Пятница, 24.02.2017, 20:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Воспитание коллективизма у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения
10:17
Воспитание коллективизма у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения

В статье рассматриваются вопросы определения сущности, структуры и технологии воспитания коллективизма у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения.

О.А. Быков*, А.П. Шарухин**

Воспитание коллективизма у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения

История развития внутренних войск свидетельствует, что проблема воспитания коллективизма у военнослужащих всегда относилась к числу наиболее значимых проблем, от решения которых зависит успех выполнения служебно-боевых задач. Дело в том, что Россия издавна стала складываться как многонациональное государство, и поэтому вопрос необходимости сплочения военнослужащих разных национальностей стал актуальным уже в те времена. Кроме того, в условиях коллективного выполнения задач коллективизм выступает объективной основой слаженных действий подразделений и частей. Об этом всегда помнили прогрессивно мыслящие военачальники.

Так, уже у Петра I в «Уставе воинском» было записано: «Если кто-то кого-то обидел, то обиженный должен об этом без всякого промедления военному правосудию обиду объявить. Если на другого бранными словами зацепит, такого обидчика на несколько месяцев арестовать, а потом на коленях у обиженного прощения просить. А если обидчиком будет офицер, то сверх того жалованья своего во время заключения лишен будет… Если кто-то рукой кого ударит, то на три месяца заключен будет и на полгода жалованья лишен, а потом на коленях прощения просить будет и в готовности от обиженного равную месть принять или даже чина своего лишен на время или навсегда ... Если палкою ударит, то имеет прощения просить, на год жалованья лишится и отмщения такого же ожидать или чина своего лишен будет ... Кто кому побоями грозит и это будет доказано, то обязан просить прощения у обиженного и у него на 3 месяца вычитается из жалованья» [5].

А.В. Суворов в «Полковом учреждении» [3] записал, что основным формирующим фактором в жизнедеятельности солдата является хорошо организованная интенсивная боевая учеба. А в «Науке побеждать» [4] отмечал, что основу побед составляет обучение и слаженность войск. На вопрос, когда и где воспитывать воинский коллективизм у солдата, у великого полководца был один ответ: воспитывать необходимо на тренировках, занятиях и учениях. Организовать процесс воспитания воинского коллективизма в подразделении на тактико-строевых занятиях, по мнению А.В. Суворова, означает правильно нацелить на это весь коллектив воспитателей и умело, непрерывно руководить его деятельностью.

М.И. Драгомиров [7] видел силу армии в товариществе, коллективе солдат и офицеров, идущих к единой цели - победе. Он писал: «Если офицер будет близок к солдату, то и солдат будет верить такому офицеру безгранично. В мирное время эта близость офицера к солдату обеспечит правильное воспитание последнего... В военное время - эта близость послужит той внутренней спайкой в армии, которая сделает самоотвержение ее безграничным; армия, в которой офицер пользуется доверием солдата, имеет на своей стороне такое преимущество, которое не может быть приобретено ни численностью, ни совершенством техники, ни чем-либо иным; это - высшая степень совершенства армейского организма». При это0м стержневую роль в воспитании воинского коллективизма М.И. Драгомиров отводил тактико-строевой подготовке.

Огромное значение воспитанию коллективизма у военнослужащих отводилось и в советское время. Уже в первых уставах Красной Армии отмечалось, что боец Красной Армии должен… дорожить войсковым товариществом, выручать из опасности, помогать товарищам словом и делом. А командир должен быть для своих подчиненных подлинным старшим товарищем [1; 7]. Эти мысли красной

нитью проходят через все уставные документы сначала советских Вооруженных cил, а в последующем нашли отражение и в уставах внутренних войск МВД России.

В вузах внутренних войск курсанты изучают в рамках освоения военной психологии и педагогики такие разделы, как «Психология воинского коллектива», «Воспитание военнослужащих» и др. Преподаватели и командиры курсантских подразделений уделяют большое внимание процессам развития взаимоотношений между обучающимися, сплочению курсантских групп в ходе занятий посредством коллективного решения учебных задач, коллективного обсуждения общих вопросов жизнедеятельности и др.

