Вторник, 26.09.2017, 23:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур
09:53
Субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур

В статье рассматриваются субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур. Положения касаются авторского взгляда на механизм взаимодействия между государственными и негосударственными структурами в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта.

В.П. Очередько*,   В.Г. Булавчик**

Субъекты обеспечения безопасности хозяйственных структур

Безопасность хозяйствующего субъекта достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, правового, организационного и другого характера, адекватных угрозам интересам предпринимателя. Таким образом, государство играет определяющую роль в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта.

В то же время бизнес также не может быть отстранен от обеспечения безопасности. Самоорганизация безопасности является существенным элементом организации безопасности коммерческих структур [11]. На собственнике лежит большой круг обязанностей по принятию мер, обеспечивающих безопасность бизнеса и его самого. Есть специфические вопросы бизнеса, где посягательство на его интересы устанавливается и регулируется самими хозяйствующими субъектами.

На протяжении всего сложного периода становления предпринимательства в демократической России вопрос об обусловленности самоорганизации безопасности бизнеса сложностями его взаимоотношений с государством постоянно являлся предметом дискуссий. Некоторые исследователи обосновывают необходимость самоорганизации безопасности бизнеса природой государства. По мнению А.М. Демидова, государство в первую очередь обеспечивает безопасность самого себя, что заложено в самом его механизме. В условиях становления правового государства и рыночной экономики приоритеты должны отдаваться человеку, а значит и предпринимателю. Безопасностью же хозяйствующего субъекта государство занимается настолько, насколько это необходимо для него самого, что не всегда соответствует интересам предпринимательства [8]. Преодоление этого разрыва может быть достигнуто усилиями по обеспечению безопасности со стороны самого бизнеса.

В последнее время в выяснении первопричин самоорганизации безопасности бизнеса внимание обращается прежде всего на природу предпринимательства. Как следует из п. 1 ст. 2 ГК РФ, указывает

С.И. Пучков, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. В этих условиях государство не может гарантированно обеспечить защиту интересов и прав собственности всех хозяйствующих субъектов. Поэтому предприниматель должен озаботиться безопасностью своего бизнеса сам [10]. Однако при этом остается важный вопрос о соотношении роли государства и самого предпринимателя в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта.

В последнее время на разных уровнях, включая весьма высокие, ведется активная критика роли государства в регулировании безопасности хозяйствующего субъекта. В частности, указывается, что в сложившихся условиях традиционные методы и средства обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики оказываются неэффективными и даже принципиально несостоятельными [10].

Представляется, что подобный вывод страдает однобокостью и обусловленным ею максимализмом, объяснить который возможно остротой противоречий, накопившихся в экономике. Проблема значительно сложнее и многограннее.

Безусловно, следует согласиться с тем, что существующая государственная система обеспечения безопасности на данный момент оказывается недостаточно эффективной. Сложившаяся ситуация в бизнесе со всей очевидностью подтверждает эту часть вывода. В то же время вызывает сомнение вторая его часть, а именно, о принципиальной несостоятельности традиционных средств обеспечения безопасности бизнеса. Здесь возникает вопрос: когда эти средства стали традиционными и принципиально несостоятельными, если за плечами менее чем двадцатилетний опыт их использования?

Сложившаяся ситуация в сфере безопасности предпринимательства означает необходимость совершенствования существующей системы государственного обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта и более тесное взаимодействие с предпринимательскими структурами [1].

В системе обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов в настоящее время реально действуют два субъекта:

– государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительные органы и спецслужбы;

– негосударственные организации в лице общественных организаций предпринимательского сообщества, частных охранных предприятий, служб безопасности, детективных агентств, информационных, научно-прикладных, учебных фирм и школ подготовки сотрудников, фондов, центров, занятых в сфере обеспечения безопасности.

Усилия государства в этой сфере осуществляются по следующим направлениям.

– Законодательная деятельность по созданию и совершенствованию юридических средств, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию, а в некоторых случаях и защиту основных прав и законных интересов хозяйствующего субъекта. Законодательным обеспечением безопасности хозяйствующего субъекта занимаются органы законодательной власти на различных уровнях. На федеральном уровне законодательная регламентация осуществляется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ. В соответствии с Конституцией РФ Государственной Думой принимаются, а Советом Федерации одобряются законодательные акты по анализируемым вопросам.

Субъекты Российской Федерации имеют сравнительно широкие полномочия в сфере законотворчества. Региональная законодательная деятельность позволяет произвести необходимую дифференциацию правового регулирования с учетом специфики того или иного субъекта Российской Федерации, восполнить пробелы в федеральном законодательстве, определить приоритеты в правовом регулировании отдельных видов общественных отношений на территории соответствующего субъекта Федерации [4].

