Воскресенье, 11.12.2016, 12:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

10.3. Дисциплинарные взыскания государственных служащих таможенных органов

10.3. Дисциплинарные взыскания государственных служащих таможенных органов

Статья 57 Закона о государственной гражданской службе:

"1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание".

Статья 58 Закона о государственной гражданской службе:

"1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 - 4 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе".

Статья 59.1 Закона о государственной гражданской службе:

"За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии".

Статья 59.2. Закона о государственной гражданской службе:

"1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий".

Статья 59.3 Закона о государственной гражданской службе:

"1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания".

Закон о службе в таможенных органах, ст. 29:

"За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;

увольнение из таможенных органов".

Статья 29.1:

"За несоблюдение сотрудником таможенных органов ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона".

Статья 29.2:

"1. Сотрудник таможенных органов подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

непринятия сотрудником таможенных органов мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления сотрудником таможенных органов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия сотрудника таможенных органов на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления сотрудником таможенных органов предпринимательской деятельности;

вхождения сотрудника таможенных органов в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Начальник таможенного органа, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника таможенных органов личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему сотрудник таможенных органов".

Статья 29.3:

"1. Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в таможенных органах, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

3. При применении взысканий, предусмотренных статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей.

4. Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника таможенных органов, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

5. В акте о применении к сотруднику таможенных органов взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 29.1 или 29.2 настоящего Федерального закона.

6. Копия акта о применении к сотруднику таможенных органов взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику таможенных органов под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Сотрудник таможенных органов вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.

8. Если в течение одного года со дня применения взыскания сотрудник таможенных органов не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному статьей 29 настоящего Федерального закона, за исключением увольнения из таможенных органов, или взысканию, предусмотренному статьей 29.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания".

Как правило, служебная дисциплина соблюдается сознательно и добровольно, однако для ее обеспечения могут быть применены меры принуждения. Одну из форм принуждения представляет собой дисциплинарная ответственность - принуждение, применяемое руководителем к государственному служащему, совершившему нарушение должностных обязанностей, и влекущее неблагоприятные для него последствия.

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. В трудовом праве выделяют два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность предусмотрена ст. 192 Трудового кодекса РФ. Специальная дисциплинарная ответственность устанавливается в отношении отдельных категорий работников федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. В отношении государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов Законом о государственной гражданской службе и Законом о службе в таможенных органах соответственно установлена специальная дисциплинарная ответственность. Особенность специальной дисциплинарной ответственности заключается в том, что она предполагает повышенную ответственность государственных служащих, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются и за пределами должности. Кроме того, специальная дисциплинарная ответственность государственных служащих предполагает наличие специальных видов дисциплинарных взысканий.

После внесения в Закон о государственной гражданской службе и Закон о службе в таможенных органах изменений Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" можно говорить о появлении двух видов дисциплинарных взысканий гражданских служащих и сотрудников таможенных органов: 1) взыскания за совершение "обычных" дисциплинарных проступков, которые были установлены еще до внесения указанных изменений; 2) взыскания за совершение коррупционных правонарушений, которые появились после внесения изменений.

Перечень дисциплинарных взысканий государственных гражданских служащих таможенных органов за совершение "обычных" дисциплинарных проступков установлен в п. 1 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы.

Основанием применения перечисленных видов взысканий является дисциплинарный проступок, который проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей. Примерами такого рода проступков могут служить прогул, нарушение режима государственной или служебной тайны, нарушение требований охраны труда, невыполнение поручений вышестоящих руководителей, отданных в пределах их полномочий, и др. К этому виду дисциплинарных проступков также относятся несоблюдение ограничений и запретов, невыполнение обязанностей, требований к служебному поведению, установленных в ст. ст. 15, 16, 17, 18 Закона о государственной гражданской службе.

В числе указанных выше дисциплинарных взысканий особое место занимает увольнение с гражданской службы. В отличие от всех остальных видов взысканий оно может применяться только в случаях, прямо установленных законом. Такие случаи предусмотрены п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе. Введение этих случаев в Закон призвано защитить гражданского служащего от необоснованного увольнения.

В перечне дисциплинарных взысканий новым для законодательства о государственной службе является освобождение от замещаемой должности. В утратившем силу Федеральном законе от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" оно отсутствовало. Данный вид взыскания отличается от увольнения с гражданской службы. Различие состоит в том, что отстраненный гражданский служащий не увольняется, а согласно п. 10 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе включается в кадровый резерв для замещения на конкурсной основе иной должности гражданской службы. Вместе с тем при отсутствии на момент применения к гражданскому служащему данного дисциплинарного взыскания иной вакантной должности гражданин на неопределенный период времени прекращает свою служебную деятельность, что по фактическим последствиям уравнивает освобождение от замещаемой должности с дисциплинарным увольнением с гражданской службы. Поэтому следует согласиться с предложением М.В. Преснякова и С.Е. Чаннова, "чтобы в законе были четко указаны допустимые случаи применения такого дисциплинарного взыскания, как освобождение от занимаемой должности" <1>.

--------------------------------

<1> Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации // Трудовое право. 2009. N 9. С. 103 - 110.

 

В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Но если после применения дисциплинарного взыскания правонарушение продолжается, то гражданский служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности <1>. Кроме этого, применение к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

 

Виды дисциплинарных взысканий за совершение гражданскими служащими таможенных органов коррупционных правонарушений установлены в ст. ст. 59.1 и 59.2 Закона о государственной гражданской службе.

В соответствии со ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о государственной гражданской службе, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

В Федеральном законе "О противодействии коррупции" содержится следующий перечень обязанностей государственных служащих, установленных в целях противодействия коррупции: 1) обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8); 2) обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9); 3) обязанность предпринимать меры по недопущению конфликта интересов (ст. 11). Кроме этого, обязанности, а также ограничения и запреты гражданских служащих установлены ст. ст. 15, 16, 17, 18, 19, 20 Закона о государственной гражданской службе. Однако не все из них имеют антикоррупционную направленность.

Согласно п. 1 ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (см. ст. 19 Закона о государственной гражданской службе и ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции); 2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (см. ст. 20 Закона о государственной гражданской службе, Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", Приказ ФТС России от 12.01.2011 N 14 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах РФ, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в таможенных органах РФ, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"); 3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом (см. ст. 17 Закона о государственной гражданской службе); 4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности (см. ст. 17 Закона о государственной гражданской службе); 5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (см. ст. 17 Закона о государственной гражданской службе).

В соответствии с п. 2 ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе увольнению в связи с утратой доверия подлежит также представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий. Данная норма усиливает ответственность представителя нанимателя за возможные случаи коррупционных правонарушений в государственном органе, которым он руководит.

Из анализа ст. ст. 59.1, 59.2, 59.3 Закона о государственной гражданской службе следует, что законодатель посчитал необходимым разделить все совершаемые гражданскими служащими правонарушения коррупционного характера на два вида: а) "тяжкие" правонарушения, влекущие утрату доверия и применение взыскания в виде увольнения с гражданской службы; б) "прочие" правонарушения, не влекущие утраты доверия, за которые могут быть применены взыскания, не связанные с прекращением государственно-служебных отношений <1>.

--------------------------------

<1> Чаннов С. Совершенствование антикоррупционных законов // ЭЖ-Юрист. 2012. N 10. С. 15.

 

Исчерпывающий перечень "тяжких" коррупционных правонарушений, влекущих утрату доверия, установлен в ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе. Правоприменитель должен руководствоваться непосредственно этим перечнем при применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия.

За совершение "прочих" коррупционных правонарушений, не влекущих утрату доверия, должны применяться взыскания, перечисленные в ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе. Однако исчерпывающего перечня правонарушений этого вида статья не устанавливает. Поэтому при применении взысканий по данной статье правоприменитель поставлен перед необходимостью самостоятельно оценивать установленные ст. ст. 15, 16, 17, 18 Закона о государственной гражданской службе ограничения, запреты и обязанности гражданских служащих на предмет наличия либо отсутствия в них цели противодействия коррупции. Применение дисциплинарных взысканий по ст. 59.1 в значительной степени зависит от субъективных оценок и усмотрений представителя нанимателя, что может препятствовать эффективному противодействию коррупции. В этой связи следует согласиться с мнением А.В. Куракина о том, что важным направлением совершенствования законодательства о государственной службе должно являться более четкое закрепление оснований для дисциплинарных взысканий государственных служащих <1>.