Организация процесса воспитания коллективизма у курсантов идет по двум направлениям: формирование у каждого понимания того, что такое воинский коллектив; для чего нужен, из чего складывается и в чем проявляется коллективизм как качество личности будущего выпускника; развитие коллективистских отношений в курсантском подразделении, т.е., формирование коллектива.

Реализация первого направления связана с диагностикой командирами курсантских подразделений и преподавателями уровня коллективизма у поступивших в вуз курсантов, определением индивидуально-психологических особенностей проявления коллективизма в поведении обучаемых, изучением мировоззренческих позиций курсантов по вопросу понимания сущности и значимости коллективизма, выработкой программы индивидуально-воспитательных влияний, способствующих развитию коллективизма, объяснением курсантам в ходе занятий, собраний, бесед, индивидуальных форм воспитательной работы, что коллективизм – это качество личности, отражающее понимание курсантом его сущности и значимости, стремление руководствоваться в своем поведении принципами коллективизма, переживание чувства удовлетворенности за нахождение в коллективе, сопереживание своим товарищам.

Однако основным способом развития коллективизма у курсантов выступает формирование курсантского коллектива (прежде всего взвода). Под курсантским коллективом понимается объединенная в подразделение группа курсантов, осуществляющих совместную учебную, служебную, бытовую, культурно-досуговую и внутриколлективную деятельность, живущих по единым для всех правилам взаимоотношений, которые обеспечивают: высокий уровень сплоченности; здоровый морально-психологический климат; единство действий и устремленность на качественное решение стоящих перед подразделением задач, на сохранение целостности и единства коллектива; высокие результаты деятельности; создание условий для удовлетворения каждым своей потребности быть полноценной личностью, развития способностей и качеств, способствующих успешному выполнению воинского долга.

Одной из основных характеристик курсантского коллектива выступает сплоченность, смысл которой состоит в единстве, целостности, монолитности коллектива, коллективной и индивидуальной защите как коллектива в целом, так и каждого входящего в него обучающегося, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимоподдержке, обеспечивающих «чувство локтя» у членов коллектива.

Единство целей деятельности, понимание необходимости совместных усилий для ее достижения - одна из предпосылок сплоченности. Чем более курсанты симпатизируют друг другу, чем выше их психологическая совместимость, тем более вероятно, что они могут составить сплоченный коллектив. Большое значение имеют и сугубо психологические обстоятельства, в частности их сопереживания друг другу. Общие переживания способствуют улучшению взаимопонимания и облегчают идентификацию.

Таким образом, сплоченность курсантского коллектива предполагает:

а)    совпадение позиций и оценок по отношению к целям совместно осуществляемой деятельности, способам их достижения, нормам взаимоотношений, происходящим событиям и другим вопросам.

Оно проявляется в коллективном мнении и освоении каждым курсантом кодекса правил поведения, установленных в подразделении и передающихся в виде традиций;

б) деятельностное и волевое единство, проявляющееся в высоком уровне активности и слаженности действий курсантов, способности мобилизоваться для преодоления трудностей, возникающих при решении стоящих перед коллективом задач;

в) организационное единство, проявляющееся в высокой организованности подразделения. В его основе лежат совпадение индивидуальных и групповых интересов, четкое распределение обязанностей и ответственности, непротиворечивость формальной и неформальной структур, способность коллектива регулировать поведение и деятельность входящих в него курсантов;

г) интеллектуальное единство, т.е. отлаженный процесс совместного осмысления и решения общих вопросов жизнедеятельности коллектива;

д) эмоциональное единство, т.е. совпадение настроений при переживании того или иного события, высокий уровень эмоциональной идентификации.

Сплоченность характеризуется высоким уровнем взаимной привязанности членов коллектива, их согласием в отношении важных объектов ориентации и осознанием этого согласия. Кроме того, отмечая важность согласия в отношении ценностей и норм, нельзя забывать и о таких признаках сплоченности, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимная ответственность в коллективе, психологическая совместимость. Важно обращать внимание и на то, в какой степени курсант удовлетворен своими сотоварищами, а также в какой степени коллектив полезен ему в достижении его личных целей, развитии его способностей.

Особая роль в объединении курсантов принадлежит соревнованию. Недостатки в организации соревнования, в выдвижении отличившихся могут привести к тому, что возникнет разрыв между представлениями коллектива о справедливости и практикой распределения передовой символики, дискредитация ее и стоящих за ней ценностей.

Ведущая роль в сплоченности коллектива отводится организационному единству, складывающемуся на основе ценностно-ориентационного единства, носителем которого на начальном этапе формирования курсантского коллектива выступает командир взвода.

Курсантское подразделение относится к официальным организациям. Термин «официальная организация» отражает момент официальной оформленности ответственности, взаимных прав и обязанностей курсантов, вытекающих из различного их положения в функциональной и административной структурах. Ответственность каждого курсанта за порученное ему дело обеспечивается коллективной системой контроля. Последняя включает в себя как правила поведения, так и правила надзора за исполнением этих правил, а также правила поощрения и наказания, налагаемые коллективом или уполномоченными им лицами в соответствии с установленной процедурой.

Для сплочения курсантского коллектива важно, чтобы каждый обучающийся четко знал свои обязанности и стремился выполнять их полностью и вовремя. Однако чрезмерно скрупулезное выполнение тем или иным курсантом служебно-должностных предписаний, как правило, создает ему репутацию формалиста. О таких говорят: «С ним невозможно договориться», «С ним трудно работать». И сам курсант тоже испытывает психическую напряженность и недоумение - стараюсь, а мною недовольны. Такая противоречивость возникает потому, что любая организация не может функционировать, а тем более интенсивно развиваться, если действия каждого регламентированы и исполняются слишком жестко. Поэтому коллектив должен допускать совмещение выполнения предписаний с относительной свободой поведения, инициативой, подчинение с относительной независимостью. Выполняемая организационная роль всегда должна оставлять возможность для проявления индивидуальности исполнителя. Так возникает еще одна, но уже не оформленная ни в каких уставах внутренняя неофициальная структура.

Взаимные симпатии и антипатии, влечения и отвержения оказывают существенное влияние на жизнь коллектива в целом и на каждого курсанта. Эти отношения регулируются неофициальным кодексом правил, которые не формулируются вслух и в большинстве случаев угадываются лишь интуитивно.

Проблема расхождения между требованиями «официальной» и «неофициальной» организаций весьма существенна для понимания жизни курсантского коллектива. Несовпадение этих двух систем требований как общая закономерность охвачено известной пословицей: «Дружба - дружбой, а служба – службой». Однако для того, чтобы быть изученной, закономерность должна «развернуться» в зрелом виде. Конфликт между официальными и неофициальными представлениями тем острее, чем дальше интересы каждого курсанта от интересов коллектива. Яркий пример такого конфликта дают исследования ряда курсантских подразделений, в которых отсутствует справедливость, и система поощрений строится на основе личной приязни или неприязни командира к подчиненным. Между обучающимися, входящими в состав коллектива, существует молчаливое соглашение относительно уместной степени усердия.

Если нормы, в других случаях обеспечивающие согласованное действие, в данной ситуации осуществить невозможно или если их проведение в жизнь связано с неоправданными, неразумными лишениями, члены курсантского коллектива вырабатывают внутренние соглашения и подкрепляют их неофициальными санкциями [6]. Так же как общевоинские уставы и приказы, они призваны приводить поведение обучающихся в соответствие с нормами, но, в отличие от уставных санкций, они подчиняют поведение не официальным законам и предписаниям, а кодексу принятых и поддерживаемых курсантским коллективом (или группой курсантов) правил.