Правотворческая деятельность органов местного самоуправления весьма разнообразна, имеет свои особенности и назначение. Она представляет собой одновременно и способ выявления имеющихся интересов населения муниципального образования, связанных с решением вопросов местного значения и реализацию этих интересов путем их закрепления в соответствующих нормах муниципальных правовых актов. Со вступлением в силу Федерального закона ¹ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. значительный массив вопросов правового регулирования местного самоуправления перешел из ведения субъектов Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. При этом муниципальные образования не всегда оказались готовыми к реализации указанных полномочий.

Судебная защита законных прав и интересов хозяйствующих субъектов. Лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к судебным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. Значение судебной защиты обусловлено ее всеобъемлемостью, она может исправлять ошибки и снимать предпринимательские риски практически во всех сферах общественной жизни. Судебная защита прав и свобод предпринимателей осуществляется в трех основных формах (в зависимости от органов правосудия): а) судопроизводство в Конституционном Суде РФ; б) судопроизводство в арбитражных судах; в) судопроизводство в судах общей юрисдикции.

В Конституционный Суд РФ могут обратиться не только граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, но и юридические лица любой организационно-правовой формы [3]. Длительное время вопрос о конституционной защите прав юридических лиц носил дискуссионный характер. В судебной практике не было ясности, распространяется ли на юридические лица положения Конституции РФ об основных конституционных правах. Однако Конституционный суд в своем постановлении указал, что граждане и созданные ими объединения

вправе обратиться с жалобой на нарушение прав, когда деятельность объединений связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся их членами (участниками, учредителями).

Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ). Он также рассматривает иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Предприниматель может воспользоваться и таким предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ способом защиты, как предъявление иска в арбитражный суд в защиту деловой репутации. Смысл деятельности арбитражных судов заключается как в восполнении нанесённого имущественного ущерба, так и в ограждении хозяйствующих субъектов от незаконных имущественных притязаний. Данные судебно-арбитражной статистики свидетельствуют о том, что приблизительно половина заявляемых исков по разным причинам оказываются необоснованными и отклоняются [2].

В суде общей юрисдикции рассматриваются требования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы.

– Правоприменительная деятельность компетентных органов и органов местного управления. Примером может служить организация прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, вопросам защиты нарушенных прав предпринимателей и исполнению законодательства в этой сфере. Помимо прочих осуществляемых функций, регламентируемых Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. ¹ 2202-1 (действующая редакция), в рамках надзора за законностью в сфере предпринимательской деятельности прокуратура вправе: приносить протест на правовой акт, противоречащий закону; вносить представление в орган или должностному лицу об устранении нарушений закона; принимать постановление о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении; участвовать в судебном процессе по рассмотрению дел.

Президент РФ Д.А. Медведев соответствии с Федеральным Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» поручил Генеральному прокурору страны взять под контроль защиту предпринимателей от незаконных проверок.

В качестве основополагающих принципов защиты прав рассматривается недопустимость проведения в отношении одного субъекта хозяйственной деятельности несколькими органами контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, а также недопустимость взимания указанными органами платы за проведение мероприятий по контролю [5].

– Информационно-аналитическое обеспечение безопасности хозяйствующих субъектов. Информационно-аналитические системы или специальные комиссии могут создаваться государственными органами как на федеральном уровне, так и уровне субъектов Федерации. Кроме того, большое значение могут иметь также информационные системы, создаваемые в муниципальных образованиях. В соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 23 апреля 1998 г. ¹ 378 «О Комиссии по вопросам информационного обеспечения безопасности» в Санкт-Петербурге в целях создания условий экономической безопасности для российских и иностранных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории города, создана Комиссия по вопросам информационного обеспечения безопасности предпринимательства. Задачами комиссии являются: выработка для администрации города предложений и рекомендаций по обеспечению безопасности предпринимательства; проведение предварительной экспертизы инвестиционных и иных проектов в части обеспечения безопасности; консультирование структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга по вопросам безопасности реализации проектов и программ, осуществляемых с участием российских и иностранных предпринимателей; оказание консультативного содействия иностранным и российским предпринимателям в обеспечении безопасности их деятельности на территории Санкт-Петербурга.

– Деятельность по эффективному предупреждению правонарушений и преступлений в экономической сфере, в т.ч. охранная деятельность. Среди государственных структур охранную деятельность осуществляют вневедомственная охрана (ВО) МВД РФ, ведомственная охрана федеральных министерств и ведомств, государственные унитарные охранные предприятия.

Уже несколько лет вневедомственная охрана находится в состоянии реформирования. Сначала решением Правительства страны службу перевели на сметно-бюджетное финансирование. Причем такая реорганизация стала альтернативой ликвидации структуры как таковой. Впоследствии служба разделилась на две составляющие, точнее, на базе военизированных, сторожевых и монтажных подразделений вневедомственной охраны было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», взявшее на себя часть ее функций [6].

Вневедомственная охрана МВД России при оказании услуг собственникам выполняет три основных функции: разработка, серийное производство, внедрение на охраняемые объекты и эксплуатация средств охранно-пожарной сигнализации; обеспечение оперативного реагирования специальными милицейскими группами задержания, которым предоставлены все права полиции общественной безопасности для пресечения противоправных действий; возмещение клиенту ущерба в случае ненадлежащего выполнения охраной своих договорных обязательств. В настоящее время под защитой подразделений вневедомственной охраны находятся 461,3 тыс. объектов.

Результатом налаженного взаимодействия службы вневедомственной охраны с региональными органами государственной власти явилось принятие под вневедомственную охрану значительного количества критически важных для национальной безопасности объектов. Обеспечена безопасность 37,2 тыс. критически важных объектов, из них 19,2 тыс. – особой важности, 14,9 тыс. – повышенной опасности и 3 тыс. – жизнеобеспечения, а также 1876 объектов топливно-энергетического комплекса, периметров 64 аэропортов, имеющих статус «международный», и объектов их инфраструктуры в 53 субъектах РФ [7].

Осуществляется взаимодействие по вопросам функционирования и с ведомственной охраной 13 федеральных органов исполнительной власти и двумя организациями численностью около 140 тыс. работников, а также с 3,5 тыс. подразделений юридических лиц с особыми уставными задачами.

В России идет процесс формирования негосударственной системы обеспечения безопасности предпринимательства, в которую включается: третейское разбирательство споров между хозяйствующими субъектами; страхование рисков хозяйственной деятельности; информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства некоммерческими и коммерческими организациями России; развитие частной охранно-детективной деятельности.

Защита интересов хозяйствующего субъекта возможна не только в результате обращения в государственные суды, но и через третейское разбирательство в рамках третейского суда. Третейское разбирательство может быть обеспечено двумя способами: включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки, а также заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Деятельность третейских судов направлена прежде всего на примирение сторон.

Третейские суды могут быть двух видов. Наибольшее распространение получили постоянно действующие третейские суды. Чаще всего они создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, саморегулируемых организациях предпринимателей, общественных объединениях, создаваемых представителями бизнеса. На начало 2011 г. насчитывалось 293 постоянно действующих третейских судов в 66 субъектах России. Постоянно действующие третейские суды имеют свои регламенты и устойчивую организационно-штатную структуру.

Часто создаются третейские суды для разрешения конкретного спора. Юристы называют такие суды «ad hoc» [9]. Как правило, правила разбирательства и процедуры рассмотрения спора в таких судах создаются самими участниками спора. Эти правила должны быть в обязательном порядке согласованы между сторонами, что вполне естественно, ибо очевидно, что без согласовательных процедур спор не может в данном случае быть рассмотрен.

Страхование имущества, рисков и личное страхование являются важным доступным для хозяйствующего субъекта путем повышения уровня безопасности и снижения тяжести последствий чрезвычайных событий. Согласно внесенным в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992 г. ¹ 4015-1 изменениям, одной из задач организации страхового дела является установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.

Хотя страхование и связано с дополнительными расходами, к нему необходимо прибегать при проведении операций, неудачный итог которых может оказаться фатальным для хозяйствующего субъекта. В последние годы получает все большее распространение обязательного страхования в различных сферах деятельности.

Одному хозяйствующему субъекту справляться с текущими проблемами сложно, на Западе уже давно бизнес решает свои проблемы, объединившись в ассоциации и союзы. В России сегодня также действуют объединения предпринимателей, среди которых заметную роль играют торгово-промышленные палаты.

Защита интересов предпринимателей, в т.ч. в вопросах безопасного ведения бизнеса, является одним из основополагающих направлений деятельности торгово-промышленных палат России. Торгово-промышленная палата РФ ведет активную работу в этой области, организуя и возглавляя эти процессы в ТПП субъектов Федерации, региональных ТПП. В составе палаты организован и активно работает Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, В рамках Комитета созданы подкомитеты и комиссии по отдельным направлениям работы.

Структурным подразделением Торгово-промышленной палаты РФ является Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции. Среди важнейших направлений его деятельности можно выделить: содействие формированию системы партнёрства государства и бизнеса в создании условий для стабильного функционирования и устойчивого развития предпринимательской деятельности; участие в подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности и противодействия коррупции; содействие формированию и развитию негосударственной системы обеспечения безопасности предпринимательства; организация информационно-аналитической работы в области экономической безопасности предпринимательства; координация деятельности торгово-промышленных палат Российской Федерации и членов ТПП РФ в формировании рынка услуг в области обеспечения экономической безопасности предпринимательства; ведение негосударственного Реестра надежных партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом; организация работы по выработке и реализации мер противодействия (предотвращения) так называемым «недружественным поглощениям» или враждебным захватам предприятий и организаций.

Читать дальше


Просмотров: 1145 | Добавил: x5443x | Теги: субъекты, хозяйствующий субъект, хозяйственная структура, обеспечении безопасности, обеспечение безопасности | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь