Вторник, 21.02.2017, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Значение педагогического наследия отечественных полководцев XIX–ХХ вв. в профессиональном образовании будущих офицеров внутренних войск
15:29
Значение педагогического наследия отечественных полководцев XIX–ХХ вв. в профессиональном образовании будущих офицеров внутренних войск

В статье рассматриваются результаты военно-педагогического образования будущих офицеров внутренних войск и ставится проблема совершенствования качества военной историко-педагогической подготовки будущих офицеров, отмечается роль педагогического достояния и наследия полководцев в процессе обучения и воспитания курсантов.

А.В. Шилоносов*, С.А. Днепров**

Значение педагогического наследия отечественных полководцев XIX–ХХ вв. в профессиональном образовании будущих офицеров внутренних войск

На современном этапе развития военного образования особое внимание должно уделяться совершенствованию педагогической компетентности будущих офицеров, так как им предстоит органично соединять способности высококвалифицированного военного специалиста с качествами личности командира воинского подразделения, воспитателя и учителя каждого военнослужащего своего подразделения. Мы убеждены, что именно военная педагогика является системообразующим компонентом военно-профессионального образования. От уровня ее развития и усвоения зависит формирование, воспитание и обучение личности военнослужащих, как командира, так и подчиненного.

За последнее столетие в развитии вооружения и военной техники произошел колоссальный прогресс. Если в самом начале XX в. на вооружении Российской армии были только шашки, пистолеты, винтовки и пушки – практически то же самое, что было и в 50-х гг. XIX века, то уже в середине XX века было проведено крупномасштабное учение с применением сверхзвуковой реактивной авиации и ядерного оружия на Тоцком полигоне, которое показало готовность Советской Армии к ядерной войне, а в конце второго тысячелетия на вооружении Российской армии находятся новейшие образцы высокоточного оружия, отвечающего всем требованиям ведения современных войн. Продолжается усовершенствование оружия массового поражения как средства сдерживания агрессии. В ХХ веке также полностью изменилась тактика и методы ведения военных действий. Произошел стремительный переход от наступления шеренгами к позиционным войнам с использованием фортификационных сооружений на огромных фронтах, освоено ведение боевых действий в городах.

Морально-психологическая подготовка военнослужащих, которую призваны осуществлять военные педагоги и психологи, не подвержена столь стремительным изменениям. Ее ядро имеет вневременной характер. Так, например, в нашей стране успешно осуществляют подготовку юношей к предстоящей военной службе Суворовские училища. Их выпускники осознанно выбирают путь офицера и достойно следуют педагогическим заветам Александра Васильевича Суворова, которые оказались вполне применимы в современной армии. Поэтому в качестве основы для совершенствования профессионального образования будущих офицеров мы предлагаем использовать педагогическое наследие отечественных полководцев конца XIX-ХХ вв. Их идеи составляют важнейшее отечественное педагогическое достояние и наследие. Необходимо различать эти важнейшие категории военно-педагогического знания.

Педагогическое достояние – это историко-педагогическая информация о военных и культурных событиях, социально-педагогические факты, педагогическое описание и обоснование предметов, событий и явлений, характерных только для своего времени и полностью соответствующих социально-политическим условиям прошлого [1, с. 55]. Педагогическое достояние отечественной военной педагогики сыграло важнейшую роль не только в моральном становлении российских воинов, но и в формировании их духовно-нравственных, военных и физических качеств. Однако его в современной системе воинского образования использовать нельзя. Тем не менее, оно требует бережного сохранения и передачи из поколения в поколение. Возможно, что в близком или отдаленном будущем, по мере совершенствования существующих и утверждения принципиально новых воинских отношений, его станут применять как педагогическое наследие – цели обучения и воспитания, принципы, содержание, методы, средства и формы, в которых содержатся вполне применимые в современных условиях образования практические возможности для значительного усиления морально-психологической подготовки будущих офицеров.

Многообразное по форме и богатое по содержанию педагогическое наследие должно быть исследовано, реконструировано, воссоздано и внедрено в современной Российской армии. Бесценным источником, по которому следует изучать отечественное военное педагогическое наследие, являются мемуары военачальников. Они содержат массу сведений, в которых отражены представления о служении, долге, чести, патриотизме и других воинских доблестях. Их характеризуют идейная убежденность, научность, нравственный заряд, а также очень точный и понятный каждому воину русский язык. Изучение педагогического наследия отечественных полководцев способно пробудить любовь к исторической и педагогической науке и военному делу, патриотические чувства и гордость за былые подвиги Российской армии.

В рамках исследования формирования ценностного отношения будущих офицеров внутренних войск к воспитанию военнослужащих нами проведено изучение педагогического наследия М.И. Драгомирова, А.А. Брусилова, А.И. Деникина, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, В.Ф. Маргелова, А.И. Лебедя, Б.В. Громова и Г.Н. Трошева. На основе полученных данных выделены цели, принципы, содержание, методы, средства и формы, а также педагогические условия военного образования для совершенствования образовании будущих офицеров. Мемуары полководцев отобраны не случайно. Каждый военачальник олицетворяет определенную эпоху в развитии вооруженных сил. У всех были ярко выраженные индивидуальные взгляды на воспитание и обучение военнослужащих.

Процесс воспитания – это всегда личностно ориентированный процесс, в ходе которого преподаватель не только вооружает будущих офицеров знаниями, но и формирует у них отношение к окружающему миру. В процессе педагогического взаимодействия будущие офицеры как неосознанно, так и вполне осмысленно придают индивидуальным качествам преподавателя особый статус. Как правило, они предпочитают более опытного преподавателя, который способен сыграть роль наставника в их судьбе. Военное образование предусматривает формирование как социальных, так и индивидуальных качеств будущих офицеров. Эта задача в военном вузе решается в непосредственном контакте с преподавателями, когда курсанты получают возможность наблюдать, воспринимать, сравнивать и оценивать как личность, так и индивидуальность каждого преподавателя.

Взаимодействуя с курсантами, преподаватель транслирует на них свои качества, реализуя свою потребность и способность быть педагогом и, в свою очередь, формируя соответствующие потребности и способности у будущих офицеров. Как показали наши исследования, этого недостаточно для профессионального образования будущих офицеров. Важно, чтобы они познакомились с педагогическим наследием отечественных полководцев. Это особенно важно для будущих офицеров, т.к. они стремятся соответствовать своим представлениям об идеале, а личность полководца для них является таким идеалом [3, с. 18]. Для формирования личности будущего офицера необходимо усвоение образцов деятельности и поведения, носителем и передатчиком которых должна быть историческая (известная, знаменитая) личность полководца. Поэтому большой интерес представляют сведения о том, насколько будущие офицеры осведомлены о педагогическом наследии полководцев.

Мы выдвинули предположение о том, что педагогическое наследие полководцев должно отразиться в курсе военной педагогики и военной истории, поэтому для проведения анкетирования и тестирования были выбраны курсанты вторых курсов, которые только что изучили упомянутые дисциплины. На первом этапе проведения исследования мы выяснили, что именно курсанты знают о военной и педагогической деятельности полководцев конца XIX-ХХI вв. Для этих целей были составлены задания в тестовой форме и анкета: «Что вам известно о педагогическом наследии отечественных полководцев?» [2]. Они были направлены на выявление знаний будущих офицеров по следующим вопросам.

1. В каком регионе и в какой исторический период полководцы осуществляли свою воинскую деятельность?

2. Какая воинская деятельность сделала их знаменитыми?

3. Известны ли курсантам годы жизни военачальников?

4. Как называются важнейшие научные, публицистические труды и мемуары генералов?

5. В чем заключается педагогическое наследие каждого полководца?

6. Каково отношение курсантов к организации воспитательной работы в своем подразделении, на факультете, в институте?

При проведении тестирования курсанты проявляли большой интерес к воинской и педагогической деятельности полководцев. На каждом учебном занятии они задавали один и тот же вопрос: «Почему с нами раньше никто не проводил занятия по изучению педагогического наследия отечественных полководцев?». Будущие офицеры знают, что выдающимися полководцами не рождаются, а становятся. Респонденты проявляли интерес к вопросам задания в тестовой форме. В ходе исследования, проведенного нами в начале 2011 года, выяснилось, что 43 % курсантов из 170 опрошенных правильно указали историческую эпоху и регион, в котором воевали полководцы. Несколько меньшей была их информированность о годах жизни военачальников. Их знает 41 % курсантов, что свидетельствует о недостаточном внимании к личности самих военачальников. Правильно указали характер воинской деятельности полководцев всего 36 % ответивших.

В процессе опроса 31 % курсантов указал, что при поиске источников, содержащих педагогические идеи и теоретическое наследие полководцев, необходимо обратиться к их мемуарам, публикациям, очеркам и статьям. Однако только 19 % курсантов знают, какие именно произведения написали полководцы. Это говорит об очень низкой информированности курсантов. Многие из них вообще не знали о существовании такой литературы. Большинство не читали произведения выдающихся военачальников. Поэтому процесс персонализации их личности крайне затруднен. Очень остро стоит вопрос и о наличии мемуаров и другой военно-исторической литературы в библиотеке военного вуза. Эти фонды давно не пополняются, а те книги, что имеются в наличии, давно обветшали, пришли в негодность и вряд ли могут произвести достойное впечатление на курсантов, многие из которых о ценности содержания книги судят по обложке. К сожалению, лишь 30% опрошенных курсантов разбираются в том, в чем конкретно заключается педагогическое наследие полководцев, и осознают, что педагогическое достояние приобретает существенное значение только тогда, когда становится общедоступным явлением духовной жизни людей.

Приведем краткий анализ результатов теста. Самым известным оказался Г.К. Жуков – 93 % опрашиваемых сумели дать правильный ответ на вопрос: «Кто первым получил воинское звание "Маршал Советского Союза” в ходе Великой Отечественной войны»? Однако о том, что Г. К. Жуков принимал два Парада Победы и провел учения с применением атомного оружия, знают лишь 9 % курсантов. Этот факт свидетельствует об их низкой осведомленности в области военной деятельности, и, как следствие, об отсутствии у них интереса к углубленному изучению педагогического наследия полководца.

Следующим по популярности был К. К. Рокоссовский – о его военной деятельности знают 56 % респондентов. К сожалению, о том, что свой полководческий дар при проведении крупномасштабных операций он старался направить на сохранение жизни подчиненных, выступал против достижения победы любой ценой, проявлял развитые коммуникативные способности при общении с подчиненными, а в командирах ценил разумное проявление инициативы, направленное на достижение успеха в общем деле, знают лишь 18 %.

Более половины опрошенных будущих офицеров дали правильные ответы на вопросы о том, что генерал В.Ф. Маргелов является не только Героем Великой Отечественной войны, но и инициатором создания многочисленных средств и методов ведения войны воздушно-десантными войсками, а также основоположником развития этих войск в СССР. Произведения, написанные В.Ф. Маргеловым, знают 36% курсантов. Знание мемуаров других полководцев было меньшим.

Среди генералов царской России самым известным оказался А.А. Брусилов. Его военную деятельность знает 51 % респондентов. Более 40 % респондентов правильно указали педагогические принципы и направления воинского воспитания, которым генерал А.А. Брусилов придавал важное значение. Однако о том, что из-под его пера вышли мемуары «Мои воспоминания», знают только 8 % курсантов. Можно сделать вывод, что будущие офицеры относительно больше информированы о военной и педагогической деятельности полководца, но почерпнули эти знания из лекций преподавателей, а не во время самостоятельного изучения.

О том, что Б.В. Громов был Героем Советского Союза, ветераном войны в Афганистане, трижды проходившим службу в частях ограниченного контингента и руководил выводом советских войск из Афганистана, знают 43 % будущих офицеров, а о его педагогических идеях и взглядах осведомлены лишь 25 %.

На вопросы о том, кто являлся героем Русско-японской и Первой мировой войн, одним из руководителей белого движения в годы Гражданской войны, только 39 % респондентов дали правильные ответы и указали А.И. Деникина. Еще меньше будущих офицеров знают о педагогических принципах, которыми руководствовался генерал, – таких оказалось 30 %. Можно утверждать, что не все опрошенные свои знания о педагогической деятельности военачальника получили путем чтения его произведений, т.к. лишь 24 % курсантов осведомлены о мемуарах А.И. Деникина.

О полководце – нашем современнике, Герое Российской Федерации, командовавшем федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане, Г.Н. Трошеве знают лишь 36 % респондентов. О том, что его главным педагогическим произведением является книга «Моя война.

Чеченский дневник окопного генерала», известно 27 % курсантам, а педагогические принципы, выдвинутые генералом, знают всего 20 %.

Об основоположнике военной педагогики XX века М.И. Драгомирове, военном теоретике и последователе суворовской науки побеждать, имеют представление лишь 26 % курсантов, а о его педагогических взглядах – 21 %. О том, что М.В. Фрунзе — советский нарком по военным и морским делам – был революционером, выдающимся государственным и военным деятелем, победоносным полководцем Красной Армии в годы Гражданской войны, знают только 24 % будущих офицеров, а о его важнейших педагогических принципах, которыми он руководствовался в процессе обучения и воспитания красноармейцев, – лишь 20 %. Среди опрошенных респондентов только 18 % знали, что генерал А.И. Лебедь был участником боевых действий в Афганистане и защитником Белого Дома в августе 1991 г.

Далее задания в тестовой форме предлагали курсантам выбрать наиболее значимое содержание в военном образовании. По их мнению, необходимость формирования сознательного отношения к исполнению воинского долга и убежденность в недопустимости достижения победы любой ценой полководцы ставили далеко не на первые позиции. На самом деле почти все военачальники придавали этим принципам важнейшее значение. Ранжирование курсантами принципов обучения и воспитания показало, что менее значимыми они считают: обязательность тягот и лишений военной службы, коммуникативность, сочетание высокой требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них. В то же время многие военачальники этими принципами успешно руководствовались в своей воспитательно-педагогической деятельности. Положительным является то, что патриотическая направленность воинского воспитания отмечена курсантами как наиболее важная его составляющая.

Тестирование показало, что около 55 % опрошенных респондентов находят среди преподавателей военного института тех, кто достоин быть примером нравственности, обладает высокими моральными принципами. Именно метод личного примера обучения и воспитания курсантами отмечен как наиболее значимый. Примерно столько и тех курсантов, кто положительно оценивает морально-психологический климат на курсе, факультете и в институте. На вопрос «Как Вы считаете, от кого прежде всего зависит морально-психологическая атмосфера в Вашем коллективе?» 40 % дали ответ, что от каждого из них. Однако выявилось немало равнодушных курсантов и тех, кто негативно оценил морально-психологическую атмосферу в военном вузе. Их 10 % от общего числа опрошенных.

Подводя итог анализа результатов исследования, можно сделать следующие выводы.

Историко-педагогическая литература и мемуары военачальников очень мало интересуют будущих офицеров. Менее половины опрошенных респондентов знают биографию генералов и лишь 25 % имеют качественные знания о педагогическом наследии отечественных полководцев XIX-XX вв.

Прослеживается эффект исторической инверсии: воинскую деятельность своих современников курсанты знают значительно хуже, чем заслуги перед Отечеством генералов Первой мировой и Великой Отечественной войны. Это говорит о том, что большинство будущих офицеров имеют только самые общие сведения, полученные в готовом виде от преподавателей. Самостоятельно приобретенных знаний почти нет, а именно такие знания особенно важны для них, поскольку способны устранить отчуждение, нигилистическое неприятие целей, принципов образования, его содержания. Знакомство с педагогическими идеями отечественных полководцев позволит преодолеть неверие в эффективность и результативность педагогической деятельности. Будущие офицеры обязательно должны представлять себя полководцами, генералами, великими военными деятелями, строить планы стать знаменитыми, известными, выдающимися, т.к. все их дороги еще впереди. Поэтому необходимо совершенствовать историко-педагогическую подготовку курсантов, а для этого применять ситуационные задания, раскрывающие ценность теоретических педагогических знаний.

Хотя преемственность педагогических идей, взглядов, целей воспитания и обучения, принципов, методов, форм обучения и воспитания, проверенных боевым опытом и временем, являются неоценимыми средствами воспитания военнослужащих, в современном военном образовании пока мало внимания уделяется изучению уникального педагогического наследия отечественных полководцев. Проявленный респондентами интерес к основополагающим педагогическим идеям отечественных полководцев объясняется тем, что в них заложены педагогические ценности, которые позволят найти ответы на вопросы, связанные с предстоящей деятельностью будущих офицеров по обучению и воспитанию подчиненных.

Список литературы

1. Днепров, С. А., Красильников, В. П. Развитие двигательной активности как основа сохранения коренных малочисленных народов Севера Западной Сибири: педагогическое наследие // Образование и наука. – 2010. – ¹ 1. – С. 54–62.

2. Днепров, С. А., Шилоносов, А. В. Что Вам известно о педагогическом наследии отечественных полководцев?: Тест. – Екатеринбург, 2011. – 23 с.

3. Петровский, А. В. Психология развивающейся личности. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.


Просмотров: 1254 | Добавил: x5443x | Теги: персонализация, военное педагогическое достояние и , педагогическая компетентность, воспитание военнослужащих | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017