Суббота, 21.10.2017, 11:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Сущность и содержание воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России на современном этапе
13:57
Сущность и содержание воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России на современном этапе

В статье рассматриваются современные подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России. Осуществлен анализ истории развития воспитательного процесса с военнослужащими внутренних войск МВД России. Авторы статьи: А.П. Шарухин*, А.А. Сотосов**

Сущность и содержание воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России на современном этапе

В общей системе военного строительства внутренних войск МВД России совершенствование воспитательного процесса личного состава имеет большое значение. Сегодня воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью деятельности органов военного управления и должностных лиц всех уровней.

С каждым днем возрастает роль внутренних войск МВД России в деле обеспечения внутренней безопасности государства и укрепления правопорядка, усиливается значение воинского воспитания как одной из важнейших слагаемых боевой готовности внутренних войск МВД России, способности успешно выполнять возложенные на них служебно-боевые задачи, а также изменение условий формирования этой личностной характеристики у молодежи, призванной на военную службу. Сегодня в войска приходят молодые люди с возросшей самостоятельностью, независимостью, осознанием своих прав и свобод, которые гарантированы Конституцией РФ, ратифицированы международными соглашениями, в т.ч. Конвенцией ООН по правам человека.

В то же время возросло негативное отношение к военной службе значительной части молодых людей, происходит проникновение в армейскую среду идей пацифизма, что оказывает существенное воздействие на состояние боевой готовности внутренних войск МВД России, взаимоотношения между военнослужащими.

Во все времена военачальники и полководцы неустанно заботились о воспитании своих воинов. Под этим понималось организованное и целенаправленное формирование у них моральных и боевых качеств, отвечающих задачам вооруженных сил и необходимых для успешного их решения. Особое внимание при этом уделялось привитию тех личностных качеств, которые должны быть свойственны каждому защитнику Отечества независимо от его воинской специальности и служебного положения. В первую очередь к ним относятся высокая боевая выучка, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, психологическая устойчивость, смелость, мужество и отвага. Именно эти качества, присущие солдатам и офицерам Российской армии, неоднократно помогали ей одерживать победы в многочисленных войнах в защиту Отечества. Вот почему выдающийся представитель российской школы военной педагогики генерал М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей» [5, с. 36].

Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства [4, с. 292].

В таком понимании воспитание предполагает включение воспитуемого в специально организованные обстоятельства и отношения, в которых он мог бы эффективно накапливать общественно одобряемый и необходимый индивидуальный жизненный опыт посредством успешной самореализации в социально-полезной деятельности. При этом такие обстоятельства и отношения должны охватывать все сферы жизнедеятельности человека. Для военнослужащих внутренних войск речь идет о боевой и общественно-государственной подготовке, служебно-боевой (в т.ч. караульной), хозяйственно-бытовой, внутриколлективной, досуговой и других областях их жизни, причем особое внимание следует обратить именно на организацию их деятельности в каждой из названных сфер, наполнение ее педагогически целесообразными обстоятельствами и отношениями [7, с. 233].

Задача воспитания военнослужащих всегда включает в себя задачу не просто организации их деятельности, а организации такой деятельности, которую следует назвать педагогически целесообразной, деятельностью, наполненной смыслом, т.е. лично значимой для солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.

Таким образом, под воспитанием военнослужащих внутренних войск МВД России следует понимать целесообразно организованную с педагогических позиций воинскую деятельность солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, в ходе которой они вступают в систему специально созданных отношений, взаимодействий и обстоятельств, обеспечивающих их творческую самореализацию, непрерывное личностное и профессиональное развитие, накопление общественно одобряемого жизненного и профессионального опыта, формирование качеств, необходимых для безусловного и безупречного выполнения своего конституционного и воинского долга [7, с. 239].

Данная многогранная деятельность осуществляется на основе Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов МВД России.

Выбор принципиально иного типа социокультурного развития общества предполагает внесение изменений и в организацию воспитательного процесса военнослужащих внутренних войск МВД России, в частности, в характер взаимодействия «начальник–подчиненный», которое должно соответствовать социальному контексту конкретного исторического периода. Без становления ценностной сферы офицера как воспитателя, в которой подчиненные солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры будут восприниматься как субъекты военной деятельности и специально организованной деятельности по саморазвитию, невозможна гуманизация сферы воспитания.

Субъект – обобщенная характеристика человека как самореализующегося существа, способного самостоятельно разрешать противоречия, возникающие в ходе взаимодействия с миром, имеющего как реальные возможности, так и потенциал развития. Человек, способный проявлять себя субъектом, умеет противостоять в жизнедеятельности принципу удовольствия, потере своего Я, регрессу своей личности. Субъект проявляет целостность в автономной деятельности и самоуправлении [6, с. 468].

Военнослужащий становится субъектом деятельности, когда проявляет активность и разумную инициативу в ходе решения поставленных задач. Но, кроме показателей активности и инициативы, можно говорить еще и о смысловом значении понятия «субъект служебно-боевой деятельности» с позиций изучения его субъектных характеристик.

Субъектность – свойство субъекта, которое проявляется как комплекс способностей или интегральная способность, обеспечивающая человеку эффективное функционирование в не заданной полностью системе жизненных координат [6, с. 469].

Следовательно, развитие субъектности связано с пониманием человеком своей обязанности противодействовать деструкции, проявлять активность в человеческом самостановлении и самобытной самореализации.

Субъектность личности военнослужащего связана с эффективностью, действенностью, успешностью осуществляемой деятельности. Однако нужно учесть, что успешность – не обязательно результат индивидуального субъектного самоуправления. Успешность конкретного военнослужащего может быть следствием «коллективного разума», групповой активности, когда какие-то действия выполняются с помощью других людей. Успешность также может быть связана с проявлением случайного сочетания событий либо закономерных процессов, функционирующих помимо сознания человека. Таким образом, при оценке субъектности должны учитываться не только результаты, но и условия их достижения [7, с. 263].

Способность быть субъектом возникает на основе соотношения требований, предъявляемых к военнослужащему необходимостью выполнения воинского долга, и его возможностей.

Поскольку военнослужащий живет в сложном мире, действует не только в общественно-социальном контексте, он – субъект уникальной активности: биологическо-витальной (как особь), активности в физической среде (как индивид) и индивидуально-социальной (как личность) [2, с. 85].

Общественно-социальная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на общественные ценности. Общественно-социальная субъектность выражается в возможности разумной, целесообразной активности, опосредствованной социальными ценностями. Проявляя такую активность, военнослужащий как личность представляет собой не только социально-типичное существо, но и уникальность.

Индивидуально-социальная субъектность проявляется как активность с ориентировкой на личностные смыслы. Эта субъектность также имеет социальную природу. Однако самоосознание позволяет личности выделить себя, понимать свою самостоятельность и уникальность, считать себя автором своей активности и держать перед собой и обществом ответ за принятое решение и полученный результат. Данный вид субъектности проявляется в ответственности.

Деятельность командиров (начальников) по реализации субъект-субъектного подхода в воспитательном процессе направлена на преодоление тех недостатков, которые сегодня имеются. К таким недостаткам прежде всего следует отнести отсутствие личностно направленного характера воспитания.

Главное же состоит в том, что при отсутствии личностно направленного характера воспитания военнослужащий не становится активным субъектом своего собственного преобразования, нацеленным на максимальное раскрытие познавательного и творческого потенциала. Такой процесс воспитания не приносит ему удовлетворения и радости, не будит в нем стремления к творческой самореализации.

Субъект-субъектный подход в воспитании означает такую организацию взаимодействия начальников, как воспитателей, и подчиненных, как воспитуемых, при которой:

– на все и на всех хватает времени и внимания;

– каждое мероприятие, занятие, событие является для военнослужащих определенным открытием, проверкой своих сил и возможностей;

– максимально реализуется личностно формирующая функция;

– усилия офицеров-педагогов направлены на обеспечение не безропотного послушания подчиненных, а их активной интеллектуальной, волевой и нравственной деятельности.

Имеет свои отличительные черты и характер взаимоотношений между офицером-педагогом и подчиненным, строящийся на основе субъект-субъектных отношений. Военнослужащий выступает как активный субъект своего преобразования, творческого саморазвития, как равноправный участник учебно-воспитательного процесса, нацеленный на раскрытие своего познавательного потенциала, способностей, лучших качеств.

Таким образом, субъект-субъектные отношения между военнослужащими представляют собой устойчивую систему взаимодействий, организованных командирами (начальниками) на основе:

– строгого соблюдения прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта воспитательного процесса за его качество и результаты;

– сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопомощи и доброжелательности при строжайшей требовательности к подчиненным;

– применения методик и технологий, обеспечивающих выполнение военнослужащими роли активного субъекта личностного саморазвития, своего преобразования, проявление лучших сторон и преодоление негативных черт характера, максимальную реализацию своих способностей и достижение наивысших результатов в воинской деятельности.

Сегодня необходимо четко представлять, без чего невозможно полноценное воспитание военнослужащих внутренних войск. На этот вопрос отвечает состав структуры воспитания военнослужащих.

Структура воспитания военнослужащих включает в себя:

– комплекс воспитательных целей, отражающих качественные характеристики современного военнослужащего в соответствии с потребностями общества, государства, практики деятельности внутренних войск и его индивидуальных потребностей;

– воспитательную деятельность командиров (начальников), органов по работе с личным составом, воинских коллективов, клубов, общественных объединений, средств массовой информации, различных государственных институтов и других субъектов воспитания, обеспечивающую формирование и развитие солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в соответствии с поставленными воспитательными целями;

– управляемую со стороны командиров (начальников), органов по работе с личным составом и других субъектов воспитания деятельность солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров по самосовершенствованию в соответствии с осознанным идеалом личности военнослужащего внутренних войск МВД Российской Федерации;

– педагогически целесообразно организованную среду жизни и деятельности военнослужащего.

Зачастую данный процесс носит хаотичный характер, его организаторы в неполной мере осознают, какой должна быть система по воспитанию военнослужащих внутренних войск в современных условиях, какие технологии должны быть положены в основу деятельности офицера-воспитателя. Должных результатов в работе по воспитанию возможно добиться лишь при глубоком понимании всеми командирами сущности воспитательного процесса, его современных требований, социально-психологических основ, умении сформировать в сознании подчиненных привлекательного образа военнослужащего. Всем командирам и воспитательным структурам необходимо комплексно подходить к созданию педагогических условий поддержания воинской дисциплины, учитывать требования дифференцированного и индивидуального подхода к военнослужащим, педагогически правильно сочетать меры убеждения и принуждения, осуществлять анализ, оценку состояния воинской дисциплины и при необходимости вносить коррективы в свою деятельность по воспитанию военнослужащих внутренних войск [8, с. 46].

В соответствии с целевыми установками целостный процесс воспитания состоит из следующих взаимосвязанных частей: нравственного, патриотического, воинского, правового, интернационального, культурно-эстетического, экономического, экологического и физического воспитания.

В процессе воспитания военнослужащих внутренних войск реализуются следующие функции:

– формирования и развития у военнослужащих необходимых для успешного выполнения служебно-должностных обязанностей качеств личности;

– предупреждения возможных отклонений в поведении военнослужащих от предъявляемых к ним требований;

– перевоспитания;

– побуждения к самовоспитанию.

