Понедельник, 29.05.2017, 01:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

§ 11. Виды таможенных преступлений. Часть 2.

§ 11. Виды таможенных преступлений

Предыдущая страница

Под технологиями в данном случае понимаются как техническая документация, так и оборудование, позволяющие воспроизвести технологический цикл. Под услугами имеется в виду предоставление зарубежным партнерам возможностей организационного, научно-технического, производственно-технологического и иного характера, например участие в подготовке зарубежных специалистов, их консультирование, наладка оборудования, проведение технологических экспертиз, предоставление средств доставки.

Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: 1) незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации; 2) передача специальным субъектом вышеназванных предметов иностранной организации или ее представителям. Она возможна в любой форме, в том числе и на территории Российской Федерации. Возможен также временный вывоз соответствующего оборудования, материалов и др.; 3) незаконное выполнение лицом соответствующих работ для иностранной организации или ее представителя. Незаконность работ выражается в нарушении установленного законом порядка их совершения; 4) незаконное оказание соответствующих услуг иностранной организации или их представителю, которые заведомо для лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники. Это, например, услуги консультирования, обучения, маркетинговой деятельности, ремонта техники и т.д.

Состав преступления формальный, деяние признается оконченным с момента фактического перемещения через таможенную границу Российской Федерации вышеперечисленных предметов.

Говоря о возможной конкуренции ч. 2 ст. 188 УК РФ и ст. 189 УК РФ, следует иметь в виду, что объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, отличается от состава, предусмотренного ст. 189 УК РФ. Во-первых, предметом последнего являются неовеществленные научно-техническая информация, технологии, услуги, которые не отнесены к предметам контрабанды как движимым предметам материального мира. Во-вторых, для квалификации деяний по ст. 189 УК РФ в отличие от ст. 188 УК РФ не требуется установления специальных способов перемещения через таможенную границу (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.).

Кроме того, при контрабанде предусматриваются действия как по ввозу, так и по вывозу, а в ст. 189 УК РФ речь идет только о вывозе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Иванова С.Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000. С. 97 - 98.

 

Субъект преступления - специальный. Это лицо, наделенное правом осуществлять внешнюю экономическую деятельность, т.е. руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, и физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Субъект раскрывается в примечании к ст. 189 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, а цель этого деяния - совершить незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Мотивы на квалификацию не влияют.

Квалифицирующий признак - совершение деяния группой лиц по предварительному сговору.

Особо квалифицирующими признаками являются: 1) совершение деяния организованной группой; 2) а также в отношении особых указанных в ч. 3 ст. 188 УК РФ предметов. Это сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы (услуги), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие монополию государства на владение, пользование и распоряжение предметами художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

Предметом преступления являются ценности, перечисленные в ст. 7 рассматриваемого выше Закона РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей". К ним относятся: 1) исторические ценности - это ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы и искусства); 2) изделия традиционных народных художественных промыслов; 3) редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; 4) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение; 5) взятые государством под охрану как памятники истории и культуры, которые, согласно ст. 9 этого Закона, не подлежат вывозу из Российской Федерации.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в невозвращении на территорию Российской Федерации без уважительных причин, т.е. при реальной возможности их возврата, ранее вывезенных предметов культурного достояния, если их возвращение к установленному сроку являлось обязательным.

Таможенные органы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 190 УК РФ должны руководствоваться рядом нормативных актов, имеющих ведомственный характер (инструкциями ГТК РФ), справочными пособиями о порядке хранения, приобретения и обращения культурных ценностей.

Под уважительными причинами понимается наличие обстоятельств, не зависящих от воли лица, взявшего на себя обязательство об обратном ввозе в Россию в установленные сроки предметов культурного достояния, которые лишили данное лицо возможности его реально исполнить: заболевание или увечье, требующее оставления данного лица для госпитализации за пределами Российской Федерации; стихийное бедствие, катастрофа, уничтожившие предметы культурного достояния; похищение этих предметов; стихийное бедствие, катастрофа, военные действия, сделавшие невозможным своевременное возвращение в Российскую Федерацию культурных ценностей.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, на котором лежит обязанность по возвращению предметов культурного достояния в Российскую Федерацию.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, субъект преступления в определенном смысле специальный - это лицо, на котором в соответствии с законодательством лежит обязанность возвратить на территорию РФ культурные ценности.

Деяние признается оконченным с момента фактического невозвращения на территорию РФ культурных ценностей в установленный правовым актом срок.

Если будет установлено, что лицо, не вернувшее в указанный срок на территорию РФ предметы, перечисленные в ст. 190 УК РФ, в момент вывоза этих предметов уже имело умысел оставить их за рубежом, а обязательство об обратном ввозе таких предметов на территорию России им было представлено в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие действия подлежат квалификации по ст. 188 УК РФ по признакам контрабанды, дополнительной квалификации по ст. 190 УК РФ не требуется.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Объект этого преступления - общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулирующие порядок формирования и источники бюджетных поступлений.

Предмет преступления - таможенные платежи.

Объективная сторона выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей. Диспозиция ст. 194 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому для установления ее содержания необходимо обратиться к нормативным актам, определяющим виды таможенных платежей и порядок их уплаты при перемещении товара через таможенную границу РФ. Важнейшими из них являются: Таможенный кодекс РФ; Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <1>; Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

 

Понятие и виды таможенных пошлин определены в Таможенном кодексе РФ. К таможенным платежам отнесены: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) таможенные сборы (ст. 318 ТК РФ).

В ст. ст. 47, 48 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливаются специальный сбор за право вывоза культурных ценностей и порядок его взимания государственными органами, выдающими свидетельство на право вывоза культурных ценностей.

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с разд. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с ТК РФ. При этом любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено ТК РФ.

Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня исчисления срока подачи таможенной декларации.

Уголовная ответственность наступает, если уклонение от уплаты таможенных платежей совершено в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 194 УК РФ под крупным размером понимается стоимость неуплаченных таможенных платежей, которая превышает 3 млн. руб.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, может быть выражена:

- в действиях, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или уплаты;

- в действиях, направленных на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований;

- в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.

Она может также заключаться:

- в совершении действий, направленных на необоснованное освобождение от таможенных платежей или их занижение путем заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров, а также заявлении таможенным органом иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;

- в совершении действий, направленных на возврат уже уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений, невозвращение либо возвращение не в полном объеме без надлежащих оснований путем представления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения;

- в неуплате таможенных платежей таможенному органу РФ в порядке, размерах и в сроки, определяемые законодательством РФ в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, если такая неуплата произошла без уважительной причины, при реальной возможности их уплаты.

Неуплата выражается:

1) в заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;

2) в представлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

3) в отзыве плательщиком платежных документов при перечислении банком денежных средств на счета таможенных органов либо в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.

Если крупный размер уклонения от уплаты таможенных платежей образовался в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, для определения ответственности по ч. 1 ст. 194 УК РФ необходимо установить, что неуплата всех платежей была обусловлена (определялась) единым умыслом.

Субъектом преступления в данном случае, в соответствии с ТК РФ, выступают декларант и иные лица. Декларант (лицо, перемещающее товары) и таможенный брокер (посредник) - это лица, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени. Субъектом преступления могут быть специалисты по таможенному оформлению, действующие от имени таможенного брокера. Таможенный кодекс не дает понятия об иных лицах, обязанных уплачивать таможенные платежи. К ним могут быть отнесены владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, руководители организаций, собственники товаров и иные лица.

Не может быть признан субъектом рассматриваемого преступления перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства, но не наделенное правом совершать от собственного имени юридические действия, предусмотренные ТК РФ. Если такое лицо знало о неуплате платежей и принимало участие в уклонении от уплаты таможенных платежей, оно может нести ответственность за соучастие в преступлении.

Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием уклонению от уплаты таможенных платежей, несут ответственность за соучастие в совершении этого преступления. В том случае, если эти работники таможенных органов совершили для этого должностное преступление, их действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 194 УК РФ и статьями гл. 30 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии умысла на уклонение от их уплаты влечет за собой административную ответственность.

Квалифицирующим признаком состава данного преступления является уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное: 1) группой лиц по предварительному сговору и 2) в особо крупном размере. Особо крупный размер - сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 36 млн. руб. Он определен в примечании к ст. 194 УК РФ.

Предыдущая страница

К содержанию

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 1674 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь