Одним из первых международно-правовых актов, устраняющих двойное налогообложение, стал германо-шведский договор 1928 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993. С. 77 - 80.

 

Глава 12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

12.1. Налоговая юрисдикция государств

12.2. Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций от деятельности в России. Постоянное представительство иностранной организ

12.3. Разграничение юрисдикции государств в области налогообложения

12.4. Международное двойное налогообложение и порядок его избежания

12.5. Правовое регулирование специальных налоговых режимов в зарубежных странах

 

Содержание

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (07.01.2015)
Просмотров: 776 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016