Один из наиболее распространенных типов неофициальных санкций сводится к тому, что нарушителя такого кодекса правил поведения изводят насмешками, обидными прозвищами, пренебрежительным отношением, ехидными замечаниями, «шпильками», подчеркнутой холодностью в обращении. Насмешки особенно эффективны, поскольку они подрывают убеждение курсанта в собственной ценности. Сверх того, от насмешек очень трудно защищаться, поскольку любые аргументы вызывают новый смех и выставляют курсанта в еще более смешном свете [6].

Неофициальные социальные санкции иногда включают в себя применение физической силы. Например, курсант, готовый «выслужиться», вызывает неприязнь других курсантов. Если этот курсант не обратит внимания на насмешки и другие «предупредительные» санкции со стороны сокурсников, некто может подставить ему подножку, подтолкнуть, у него может что-либо неожиданно «исчезнуть» и т.п.

В тех случаях, когда нормы какой-либо группы курсантов вступают в противоречие с официальными нормами, в присутствии руководителей они обычно делают вид, будто альтернативы не существует. Однако в тех случаях, когда опасность быть замеченным невелика, ожидается, что «отважный курсант» не будет придерживаться официальных установлений. Если кто-то будет уличен в нарушении правил, молчаливо условлено, что он не выдаст никого другого и что другие курсанты сделают все возможное, чтобы облегчить его положение. Напротив, если курсант не знает или (что хуже) игнорирует нормы группы, то он может пунктуально исполнять все уставные требования, и все же на каждом шагу будет испытывать неприятности.

Следует отметить, что среди большинства курсантов распространены такие принципы межличностных отношений (иногда их называют «первичные идеалы»), как честность, готовность придти на помощь, сохранение верности даже в условиях сильного давления и т.д. Курсанта, который обидел беспомощного или извлек пользу путем предательства, почти единодушно презирают. Нарушение этих принципов вызывает стремление наказать «подлеца». Курсант, который донес на своего товарища, обычно рассматривается как недостойный высокого звания курсанта.

Особую роль в организационном единстве играет актив. А.С. Макаренко [2], перемещая определенных членов коллектива, повышая их статус, добился положения, когда актив группы мог осуществлять направляющее воздействие на весь коллектив. Ведь именно актив, «идентификационное ядро» группы оказывает наибольшее влияние на определение целей группы и их достижение.

Члены курсантского коллектива часто идентифицируют (самоотождествляют) себя с этим ядром на эмоциональном уровне и в значительной степени неосознанно усваивают его нормы, ценности и правила поведения. Это воздействие в отдельных случаях может стать настолько консервативным (поскольку члены ядра заинтересованы в сохранении сложившейся структуры), что для развития коллектива понадобится ввести туда новых людей с несколько иными установками. В других случаях угроза раскола ядра может поставить перед необходимостью удалить часть его членов [2].

Чем сплоченнее актив, тем эффективнее его воздействие на коллектив. И поскольку именно здесь вырабатываются групповые идеалы - эмоционально окрашенные представления об образцах характера, линии поведения и отношений между курсантами, а также с другими людьми, постольку становится возможным определенное управленческое воздействие с целью формирования желаемой направленности коллектива.

Список литературы

1. Бескровный, Л. Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М.: Воениздат, 1947. - 641 с.

2. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Сочинения: В 8 т. – М., 1958. – Т. 5. – C. 9–102.

3. Суворов, А. В. Наука побеждать. – М.: Воениздат, 1980. – 56 с.

4. Суворов, А. В. Полковое учреждение. Документы: В 6 т. – Т. 1., С. 73–168.

5. Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов и всего Генералитета и протчих чинов, которым при войне надлежит быть и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно. – СПб., 1716. – 614 с.

6. Шарухин, А. П. Нормативно-уставное регулирование процесса воспитания в Вооруженных силах Российской Федерации : дис. … докт. пед. наук. – СПб., 1998. – 568 с.

7. Шарухин, А. П. История становления и развития российской школы воинского воспитания : монография. – СПб., 2004. – 98 с.


Просмотров: 950 | Добавил: x5443x | Теги: технологии воспитания, Устав, воинский коллектив, коллективизм, воспитание | Рейтинг: 5.0/1
...




Copyright MyCorp © 2017