Вторник, 21.02.2017, 03:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Технология формирования профессиональных компетенций руководителей в процессе служебной подготовки
10:14
Технология формирования профессиональных компетенций руководителей в процессе служебной подготовки

Основой статьи служит эксперимент, проведенный автором, по формированию профессиональных компетенций у руководителей силовых ведомств. Автором представлены методы, формы и средства обучения, используемые в целях достижения эффективного результата исследования.

В.Н. Андреев*

Технология формирования профессиональных компетенций руководителей в процессе служебной подготовки

В основе технологии обучения для формирования у руководителей профессиональных компетенций в процессе служебной подготовки лежит проектирование целостного управленческого процесса. В настоящей статье объектом управленческой деятельности руководителя является управленческий процесс, организуемый как система последовательно выдвигаемых и решаемых взаимосвязанных профессиональных задач.

При проектировании обучения для формирования профессиональных компетенций будем исходить из того, что управленческий процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие руководителей и подчиненных, направленное на решение управленческих задач, т.к. в нем выделены три важных признака: цель управленческого процесса, которая рассматривается как многоуровневое явление, обусловленное целями образования; взаимодействие, как обмен деятельностями, имеющими содержательную, технологическую и управленческую основу; результат, выраженный в присвоении опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в т.ч. о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

В рамках настоящего исследования с целью формирования профессиональных компетенций руководителей различных подразделений ОВД была спроектирована и реализована на практике профессионально-ориентированная технология обучения на семинарах по избранным темам психологии управления.

Предлагаемый вариант технологии обучения учитывает принципиальную особенность современного образования – предоставление руководителям возможности выработать собственную эффективную модель профессиональной подготовки и занять позицию личной ответственности за результаты своего труда.

Технология обучения представлена в виде системы прохождения обучающих семинаров. Раскроем основные этапы проектирования технологии обучения.

Первый этап проектирования обучающих семинаров, от которого зависит результативность всего процесса обучения, – целеполагание.

Сущность этого этапа заключается в определении социально значимых дидактических целей. В нашем случае это формирование профессиональных компетенций у руководителей различных подразделений ОВД.

Исходя из различных требований, предъявляемых к содержанию и уровню подготовки сотрудника, руководитель подразделения ОВД должен владеть и быть готовым использовать современные технологии управления, обеспечивающие высокий уровень теоретической и практической подготовки сотрудников; участвовать в разработке программ, нести ответственность за реализацию их в полном объёме в соответствии с рабочим планом и графиком процесса; организовывать контроль профессиональных компетенций; формировать у сотрудников профессиональные компетенции, готовить их к применению полученных знаний в практической деятельности; организовывать и контролировать деятельность сотрудников.

В разработанных нами обучающих семинарах для руководителей этот уровень целеполагания был реализован следующим образом. При определении целей обучения исходили из того, что данные семинары, во-первых, направлены на подготовку руководителей к управленческой деятельности; во-вторых – направлены на развитие личности самого руководителя, формирование профессиональных компетенций специалиста в свете реализации современных требований общества к их подготовке, способных осуществлять расширенное и планомерное воспроизводство культуры, социальных установок и ценностных ориентаций.

Это позволило следующим образом определить предметные цели его изучения.

1. Сформировать систему профессиональных компетенций в выборе научных подходов к построению управленческого процесса в подразделении ОВД с учетом его специфики.

2. Оказать помощь и поддержку руководителям в процессе управленческой деятельности, обеспечив теоретическую, практическую и мотивационную подготовку.

3. Сформировать профессиональные компетенции, необходимые руководителю для успешного осуществления управленческой деятельности.

4. Сформировать у руководителей готовность и способность реализовывать управленческие решения в профессиональной практике.

В результате прохождения обучающих семинаров руководители обладают следующими профессиональными компетенциями.

Имеют представление: о задачах курса; месте предмета в системе подготовки специалиста; проблемах и тенденциях развития системы правоохранительных органов; возможностях реализации в управленческом процессе разнообразных систем взаимодействия с подчиненными, состоянии и перспективах реализации управленческих решений; своеобразии профессиональной деятельности системы правоохранительных органов.

Знают: основные понятия «управление», «управленческая технология», «технология воспитания», «технология обучения», «проектирование технологии управления», «технология контроля»; алгоритм и методику проектирования профессиональной деятельности; особенности применения специальных технологий в процессе управленческой деятельности; традиционные и инновационные методы, средства и формы взаимодействия с подчиненными и технику их применения; приёмы активизации профессиональной деятельности подчиненных.

Умеют: проектировать, конструировать и реализовывать управленческую деятельность в профессиональной практике; определять цели деятельности, владеть современными методами взаимодействия с подчиненными в процессе реализации управленческой деятельности, способами и приёмами активизации профессиональной деятельности подчиненных; определять вид, объём и содержание профессиональной деятельности подчиненных; анализировать качество выполнения заданий и оценивать их, диагностировать причины невыполнения профессиональных задач сотрудниками; владеть способами профессиональной и личностной рефлексии; осуществлять профессиональную самодиагностику, самоизменение, самооценку и самоанализ, а также анализ и оценку профессиональной деятельности подчиненных и ее результатов.