--------------------------------

<1> Куракин А.В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы РФ // Административное и муниципальное право. 2008. N 5.

 

Перечень дисциплинарных взысканий сотрудников таможенных органов за совершение "обычных" дисциплинарных проступков установлен ст. 29 Закона о службе в таможенных органах. За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; 5) увольнение из таможенных органов.

Основанием применения дисциплинарного взыскания является нарушение служебной дисциплины. Согласно п. 17 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ под нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) понимается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей. Перечень такого рода дисциплинарных проступков является открытым. В частности, к их числу можно отнести совершение прогула, появление на службе в состоянии алкогольного опьянения, нарушение обязанности по соблюдению государственной и служебной тайны, неисполнение требований по охране труда и др. К этой разновидности дисциплинарных проступков относится также несоблюдение ограничений и запретов, невыполнение обязанностей, установленных ст. ст. 7, 7.1, 8, 17 Закона о службе в таможенных органах.

При применении такого дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, следует иметь в виду, что цели и сроки прохождения сотрудником таможенного органа аттестации определены ст. 47 Закона о службе в таможенных органах. Порядок проведения аттестации установлен Приказом ФТС России от 24.12.2008 N 1658 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации". По результатам аттестации аттестационная комиссия может принять решение о несоответствии сотрудника занимаемой должности. На основании такого решения начальник таможенного органа может принять решение о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации.

При принятии аттестационной комиссией решения о несоответствии сотрудника занимаемой должности начальник таможенного органа вправе также принять решение об увольнении сотрудника со службы в таможенных органах. В этом случае в качестве основания для увольнения сотрудника должен применяться подп. 10 п. 2 ст. 48 Закона о службе в таможенных органах - в связи с признанием аттестационной комиссией сотрудника не соответствующим занимаемой должности.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения из таможенных органов может применяться также в случае, установленном подп. 11 п. 2 ст. 48 Закона о службе в таможенных органах. Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия "систематические нарушения служебной дисциплины" установлены в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ. Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение года сотрудником, имеющим дисциплинарное взыскание, дисциплинарного проступка. К грубым нарушениям служебной дисциплины относятся: 1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подп. 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Закона о службе в таможенных органах; 2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия; 3) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин; 4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; 5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Закона о службе в таможенных органах. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения из таможенных органов сотрудника применяется начальником таможенного органа, имеющим право назначения на должность.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины применяется только одно дисциплинарное взыскание. Применение к сотруднику дисциплинарного взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Виды дисциплинарных взысканий за совершение сотрудниками таможенных органов коррупционных правонарушений установлены в ст. ст. 29.1 и 29.2 Закона о службе в таможенных органах.

В соответствии со ст. 29.1 Закона о службе в таможенных органах за несоблюдение сотрудником таможенных органов ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о службе в таможенных органах, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 29 Закона о службе в таможенных органах. В данном случае могут быть применены такие взыскания, как: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; 5) увольнение из таможенных органов. Эти взыскания применяются за коррупционные правонарушения, не влекущие утрату доверия.

Явно антикоррупционную направленность имеют обязанности сотрудников таможенных органов, установленные ст. ст. 8, 9, 11 Федерального закона "О противодействии коррупции". Кроме этого, обязанности, а также ограничения и запреты сотрудников таможенных органов установлены ст. ст. 7, 7.1, 8, 17 Закона о службе в таможенных органах. Однако не все из них установлены в целях противодействия коррупции.

Согласно п. 1 ст. 29.2 Закона о службе в таможенных органах к сотруднику таможенного органа может быть применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия сотрудником таможенных органов мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (см. ст. 7.1 Закона о службе в таможенных органах и ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции"); 2) непредставления сотрудником таможенных органов сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (см. ст. 8 Закона о службе в таможенных органах, ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции", Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", Приказ ФТС России от 12.01.2011 N 14 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах РФ, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в таможенных органах РФ, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"); 3) участия сотрудника таможенных органов на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом (см. подп. 4 п. 2 ст. 7 Закона о службе в таможенных органах); 4) осуществления сотрудником таможенных органов предпринимательской деятельности (см. подп. 3 п. 2 ст. 7 Закона о службе в таможенных органах); 5) вхождения сотрудника таможенных органов в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (см. подп. 4 п. 2 ст. 7 Закона о службе в таможенных органах).

В соответствии с п. 2 ст. 29.2 Закона о службе в таможенных органах увольнение в связи с утратой доверия применяется также к начальнику таможенного органа.

Применяя взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, правоприменителю следует руководствоваться непосредственно перечнем оснований (дисциплинарных проступков), указанных в ст. 29.2 Закона о службе в таможенных органах. Это исчерпывающий перечень. При применении же взысканий по ст. 29.1 Закона о службе в таможенных органах правоприменитель поставлен перед необходимостью самостоятельно оценивать установленные ст. ст. 7, 7.1, 17 Закона о службе в таможенных органах ограничения, запреты и обязанности сотрудников таможенных органов на предмет отнесения их к категории коррупционных правонарушений.

Каков же порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания?

После внесения в Закон о государственной гражданской службе изменений Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" законодателем были сформированы две альтернативные процедуры привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности: 1) за совершение "обычных" дисциплинарных проступков; 2) за совершение коррупционных правонарушений <1>. Аналогичным образом разделились процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов в Законе о службе в таможенных органах после внесения в него изменений Федеральным законом N 329-ФЗ.

--------------------------------

<1> Чаннов С. Совершенствование антикоррупционных законов // ЭЖ-Юрист. 2012. N 10. С. 15.

 

За совершение "обычных" дисциплинарных проступков к государственным гражданским служащим таможенных органов применяются дисциплинарные взыскания, установленные ст. 57 Закона о государственной гражданской службе. В данном случае действует общий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный ст. 58 Закона.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Установление такого требования играет защитную роль для гражданского служащего, поскольку с помощью объяснительной он получает возможность довести до сведения представителя нанимателя какие-либо уважительные причины, обстоятельства, исключающие его вину.

Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае его отказа дать объяснение составляется соответствующий акт, с помощью которого удостоверяется факт отказа.

Обязательным условием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является проведение служебной проверки по факту совершения дисциплинарного проступка. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания. Порядок ее проведения установлен в ст. 59 Закона о государственной гражданской службе.

Вопрос о том, применить или не применять дисциплинарное взыскание, а также какое конкретно взыскание применить к служащему, решается представителем нанимателя по его собственному усмотрению. Однако при этом представитель нанимателя должен учесть следующие обстоятельства совершения дисциплинарного проступка: а) тяжесть совершенного проступка; б) степень вины гражданского служащего; в) обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок; г) предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Законом устанавливаются сроки для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Срок для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности рекомендуется исчислять со дня обнаружения факта совершения проступка его непосредственным руководителем <1>. В указанный срок не включаются следующие периоды: а) период временной нетрудоспособности гражданского служащего; б) время пребывания его в отпуске; в) другие периоды отсутствия его на службе по уважительным причинам (повышение квалификации, командировка и др.); г) время проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание также не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Если дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, то время производства по уголовному делу в этот срок не включается.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"; Чаннов С. Проступок госслужащего: важен срок обнаружения // ЭЖ-Юрист. 2011. N 45.

 

Дисциплинарное взыскание применяется к гражданскому служащему на основании приказа представителя нанимателя, в котором должны быть отражены содержание дисциплинарного проступка и вид дисциплинарного взыскания. Копия приказа вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания приказа. В случае если гражданский служащий отказывается расписаться, должен быть составлен соответствующий акт, удостоверяющий факт отказа от подписи.

Гражданский служащий, считающий, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно, вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Порядок обращения в эти органы установлен ст. 70 Закона о государственной гражданской службе, иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством РФ.

Дисциплинарное взыскание имеет длящийся характер. Срок окончания его действия - один год со дня применения. По истечении года гражданский служащий считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение этого года он не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания. Инициаторами данного события могут выступать: а) представитель нанимателя; б) гражданский служащий, представивший письменное заявление представителю нанимателя; в) непосредственный руководитель, представивший ходатайство представителю нанимателя. Решение о досрочном снятии дисциплинарного взыскания принимает представитель нанимателя, учитывая при этом результаты положительного воздействия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

За совершение коррупционных правонарушений к государственным гражданским служащим таможенных органов применяются взыскания, установленные в ст. ст. 59.1 и 59.2 Закона о государственной гражданской службе. В этом случае действует особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности с соблюдением процедур, установленных в ст. 59.3 Закона.

Применение взысканий за совершение коррупционных правонарушений производится представителем нанимателя. Основанием для применения взысканий является доклад о результатах проверки, которую проводит подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Положение о порядке проведения такой проверки утверждено Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению". В соответствии с Положением представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки имеет право: а) применить к государственному служащему меры юридической ответственности; б) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Полномочия и порядок работы комиссии установлен Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821). В случае если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, взыскание применяется также на основании рекомендации указанной комиссии.

Окончательное решение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания за коррупционные правонарушения, определении конкретного вида взыскания принимает представитель нанимателя. При этом он в обязательном порядке должен учитывать следующие обстоятельства: а) характер совершенного коррупционного правонарушения; б) тяжесть правонарушения; в) обстоятельства, при которых совершено правонарушение; г) соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; д) предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Обращает на себя внимание, что при принятии решения представитель нанимателя наделен широким дискреционным полномочием. В отношении коррупционных правонарушений, наносящих серьезный вред системе государственного управления, это вряд ли допустимо. Поэтому необходимо как можно более детально регламентировать алгоритм и критерии принятия решения о дисциплинарных мерах в отношении государственного служащего, нарушившего запрет, ограничение либо не исполнившего служебную обязанность <1>.

--------------------------------

<1> Чаннов С.Е. Дисциплинарное принуждение как средство обеспечения служебных правоотношений: современное состояние и перспективы // Административное право и процесс. 2012. N 7.

 

Срок для применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений - один месяц со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения. Однако в этот период не засчитываются: а) период временной нетрудоспособности гражданского служащего; б) период пребывания его в отпуске; в) периоды других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам (командировка, выполнение общественных обязанностей и др.); г) время проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. Окончательный же срок (с учетом времени проведения проверки и отсутствия на службе по уважительным причинам) ограничен шестью месяцами со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Применение к гражданскому служащему взыскания за совершение коррупционного правонарушения оформляется актом (приказом) представителя нанимателя, в котором должны быть указаны: а) коррупционное правонарушение и нормативные правовые акты, положения которых нарушены гражданским служащим; б) конкретный вид взыскания; в) ст. 59.1 или ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе в качестве основания применения взыскания.

Закон устанавливает требование об обязательном вручении гражданскому служащему под расписку копии акта о применении взыскания или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов отказа в течение пяти дней со дня издания акта. Это позволит гражданскому служащему в дальнейшем обжаловать взыскание в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Срок действия дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения - один год со дня его применения. По истечении одного года дисциплинарное взыскание погашается, если гражданский служащий в течение этого года не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, предусмотренному подп. 1, 2 или 3 п. 1 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе, или взысканию, предусмотренному п. п. 1, 2, 3 ст. 59.1 данного Закона.

За совершение "обычных" дисциплинарных проступков к сотрудникам таможенных органов применяются дисциплинарные взыскания, установленные ст. 29 Закона о службе в таможенных органах. В данном случае действует общий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 30 Закона такой порядок определяется Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. Получение такого объяснения позволяет выяснить уважительные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения сотрудником должностных обязанностей.

Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт, в котором удостоверяется факт отказа от дачи объяснения. Акт является документом, доказывающим выполнение начальником таможенного органа требования Закона об обращении к сотруднику за письменным объяснением.

Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка. Порядок организации и проведения служебной проверки определен Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1557 "Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации".

При принятии решения начальником таможенного органа о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания, выборе конкретного вида взыскания должны учитываться следующие обстоятельства: а) тяжесть совершенного дисциплинарного проступка; б) обстоятельства, при которых совершен проступок; в) предшествующие служба и поведение сотрудника. При наложении дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа обязан соблюдать правила служебной этики. Наличие таких требований свидетельствует о реализации общеправовых принципов справедливости, разумности, гуманности при применении мер дисциплинарной ответственности.

Применение дисциплинарного взыскания к сотруднику является правом, а не обязанностью начальника таможенного органа. Взвесив все указанные выше обстоятельства, начальник таможенного органа может посчитать нецелесообразным применение дисциплинарного взыскания. В этом случае законодательство разрешает ему ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строгого соблюдения дисциплины. С другой стороны, не следует игнорировать принцип неотвратимости ответственности, соразмерности между деянием и воздаянием. Если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, начальник таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.

Срок для привлечения сотрудника таможенного органа к дисциплинарной ответственности - один месяц со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке. При исчислении этого срока не учитываются периоды отсутствия сотрудника на службе по уважительным причинам, а именно по случаю болезни и отпуска.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено: а) во время болезни сотрудника; б) в период нахождения сотрудника в отпуске или командировке; в) в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев. Дисциплинарное взыскание по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности не может быть применено позднее двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе. В нем указываются содержание дисциплинарного проступка, вид наказания. С приказом о взыскании сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку. Вышестоящий начальник таможенного органа наделен полномочием отменять, смягчать или усиливать дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка.

Срок действия дисциплинарного взыскания - один год со дня его наложения. Если в этот период сотрудник таможенного органа не подвергался новым взысканиям, то по его истечении наложенное на него взыскание снимается автоматически.

В качестве поощрения сотрудника таможенного органа допускается досрочное снятие дисциплинарного взыскания. В частности, начальник таможенного органа, наложивший на сотрудника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если сотрудник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины. Непосредственный начальник может ходатайствовать о досрочном снятии с сотрудника дисциплинарного взыскания. Это ходатайство начальник, наложивший дисциплинарное взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее 15 дней со дня его получения. Право снятия дисциплинарного взыскания принадлежит начальнику таможенного органа (лицу, его замещающему), которым взыскание было наложено, либо вышестоящему начальнику. С сотрудника одновременно может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд. Обжалование дисциплинарного взыскания начальнику вышестоящего таможенного органа осуществляется сотрудником в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Вышестоящий начальник таможенного органа обязан всесторонне и объективно рассмотреть жалобу и вынести решение безотлагательно, но не позднее месяца со дня ее получения. Об этом он обязан письменно уведомить сотрудника, подавшего жалобу, и начальника, действия которого обжалуются. Передача жалоб на рассмотрение тем начальникам таможенных органов, действия которых обжалуются, запрещена. Обжалование дисциплинарного взыскания в суд осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ.

За совершение коррупционных правонарушений к сотрудникам таможенных органов применяются взыскания, перечисленные в ст. ст. 29.1 и 29.2 Закона о службе в таможенных органах. Порядок их применения определяется законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в таможенных органах с учетом особенностей, установленных ст. 29.3 Закона о службе в таможенных органах.

В целом рассматриваемый порядок совпадает с порядком применения взысканий за коррупционные правонарушения в отношении государственных гражданских служащих таможенных органов, установленным ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе. Особенным является то, что в акте (приказе) о применении к сотруднику таможенного органа взыскания за совершение коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается ст. 29.1 или ст. 29.2 Закона о службе в таможенных органах. Кроме того, в отношении сотрудников таможенных органов действует особый порядок обжалования дисциплинарных взысканий. Сотрудник таможенных органов вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке, который предусматривает обращение с жалобой к начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд.

Срок действия дисциплинарного взыскания сотрудника за совершение коррупционного правонарушения - один год со дня его применения. По истечении одного года дисциплинарное взыскание погашается, если сотрудник в течение этого периода не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, предусмотренному ст. 29 Закона о службе в таможенных органах, за исключением увольнения из таможенных органов, или взысканию, предусмотренному ст. 29.1 данного Закона.

_____________________

Глава 10. ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА НА СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

10.1. Поощрения и награждения за службу в таможенных органах

10.2. Служебная дисциплина на государственной службе в таможенных органах

10.3. Дисциплинарные взыскания государственных служащих таможенных органов

10.4. Служебная проверка

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (14.05.2014)
Просмотров: 6158 | Теги: Дисциплинарные взыскания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016