Понедельник, 05.12.2016, 07:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

10.4. Служебная проверка

10.4. Служебная проверка

Статья 59 Закона о государственной гражданской службе:

"1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка".

Пункт 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396):

"Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение.

Если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия".

Правила и порядок проведения служебной проверки по факту совершения государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка установлены ст. 59 Закона о государственной гражданской службе. Согласно п. 2 ст. 58 Закона служебная проверка должна быть проведена в каждом случае нарушения служебной дисциплины.

Основаниями для проведения служебной проверки являются: 1) решение представителя нанимателя (цель проверки - решение вопроса о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности); 2) письменное заявление гражданского служащего (цель проверки - опровержение сведений, порочащих гражданского служащего).

Для проведения служебной проверки издается приказ или распоряжение представителя нанимателя, в которых указываются: а) дата начала служебной проверки; б) срок проведения проверки; в) состав комиссии по проведению проверки; г) факты, послужившие основанием проведения проверки; д) задача комиссии.

С целью наиболее полного, объективного и всестороннего исследования факта совершения дисциплинарного проступка при проведении служебной проверки в обязательном порядке должны быть установлены следующие обстоятельства: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

На представителя нанимателя, назначившего служебную проверку, возложена обязанность контролировать своевременность и правильность ее проведения. Эта норма выступает в качестве гарантии соблюдения принципа законности при привлечении служащего к дисциплинарной ответственности.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Для ее проведения могут быть привлечены также служащие других структурных подразделений государственного органа.

При формировании состава комиссии важно исключить возникновение конфликта интересов у ее участников. Поэтому в проведении служебной проверки запрещено участвовать гражданскому служащему, прямо или косвенно заинтересованному в ее результатах. Заинтересованность у участника проверки может возникать, например, в связи с наличием родственных или дружеских отношений с совершившим проступок лицом, прямой или непосредственной подчиненностью этому лицу и др. В таких случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Срок проведения служебной проверки - один месяц со дня принятия решения о ее проведении. По истечении этого срока по результатам проверки должно быть составлено письменное заключение, которое направляется представителю нанимателя.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки. При этом денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы сохраняется. Временное отстранение от замещаемой должности позволяет обеспечить своевременное и правильное рассмотрение материалов о дисциплинарном проступке в ходе служебной проверки. Отстранение должно оформляться актом руководителя государственного органа (приказом, распоряжением).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Наделение гражданского служащего такими правами позволяет обеспечить полноту и объективность исследования обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, которые являются предметом служебной проверки.

В письменном заключении по результатам служебной проверки в обязательном порядке указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки. Они должны подтверждаться документально, в том числе объяснениями, актами, справками, заключениями специалистов и экспертов по вопросам, требующим специальных знаний, и др.;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Оно носит рекомендательный характер, так как окончательное решение вопроса о применении дисциплинарного взыскания остается за представителем нанимателя. Целесообразно также внесение в заключение предложений предупредительно-профилактического характера.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки. В Законе не учтена возможность возникновения ситуации, при которой кто-либо из участников комиссии не согласится с выводами и предложениями, приведенными в заключении. Представляется, что в таком случае участник подписывает заключение, но письменно излагает свое особое мнение, которое приобщается к заключению.

Согласно п. 20 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ порядок организации и проведения служебной проверки в отношении сотрудников таможенных органов определяется руководителем ФТС России. В настоящее время действует Приказ ФТС России от 02.08.2012 N 1557 "Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Инструкция).

Дисциплинарный устав таможенной службы РФ (п. 20) содержит положение о том, что основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, служебная проверка. Следовательно, ее проведение не носит обязательный характер при привлечении сотрудников таможенных органов к дисциплинарной ответственности. В каждом конкретном случае решение о проведении служебной проверки принимает начальник таможенного органа.

Цель служебной проверки - выявить факты, обстоятельства, причины совершения сотрудниками таможенных органов дисциплинарных проступков. Служебная проверка выполняет защитную функцию в отношении сотрудника, поскольку позволяет обеспечить более полное, объективное и всестороннее исследование всех обстоятельств совершенного им проступка. В частности, Инструкцией определены факторы, которые в обязательном порядке подлежат установлению при проведении служебной проверки: а) факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; б) сотрудник, совершивший дисциплинарный проступок, и лица, причастные к его совершению; в) вина сотрудника при совершении дисциплинарного проступка или степень вины каждого сотрудника при его совершении несколькими сотрудниками; г) причинно-следственная связь между действиями (бездействием) сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, и наступившими последствиями; д) характер и размер материального ущерба, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; е) отношение сотрудника к совершенному им дисциплинарному проступку и его последствиям; ж) причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.

В результате проведения служебной проверки должны быть подготовлены предложения о мере дисциплинарной или материальной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок. Данные предложения носят рекомендательный характер для начальника таможенного органа, но представляют собой основу для объективного принятия решения о применении мер ответственности.

Все сведения о дисциплинарном проступке необходимо оформлять документально. Эти документы составят доказательственную базу в случае обжалования сотрудником результатов служебной проверки.

Результаты служебной проверки могут быть использованы для укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений среди сотрудников. В частности, по итогам проверки должны быть разработаны предложения об организации и о проведении предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Следовательно, служебная проверка выполняет также воспитательно-профилактическую функцию.

Инструкция определяет перечень случаев, которые могут являться основаниями для проведения служебной проверки. К их числу относятся: 1) сведения о совершении дисциплинарного проступка; 2) информация, изложенная в представлении, сообщении (письме) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц; 3) сведения о чрезвычайном происшествии, относящиеся к таможенным органам либо его должностным лицам; 4) уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудника таможенного органа в связи с его служебной деятельностью (исполнением должностных обязанностей); 5) информация, изложенная в протоколе аттестационной комиссии о нарушении сотрудником требований антикоррупционного законодательства. Данный перечень не является исчерпывающим. Служебная проверка также проводится по иным основаниям в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При наличии оснований для проведения служебной проверки начальник таможенного органа обязан в течение пяти рабочих дней принять решение по ее организации и проведению. Такое решение оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии данных оснований. В свою очередь, на основании резолюции должен быть издан приказ таможенного органа о назначении служебной проверки. В приказе в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения: 1) основание для назначения служебной проверки; 2) сроки проведения служебной проверки; 3) состав комиссии для проведения служебной проверки, в том числе должность, фамилия, инициалы членов комиссии; 4) срок представления начальнику таможенного органа материалов служебной проверки и заключения по ее результатам.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня издания приказа таможенного органа о ее проведении. В пункте 29 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ установлен срок для наложения дисциплинарного взыскания продолжительностью один месяц со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке. Следовательно, срок проведения проверки не может выходить за рамки указанного срока.

Инструкция содержит правила формирования состава комиссии по проведению служебной проверки. Комиссию возглавляет председатель, назначаемый из числа должностных лиц, обладающих соответствующими профессиональными знаниями и необходимым опытом в организации и проведении служебных проверок. В состав комиссии включаются в обязательном порядке должностные лица подразделения таможенного органа по вопросам государственной службы и кадров и правового подразделения. С учетом специфики вопросов служебной проверки в комиссию могут быть включены должностные лица других структурных подразделений, в том числе: сотрудники подразделений по противодействию коррупции; должностные лица, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности; должностные лица, имеющие соответствующие формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Инструкция устанавливает запреты на участие в комиссии отдельных должностных лиц. В состав комиссии не могут быть включены: 1) должностные лица, имеющие отношение к совершению дисциплинарного проступка; 2) проходящие службу в таможенных органах родственники сотрудников, имеющих отношение к совершению дисциплинарного проступка; 3) сотрудники, прямо подчиненные по службе сотруднику, имеющему отношение к совершению дисциплинарного проступка; 4) непосредственный начальник сотрудника, имеющего отношение к совершению дисциплинарного проступка. Таким образом, в комиссию не может входить должностное лицо, которое прямо или косвенно заинтересовано в результатах ее работы. Установление такого рода запретов позволяет обеспечить независимое, объективное проведение служебной проверки.

Обязанность контролировать соблюдение комиссией требований законодательства РФ, положений Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах РФ возложена на начальника таможенного органа, назначившего проверку. Именно он принимает решение о проведении проверки и утверждает состав комиссии по проведению проверки.

Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей. Срок отстранения соответствует сроку проведения служебной проверки и не может превышать один месяц. Отстранение оформляется приказом начальника таможенного органа. В период отстранения сотрудник находится в подчинении непосредственного начальника, если иное не оговорено в приказе. Отстранение сотрудника от исполнения должностных обязанностей является правом, но не обязанностью начальника таможенного органа. Применение данной меры имеет большое значение для предотвращения возможности со стороны сотрудника, в отношении которого проводится проверка, чинить какие-либо препятствия проведению расследования. Поэтому при временном отстранении сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный его доступ к табельному боевому оружию, специальным средствам, служебным документам и к материалам.

Инструкция устанавливает подробный перечень прав и обязанностей председателя и членов комиссии для проведения служебной проверки. Наделение указанных лиц конкретными правами и обязанностями обеспечивает реализацию принципа законности при проведении служебной проверки.

Инструкция определяет перечень прав сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка. Посредством предоставленных прав сотрудник таможенного органа получает возможность на законном основании защищать свои интересы во время проведения служебной проверки. Тем самым обеспечивается реализация принципов полноты, всесторонности, объективности исследования всех обстоятельств проступка.

В ходе проведения служебной проверки председатель и члены комиссии осуществляют сбор необходимого материала, в том числе предлагают сотруднику дать письменное объяснение по конкретным вопросам, имеющим отношение к проверке. При отказе сотрудника от дачи письменных объяснений или непредставлении их в течение двух рабочих дней с момента вручения ему вопросов под подпись составляется акт, который подписывают председатель или члены комиссии. Акт также составляется при отказе сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, от ознакомления с заключением служебной проверки или при отказе поставить свою подпись на нем. Образцы оформления актов содержатся в Инструкции.

Инструкция устанавливает конкретные требования к содержанию заключения служебной проверки. Среди других обязательных элементов в заключение включаются предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, а также предложения о проведении в таможенном органе необходимых предупредительно-профилактических мероприятий. Заключение подводит итог всему ходу расследования и должно основываться на документально подтвержденных материалах служебной проверки. Заключение подписывают председатель и члены комиссии. При возникновении ситуации, когда кто-либо из членов комиссии не согласен (полностью или частично) с выводами и предложениями заключения, он наделен правом письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к заключению.

По результатам служебной проверки начальник таможенного органа может принять решение о применении в отношении сотрудника дисциплинарного взыскания. Такое решение оформляется приказом, который приобщается к личному делу сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок. Непосредственно в ходе служебной проверки или по ее результатам могут быть выявлены сведения, указывающие на наличие в действиях сотрудника признаков преступления или административного правонарушения. В этом случае начальник таможенного органа обязан обеспечить передачу через подразделения по противодействию коррупции заверенных копий полученных материалов в органы дознания, органы предварительного следствия, а также судьям, органам или должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

На начальника таможенного органа, в котором проводилась (проводится) служебная проверка, возложен специальный перечень обязанностей в связи с ее проведением. В частности, он обязан обеспечить условия для работы комиссии, представление необходимой информации, учет сведений о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности и др. Указанные обязанности представляют собой механизм реализации требования п. 7 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, согласно которому начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит.

По завершении служебной проверки должно быть сформировано дело с материалами служебной проверки. Конкретные требования к его формированию, содержанию и хранению определены Инструкцией. Формирование дела и его дальнейшее хранение необходимы для обеспечения учета информации о прохождении сотрудником службы, в том числе о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

_____________________

Глава 10. ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА НА СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

10.1. Поощрения и награждения за службу в таможенных органах

10.2. Служебная дисциплина на государственной службе в таможенных органах

10.3. Дисциплинарные взыскания государственных служащих таможенных органов

10.4. Служебная проверка

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (14.05.2014)
Просмотров: 2753 | Теги: Служебная проверка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016