Исходя из этого, детализация предметных целей обучения осуществлялась далее на уровне конкретного обучающего семинара по избранной теме, что позволило сформулировать требуемые цели, способствующие формированию у руководителей профессиональных компетенций.

Рассмотрим на конкретных примерах модель формирования профессиональных компетенций у руководителей.

Первоначально нами был проведен обучающий семинар по теме: «Организационная культура, социальные и этические нормы руководителя в ОВД».

Общая целевая установка при выборе данной темы была определена следующим образом:

– сориентировать руководителей в системе знаний основных организационных форм взаимодействия с личным составом в процессе служебной подготовки;

– помочь руководителям уяснить сущность основных понятий, раскрывающих смысл социальных и этических норм руководителя в ОВД;

– сформировать умение анализировать, сравнивать основные понятия темы и формулировать их сущность, выражая собственную точку зрения, профессиональный взгляд на проблему;

– обосновать значимость владения руководителем различными формами взаимодействия с подчиненными;

– продолжать развивать профессиональные качества руководителей: рефлексию собственной деятельности, профессиональную ее направленность.

Таким образом, постановка целей обучения руководителя осуществляется на деятельностном уровне, что обеспечивает готовность и способность руководителей успешно реализовывать управленческую деятельность.

Приведем пример отбора и структурирования содержания обучения руководителей на уровне конкретного учебного занятия, включенного в изучение, его описательную и структурную составляющие.

Для темы ¹ 1 учебные элементы (семантические единицы) определялись с учетом логики построения всего курса и возможности руководителей усваивать материал последовательно, логично, осмысленно и глубоко. В семинаре отобранные семантические единицы представлены следующим образом: лекционно-семинарская система обучения; совокупность основных требований к занятию как основной форме организации обучения руководителей; структура семинара, этапы подготовки к занятию, классификация (типология) занятий.

Достаточность и неизбыточность отобранных учебных элементов определялась на основе анализа междисциплинарных и внутрипредметных связей конкретного семинара с другими, входящими в состав всего обучения.

Например, в ходе анализа выбранной специальности и взаимодействия с другими учеными было установлено, что тема ¹ 1 органично связана с такими учебными дисциплинами, как педагогика (формирует понятие о формах организации обучения); психология управления (дает целостное представление об организации и взаимосвязи взаимодействия руководителя и подчиненных в процессе реализации профессиональной деятельности).

Определение системы смысловых связей между элементами содержания учебной дисциплины позволило выявить последовательность расположения учебного материала в соответствии с логикой построения семинаров, объемом учебного материала, соотношением теоретической и практической его составляющих, а также временным ресурсом.

Последовательность действий руководителя на основе выделения наиболее существенных (опорных) элементов темы и системообразующих связей, обусловили выбор требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности руководителей.

Содержание работы руководителя после прохождения обучения на семинаре позволит ему добиться более высокой эффективности деятельности сотрудников вверенного ему подразделения путем завоевания у них авторитета.

В результате изучения темы ¹ 1 («Организационная культура, социальные и этические нормы руководителя») руководители приобретают следующие компетенции: имеют представление об организационной культуре руководителя ОВД; имеют представление о существующих социальных и этических нормах руководства ОВД; знают особенности руководства подразделениями ОВД; знают основные социально-психологические явления, происходящие в коллективе, и умеют управлять ими; умеют на основе изученных социальных и этических норм избегать недостатков в своей работе.

В результате изучения темы ¹ 2 («Психология авторитета руководителя») руководители приобретают следующие компетенции: имеют представление о специфике приобретения авторитета среди подчиненных в процессе служебной подготовки сотрудников; имеют представление о существующих методах приобретения авторитета; имеют представление о влиянии авторитета руководителя на продуктивность деятельности подразделения; знают основные требования, предъявляемые подчиненными к современному руководителю; знают основные компоненты приобретения авторитета у подчиненных; умеют анализировать недостатки в работе руководителя с точки зрения подчиненных; умеют ставить цели перед подчиненными вверенного подразделения в соответствии с типом коллектива, выбирать направление деятельности, определять методы, средства взаимодействия с коллективом и формы контроля деятельности сотрудников; умеют обосновывать целесообразность, эффективность и оптимальность управленческих решений.

В результате изучения темы ¹ 3 («Психология лидерства и руководства») руководители обладают следующими компетенциями: имеют представление о специфике понятий «лидер» и «руководитель»; имеют представление о существующих методах работы с подчиненными через непосредственных лидеров микрогрупп в коллективе; знают основные критерии требований, предъявляемые подчиненными к современному руководителю как лидеру коллектива; знают основные компоненты становления лидерства после вступления в должность руководителя; умеют анализировать недостатки в работе руководителя; умеют работать с лидерами микрогрупп коллектива в процессе постановки цели перед подчиненными вверенного подразделения, избрания направления деятельности подразделения, определения методов, средств взаимодействия с коллективом и форм контроля деятельности сотрудников.

В результате изучения темы ¹ 4 («Стиль руководства») руководители обладают следующими компетенциями: имеют представление о понятии «стиль руководства» коллективом ОВД; имеют представление о влиянии избранного стиля руководства на эффективность служебной подготовки сотрудников; имеют представление о влиянии избранного стиля руководства на процесс восприятии подчиненными управленческих решений руководителя; имеют представление о влиянии стиля руководства на служебно-психологический климат во вверенных подразделениях; знают основные особенности и преимущества всех существующих стилей руководства подразделением; умеют анализировать недостатки в работе руководителя как приверженца определенного стиля руководства; умеют выбирать положительные особенности определенных стилей

руководства, избегать недостатков при избрании определенного стиля взаимодействия с подчиненными и, на основе этого, добиваться высокой эффективности деятельности руководителя.

В результате изучения темы ¹ 5 («Качества личности руководителя») руководители обладают следующими компетенциями: имеют представление о влиянии личностных качеств на процесс руководства подразделением; имеют представление о влиянии качеств личности руководителя на приобретения авторитета среди подчиненных; умеют анализировать недостатки в работе как последствия «негативных» качеств личности; умеют использовать положительные качества личности в процессе служебной подготовки сотрудников; умеют использовать психологические приемы, основанные на определенных качествах личности в процессе руководства коллективом и взаимодействия с различными службами в целях повышения эффективности деятельности вверенного подразделения.

В результате изучения темы ¹ 6 («Учет национальных особенностей и развитие толерантности руководителя») руководители обладают следующими компетенциями: имеют представление о различных национальных особенностях народов России; имеют представление о понятии «толерантность»; знают основные компоненты и способы формирования и развития толерантности; умеют анализировать недостатки в работе руководителя, учитывая специфические национальные особенности сотрудников; умеют учитывать национальные особенности сотрудников для достижения высокой эффективности служебной подготовки сотрудников; умеют избегать конфликтов на национальной почве среди сотрудников подразделений, а при невозможности их устранения, умеют управлять ими.

Сказанное выше предполагает разработку процессуальной стороны обучения. Поиск дидактических процедур усвоения профессионального опыта связан с выбором методов, средств проведения учебных занятий, организационных форм активного нашего взаимодействия с руководителями. Этот выбор основывался на системном, личностно-деятельностном и контекстном подходах в рамках формирования профессиональных компетенций руководителей, а также целостной системе дидактических принципов, отражающих протекание объективных законов и закономерностей обучения последних.

Представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач, определил выбор оптимальных методов, форм и средств индивидуальной и коллективной деятельности руководителей.

Сравнительная характеристика организационных форм обучения руководителей, определение специфики системы обучения, наличие определенной базы знаний у последних по этому вопросу создают предпосылки к изложению содержания темы с использованием проблемного метода обучения, что позволяет расставить главные акценты в изучении основных вопросов темы и обеспечивает осмысленное восприятие руководителями учебного материала, а также усвоение содержания темы на требуемом уровне обученности.

Семинар рассчитан на группу, предполагает взаимодействие преподавателя семинара с руководителями, обусловленное профессиональными задачами. Она характеризует возможность реализации коллективной и диадической коммуникативных ситуаций их взаимодействия. На семинаре руководители активно включаются в поиск «научных знаний», испытывая потребность в восприятии информации, её уточнении и фиксации.

Материальное обеспечение семинаров может быть организовано с использованием традиционных средств обучения, в т.ч. средства наглядности, организующее-координирующая деятельность преподавателя, яркие примеры из литературных источников и собственной практики руководителей.

Все описанные выше методы, формы и средства обучения руководителей реализовывались в рамках обучающих семинаров в зависимости от конкретных профессиональных задач, решаемых преподавателем на том или ином этапе профессиональной подготовки руководителей. Обучение руководителей, исходя из проекта, организовано на конкретном материале с опорой на будущую профессиональную деятельность руководителей.

Таким образом, реализация указанных этапов проектирования и конструирования технологии обучения, позволила описать предполагаемый результат познавательной деятельности руководителей в контексте овладения профессией, определить требуемое качество подготовки руководителя.

Список литературы

1. Корчмарюк, В. А., Филимонцев, Н. М. Психология управления. – СПб., 2010.

2. Лебедева, Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки : тезисы докладов научно-практической конференции (26-29 марта 1996 г.). – Уфа, 1996.

3. Муравьёва, Г. Е. Закономерности и принципы проектирования образовательного процесса : тезисы докладов научно-практической конференции (17-19 сентября 2006 г.). – Белгород, 2006.

4. Табатадзе, Л. М., Трухановский, С. Б. Формирование компетенций специалиста: практика, проблемы и пути решения. – М.: ГОУ СПО Московский государственный техникум технологии, экономики права им. Л.Б. Красина, УМП, 2009.


Просмотров: 1132 | Добавил: x5443x | Теги: мотивация, технология формирования профессиона, управление | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017