Реализации названных функций осуществляется успешно, если:

– поставленные воспитательные цели не противоречат потребностям общества, государства и практики деятельности внутренних войск;

– действия по воспитанию военнослужащих носят целенаправленный, непрерывный, последовательный и систематический характер;

– осуществляется комплексный подход к воспитанию военнослужащих;

– взаимоотношения с подчиненными носят гуманистический характер;

– принимаемые в ходе повседневной деятельности решения обеспечивают оптимальное протекание воспитательного процесса;

– в максимальной степени используется воспитательный потенциал воинского коллектива, ратного труда, быта и досуга военнослужащих;

– реализуется индивидуальный и дифференцированный подход к военнослужащим;

– в ходе организации воспитательного воздействия осуществляется опора на положительное в военнослужащем и лично значимое для него;

– при организации и осуществлении воспитательной деятельности командиры и другие начальники исходят из оптимистической гипотезы;

– достигается высокая сознательность и активность воспитуемых по самосовершенствованию;

– со стороны командиров и других начальников показывается постоянный личный пример образцового выполнения конституционного и воинского долга;

– в ходе воспитания ставится задача сформировать прочные личностные качества и привычки поведения у военнослужащих;

– достигается единство, согласованность и преемственность действий всех должностных лиц, влияющих на эффективность протекания процесса воспитания военнослужащих в частях и подразделениях.

Организация воспитательного процесса в частях и подразделениях внутренних войск МВД России должна носить научный характер и соответствовать современной педагогической парадигме. Под педагогической парадигмой понимаются признанные в научном мире на определенном этапе развития педагогической мысли достижения, которые в течение некоторого времени дают научному сообществу модель видения окружающей действительности, постановки проблем и их решений [3, с. 22].

Воспитание становится сегодня приоритетной составляющей целостного педагогического процесса, т.к. его объектом выступает целостная личность. Значение обучения не умаляется, а рассматривается как возможность обеспечения культуроформирующей функции воспитания. Воспитание следует организовывать на основе гуманитарного подхода как его методологической основы и средства гуманизации воспитательных отношений [1, с. 16].

Таким образом, система воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск. Она должна строиться на основе многовековых воинских традиций, на патриотизме и уважительном отношении к народам и народностям многонационального Российского государства, на признании общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом необходимо учитывать исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.

Основной целью воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, одной из которых является формирование у военнослужащих готовности к защите Родины, верности Военной присяге, личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных сил [9, с. 52].

Весьма показательным является тот факт, что наряду с традиционными субъектами системы воспитания, каковыми являются: командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры, важнейшими субъектами системы воспитания признаны: общество; государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семьи и близкие родственники военнослужащих; общественные организации в воинских частях.

Исходя из этого, все субъекты воспитания рассматриваются как заинтересованные и взаимодействующие стороны. Кроме того, необходимо отметить, что воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц внутренних войск МВД России всех степеней.

Сегодня система воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России должна предусматривать дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих. Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню. Содержание воспитательной работы на всех уровнях определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.

Список литературы

1. Бермус, А. Г. Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт // Педагогика – 2008. – ¹ 6. – С. 15–22.

2. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков; Russian Academy of Sciences. – СПб.: Алетейя, 2003. – 268 с.

3. Вдовюк, В. И. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах : учеб. пособие / В. И. Вдовюк, Г. А. Шабанов. Воен. ун-т. – М., 1996. – 68 с.

4. Военная педагогика : учебник для курсантов высших военно-учебных заведений / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 638 с.

5. Драгомиров, М. И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. – М.: Воениздат, 1956. – 620 с.

6. Знаков, В. В. Психология субъекта – новая методология понимания человеческого бытия // Ежегодник РПО : материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: В 8 т. – Т. 3. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. – С. 467–470.

7. Колпаков, В. Ю., Шарухин, А. П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России : монография / под ред. А.П. Шарухина. – СПб., 2011. – 686 с.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

9. Шарухин, А. П. История становления и развития российской школы воинского воспитания : монография. – СПб: СПб ВИ ВВ МВД России, 2002. – 97 с.


Просмотров: 2948 | Добавил: x5443x | Теги: Подход, командиры, внутренние войска, субъект-субъектный, воспитание, деятельность, Субъект, военнослужащие | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь